Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллект-карта / системно-деятельностный подход / визуализация / методика преподавания истории / урок истории. / Intellect card / system-activity approach / visualization / methods of teaching history / history lesson.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключникова Н. В., Юрьева С. Ю.

Рассматривается один из активных методов обучения – метод «интеллект-карта», обосновывается значение и принципы его применения в образовательном процессе, в частности на уроках истории. Анализируется структура и виды ментальных карт, а также принципы построения. Определены положительные стороны данного метода на уроках истории в качестве нового способа подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ключникова Н. В., Юрьева С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF USING MIND-MAPS IN HISTORY LESSONS AT SCHOOL

The application of the intellect card method in the educational process, in particular, in history lessons. The structure and types of mental maps as well as the principles of construction are considered. The positive aspects of this method in history lessons as a new way of presenting information are identified.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

УДК 372.893

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

© 2022 Н. В. Ключникова1, С. Ю. Юрьева2

1 кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории e-mail: elfimowanatalia @ yandex. ru 2 аспирант кафедры зарубежной истории e-mail: YrevaS. U.2010@yandex.ru

Воронежский государственный педагогический университет

Рассматривается один из активных методов обучения - метод «интеллект-карта», обосновывается значение и принципы его применения в образовательном процессе, в частности на уроках истории. Анализируется структура и виды ментальных карт, а также принципы построения. Определены положительные стороны данного метода на уроках истории в качестве нового способа подачи информации.

Ключевые слова: интеллект-карта, системно-деятельностный подход, визуализация, методика преподавания истории, урок истории.

THE TECHNOLOGY OF USING MIND-MAPS IN HISTORY LESSONS AT SCHOOL

© 2022 N. V. Klyuchnikova1, S. Y. Yureva2

1Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign History

e-mail: elfimowanatalia @ yandex. ru 2 Postgraduate Student of the Department of Foreign History e-mail: YrevaS. U.2010@yandex.ru

Voronezh State Pedagogical University

The application of the intellect card method in the educational process, in particular, in history lessons. The structure and types of mental maps as well as the principles of construction are considered. The positive aspects of this method in history lessons as a new way of presenting information are identified.

Keywords: Intellect card, system-activity approach, visualization, methods of teaching history, history lesson.

В новое десятилетие отечественная система образования вошла вместе с множественными вызовами времени: применение технологий дистанционного обучения, расширение коммуникативного пространства, смены поколений обучающихся (современным детям свойственна фрагментарность мышления, мультизадачность, мобильность и др.). Предметные уроки стали не самоцелью, а средством достижения универсальных учебных действий: большое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков постановки цели, планирования, самооценки, анализа действий, рефлексии. Предметы гуманитарного цикла помогают школьнику развить словесно-логическое мышление, правильно строить речь, уметь аргументировать свое мнение. История учит работать с различными источниками информации и умело оперировать большим количеством данных: знания об исторических эпохах содержатся не только в учебниках, но и в культурных традициях, географических изменениях, названиях, экономической ситуации и многом другом. История во многом

определяет социально-нравственную позицию юного гражданина, его отношение к национальной культуре, опыту предшествующих поколений, событиям и героям прошлых эпох, своему предназначению в жизни [1; 2; 3-7; 10-12; 14-21; 23-29]. Какой бы аспект истории мы не рассматривали, для понимания требуются представления о мире как системе. В связи с этим преподаватели данной дисциплины зачастую обеспечивают учащихся большим объемом знаний с помощью уже традиционных методов: конспектов, схем или таблиц. Действительно, их преимуществом является отражение логической и временной последовательности, что помогает определить время и место, а иногда и значение события. Уже в середине XX в. было доказано, что мыслительные процессы человека целостны, так как затрагивают как правое, так и левое полушарие, и трехмерны. Информация может распространяться по участкам мозга самым непредсказуемым для нас путем. Из практики мы также знаем, что чем больше у ученика словесных или визуальных образов, которые позволяют узнать тему, тем прочнее она запоминается. Об этом также пишет Е.П. Перминова [13]. Таким образом, возникает определенное несоответствие формы и желаемого содержания: все ассоциации действительно сложно записать в двумерных схемах, таблицах и конспектах, не нарушив их логики.

