Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интерактивные методы / интерактивное обучение / история / мозговой штурм / ролевая игра / дискуссия / синквейн / информационные технологии. / Interactive methods / interactive teaching / history / brainstorming / role-play / discussion / information technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключникова Н. В., Перелыгина Д. С.

В данной статье рассматривается сущность понятий «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения», а также даётся краткая характеристика основных интерактивных методов обучения, наиболее активно использующихся на уроках истории. Аргументированы предпосылки, обусловливающие возрастающий интерес к данным методам в педагогической среде. Постоянно развивающееся общество ставит перед современной школой новые, всё более сложные задачи, связанные с подготовкой личности, которая во взрослой жизни смогла бы самостоятельно мыслить, ориентироваться в многообразии существующих мнений, порой совершенно противоречащих друг другу, и уверенно принимать решения. Одним из ключевых предметов, формирующих патриотические чувства у учащихся, является история, в связи с чем именно в рамках этих уроков, безусловно, целесообразным представляется использование интерактивных методов преподавания, которые как раз и развивают у учащихся комплекс компетенций, необходимых во взрослой жизни гражданам нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN HISTORY CLASSES AT SCHOOL UNDER THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR BASIC GENERAL EDUCATION

This article discusses the essence of the concept of "interactive learning", "interactive teaching methods", as well as gives a brief description of the main interactive teaching methods that are widely used in history classes. Arguments are given for the prerequisites that determine the growing interest in these methods in the pedagogical environment. A constantly developing society sets new and more complicated tasks for a modern school in order to prepare a personality who would be able to think independently in adult life, to orientate in a variety of existing opinions, sometimes completely contradicting each other, and to make decisions confidently. One of the keysubjects that develop patriotic feelings among students is history. In this regard, the use of interactive teaching methods that develop in students a set of competencies necessary in adulthood as citizens of our country certainly seems to be appropriate for these very lessons.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.893

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ НОВЫХ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2022 Н. В. Ключникова1, Д. С. Перелыгина2

1 кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной истории e-mail: elfimowanatalia@yandex.ru 2аспирант кафедры зарубежной истории e-mail: verygood1104@gmail.com

Воронежский государственный педагогический университет

В данной статье рассматривается сущность понятий «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения», а также даётся краткая характеристика основных интерактивных методов обучения, наиболее активно использующихся на уроках истории. Аргументированы предпосылки, обусловливающие возрастающий интерес к данным методам в педагогической среде. Постоянно развивающееся общество ставит перед современной школой новые, всё более сложные задачи, связанные с подготовкой личности, которая во взрослой жизни смогла бы самостоятельно мыслить, ориентироваться в многообразии существующих мнений, порой совершенно противоречащих друг другу, и уверенно принимать решения. Одним из ключевых предметов, формирующих патриотические чувства у учащихся, является история, в связи с чем именно в рамках этих уроков, безусловно, целесообразным представляется использование интерактивных методов преподавания, которые как раз и развивают у учащихся комплекс компетенций, необходимых во взрослой жизни гражданам нашей страны.

Ключевые слова: интерактивные методы, интерактивное обучение, история, мозговой штурм, ролевая игра, дискуссия, синквейн, информационные технологии

ON USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN HISTORY CLASSES AT SCHOOL UNDER THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

FOR BASIC GENERAL EDUCATION

© 2022 N. V. Klyuchnikova1, D. S. Perelygina2

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Chair of Foreign History e-mail: elfimowanatalia @ yandex. ru

Postgraduate Student of the Department of Foreign History e-mail: verygood1104@ gmail. com

Voronezh State Pedagogical University

This article discusses the essence of the concept of "interactive learning", "interactive teaching methods", as well as gives a brief description of the main interactive teaching methods that are widely used in history classes. Arguments are given for the prerequisites that determine the growing interest in these methods in the pedagogical environment. A constantly developing society sets new and more complicated tasks for a modern school in order to prepare a personality who would be able to think independently in adult life, to orientate in a variety of existing opinions, sometimes completely contradicting each other, and to make decisions confidently. One of the key

subjects that develop patriotic feelings among students is history. In this regard, the use of interactive teaching methods that develop in students a set of competencies necessary in adulthood as citizens of our country certainly seems to be appropriate for these very lessons.

