Научная статья на тему 'Современные веб-технологии в образовательном процессе и их роль в обучении'

Современные веб-технологии в образовательном процессе и их роль в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1469
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLOUD COMPUTING / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / VIRTUAL LABORATORY / ВЕБ-КВЕСТ / WEB QUEST / ВЕБИНАР / WEBINAR / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ONLINE PLATFORM / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOKS / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС / INTERNET SERVICE / ELECTRONIC LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконова С.С., Назарова В.В.

В статье представлены современные образовательные веб-технологии их классификации. Также рассмотрены возможности их использования, достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN WEB TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS AND THEIR ROLE IN EDUCATION

In this article modern web technologies and their classifications are discussed. Also it is dealt with the possibilities of their usage in the educational process. The article shows the advantages and disadvantages of modern web technologies

Текст научной работы на тему «Современные веб-технологии в образовательном процессе и их роль в обучении»

Раздел I. Психология и педагогика

С.С. Белоконова, В.В. Назарова

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье представлены современные образовательные веб-технологии их классификации. Также рассмотрены возможности их использования, достоинства и недостатки.

Ключевые слова: веб-технологии, облачные технологии, виртуальная лаборатория, веб-квест, вебинар, онлайн-платформа, электронный учебник, интернет-сервис.

S.S. Belokonova, V.V. Nazarova

MODERN WEB TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS AND THEIR ROLE IN EDUCATION

Abstract. In this article modern web technologies and their classifications are discussed. Also it is dealt with the possibilities of their usage in the educational process. The article shows the advantages and disadvantages of modern web technologies.

Key words: internet technologies, cloud computing, internet service, virtual laboratory, webinar, web quest, online platform, electronic textbooks, electronic library.

В настоящее время модель образовательного процесса «учитель-ученик» переходит в модель «учитель-компьютер-ученик». Невозможно однозначно сказать, что традиционное обучение отходит на второй план. Скорее, стоит заметить, что традиционное образование трансформируется под влиянием новых образовательных технологий.

Роль веб-технологий в образовательной сфере, несомненно, велика. Однако для более эффективного использования интернет-технологий в учебном процессе преподавателю стоит понимать, какие технологии подходят для изучения нового материала, повторения, закрепления или других видов учебной деятельности, какие традиционные методы обучения можно сочетать с использованием мультимедиа технологий, а также каких результатов можно достичь, применяя веб-ресурсы непосредственно в ходе урока и для самостоятельной работы. Соответственно, для рационального использования веб-технологий необходимо обратиться к их возможным классификациям.

Все существующие на данный момент образовательные интернет-технологии можно классифицировать по ряду признаков: по степени подготовки (общая, дополнительная, профессиональная), по возрастной категории (для школьников 5-9 классов, школьников 10-11 классов, школьников профильных классов, студентов колледжей, абитуриентов, студентов гуманитарных и технических специальностей, преподавателей, а также работников предприятий разной направленности), по типу коммуникации (самообучение, индивидуальное обучение, групповое обучение), по степени интерактивности (частичная, полная). Основная классификация веб-технологий проводится по формам организации деятельности: вебинар, онлайн-платформа, телеконференция, блог-технология, веб-квест, облачные технологии, веб-приложение, электронный учебник, виртуальная лаборатория, онлайн тестовая среда, онлайн среда программирования, электронная библиотека и другие. С точки зрения методического использования, веб-технологии подразделяются на следующие группы: для изучения нового материала, для повторения материала, для получения дополнительной информации, для закрепления материала и его проверки. Как правило, невозможно классифицировать веб-технологии однозначно. В данной статье проводится краткий обзор популярных образовательных интернет-технологий.

Электронные учебники сегодня уже прочно вошли в российский образовательный процесс как в школах, так и в высших учебных заведениях. Существует много определений понятия «электронный учебник». Например, электронный учебник - это электронное учебное издание, содержащее совокупность цифровой текстовой, речевой, графической, музыкальной, фото-, видео- и другой информации, а также печатной документации пользователя [8]. На тему эффективности мультимедийных учебников в учебном процессе, а также их преимуществ над традиционными учебными пособиями написано большое количество научных работ. В основном, отмечают, что электронный учебник помогает более легкому и быстрому освоению нового материала за счет единовременного воздействия почти на все органы чувств [8]. Также значимым для педагогов

преимуществом является то, что электронный учебник проще издать и переиздать, выполнив ряд определённых регистрационных правил [6].

