Научная статья на тему 'Актуализация понятий «Компетенция», «Компетентность», «Компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования'

Актуализация понятий «Компетенция», «Компетентность», «Компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3152
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неофилология
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENCE APPROACH / KEY COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туманова Айнагуль Бектасовна

Изложен краткий обзор употребления актуальных в современной науке терминов: компетенция, компетентность, компетентностный подход с целью определить к ним авторское отношение. Рассматривается проблема формирования образовательных (ключевых) компетенций у обучающихся, представлена попытка поспособствовать повышению качества образования и решению проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующего международным стандартам. Современное общество требует формирования конкурентоспособного специалиста, умеющего реагировать на быстроменяющиеся обстоятельства жизни, в связи с чем является актуальным определение целостной системы ключевых компетенций, среди которых важное место занимает коммуникативная компетенция. Совершенствование данного вида компетенции необходимо для эффективного осуществления речевой деятельности как в сфере социально-культурной, так и в будущей профессиональной. Это объясняется тем, что речь, с одной стороны, является средством общения и взаимодействия между людьми, с другой стороны, показателем интеллектуального потенциала будущего специалиста. Утверждается, что внедрение компетентностного подхода в вузы повышает эффективность учебного процесса, и, соответственно, будет повышаться качество образования. Поэтому необходима разработка новых стандартов обучения, новых типовых и рабочих программ, учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий, ориентированных на ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE CONCEPT “COMPETENCE”, “COMPETENCY”, “COMPETENCE APPROACH” IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION

A short review of use of relevant terms in modern science: competence, competency and competence approach with the aim of defining the author’s relation is given. The problem of formation of educational (key) competences at students is reviewed, an attempt to provide the rise of the quality of education and the decision of the problem of preparation of highly qualified specialist, who will suit the international standards is presented. Modern society requires the formation of competitive specialist, who can react on the rapidly changing life circumstances, because of this the concept of full system of key competences is relevant, where an important place takes communicative competence. The improvement of this type of competence is needed for effective implementation of speech activity both in the sphere of social-cultural and for future profession. This is explained by the reason that the speech of the one hand is the mean of communication and interaction between people, on the other hand the marker of intellectual potential of future specialist. It is stated that the implementation of competence approach in the institutes of higher education increases the efficiency of educational process and accordingly will increase the quality of education. That is why the development of new standards of education, new typical and working programs, educational and methodic complexes, textbooks and school-books, oriented on the expected results is needed.

Текст научной работы на тему «Актуализация понятий «Компетенция», «Компетентность», «Компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования»

МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 37

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ», «КОМПЕТЕНТНОСТЬ», «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД» В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

© Айнагуль Бектасовна ТУМАНОВА

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан, доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и мировой литературы, e-mail: a.tumanova@inbox.ru

Изложен краткий обзор употребления актуальных в современной науке терминов: компетенция, компетентность, компетентностный подход с целью определить к ним авторское отношение. Рассматривается проблема формирования образовательных (ключевых) компетенций у обучающихся, представлена попытка поспособствовать повышению качества образования и решению проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста, соответствующего международным стандартам. Современное общество требует формирования конкурентоспособного специалиста, умеющего реагировать на быстроменяющиеся обстоятельства жизни, в связи с чем является актуальным определение целостной системы ключевых компетенций, среди которых важное место занимает коммуникативная компетенция. Совершенствование данного вида компетенции необходимо для эффективного осуществления речевой деятельности как в сфере социально-культурной, так и в будущей профессиональной. Это объясняется тем, что речь, с одной стороны, является средством общения и взаимодействия между людьми, с другой стороны, показателем интеллектуального потенциала будущего специалиста. Утверждается, что внедрение компетентностного подхода в вузы повышает эффективность учебного процесса, и, соответственно, будет повышаться качество образования. Поэтому необходима разработка новых стандартов обучения, новых типовых и рабочих программ, учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий, ориентированных на ожидаемые результаты.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентностный подход; ключевые компетенции; коммуникативная компетенция.

В системе образования в последние десятилетия обрели большую популярность такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Данные термины рассматриваются с различных позиций, поэтому не имеют однозначного толкования.

Обзор литературы позволяет говорить о том, что одни исследователи рассматривают понятия «компетенция» и «компетентность» как синонимичные, или как взаимообусловленные и взаимодополняемые понятия, другие же - различают их как два самостоятельных понятия. Согласно первой точке зрения: понятие «компетенция» (от лат. - способный, знающий, осведомленный, авторитетный) означает позитивную оценку, некое знание и умение, вызывающее доверие к специалисту, уровню его профессиональной подготовлен-

ности. Отсюда термины «компетенция» и «компетентность» понимаются как: способность делать что-либо эффективно; соответствие требованиям при трудоустройстве; способность выполнять профессиональные функции (Глоссарий терминов Европейского фонда образования - ЕФО, 1997).