Keywords: interactive methods, interactive teaching, history, brainstorming, role-play, discussion, information technology

Среди масштабных и ответственных задач модернизации отечественного образования одна из главных задач связана с формированием у учащихся основных компетенций, ключевыми среди которых выступают:

- ответственность, коммуникабельность и толерантность;

- творческое и критическое мышление, стремление к самообразованию;

- умение одинаково успешно воспринимать различные виды информации.

В настоящее время общество ставит перед школьным образованием задачу,

заключающуюся в подготовке целостной личности, которая способна грамотно работать с информацией; самостоятельно, творчески и критически мыслить; приспосабливаться к постоянно изменяющейся жизненной обстановке; быть коммуникабельной и контактной; постоянно стремиться к самообразованию и повышению своего культурного уровня [11]. Сегодня вполне очевидна необходимость в целенаправленном развитии общей культуры учащихся, что обусловлено не только контекстом самой динамичной жизни, но и тем социальным заказом, который предъявляется обществом к социально-нравственному развитию подготовке детей в общеобразовательных школах, формированию их социальной активности, ответственности, этнокультурной идентичности [1; 2; 3-7; 8-10; 16-23; 24-30]. Общество сегодня особенно нуждается в личности социально активной, ответственной, инициативной, творческой, максимально реализующей свои природные задатки, способности, интересы. В связи с этим особенно важным представляется выявление наиболее оптимальных форм обучения, методов и приёмов, которые на базе индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся находили бы применение в рамках уроков по дисциплине «История» и способствовали бы расширению кругозора школьников, повышению уровня их общей эрудиции.

В исследовании была использована следующая совокупность методов: изучение и анализ нормативных документов, анализ и обобщение педагогического опыта, а также положения системного и гуманистического подходов к образованию.

Очевидно, что общество постоянно развивается и, следовательно, меняется отношение к изучаемым в школе предметам. По ряду причин содержание дисциплины «История» в этом отношении в наибольшей степени поддаётся значительным и очень заметным преобразованиям. Благодаря стремительному развитию информационных технологий за последнее время колоссально возрос поток и разнообразие доступной для детского восприятия информации. В то же время подобные источники характеризуются тем, что представляют материал для пассивного восприятия, предлагая порой диаметрально противоположные взгляды на одни и те же исторические события. В связи с этим назревает вопрос: может ли учащийся самостоятельно отличить правду от заблуждения, а также запомнить и освоить такой объём информации? Вопрос этот направляет современных педагогов на путь поиска методов и приёмов, которые способствовали бы повышению уровня эффективности обучения.

Все эти задачи успешно реализуются в основном в процессе активной деятельности ученика на уроке истории, что довольно проблематично реализовать в рамках традиционного подхода к обучению. При постоянном применении интерактивных форм обучения воспитание личности, которая удовлетворяла бы всем указанным требованиям, видится более успешным. В настоящее время педагоги России,

как никогда прежде, ощущают преимущество интерактивного обучения над традиционным подходом. И именно с применением в педагогической практике различных методов интерактивного обучения связано большинство современных методических инноваций.

Интерактивное обучение - специфическая форма организации познавательной активности учащихся, при которой учебный процесс строится таким образом, чтобы вовлечь в процесс приобретения новых знаний как можно большее число учащихся, при этом каждый из учеников имеет возможность рефлектировать по поводу информации, получаемой в процессе [15, с. 234]. Интерактивное обучение предполагает использование специфических методов и приёмов, которые оказывают прямое влияние на отбор форм организации познавательной деятельности на уроках истории. Интерактивные методы обучения - это активные методы обучения, предполагающие тесное коммуникативное взаимодействие всех участников учебного процесса в ходе урока [Там же, с. 173]. Интерактивные методы, по ряду специфических причин, предполагают необходимость колоссальной подготовки к уроку не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. В ходе совместной деятельности, проходящей в атмосфере доброжелательности, учащиеся активно обмениваются знаниями, идеями и способами деятельности, а также учатся взаимному уважению и поддержке, что способствует в то же время развитию у них навыков коммуникации. Колоссальны и воспитательные возможности интерактивных форм обучения, которые способствуют успешной выработке у учащихся эмоциональной связи друг с другом и привлекают их к работе в команде.