В 2014 году Департамент управления Москвы проводил эксперимент по внедрению электронных учебников в некоторых школах Москвы [13]. Эксперты отметили, что при помощи мультимедийных учебников обучающиеся запоминали 75 процентов нового материала, в отличие от стандартных 1/4 звуковой и 1/3 визуальной новой информации (всего приблизительно 58%). В настоящее время такие эксперименты проводятся на базе не только школ, но и вузов.

Вебинар - одна их универсальных образовательных веб-технологий. Вебинар - это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Он применяется в различных областях: в корпоративном обучении, в дополнительном среднем образовании, на компетентностно-ориентированных курсах. Сегодня существует большое количество интернет-площадок для проведения онлайн-встреч, например, Webinar.ru, Imind, Mirapolis Virtual Room, Expert System, Vivavox и другие. В формате школьного обучения форма вебинара актуальна как для преподавателей, так и для учеников. Преподаватели могут использовать веб-конференции такого рода для повышения собственной квалификации (например, вебинары от онлайн-школы Фоксфорд, вебинары от издательства «Просвещение» и другие). В данном случае выбор онлайн-площадки обусловлен только личным выбором. В случае, когда преподаватель внедряет вебинары в учебный процесс, стоит ориентироваться в первую очередь на стоимость данной услуги, так как не каждое учебное учреждение выделяет средства из бюджета на использование современных образовательных мультимедиа технологий. Если преподаватель предлагает посетить вебинар вне урока, то простота регистрации, поддержка, возможность записи вебинара и его облачное хранение, а также удобство демонстрации видео-контента являются важными критериями при выборе онлайн-площадки. В таком случае вебинар выступает как простой способ расширить познания учеников по выбранной теме. Отметим, что вебинар не может являться основной формой для изучения нового материала. Таким образом, вебинар в формате школьного обучения используется для получения дополнительных знаний по определенным темам для школьников 9-11 классов, а также профильных классов.

Кроме вебинаров, которые предполагают одностороннее взаимодействие (спикер-слушатели), в образовательную деятельность включают и телеконференции, в которых взаимодействие двустороннее (спикерами и слушателями могут быть как представители одного учебного заведения, так и другого). Данная технология становится все более необходимой, особенно для школ, которые расположены в сельской местности, значительно удалены от города и испытывают дефицит мастер-классов семинаров для обучающихся и преподавателей.

Также в настоящее время набирает популярность такая образовательная интернет-технология, как веб-квест. Веб-квест относится к игровым методам обучения, так называемой геймификации обучения. Об эффективности этого подхода рассуждали классики отечественной педагогики такие, как К. Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [3]. Как показала практика, введение геймификации в образовательный процесс повышает качество обучения.

Веб-квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Технология веб-квеста была разработана в 1995 году учеными Т.Марчем и Б. Доджем. На настоящий момент использование веб-квеста в процессе обучения является одной из самых эффективных образовательных методик с помощью использования интернет-ресурсов.

Веб-квест по любому школьному предмету структурирован одинаково: введение, задание, подбор ресурсов для выполнения задания, процесс выполнения задания и оценка результативности. Также веб-квесты могут носить межпредметный характер.

Еще в самом начале внедрения веб-квестов в образовательную среду (2002 г.) ученые К. Видони (К. Vidoni) и С. Мэдакс (С. Maddux) пришли к следующим выводам: веб-квесты, представляющие одни и те же вопросы в разных ракурсах, мотивируют учащихся на формирование собственной точки зрения; в ходе групповой работы над проектом школьники осознают важность критической оценки мнений и суждений; работа над веб-квестом повышает понимание обучающихся необходимости объективной самооценки. Таким образом, школьники отвлекаются от традиционного образовательного процесса, они получают качественно новые знания о способах нахождения достоверной информации, о разных точках зрения на существующие проблемы и способы их решения. Иными словами, школьники учатся применять свои знания теории на практике.

Таким образом, веб-квест используется для общей подготовке школьников 5-11 классов. Веб-квест предполагает только групповое обучение, так как каждый ученик выполняет свою роль: например, поисковика информации, аналитика и так далее.

Перейдем к следующему образовательному веб-ресурсу - к образовательной онлайн-платформе. Сегодня такая технология обучения становится достаточно распространённой, в частности в кругу профессионалов, желающих повысить как компетенции, так и личностные знания.

Более того, в настоящее время эта образовательная технология выходит на уровень российского рынка онлайн-образования.