Согласно другой точке зрения термин «компетентность» - это социально-профессиональная деятельность человека, основанная на знаниях, т. е. компетенциях (Дж. Равен). По мнению А.В. Хуторского, данные понятия разделяются следующим образом: компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), сформированных в пределах каких-либо предметов (процессов) и необходимых для качественной продуктивной деятельности. А компе-

тентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1, с. 35].

Следует отметить большой вклад в разработку проблем, связанных с изучением и использованием понятий «компетенция» и «компетентность», российских и зарубежных исследователей Л.А. Петровской, Т.Г. Бари-новой, А.Г. Бермус, Е.А. Быстровой, О.Е. Лебедева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, О.Е. Лебедева, Е.В. Зеленской, А.В. Хуторского, Э.Ф. Зеер, Б. Оскарс-сон, Дж. Равен, Д.Е. Дэвидсона, М.Д. Аскич и других, а также казахстанских ученых: М.Ж. Джадриной, К.К. Жанпеисовой, К.Л. Кабдоловой, Ж.Х. Салхановой, К.У. Ку-наковой, Г.Д. Аульбековой, В.А. Болотова, В.В. Серикова, Ж.Т. Даулетбековой, А.Б. Тумановой, Б.А. Ариновой, В.Е. Абаева, Ж.Н. Бисенбаевой и др.

Понятие «компетенция» в образовании применительно к теории языка ввел Н. Хом-ский в 70-х гг. ХХ в. в США, где данное понятие стало широко использоваться (затем и в странах Европы) в связи с проблемой индивидуализации обучения. Поэтому американские ученые связывают компетентность не с профессиональной характеристикой, а с общей характеристикой субъекта. Н. Хом-ский предлагает различать знание языка и компетенции, под знанием он выделяет систему языка, а под компетенцией - использование языка в конкретных ситуациях [2].

На сегодняшний день всем понятно, что обществу нужны специалисты с багажом знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям рынка труда, имеющие способности решать задачи в практической деятельности. В связи с этим мы согласны с мнением Г.К. Селевко о том, что термины компетенция и компетентность разграничиваются: компетенция есть образовательный ресурс, выражающийся в подготовленности выпускника. В реальном владении методами, средствами деятельности форма сочетания знаний, умений, навыков позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды. Компетентность есть интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте [3, с. 163].

В рамках непрерывного образования выделяются следующие виды компетенций: готовность к научному, системному познанию мира, готовность к социализации и общественной деятельности, стремление совершенствовать себя. Что же касается высшего образования, целью которого является подготовка квалифицированного специалиста, то компетентность определяется в узкой сфере профессиональной деятельности и в широкой области профессиональной деятельности, в общенаучной сфере, в сфере социальных отношений. В связи с этим совершенно справедливо утверждение Ж.Х. Салхано-вой о том, что особую актуальность приобретает расширение и разработка в образовательной программе всех видов учебной деятельности, приближенной к профессиональной. При создании планов внеучебных мероприятий следует учитывать необходимость формирования ценностно-смысловых и социальных компонентов компетентности будущего специалиста [4, с. 77-78].

М.В. Рыжаков отмечает, что быть компетентным означает способность мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт [5, с. 12-24]. По мнению Ж.Х. Салхано-вой, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенные на условия конкретной деятельности. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Таким образом, компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Связь эта очевидна: без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция [4, с. 83-84].

Обобщая материал по рассматриваемому вопросу, приведем толкование компетенции в образовании (оно несколько отличается от указанных значений) - это совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения по той или иной дисциплине, а также способность к выполнению каких-либо определенных видов деятельно-

сти. Отсюда следует, что компетентность -непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Кроме того, понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [6]. Данное понятие включает результаты обучения (знания, умения и навыки), систему ценностных ориентаций, привычки и др. В связи с этим компетентности формируются не только в процессе обучения в школе и вузе, но и под влиянием семьи, социального окружения, политики, культуры и т. п. [7].

Компетентность - это готовность и способность личности реализовать свою образованность в условиях практической деятельности. Соответственно профессиональная компетентность включает в себя собственно профессиональное образование человека, опыт работы по специальности, постоянное повышение уровня образования и квалификации, его социальную зрелость (ответственное отношение к работе, проявление инициативности, креативности, толерантности и др.). Все эти моменты должны учитываться в структуре и содержании образования на всех его уровнях (М.Ж. Джадрина, К.Т. Арынов, Г.З. Байжасарова, Д.Н. Кулибаева, С.Д. Му-канова, Ж.Х. Салханова и др.).

