Список литературы:
1. Беляева А.В. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 105-109.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / под ред. А.В.Хуторского // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: ИНЭК, 2007. - С. 33-45.
3. Ковалева Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьютер-ского сопровождения // Новые ценности образования. - 2010. - Т. 43. - № 1. -С. 84-91.
4. Коробий Е.Б. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая проблема. - Новгород, 2012. - С. 89.
5. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-педагогические основы ее классификации // Проблемы активизации СРС: матер. всесоюз. совещания-семинара. - Пермь: из-во ПГУ 1979. -С. 23-24.
6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984. -344 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
© Муса Д.Т.1, Ниязова А.Е.2
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
В статье рассмотрены возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку для повышения качества образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные средства, мотивация, компьютер, электронный ресурс, электронные учебники.
В настоящее время одним из главных требований современного образования, предъявляемых к студентам, является свободное владение иностранным языком на уровне делового общения в различных ситуациях, связан-
1 Магистрант
2 К.п.н., доцент.
ных с его профессиональной сферой деятельности. Успех в решении обозначенной выше задачи во многом зависит от инновационных способов организации обучения студентов иностранному языку.
Согласно О.П. Яменко «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов» [1].
По мнению Е.З. Мирской, доктору социальных наук, заведующей сектором социологии науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, «ИКТ - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации» [2].
С точки зрения И.В. Дробышева, «ИКТ - это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результат»[3].
Топор А.В., в своей книге «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы» дает следующее определение: ИКТ - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [4].
В настоящее время английский язык - это язык политики, бизнеса, образования, индустрии, средств массовой информации, межкультурного общения, а также одна их основных дисциплин образовательных программ. Интерес к его изучению растет, а пользовательская аудитория охватывает практически все возрастные категории, национальности, образовательные уровни [5].
Появившиеся инновационные мультимедийные технологии предоставили платформу для преобразования и усовершенствования традиционной модели преподавания английского языка. Новые технологии развиваются параллельно растущему использованию английского языка и меняют характер межкультурного общения. Возрастает роль онлайнового образования, позволяющее знаниям стать доступным всем, независимо от места проживания и социального статуса [6].
Основные направления использования ИКТ в обучении английскому языку является применение электронных учебников, Интернет-ресурсов и онлайн образования [7]:
Рис. 1.
Одним из широко обсуждаемых в настоящее время средств онлайнового образования являются MOOCs - массовые открытые онлайн-курсы. С запуском таких коммерческих stаrt-ups как Coursera, Udаcity и некоммерческих платформ edX MIT и Гарвардского университета массовые открытые электронные курсы превратились из скромного эксперимента в одно из главных образовательных направлений. MOOCs - это онлайновые занятия, состоящие из коротких лекций, позволяющие открытую, часто бесплатную регистрацию (тысячи могут зарегистрироваться на один курс), оценивающие знания учащихся посредством периодических проверок и интерактивных форумов. С удивительной быстротой эти системы овладели воображением администраторов, преподавателей, частных инвесторов и ученых.
Электронный учебник - это синтез учебной книги, видеоклипа, изобразительного искусства, актёрского мастерства, режиссуры, педагогического и методического опыта, преобразованный в конечный продукт - виртуальную обучающую среду. Учитель может использовать фрагмент программы на уроке при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при формировании навыков диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании.
В целом, основу работы учащегося с электронным пособием составляет несложная цепочка действий:
1) выбор режима отображения материала, переход в режим выполнения упражнения;
2) поэлементное выполнение упражнения;
3) поэлементная проверка программой;
4) в случае необходимости корректировка и ознакомление с правильным ответом.
Принципиальным отличием электронного учебника от его печального аналога является активная роль ученика в диалоге с компьютером. Если взаимодействие «ученик-ученик» является однонаправленным, а общение «ученик-ученик» хотя и двухсторонним, но ориентированным на ведущую роль учителя, то общение «ученик-компьютер» существенно отличается от названных выше взаимодействия активной ролью самого учащегося, так как решение о возможных способах использования компьютерных дидактических средств и продолжительности работы с ними принимает сам пользователь. Если пользователь считает, что цели обучения не достигаются или работа не достаточна эффективна, он может любой момент не просто прекратит взаимодействие с программой, но и вообще отказаться от ее использования.