В исследовании была использована следующая совокупность методов: изучение и анализ нормативных документов, анализ и обобщение педагогического опыта, а также положения системного и гуманистического подходов к образованию.

Одним из решений данной проблемы стало применение в обучении «интеллект-карт». Технология была разработана Т. Бьюзеном. Фактически он предложил свой вариант визуализации радиантного мышления с помощью изображения любой единицы информации (текста, даты, даже рисунка или мысли) в графической форме [9]. В отечественной науке похожим приемом можно считать «метод опорных конспектов» В.Ф. Шаталова. Записи обучающихся он сравнивал с краткими пометками учителя на доске. «Новая методика, -подчеркивал педагог-новатор, - предусматривает, что такую доску после каждого урока уносит с собою домой каждый ученик» [30, с. 4]. В опорном конспекте изображаются основные тезисы темы в виде некой схемы, однако ее расположение может значительно изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей школьника, в соответствии со способностями и фантазией ученика. Соответственно, если ученик хорошо продумал все внутренние связи, разработал систему пометок, выбрал нужную форму, то такой конспект останется в памяти. Недостатком данного метода является отсутствие четкого и подробного алгоритма построения.

Инновация метода Бьюзена заключается в наличии правил и способов создания интеллектуальных карт. В особенности делается акцент на визуальном способе представления информации - образах и цветовой гамме. Большую и объемную тему, которую нужно проанализировать и запомнить, можно представить схематически, нарисовать. Педагог считает, что, с одной стороны, интеллект-карта дает возможность сосредоточиться на деталях, а с другой - обеспечивает масштабную перспективу [8, с. 20]. Так, наша карта может становиться аналитическим инструментом для решения любой проблемы. Эффективность метода обусловливается тем, что итоговый вариант повторяет радиантную нейронную структуру мозга.

В качестве основных элементов карты используются:

- центральная фигура, ярко передающая главный предмет исследования;

- основные ветви, отходящие от основного образа. Они представляют ключевые параметры предмета. Рекомендуется делать их довольно широкими и разноцветными;

- «побеги» второго и третьего уровня. Это подтемы основных ветвей, которые можно обозначить термином, словосочетанием или даже условным изображением.

Применять метод интеллект-карт на уроках истории возможно в любом возрасте. Он поможет структурировать теорию, составить исторический портрет или даже запомнить конкретные события и явления. Они универсальны как дидактическое средство и тем, что их

можно использовать в любом виде урока и на любом из этапах (при первичном усвоении материала, повторении, закреплении, обобщении или даже в рамках коммуникативной атаки).

Для достижения эффективных результатов В.М. Самохина предлагает использовать следующие этапы. При знакомстве с методом лучше всего использовать интеллектуальную карту в качестве наглядного материала. Создавать ее следует в процессе совместной деятельности педагога и обучающихся. В процессе составления происходит получение знаний, умений и навыков, их закрепление и повторение информации. На следующем этапе постепенно можно давать индивидуальные или групповые самостоятельные задания по составлению такого конспекта [22]. При грамотном введении данной методики карты мышления позволят стимулировать творчество школьников, развитие креативности, а также способность выделять главное, легко запоминать знания по довольно объемным периодам истории, используя спектр мозговой активности. Это и оперирование образами и цветом, пространственная ориентация, логика и много другое. Несомненно, как и у любого метода, у ментальных карт есть ряд недостатков: сложность предмета изучения может напрямую влиять на перегруженность итоговой схемы. Также в них довольно сложно отразить динамику процесса.

Попробуем разобрать алгоритм действий для повторительно-обобщающего урока «Правление Николая I» в 9 классе.