Педагоги выделяют несколько методов интерактивного обучения. К наиболее часто применяемым относятся дискуссия, «мозговой штурм», различные игры, в том числе ролевая игра, «синквейн», а также использование информационных технологий. Охарактеризуем каждый из них более подробно.

Дискуссия - метод обучения, который помогает развивать у учащихся навык логично и доказательно выражать и защищать свою точку зрения. Под дискуссией понимают специфическую форму беседы, которая организуется ведущим, в ходе которой у участников на основе индивидуального опыта и знаний формируются разные мнения по какому-либо вопросу [12, с. 102]. Известны следующие формы дискуссионного диалога, находящие применение на уроках истории: круглый стол; экспертные группы; форум; симпозиум; дебаты; «судебное заседание» и «аквариум» [Там же, с. 104]. Интересна такая форма дискуссионной организации, как «аквариум», при которой класс делится на три группы, которые располагаются по кругу. Обсуждая поставленную учителем проблему, первая группа высказывает своё мнение и идеи по её разрешению, вторая группа слушает, а третья - участвует в корректировке. Затем группы меняются ролями. В ходе проведения групповой дискуссии задача учителя сводится к следующему: обозначить проблему дискуссии; побудить к участию в обсуждении всех учащихся; собрать разнообразные мнения и аргументацию; подвести итог групповой работе; дать объективную оценку проведённой дискуссии; проследить за тем, чтобы интерес к обсуждению был устойчивым до конца встречи. При проведении дискуссии учитель должен следить за соблюдением правил ее проведения. В целом целесообразно добавлять элементы дискуссии на протяжении всего урока, так как в настоящее время у школьников слабо развито умение отстаивать свою точку зрения, грамотно выражать свои мысли.

Суть метода «мозговой штурм» заключается в групповом продуцировании идей или решений. Коллектив при этом можно разделить на группы с разными исходными установками, связанными с генерированием идей и их анализом. Так, вполне логично

появление группы «генераторы» и группы «аналитики», а учитель может выступать в роли «заказчика», сжато излагая сущность проблемы или вопрос, а также правила проведения штурма. Фиксируя идеи, высказываемые учащимися, он в то же время не участвует в дискуссии, и какая-либо критика высказываемых мнений и предложений с его стороны запрещается [13, с. 36]. «Генераторам идей» необходимо в течение небольшого отрезка времени предложить максимально возможное количество разнообразных способов решения поставленной проблемы. Задача «аналитиков» -рассмотреть все предложения и выбрать наиболее подходящее путём голосования. Идея, которая набирает наибольшее число голосов, и является найденным решением проблемы. Известно несколько способов формирования групп для мозгового штурма, однако группа из пяти или шести человек наиболее эффективно обеспечивает высокий творческий потенциал [Там же, с. 38]. При построении уроков истории следует создавать проблемные ситуации, выход из которых учащиеся смогут найти, используя метод мозгового штурма.

Следующий интерактивный метод обучения - ролевая игра, которая находит успешное применение на уроках истории. Это создание ситуации, в которой учащиеся берут нехарактерные для себя роли. Любая ролевая игра состоит из нескольких компонентов:

- моделирование. Суть компонента заключается в нахождении наиболее эффективной модели поведения для каждого участника в контексте разыгрываемой ситуации;

- инструктаж. Ведущий (чаще всего это учитель) корректирует процесс игры, а также оказывает необходимую помощь учащимся в поиске оптимального выхода из разыгрываемой ситуации;

- подкрепление. Компонент, суть которого заключается в поощрении, стимулирующем целесообразное поведение учащихся в процессе разыгрываемой игровой ситуации [15, с. 193]

Подготовка и проведение ролевой игры углубляет знания учащихся и расширяет число источников для этого. При этом знания, которые получены школьниками во время подготовки к ролевой игре, становятся для них личностно значимыми, так как ученики применяют опыт персонажа прошлого на себя. Игровая форма метода в то же время способствует обострению мыслительных процессов учащихся. Учащиеся, задействованные в ролевой игре на уроках истории, могут принимать на себя различные роли - например, отыгрывать реально существовавшее лицо или вымышленного персонажа, типичного представителя своей эпохи. Ролевая игра особенно привлекательна тем, что её элементы можно включать в различные этапы урока.