В данной работе мы используем термины компетенция и компетентность как понятия, неразрывно связанные друг с другом: формирование определенных знаний, умений и навыков (компетенции), которыми нужно владеть, а уровень сформированности определенных знаний, умений и навыков определяет уровень владения ими (компетентность). Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности, т. е. овладение обучающимся рядом социально необходимых компетенций (названных в науке ключевыми), которые позволят субъекту действовать адекватно в незнакомой ситуации.

Коммуникативный подход. Конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции, которые могут использоваться в его практической деятельности. В совре-

менных условиях уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Соответственно в педагогической среде акцентируется внимание на компетентностном подходе в преподавании, конечным результатом которого является моделирование специалиста -компетентного человека, т. е. специалиста с развитыми компетенциями в различных сферах деятельности (О.Е. Лебедев, Т.Г. Барино-ва, Д.Е. Дэвидсон, Э.Ф. Зеер, М.Ж. Джадрина, В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.).

Таким образом, компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения (О.Е. Лебедев, Д.Е. Дэвидсон, Э.Ф. Зеер, А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, Е.В. Зеленская, А.В. Хуторской и др.).

В системе образования различают 3 важных этапа становления компетентностного подхода:

1-й этап (1960-1970 гг.) - вводится в научный оборот термин «компетенцция», выделяются факторы для дифференциации терминов «компетенция» и «компетентность»;

2-й этап (1970-1990 гг.) - используются термины «компетенция» и «компетентность» в профессиональной подготовке в сфере менеджмента (теория и практика);

3-й этап (с 1990 г.) - рассматривается компетентность в образовании как профессиональная компетентность.

В период 3-го периода развития компе-тентностного подхода в содержании документов ЮНЕСКО определяются компетенции, которые должны рассматриваться всеми как ожидаемые результаты образования. Кроме того, устанавливается необходимость введения компетентностного подхода в систему современного образования в связи с требованиями Болонского процесса.

Образовательный процесс при компе-тентностном подходе выполняет роль основного средства целенаправленной подготовки студентов к самообразованию, благодаря чему обучающийся научится самостоятельно проектировать и двигаться к осуществлению своих жизненных и профессиональных задач. Следовательно, как утверждает Ж.Х. Салха-нова, современный качественный результат образования представляет собой предварительно выделенный состав определенных компетенций, отраженный в компетентност-ной модели образования и модели выпускника как соответствующей заказу потребителя, социальному заказу. Соответственно модель специалиста и является не только основным показателем качества и результата образования, но и системообразующим фактором для определения качественных характеристик как всего категориального состава системы компетентностного образования, так и характеристик составляющих его компонентов: стратегии, цели, содержания, методов, технологий, средств обучения, форм контроля и оценки и т. д. [4, с. 83].

Таким образом, совокупность определенных знаний, умений и навыков, называемые компетенциями, должна быть конкретно обозначена в программах, силлабусах как ожидаемые результаты, которыми обучающемуся нужно овладеть.

Изучение научно-методической литературы по развитию ключевых компетенций в разных странах (см. систему образования в Нидерландах, Австрии, Британии) убеждает в том, что ключевые компетенции - это необходимое условие повышения качества

высшего и среднего профессионального образования, это совокупность компетенций, позволяющих вести себя уверенно и адекватно той или иной ситуации.

По словам А.Г. Бермус, формулировки ключевых компетенций представляют наибольший разброс мнений; при этом используются как европейская система ключевых компетенций, так и классификации российских и казахстанских ученых, в составе которых представлены от 3 до 39 различных видов компетенций. Для разных типов деятельности ученые выделяют различные виды компетентности. Наиболее общими среди них можно выделить следующие компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенции личностного самосовершенствования [8]. Приведем некоторые из них. Например, Советом Европы (1996) определяются 5 групп ключевых компетенций, о формировании которых очень важно знать при обучении по современным образовательным программам:

1) политические и социальные компетенции, такие, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;

2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (межкультурные компетенции);

3) компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни;

4) компетенции, связанные с возникновением информационного общества;

5) способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане.

Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» выделяют в структуре ключевых компетентностей:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в т. ч. внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в т. ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах компетентности.

Ж.Х. Салханова, основываясь на данной классификации ключевых компетенций / компетентностей, выделяет 4 блока компетенций (10 основных видов компетенций), которые в дальнейшем проявятся в качестве компетентностей:

1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;

3) компетенции, относящиеся к деятельности человека;

4) компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Кроме того, Ж.Х. Салханова отмечает, что компетенции намного шире суммы знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, хотя формируются на их основе [4, с. 86].