Предварительно учитель выбирает форму работы: индивидуальную (каждый ученик составляет карту по мере повторения материала), групповую (составление карты микрогруппами в рамках актуализации знаний), коллективную (создание всем коллективом класса по ходу урока). Желательно заготовить вспомогательный раздаточный материал: листы формата А4, портреты, изображения культурных памятников, фломастеры, цветные карандаши. На данном этапе также важно определить, какое количество времени ученики смогут потратить на работу с интеллект-картой (весь урок или его часть). Затем педагог может определить вариант представления работ обучающихся («народное» голосование за лучший вариант, выставка всех работ, защита своей карты и т.д.). В конце обязательна рефлексия для определения, насколько данный способ облегчил запоминание, что усвоено, применили ли школьники этот метод еще раз.

При непосредственном составлении карты ученики должны пройти следующие шаги.

1. Выбрать определенную тему и поместить ее в крупную цветную фигуру в центре листа. В нашем случае - «Правление Николая I» или «Николай I». Здесь же можно приклеить заранее подготовленный портрет правителя.

2. Необходимо предложить школьникам поразмыслить над темой и записать на черновом листе все ассоциации: консерватизм, отделения канцелярии, кодификация законов, славянофилы, западники, крестьянский вопрос, Пушкин, железные дороги, Балканы и т.д.

3. Попробуйте сгруппировать ассоциации в подтемы:

1) Внешняя политика

A) Россия - жандарм Европы. (Польское восстание, отмена Польской Конституции).

Б) Восточный вопрос - Крымская и Русско-Турецкие войны.

B) Кавказ - Русско-иранская и Кавказские войны.

2) Внутренняя политика

A) Кодификация законов.

Б) Консерватизм (Теория официальной народности, деятельность III Отделения, цензура, казнь декабристов и т.д.).

B) Крестьянский вопрос (Киселев, секретные комитеты, Указ об «обязанных крестьянах»).

Г) Общественные движения (петрашевцы, западники, славянофилы).

Д) Финансовая реформа (Канкрин).

Е) Железные дороги (СПб - Царское село, СПб - Москва).

Ж) Бюрократизм.

При желании можно включить подкатегорию «династия Романовых» - записать, кто правил до него и кто после.

4. Затем определите саму структуры интеллектуальной карты. Чтение такой схемы всегда начинается с правого верхнего угла, поэтому важно подумать, как будут располагаться основные ветви, что следует разместить выше или ниже. После этого можно приступить к изображению карты. Разместите ветви от центральной фигуры, добавьте к ним ключевые слова и фразы.

5. Добавьте побеги второго и третьего уровня. Попросите обучающихся использовать сокращения и слова ассоциации, дополнять рисунками, символами или графиками. Например, чтобы запомнить слово «консерватизм», свойственный данному периоду, можно использовать образ «консервов» рядом с данной ветвью. Не забудьте записать важные понятия и даты.

6. Постарайтесь отделить ключевые элементы друг от друга цветными блоками. Лучше не использовать больше 3-5 цветов, чтобы не перегружать карту.

7. В конце проверьте еще раз связи между основными ветвями и побегами.

Данный алгоритм несколько условный, его можно изменять и дополнять, главное -сохранять ключевые идеи методики. Пример получившейся карты представлен ниже.

6>ОрОКр»ти2м

Пример ментальной карты по теме «Правление Николая I».

Таким образом, мы видим, что данный прием является актуальным для современного этапа развития образования в России. При правильном и продуманном использовании интеллектуальных карт они помогают в достижении не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а значит, вполне соответствуют технологиям ФГОС. Так, обучающиеся могут самостоятельно определять главную информацию, объективно оценивать значимость, структурировать и анализировать её, а впоследствии и воспроизводить. Фактически, с помощью составления ментальных карт процесс обучения может стать более занимательным и плодотворным. Использование данной технологии на уроках истории позволяет мотивировать учащихся к изучению разных аспектов истории как в рамках учебной, так и во внеурочной или самостоятельной деятельности; организовывать разные виды работ на уроках (индивидуальную, групповую и фронтальную); развивает креативное и критическое мышление, память, внимание.

Библиографический список

1. Алентьева, Т. В. «Минное поле» истории. к вопросу о формировании гражданской позиции на исторических уроках / Т. В. Алентьева // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 2 (34). - С. 11-21.