В среднем звене для активизации познавательной деятельности учеников полезно применять и другие игровые методы. Игра, отвечающая возрасту детей, превращает для многих скучный, часто основывающийся на зубрёжке процесс усвоения исторических знаний в нечто динамичное и увлекательное. Учебный материал в процессе игры усваивается через практическую деятельность. Большинство игр просты в исполнении и по времени занимают в среднем от десяти до тридцати минут, что позволяет применять их в ходе учебного процесса наравне с иными методами. Существует огромное множество альтернатив игровых ситуаций: «Интервью с историческим героем», кроссворды, «Аукцион имен», «Три предложения», «Найди ошибку», «Отгадай термин, героя и событие». Учитель, практикующий творческий подход в своей работе, всегда сумеет удачно выбрать как уже существующую игру, так и самостоятельно разработать что-то новое.

На заключительных этапах урока истории успешное применение может найти метод «синквейна». Синквейн - пятистрочное стихотворение, строение которого

подчиняется некоторым правилам: первая строка - существительное, характеризующее тему урока, вторая строка - два прилагательных, раскрывающих важные или интересные моменты темы, третья строка состоит из трех глаголов, которые должны раскрыть характерные действия или воздействия в рамках темы, четвертая строка - это фраза которая дополнительно раскроет суть темы, усилив предыдущие две строки (чаще всего является личным отношением автора к описываемым явлениям), и пятая строка -существительное, подводящее итог, характеризующее суть описываемой темы. Составление синквейна развивает творческое мышление благодаря выражению личного отношения к рассмотренной на уроке теме, а также за счет того, что структура такого стихотворения может меняться для улучшения текста. Коллективное сочинение синквейна способствует в то же время развитию коммуникативных навыков [15, с. 204].

Использование информационных технологий на уроках истории значительным образом способствует повышению эффективности учебного процесса благодаря его индивидуализации, усилению обратной связи между учителем и учениками, а также благодаря расширению средств наглядности. То, что невозможно реализовать традиционными методами, становится осуществимым через эффективное задействование на уроках истории компьютерной техники, которая позволяет оперировать колоссальным объёмом информации и способствует оптимизации учебного процесса, а также усиливает мотивацию к учебной деятельности со стороны учащихся. Так, индивидуальное или групповое создание презентаций, сопровождающих изучение тем в рамках учебного курса, стимулирует школьников к использованию творческого подхода. Актуально и использование различного рода обучающих программ и мультимедийных энциклопедий, которые значительно расширяют кругозор обучающихся посредством получения ими дополнительной информации, не входящей в основной материал курса истории. Использование интерактивных элементов позволяет перейти от пассивного усвоения информации к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, а также воспринимать различную информацию из множества источников.

Таким образом, применение в практической деятельности преподавателя истории интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, расширению их эрудиции и, следовательно, повышению эффективности педагогического процесса. Использование интерактивных методов в контексте уроков истории способствует включению в познавательный процесс даже самых пассивных учащихся. У них начинают формироваться навыки оригинального мышления, применения творческого подхода к решению проблем, развиваются навыки коммуникации. Кроме того, применение интерактивных методов обучения в контексте уроков истории способствует формированию всех ключевых компетенций, а именно:

- ответственность, коммуникабельность и толерантность;

- творческое и критическое мышление;

- стремление к самообразованию.

Следовательно, использование интерактивных методов обучения на уроках истории помогает в выполнении социального заказа, который заключается в воспитании патриотизма у школьника, а также формировании способностей к самостоятельному мышлению и принятию решений.

Библиографический список

1. Алентьева, Т. В. «Минное поле» истории. к вопросу о формировании гражданской позиции на исторических уроках / Т. В. Алентьева // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 2 (34). - С. 11-21.

2. Алентьева, Т. В. Пантеон национальных героев и парадоксы исторической памяти: на примере каких героев воспитывать этнокультурную идентичность российской молодежи? / Т. В. Алентьева // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2016. - № 3 (30). - С. 227-232.

