УДК 378
Н. В. Ионова, Н. В. Иванова
Технологии проблемного обучения в системе подготовки студентов психолого-педагогического направления
В статье рассматривается проблема формирования ключевых профессиональных компетенций у студентов психолого-педагогического направления. Раскрываются такие понятия, как «компетентность», «профессиональная компетентность», «проблемное обучение», «интерактивные технологии». Авторы представляют сравнительную характеристику основных проблемных зон в системе подготовки будущих воспитателей и детских практических психологов на различных этапах обучения. Наибольшее внимание в статье уделяется специфике формирования ключевых компетенций у студентов первого и второго курсов. Авторы описывают поэтапную технологию работы с будущими специалистами дошкольного образования на примере преподавания дисциплины «Детская психология». В работе раскрываются возможности использования проблемных педагогических технологий в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов. Предлагаются проблемные методы, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. В заключение описываются условия, при которых внедрение методов проблемного обучения на основе компетентностного подхода может стать эффективным, интересным и творческим процессом как для студента, так и для преподавателя.
Ключевые слова: компетентность, ключевые компетенции, проблемное обучение, групповые формы обучения, интерактивность, интерактивные технологии, метод кейсов, метод проектов.
N. V. Ionova, N. V. Ivanova
Technology of Problem-Based Learning in Training Students of Psycho-Pedagogical Orientation
We have done the analysis of the problem of formation of key professional competencies in training of students of psycho-pedagogical orientation. The authors pay attention to the analysis of such concepts as «competence», «professional competence», «problem-based learning», «interactive technology». The authors conducted a comparative description of the main problem areas in the training of future teachers and child clinical psychologists at various stages of training. The greatest attention is given to the specificity of the formation of core competencies in first-year and second-year students. The authors refer to the phased technology work with future pre-school education specialists on the example of teaching «Child Psychology». In this work the possibility of using the problem of pedagogical techniques depending on the needs and individual characteristics of students are revealed. The authors propose specific problem methods and techniques aimed at the development of the professional competence of future teachers of preschool educational institutions. In the conclusion the conditions are described under which the introduction of methods of the problem-based learning on the bases of the competence-based approach can be an effective, engaging and creative process for both students and teachers.
Keywords: a competence, key competences, group forms of learning, interactivity, interactive technologies, case study, a project method.
Актуальность проблемы активизации мыслительной деятельности студентов связана со сменой парадигмы образовательной системы на современном этапе. Стремительная информатизация общества, возможность свободного доступа к Интернету, быстрое устаревание знаний требуют постоянного пересмотра методов и приемов обучения на различных этапах получения образования. Сегодня важно не просто передать качественные знания подрастающему поколению, а научить получать эти знания самостоятельно. В связи с этим в практике высшей школы в качестве приоритетного выступает компетентност-ный подход к образованию, предполагающий использование деятельностных и проблемных технологий обучения.
Актуальность проблемы компетентностного подхода раскрывается в работах многих современных авторов (И. А. Зимняя [1], Н. В. Иванова [2], Н. В. Ионова [3], А. В. Хуторской [5]). Образование, по мнению ученых, должно быть ориентировано на формирование у студента ключевых компетенций в процессе актуализации элементов будущей практической деятельности.
В связи с этим понятия «компетенция» и «компетентность» широко используются в образовательной среде.
Под компетенцией понимается система «потенциальных знаний, представлений, ценностей, которые проявляются в компетентности человека» [1, с. 24].
© Ионова Н. В., Иванова Н. В., 2015
Технологии проблемного обучения в системе подготовки студентов психолого-педагогического направления
Компетентность - это уровень овладения той или иной компетенцией, «совокупность личностных качеств, обусловленных опытом деятельности в определенной личностно значимой сфере» [5, с. 110].
Таким образом, термины компетенция и компетентность на современном этапе рассматриваются как два взаимосвязанных явления, где компетентность - это потенциальные возможности личности, а компетенция - актуализированные в процессе деятельности знания, умения, способности, ценностные ориентации.
Проблемное обучение как способ актуализации знаний в процессе учения стало объектом научных исследований еще в начале XX в., преимущественно в западной педагогике (Д. Дьюи, Г. Гаудик и др.).
Психологические основы проблемного обучения как продуктивного процесса раскрыты в работах С. Л. Рубинштейна, автора теории мышления.
Подробное обоснование технологии предложено в работах М. И. Махмутова. По его мнению, проблемное обучение - это такое обучение, в котором комбинируются «самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов науки, а система методов и приемов построена с учетом принципа проблемно-сти» [4, с. 246]. Исходя из этого понятия, обучение, отвечающее требованиям проблемности, должно носить активный, творческий характер, содержать противоречие, проблемную ситуацию, в процессе решения которой студенты самостоятельно добывают знания, усваивают сложные теоретические понятия.