Современный рынок онлайн-образования предлагает большой выбор онлайн-платформ для разных возрастных групп и разных специальностей. Также представлены и онлайн-платформы для получения дополнительного образования в максимально сокращенные сроки (например, на портале «Открытое образование» можно пройти курсы по истории, русскому языку, юриспруденции и так далее). Сегодня известны такие англоязычные платформы, как Coursera, Udacity, Khan Academy. В основном, они предназначены для студентов как гуманитарных, так и технических специальномтей. Что касается российских онлайн-платформ, некоторые разработаны для получения непосредственно навыков, необходимых в работе («Интуит», «Нетология»), а некоторые направлены на самообучение и саморазвитие: «ПостНаука», «Лекториум» и «Универсариум».

Вопрос заключается в том, как более эффективно использовать данную веб-технологию в рамках школьного обучения? Безусловно, онлайн-платформа подходит только в качестве дополнительного ресурса или ресурса для самообразования. Использование ее в качестве базового ресурса для получения нового материала, его закрепления и проверки полученных знаний невозможна по ряде причин таких, как, во-первых, отсутствие материально-технического обеспечения (компьютеров) в классе на определенное количество учеников, во-вторых, само содержание курса онлайн-платформы, как правило, предполагает наличие базовых навыков в той или иной теме. Отметим, что важным критерием при выборе ресурса для школьного пользования являются бесплатность и наличие курсов на русском языке. Если рассматривать онлайн-платформу как ресурс для самообразования школьника, то необходимо учесть удобство и понятность работы платформы.

Таким образом, для того, чтобы использовать онлайн-платформу как дополнения к школьному обучению, необходимо посмотреть, соответствует ли она необходимым критериям и каким образом она будет использоваться в образовательном процессе (средство получения дополнительных знаний/ альтернативный ресурс самообразования).

Виртуальная лаборатория представляет собой информационный источник, который обеспечивает обучающимся освоение практических умений и навыков и позволяет моделировать процессы окружающего мира [5]. Суть работы виртуальной лаборатории аналогична традиционному проведению занятия: инструкция к выполнению лабораторный работы, тест, формирование отчета и защита работы. Существуют несколько типов виртуальных лабораторий: процедурный, декларативный и гибридный [10]. Примечательно, что для достижения наибольшей эффективности стоит использовать комбинированный тип веб-лабораторий. Матлин А. О., Фоменков С. А разработали авторскую методику создания виртуальной лаборатории, которую можно применить любому преподавателю при создании своего веб-ресурса.

В чем достоинства и недостатки использования виртуальной лаборатории в учебном процессе? В первую очередь, рассмотрим плюсы: сокращение однотипного оборудования для экспериментов, повышение наглядности экспериментов при отсутствии необходимого оборудования в учебном заведении, развитие мышления обучающихся при помощи новых интернет-технологий, повышение качества информационного обеспечения образовательного процесса, автоматизация процесса контроля результатов экспериментов обучающихся. Также стоит отметить, что при проведении экспериментов уменьшается риск травм: ожогов при работе с огнем или химическими веществами и так далее. Тем не менее, есть и недостатки: например, отсутствие тактильных ощущений при проведении экспериментов. Авторы статьи считают, что виртуальные лаборатории должны не заменять реальные эксперименты, а дополнять их.

Эксперты отмечают, что при использовании виртуальных лабораторий эффективность практических занятий повышается на 30 %, а успеваемость учеников увеличивается в 0,5 балла.

В настоящее время в образовательном процессе также эффективно использование облачных технологий - технологий распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные технологии позволяют эффективно использовать учебные площади, что приводит к сокращению затрат на создание традиционных компьютерных классов. Более того, они обеспечивают разделение ресурсов и гибкость подключаемых сервисов, а также обратную связь с преподавателем путем оценивания работы, выполненной при помощи выбранных им образовательных технологий. Как правило, облачные технологии позволяют быстро создавать продукты (презентации, документы, таблицы и т.п.) и вносить в них изменения путем коллективной работы [18].