3. Булатников, И. Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. -2011. - № 17. - С. 79-89.

4. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодежи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. -2022. - № 1 (52).

5. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского / И. Е. Булатников // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). -С. 14-34.

6. Булатников, И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного / И. Е. Булатников, И. Ф. Исаев // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 24. - С. 023-035.

7. Булатников, И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. - 2012а. - № 22. - С. 19-34.

8. Деева, Е. В. «Пантеон национальных героев» как основа развития этнокультурной идентичности подростков в деятельности детских общественных объединений / Е. В. Деева // Этнокультурное образование в современном мире: сборник статей / научный редактор Е.А. Александрова. - Саратов: СГУ, 2017. - С. 173-192.

9. Деева, Е. В. «Пантеон национальных героев» как основа этнокультурного воспитания подростков в деятельности детских общественных объединений / Е. В. Деева // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник статей. -Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017а. - С. 411-416.

10. Деева, Е. В. Пантеон национальных героев в системе средств формирования ценностного отношения подростков к истории и культуре Русского мира / Е. В. Деева // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2019. - № 4 (43). - С. 183-195.

11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42

12. Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. - Москва: ВЛАДОС, 2013. - 184 с.

13. Малетина, И. С. Возможности применения интерактивных методов обучения истории / И. С. Малетина. - Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2020. - 96 с.

14. «Образовательная политика России на современном этапе». Доклад руководителя рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования. - иЯЬ: http://kremlin.rU/events/president/transcripts/21904 (дата обращения: 12.01.2022).

15. Подласый, П. И. Педагогика: учебник для бакалавров / П. И. Подласый. -Москва: ЮРАЙТ, 2012. - 574 с.

16. Репринцев, А. В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания / А. В. Репринцев // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей. - Ярославль, 2021. -С. 240-246.

17. Репринцев, А. В. Личность в культуре современного мира: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности / А. В. Репринцев // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник научных статей / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. -Чебоксары, 2021а. - С. 275-284.

18. Репринцев, А. В. Патриотизм и гражданственность как основа взаимодействия личности и социальной среды: диалектика вечного и временного / А. В. Репринцев // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4-2. - С. 195-211.

19. Репринцев, А. В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям / А. В. Репринцев // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник статей. - Чебоксары, 2020. - С. 150-158.

20. Репринцев, А. В. Трансформация представлений подростков и юношества о ценностных основах трудовой деятельности человека / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021б. - № 3 (50). - С. 193-219.

21. Репринцев, А. В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 1 (49). - С. 127-151. -иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд!У3005 (дата обращения: 26.01.2022).

22. Репринцев, А. В. Учитель и культура: диалектика отношений в условиях глобализации современного мира / А. В. Репринцев // Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии: монография / под редакцией профессора И.Ф. Исаева. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2022. - С. 23-51.

23. Репринцев, А. В. Этническая социализация личности в поликультурном мире: риски и противоречия формирования этнокультурной идентичности детей и молодежи / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 306-321. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get рёМ 192 (дата обращения: 26.01.2022).

24. Сухоруков, И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4 (60). - С. 322-334. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4193 (дата обращения: 26.01.2022).

25. Сухоруков, И. С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка / И. С. Сухоруков // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021. - № 3 (50). - С. 220-234.

26. Сухоруков, И. С. Патриотизм и гражданственность личности подростка как результат формирования его этнокультурной идентичности / И. С. Сухоруков // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Т. 7. - № 4-2. - С. 476-491.

27. Сухоруков, И. С. Традиции народа в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: итоги и выводы эмпирического

исследования / И. С. Сухоруков // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник статей. - Чебоксары, 2021. - С. 329-338.

28. Сухоруков, И. С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 3 (59). - С. 273-289. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4070 (дата обращения: 26.01.2022).

29. Сухоруков, И. С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира / И. С. Сухоруков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей. - Ярославль, 2021. -С. 247-252.

30. Сухоруков, И. С. Этнокультурная идентичность личности подростка в контексте культурно-исторического подхода в социальной психологии / И. С. Сухоруков // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4 (60). - С. 723-734. - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4235 (дата обращения: 26.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.