К.Ж. Аганина же выделяет в качестве ключевых всего 3: компетентность решения

проблем, информационную компетентность, коммуникативную компетентность [6].

Обзор научной литературы позволяет утверждать, что ключевые компетенции очень разнообразны, многомерны, многопрофильны и могут использоваться в различных сферах деятельности обучающего: в учебной, научной и будущей профессиональной деятельности. По мнению Ж.Н. Би-сенбаевой, «компетентностный подход, наряду с личностно-ориентированным, являясь ведущей образовательной парадигмой в методологическом плане, оказывает влияние на основные компоненты системы языкового образования: цели, содержание, методы обучения [7]. Этот подход включает результаты обучения (знания, умения и навыки), систему ценностных ориентаций, привычки и др. В связи с этим компетентности формируются не только в процессе обучения в школе и вузе, но и под влиянием семьи, социального окружения, политики, культуры и т. п.

Компетентностный подход позволяет осуществлять обучение иностранному языку с учетом реальных потребностей общества / личности, практики социального межкультурного взаимодействия, основывать учебный процесс на мотивации обучающихся, формировать и развивать ценностные ориентиры» [9, с. 44].

Иными словами, ключевые компетенции формируются в процессе реализации компе-тентностного подхода, сущность которого заключается в том, что обучающийся должен ставиться в различные ситуации, в которых он должен вести себя адекватно целям и задачам общения, для чего ему необходимо использовать полученные знания, умения и навыки. Совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых обучающемуся для его практической деятельности, А.В. Ху-торский называет образовательными компетенциями. Мы согласны с выбором такого термина - образовательные компетенции, т. е. способствующие получению образования (знаний по какой-либо дисциплине, области, сфере), образованности (суммы определенных компетенций) в определенной сфере деятельности обучающегося: учебной, учебно-научной, научной, профессиональной.

Таким образом, основываясь на вышеуказанных классификациях ключевых компетенций, предлагаем выделить следующие

(применительно к языковым дисциплинам) образовательные компетенции: коммуникативная компетенция, информационная компетенция, социально-культурная компетенция, предметная компетенция, учебно-профессиональная компетенция. Ведущей из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, формирование которой непосредственно ведется в процессе обучения языку (английскому, казахскому, русскому). При этом формирование профессиональной коммуникативной компетенции осуществляется в пределах системы высшего образования. Отсюда понятно, что роль языковых дисциплин в вузе еще больше повышается, это требование времени, современного рынка труда. В этой связи требуется совершенствовать программы, конкретизировать цели, задачи и конечные результаты (компетенции), внедрять современные эффективные формы и методы работы в учебный процесс.

Объективная необходимость модернизации современной системы обучения (в частности и языкам) в Казахстане нашла свое выражение в уровневой организации учебного процесса, во внедрении кредитной технологии обучения. На наш взгляд, это способствует повышению качества образования. Уровневое обучение языку как важному элементу общей и профессиональной культуры и средству профессионального общения приобрело особую актуальность [10-14]. Кроме того, в стране с 2005 г. идет реализация национально-культурного проекта «Триединство языков в Республике Казахстан», что также актуализирует необходимость знания языков. С целью осуществления компетент-ностного подхода разработаны и внедрены новые стандарты и новые дисциплины. Так, для студентов неязыковых вузов республики изучение дисциплины «Профессиональный русский язык» / «Профессиональный казахский язык» / «Профессиональный английский язык» - это не только средство овладения будущей специальностью, но и возможность осуществлять в будущем компетентное профессиональное общение, что позволит легко адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности.

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного об-

разования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

2. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

3. Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3.

4. Салханова Ж.Х. Компетентность и компетенции. Алматы, 2013.

5. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции для Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.

6. Аганина К.Ж. Окушылардынэкономикалык бшм берудш дидактикалык непздер: пед. гыл.: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 2004.

7. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. 2012. 10 июля.

8. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: //www.eidos.ru/jornal/2002/0423. htm (дата обращения: 10.08.2015).

9. Бисенбаева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров на основе современных педагогических технологий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 2013.

10. Туманова А.Б. Уровневое обучение языкам в техническом вузе как один из способов повышения речевой культуры // Русская речевая культура и текст: 8 Международная научная конференция. Томск, 2014. С. 314-318.

11. Tumanova A.B., Dauletbekova Z.T. and other. Level of language learning in a technical college in polylingual specialist training // 4 International Conference on Science and Technology. L., 2014.