Таким образом, использование проблемного обучения в практике современного вуза полностью совпадает с требованиями компетентност-ного подхода, что позволяет сделать вывод об актуальности заявленной темы.
В рамках данной научной статьи мы предлагаем описание поэтапной технологии преподавания дисциплины «Детская психология» с использованием интерактивных и проблемных методов обучения.
Цель технологии: формирование готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в области детской психологии в условиях современной образовательной среды на основе овладения знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, воспитания осмысленного отношения к дошкольному периоду детства как самоценному этапу развития в жизни человека.
При реализации технологии и подборе методов обучения мы учли особенности аудитории. Поскольку дисциплина реализуется в течение трех семестров, на первом и втором курсе обучения, то вся работа построена с учетом специфики именно данной возрастной группы студенчества. Мы выделили следующие особенности первокурсников:
— во-первых, студенты 1-2 курса, как правило, ориентированы на визуальное восприятие информации, значит, необходимо использовать наглядные приемы в обучении;
— во-вторых, у них не сформированы в должной степени умения работать с литературой, они не могут самостоятельно проанализировать научный текст, выделить в нем главные мысли и понятия, что требует от преподавателя включения в процесс обучения приемов, направленных на анализ текстовой информации;
— в-третьих, студенты испытывают трудности в саморегуляции, так как по сравнению со школой снижается уровень контроля со стороны преподавательского состава, что актуализирует необходимость использования разнообразных форм и методов промежуточного и итогового контроля;
— в-четвертых, вчерашние школьники не всегда осознанно выбирают будущую профессию, а значит, часть из них психологически не мотивирована на профессиональную деятельность, что требует от преподавателя усиления мотивации на изучение той или иной дисциплины.
Процесс изучения курса «Детская психология» направлен на формирование у будущих воспитателей следующих профессиональных компетенций:
— готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
— готов использовать знание различных теорий обучения и развития детей дошкольного возраста (ОПК-4);
— способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
— готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников (ПКД-4).
Рассмотрим специфику формирования профессиональных компетенций у будущих воспитателей в процессе преподавания «Детской психологии» на основе технологии проблемного обучения, которая реализуется поэтапно.
На первом этапе (создание иллюзии незнания, мотивация к изучению дисциплины) вводные занятия начинаются с проблемных лекций, где студентам предлагаются вопросы, ответы на которые заведомо находятся вне рамок их уровня компетенций на начальном этапе. Например, это может быть обсуждение тем «Есть ли сознание у животных?», «Может ли человек приобрести социальные навыки, если ему не навязывать условий воспитания?» На первых лекциях можно привести примеры из серии «жестокие эксперименты», предложить студентам высказать свое мнение об этической составляющей их проведения. С целью мотивации на изучение детской психологии будущим дошкольным работникам можно дать задания проблемно-
исследовательского характера. Например, понаблюдать за ситуациями общения взрослых и детей в магазинах, в общественном транспорте, на остановке, сделать выводы, когда интересы и мнения детей учитывались, а когда - нет, к чему это может привести в будущем. Все это направлено на формирование профессиональной компетенции «готовность обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников» (ПКД-4).
На втором этапе (осознание учебного материала) используются активно-деятельностные и проблемные технологии. Например, интерактивные лекции, деловые игры, дискуссии (дискуссия на тему «Чему дети могут научить взрослых?», деловая игра «Кризис трех лет» и др.). Проигрывая различные социальные роли, студенты моделируют элементы будущей профессиональной деятельности, интерпретируя освоенный теоретический материал. Для того чтобы научить студентов работать с литературой, документами, можно использовать кейс-стади, или метод проблемных ситуаций. С помощью проблемных заданий обучающимся предлагается объяснить понятие, явление, применяя знание психологических теорий и закономерностей. При этом можно использовать работу с художественными текстами. Например, студентам дается для анализа фрагмент текста из произведения П. Зюскинда «Парфюмер». Они должны объяснить психологию главного героя - Жана-Батиста Гренуя, совершившего серию жестоких убийств, с точки зрения одной из известных психологических концепций (психоанализ, бихевиоризм, теория привязанности). Использование данных методов и приемов направлено на формирование такой профессиональной компетентности, как «готов-
ность использовать знание различных теорий обучения и развития ребенка» (ОПК-4).