В наше время широко используется следующие виды электронных учебников таких как:
1. «Triple р1ау plus in English», «English Р1айшт», «English for beginners», «Young genius» - эти учебники предназначены для формирование лексических навыков учащегося.
2. «Та1к to me», «English Р1айшт», «Профессор Хиггинс» - предназначены для формирования произносительных навыков.
3. «Bridge to English» - для обучение диалогически речи и т.д.
Следующая направление это роль Интернет-технологий, как наиболее
эффективного средства обучения английскому языку. Интернет уверенно отвоевывает жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией. С помощью Интернета можно решать разнообразные дидактические задачи: формировать навыки и умения чтения, используя современные материалы из сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас, что формирует устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразные информационные ресурсы: вебстраницы всех газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедию Британика, а так же программы и технологии, позволяющие общаться с носителями языка.
Шагая в ногу со временем, каждый студент имеет возможность изучать язык, найдя друзей-носителей английского языка в интернет-сетях. Не смотря на популярность программ обмена студентами, необходимо помнить, что воспользоваться таким видом обучения можно при достаточном багаже знаний и опыте общения на иностранном языке. Студенты - не лингвисты редко обладают достаточными знаниями, чтобы погрузиться в англоязычную среду без затруднений. Интернет предоставляет им возможность проникнуть в мир англоговорящих стран, общаться и развиваться, не уезжая из привычной и комфортной для них обстановки. С помощью Интернета
можно изучать язык как онлайн, так и с помощью различных видео уроков и курсов, записанных заранее; общаясь со сверстниками или с опытными преподавателями, с иностранцами или с хорошо владеющими согражданами. Среди наиболее популярных интернет-методик обучения иностранному языку остановимся на онлайн-семинарах или вебинарах. Вебинар, англ. webimr - разновидность веб конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно ввести адрес сайта в окне браузера.
В первые годы после появления Интернета термином «веб-конференция» часто называли ветку форума или доски объявлений. Позже термин получил значение общения именно в режиме реального времени. В настоящее время вебинар используется в рамках системы дистанционного обучения [8]. Вебинары по английскому языку часто проводятся согласно определенной учебной программе. Курс занятий может включать в себя семинары, выполнение и проверку домашних заданий, передаваемых по e-mail, общение с преподавателем (задаются интересующие студентов вопросы по почте) и т.п. Студенты имеют возможность получить видео вебинар и повторно пройти урок самостоятельно, даже если они не имели возможность выйти в интернет в момент проведения занятия [9]. Сравнительно недавно появилась образовательная методика веб-квест-методика. «Образовательный web-квест» - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками web-квеста, как учебного задания, являются Bernie Dodge и Tom March [10]. Под web-квестом понимается совокупность страниц, объединенных системой гиперссылок; каждая страница - часть одного приключения. Ученик как бы путешествует по сайту, выполняя задания, а в конце оформляет результаты в виде своей странички-отчета.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут применяться при изучении и обучении взрослых и детей, обладающих различными уровнями владения иностранным языком, имеющих разную мотивацию и цели. Приведенные варианты обучения позволяют за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. С помощью различных девайсов и Интернет-ресурсов полученная информация не будет утеряна, а останется на носителях и сайтах, позволяя заново пройти изученный материал.
Список литературы:
1. Яменко О.П., Информационноекоммуникационные технологии в среде дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. - № 4.
2. Мирская Е.З. Соверменные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности российских ученых // Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева. - 2007. - № 1.
3. Дробышева И.В, Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции. -2007.
4. Топор А.В., Белая Е., Белая Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы // Теория и практика образования в современном мире: матер. IV междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, январь 2014 г. - СПб., 2014.
5. Гуляева Е.В. Роль английского языка как посредника в глобальном пространстве образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 1, Ч. 2.
6. Степанова С.Н. Применение информационных и образовательных технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 9. - Ч. 2.
7. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. - 2008. -№ 6.
8. Онлайн-семинар [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Oнлaйн-семинaр.
9. Образовательный web-квест как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // О детстве. - Режим доступа: http://www.odetstve.ru/forteachers/primaryschool/educ-process /1885.html.
10. Что такое вебинары [Электронный ресурс] // Icontact. - Режим доступа: http:// www.icontactonline.ru/webinar.html.