12. Туманова А.Б., Павлова Т.В. Коммуникативные технологии обучения русскому языку как один из эффективных способов подготовки будущих специалистов // Язык и межкультурная коммуникация: сборник материалов 3 Международной научно-теоретической конференции. Алматы, 2014. С. 35-38.

13. Туманова А.Б. Реализация компетентностного подхода в преподавании русского языка в техническом вузе // Компетенции и компе-тентностный подход в современном образовании: коллективная монография. М., 2013. С. 210-230.

14. Tumanova A.B., Kurmanbay G.S., Pavlova T.V. Formation of communicative competences at trainees in process of languages training in non-language higher education institution // Science and World. International scientific journal. Volgograd, 2014. Vol. 3. № 5 (9). P. 74-79.

1. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno orientirovannogo obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64.

2. Khomskiy N. Yazyk i myshlenie. M., 1972.

3. Selevko G.K. Pedagogicheskie kompetentsii i kompetentnost' // Sel'skaya shkola. 2004. № 3.

4. Salkhanova Zh.Kh. Kompetentnost' i kompetentsii. Almaty, 2013.

5. Ryzhakov M.V. Klyuchevye kompetentsii dlya Evropy // Standarty i monitoring v obrazovanii. 1999. № 2.

6. Aganina K.Zh. Okushylardynekonomikalyk bilim berudin didaktikalyk negizder: ped. gyl.: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Almaty, 2004.

7. Nazarbaev N.A. Sotsial'naya modernizatsiya Kazakhstana: Dvadtsat' shagov k Obshchestvu Vseobshchego Truda // Kazakhstanskaya pravda. 2012. 10 iyulya.

8. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. URL: //www.eidos.ru/jornal/2002/0423. htm (data obrashcheniya: 10.08.2015).

9. Bisenbaeva Zh.N. Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii u budushchikh ofitserov na osnove sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiy: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Almaty, 2013.

10. Tumanova A.B. Urovnevoe obuchenie yazykam v tekhnicheskom vuze kak odin iz sposobov

povysheniya rechevoy kul'tury // Russkaya rechevaya kul'tura i tekst: 8 Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Tomsk, 2014. S. 314318.

11. Tumanova A.B., Dauletbekova Z.T. and other. Level of language learning in a technical college in polylingual specialist training // 4 International Conference on Science and Technology. L., 2014.

12. Tumanova A.B., Pavlova T.V. Kommunikativnye tekhnologii obucheniya russkomu yazyku kak odin iz effektivnykh sposobov podgotovki budushchikh spetsialistov // Yazyk i mezhkul'tur-naya kommunikatsiya: sbornik materialov 3 Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konfe-rentsii. Almaty, 2014. S. 35-38.

13. Tumanova A.B. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v prepodavanii russkogo yazyka v tekhnicheskom vuze // Kompetentsii i kompe-tentnostnyy podkhod v sovremennom obrazovanii: kollektivnaya monografiya. M., 2013. S. 210-230.

14. Tumanova A.B., Kurmanbay G.S., Pavlova T.V. Formation of communicative competences at trainees in process of languages training in non-language higher education institution // Science and World. International scientific journal. Volgograd, 2014. Vol. 3. № 5 (9). P. 74-79.

Поступила в редакцию 10.09.2015 г.

UDC 37

ACTUALIZATION OF THE CONCEPT "COMPETENCE", "COMPETENCY", "COMPETENCE APPROACH" IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION

Ainagul Bektasovna TUMANOVA, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Republic of Kazakhstan, Doctor of Philology, Professor of Russian Philology and World Literature Department, e-mail: a.tumanova@inbox.ru

A short review of use of relevant terms in modern science: competence, competency and competence approach with the aim of defining the author's relation is given. The problem of formation of educational (key) competences at students is reviewed, an attempt to provide the rise of the quality of education and the decision of the problem of preparation of highly qualified specialist, who will suit the international standards is presented. Modern society requires the formation of competitive specialist, who can react on the rapidly changing life circumstances, because of this the concept of full system of key competences is relevant, where an important place takes communicative competence. The improvement of this type of competence is needed for effective implementation of speech activity both in the sphere of social-cultural and for future profession. This is explained by the reason that the speech of the one hand is the mean of communication and interaction between people, on the other hand the marker of intellectual potential of future specialist. It is stated that the implementation of competence approach in the institutes of higher education increases the efficiency of educational process and accordingly will increase the quality of education. That is why the development of new standards of education, new typical and working programs, educational and methodic complexes, textbooks and school-books, oriented on the expected results is needed. Key words: competence; competency; competence approach; key competence; communicative competence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.