На третьем этапе (развитие самостоятельности и креативности) в процессе изучения дисциплины внимание следует уделять преимущественно процессу развития творческого мышления, креативности студентов. Необходимо, чтобы знания не давались в готовом виде, чтобы в процессе поиска недостающих знаний студенты проявляли свои творческие способности, склонности и интересы. При этом повышается мотивация студентов к изучению дисциплины и дальнейшей профессиональной деятельности в целом. Например, студентам предлагается написать эссе на одну из предложенных цитат по детской психологии, придумать «вредные советы» для педагогов в работе с капризными детьми. Можно использовать такие методы обучения, как «мозговой штурм», «дерево решений», «шесть шляп критического мышления» [3, с. 97]. Для формирования профессиональной мотивации, компетенции в области «применения качественных и количественных методов в психологических исследованиях» (ОПК-2) студентам предлагается организовать мини-эксперимент. Например, провести диагностику на выявление страхов, агрессивности у дошкольников («Кактус», «Несуществующее животное»); организовать научное исследование по проблемам этнопсихологии детства: на примере картин любимого художника проследить специфику отношения к детству в конкретную историческую эпоху (по мотивам работ Ф. Ариеса). Таким образом студенты учатся самостоятельно формулировать гипотезы, делать выводы.
На четвертом этапе (закрепление и применение материала) предлагаются задания для самостоятельной работы на закрепление и применение полученных знаний. Используется проектный метод, побуждающий студентов к сравнению, обобщению различных научных фактов. Предлагаются следующие задания: сделать вырезки из газет и журналов, составить коллаж на тему «После трех уже поздно»; произвести выборку из статей интернет-сайтов, научных журналов, подготовить научную статью «Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников». Данные методы и приемы направлены на формирование профессиональной компетенции «готовность обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности» (ПКД-3).
На пятом этапе (контроль и проверка) важно
Технологии проблемного обучения в системе подготовки студентов психолого-педагогического направления
оценить эффективность используемых методов и результатов освоения дисциплины. Помогает это сделать система форм контроля с включением элементов проблемного обучения. Промежуточный контроль проводится в виде творческих заданий, написания самостоятельных контрольных работ, решения практических ситуаций и т. п. на каждую из профессиональных компетенций. Итоговый контроль предполагает экзамен, в который также включены задания трех уровней -это тестовые задания и защита проектов или портфолио. В содержание портфолио студенты включают разработанные в процессе изучения дисциплины кейсы, научные статьи, эссе, диагностические исследования.
Эффективное использование проблемного обучения для развития профессиональных компетенций у студентов возможно только при реализации следующих условий:
- использование разнообразных форм и методов командной работы при организации обучения, предусматривающих деловое взаимодействие преподавателя и студентов (кейс-стади, метод проектов, групповые дискуссии, ролевая игра);
- включение различных вариантов и способов проблемного обучения в содержание учебного материала на этапах мотивации, осознания, закрепления, проверки и контроля (проблемные задания на объяснение фактов и закономерностей, на решение жизненных ситуаций, на выдвижение гипотез и проверку результатов, на обобщение и систематизацию выводов);
- подготовка преподавателей вуза к проведению занятий и внедрению технологии проблемного обучения с целью формирования профессиональных компетенций у студентов;
- активизация сотрудничества с работодателями, обеспечивающего расширение возможностей студентов для организации исследований на базе дошкольных образовательных организаций, а также способствующего включению практических работников в образовательный процесс вуза (приглашение их на учебные занятия, деловые игры, защиты проектов в качестве экспертов и др.).
Таким образом, при реализации всех вышеперечисленных условий технология проблемного
обучения может стать эффективным средством формирования профессиональных компетенций у студентов вуза. Это не только позволит оптимизировать процесс обучения, но и значительно повысит уровень профессиональной подготовки будущих дошкольных работников, мотивации их на работу в качестве воспитателя или детского практического психолога.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 30 с.
2. Иванова, Н. В. Современные представления о социальном пространстве [Текст] / В. С. Данюшенков, Н. В. Иванова // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 28-33.
3. Ионова, Н. В. Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов [Текст] / Н. В. Ионова // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. -2014. - № 5 (58). - С. 96-99.
4. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - С. 246-258.
5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
Bibliograficheskij spisok
1. Zimnjaja, I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativnaja celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Tekst] / I. A. Zimnjaja. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. - 2004. - 30 s.
2. Ivanova, N. V. Sovremennye predstavlenija o so-cial'nom prostranstve [Tekst] / V. S. Danjushenkov, N. V. Ivanova // Pedagogika. - 2004. - № 9. - S. 28-33.
3. Ionova, N. V Kejs-tehnologija kak sredstvo razviti-ja kriticheskogo myshlenija u studentov [Tekst] / N. V. Ionova // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstven-nogo universiteta: Nauchnyj zhurnal. - 2014. - № 5 (58). - S. 96-99.
4. Mahmutov, M. I. Problemnoe obuchenie. Osnovnye voprosy teorii [Tekst] / M. I. Mahmutov. - M. : Pedagogika, 1975. - S. 246-258.
5. Hutorskoj, A. V Kljuchevye kompetencii. Tehnologija konstruirovanija [Tekst] / A. V Hutorskoj // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 5. - S. 55-61.