Среди современных образовательных облачных технологии можно выделить, например, онлайн сервисы для создания презентаций (Prezi, Haiku Deck, ThingLink, Glogster, PowToon, Kno-vio, Zentation, Slidedog, Rawshorts, Slides, Piktochart, Empressr, Popplet, Zoho Show). Данные сервисы - альтернатива стандартной офисной программе PowerPoint. В чем же заключаются преимущества их использования? Во-первых, учащиеся могут одновременно работать над школьным проек-

том, находясь дома. Во-вторых, готовый продукт можно опубликовать на сайте или в блоге. Следует отметить, что немногие вышеперечисленные сервисы активно используются школьниками и преподавателями. Причина непопулярности большинства сервисов состоит в том, что обучающиеся не знакомы со спецификой работы в той или иной онлайн-среде, как следствие, школьники предпочитают создавать презентации при помощи знакомого в использовании сервиса PowerPoint или Google-презентации. Говоря о Google-сервисах (документах, презентациях, таблицах и диске), отметим, что они достаточно распространены в образовательной среде: при помощи Google-форм возможно создание различных анкет и опросов, Google sites позволяют создать простой сайт, не имея навыков программирования.

Очевидно, что в отличие от облачных технологий, другие веб-технологии, такие как веби-нары, электронные учебники, веб-квесты и другие, более распространены в российской образовательной среде. Возможно, с развитием компьютерного прогресса они станут более популярными в образовательном процессе.

Таким образом, мы видим, что использование веб-технологий в обучении может повысить не только мотивацию обучающихся, но и результаты обучения. Интернет-технологии продолжают внедряться в качестве экспериментов в учебный процесс дошкольных и школьных учреждений, а также центров профессиональной подготовки и ВУЗов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Государев И. Б. Подготовка будущих учителей информатики к проектированию профильных курсов веб-технологий: дис. канд. пед., наук. - СПб., 2004- 180 с.

2. Грушевская Вероника Юлдашевна, Грибан Олег Николаевич Использование онлайн-сервисов при подготовке мультимедийных учебных материалов в учебном процессе // Педагогическое образование в России. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-servisov-pri-podgotovke-multimediynyh-uchebnyh-materialov-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 16.03.2018).

3. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-onlayn-servisov-pri-podgotovke-multimediynyh-uchebnyh-materialov-v-uchebnom-protsesse

4. Губкова Н.В., Фрадкин В.Е., Скиба Е.Н. Интерактивные мультимедийные электронные учебники: проблемы и решения - Петербургский вариант // Управление образованием: теория и практика. 2012. №2 (6). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-multimediynye-elektronnye-uchebniki-problemy-i-resheniya-peterburgskiy-variant (дата обращения: 10.02.2018).

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/glossary/.

6. Кечиев Л. Н., Алешин А. В. Дистанционное обучение в сети Интернет // Внешкольник. 2001. № 11.- С. 19-21.

7. Ланкин B. , Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnik-vozmozhnosti-problemy-perspektivy (дата обращения: 10.02.2018).

8. Матлин А. О., Фоменков С. А. Методика построения виртуальной лабораторной работы с помощью автоматизированной системы создания интерактивных тренажеров // Известия Волгоградского государ-ственного технического университета. 2012. № 12. С. 142-144.

9. Никитина Е.О. Электронные учебники как средство обучения в эпоху информатизации образования // Наука и школа. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-uchebniki-kak-sredstvo-obucheniya-v-epohu-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 10.02.2018).

10. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 9(162).

11. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 37-43.

12. Полякова Т.Н., Фадеева Е.Ю., Ладынина О.А. Плюсы и минусы интерактивных мультимедийных электронных учебников. Опыт использования // Управление образованием: теория и практика. 2012. №2 (6). URL: http://cyberleninka.ru^article/n/plyusy-i-minusy-interaktivnyh-multimediynyh-elektronnyh-uchebnikov-opyt-ispolzovaniya (дата обращения: 10.02.2018).

13. Рогановская Е.Н. Компьютерная дидактика: теория и практика разработки школьного электронного учебника // Школьные технологии: науч.-практ. журн. 2008. № 4. С. 114-120

14. Смокова Е.Ю. Внедрение электронных учебников в образовательный процесс // Территория науки. 2017. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7vnedrenie-elektronnyh-uchebnikov-v-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 11.02.2018).

15. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4.- C. 12-18.

16. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учеб.метод. пособие. М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д: Феникс, 2010. -182 с.

17. Стручкова М. О. Использование мультимедиа и информационно телекоммуникационных технологий в образовании [Текст] / М.О. Стручкова / Под ред. И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2010. - 528 с.

18. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологии: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 20 с.

19. Хоружников Сергей Эдуардович, Зудилова Татьяна Викторовна, Осипов Никита Алексеевич, Прыгун Виктор Викторович Использование облачных технологий в учебном процессе // Приборостроение. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-oblachnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 16.03.2018). КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-oblachnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.