2. Алентьева, Т. В. Пантеон национальных героев и парадоксы исторической памяти: на примере каких героев воспитывать этнокультурную идентичность российской молодежи? / Т. В. Алентьева // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2016. - № 3 (30). -С. 227-232.

3. Булатников, И. Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 17. - С. 79-89.

4. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодежи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2022. - № 1 (52).

5. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского / И. Е. Булатников // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). - С. 14-34.

6. Булатников, И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников, И. Ф. Исаев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 24. - С. 023-035.

7. Булатников, И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2012а. - № 22. - С. 19-34.

8. Бьюзен, Т. Интеллект карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 208 с.

9. Воробьева, О. В. Использование метода «интеллект-карта» при подготовке к написанию сочинения по истории / О. В. Воробьева, И. А. Бабкина // Гуманитарная парадигма. - 2019. - № 2. - С. 51-56.

10. Деева, Е. В. «Пантеон национальных героев» как основа развития этнокультурной идентичности подростков в деятельности детских общественных объединений / Е. В. Деева // Этнокультурное образование в современном мире: сборник статей / научный редактор Е.А. Александрова. - Саратов: СГУ, 2017. - С. 173-192.

11. Деева, Е. В. «Пантеон национальных героев» как основа этнокультурного воспитания подростков в деятельности детских общественных объединений / Е. В. Деева // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник статей. -Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017а. - С. 411-416.

12. Деева, Е. В. Пантеон национальных героев в системе средств формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре Русского мира / Е. В. Деева // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2019. - № 4 (43). - С. 183-195.

13. Перминова, Е. П. Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт / Е. П. Перминова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 12. - С. 135-139.

14. Репринцев, А. В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания / А. В. Репринцев // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей. - Ярославль, 2021. - С. 240-246.

15. Репринцев, А. В. Личность в культуре современного мира: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности / А. В. Репринцев // Этнокультурные феномены

в образовательном процессе: сборник научных статей / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары, 2021а. - С. 275-284.

16. Репринцев, А. В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного / А. В. Репринцев // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4-2. - С. 195-211.

17. Репринцев, А. В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям / А. В. Репринцев // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник статей. -Чебоксары, 2020. - С. 150-158.

18. Репринцев, А. В. Трансформация представлений подростков и юношества о ценностных основах трудовой деятельности человека / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021 б. - № 3 (50). - С. 193-219.

19. Репринцев, А. В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 1 (49). - С. 127-151. - иЯЬ: ИИр8://ар1-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд!У3005 (дата обращения: 26.01.2022).

20. Репринцев, А. В. Учитель и культура: диалектика отношений в условиях глобализации современного мира / А. В. Репринцев // Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии: монография / под редакцией профессора И.Ф. Исаева. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2022. - С. 23-51.

21. Репринцев, А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 306-321. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4192 (дата обращения: 26.01.2022).

22. Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении / В. М. Самохина, И. А. Бабкина // Молодой ученый. - 2016. - № 29. - С. 598-600.

23. Сухорукое, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 322-334. -иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4193 (дата обращения: 26.01.2022).

24. Сухоруков, И. С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021. - № 3 (50). - С. 220-234.

25. Сухоруков, И. С. Патриотизм и гражданственность личности подростка как результат формирования его этнокультурной идентичности / И. С. Сухоруков // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4-2. - С. 476-491.

26. Сухоруков, И. С. Традиции народа в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: итоги и выводы эмпирического исследования / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник статей. -Чебоксары, 2021. - С. 329-338.

27. Сухоруков, И. С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -

2021. - № 3 (59). - С. 273-289. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070 (дата обращения: 26.01.2022).

28. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира / И. С. Сухоруков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей. - Ярославль, 2021. - С. 247-252.

29. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность личности подростка в контексте культурно-исторического подхода в социальной психологии / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - С. 723-734. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4235 (дата обращения: 26.01.2022).

30. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов. - Москва: Педагогика, 1980. - 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.