Научная статья на тему 'Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки'

Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИКТ / ФГОС / СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елохина Е.Н.

В статье описывается опыт использования веб-квестов в обучении английскому языку на примере разработанного для обучающихся 7-х классов веб-квеста «Форт Бояр». Анализируются проблемы использования квест-технологии в образовательном процессе, в том числе формализация веб-квеста, превращение его в набор заданий, отмечается риск потери контроля над источниками информации в сети Интернет, а также предлагаются возможные пути решения этих проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елохина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки»

УДК 371.39:811.111 Елохина Е. Н.

Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки

Аннотация: В статье описывается опыт использования веб-квестов в обучении английскому языку на примере разработанного для обучающихся 7-х классов веб-квеста «Форт Бояр». Анализируются проблемы использования квест-технологии в образовательном процессе, в том числе формализация веб-квеста, превращение его в набор заданий, отмечается риск потери контроля над источниками информации в сети Интернет, а также предлагаются возможные пути решения этих проблем.

Ключевые слова: образовательный веб-квест, английский язык, ИКТ, ФГОС, средняя школа.

Веб-квест - это запрос-ориентированный формат урока, в течение которого обучающиеся получают значительную часть информации из Интернета. Модель веб-квеста была разработана Берни Доджем в Университете штата Калифорния в Сан-Диего в феврале 1995 года. Такая модель урока на сегодняшний день получила широкое распространение в мире, в особенности в Бразилии, Испании, Китае, Австралии и Голландии [2]. Пик популярности образовательных веб-квестов в России пришелся на 2012-2013 годы, именно этим периодом датируется большинство доступных в сети веб-квестов. В настоящее время популярность образовательных веб-квестов снижается, идет активное обсуждение вопросов необходимости и путей развития данной технологии в школе, в частности, в обучении иностранномуязыку.

Несомненно, технология веб-квеста - это прекрасный инструмент учителя в современном информационном обществе. Учитель английского языка школы № 28 города Мытищи Оксана Горбунова в своей статье, посвященной веб-квестам, в газете «Первое сентября» пишет, что виртуальный мир для ребят гораздо притягательней, чем чтение учебников и решение задач в тетрадке. К преимуществам веб-квестов она относит

то, что сами задания даются в необычной форме - загадки, зашифрованного послания, вживания в роль, и то, что веб-квест позволяет посмотреть на проблему с разных ракурсов [2].

И. В. Литовкина из г. Белгорода в результате проведения веб-квеста «Путешествие по Британии» опубликовала статью, в которой утверждает, что введение веб-квестов в учебный процесс способствует не только разнообразию самих учебных знаний, но и качественному развитию и формированию познавательных УУД учащихся [3].

Е. В. Наконечная также приходит к выводу о том, что веб-квест является полезным инструментом для внедрения элементов игры в обучение. Обучение становится более интересным, кроме того, повышается мотивация [4].

Многочисленные публикации практикующих учителей (А. Р. Ганеева, Ю. В. Роман-цова, Н. А. Христова и другие) позволяют утверждать, что использование веб-квестов способствует развитию критического мышления и творческого потенциала обучающихся. А. Р. Ганеева утверждает, что для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие

учеников к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции [1].

В целом во всех публикациях рассматриваются преимущества и польза веб-квестов в образовательной деятельности. Однако не все веб-квесты одинаково полезны. Веб-квест - это, в первую очередь, инструмент, и следует четко понимать, зачем и как он будет использован в процессе обучения. Нужно ответственно подходить к созданию веб-квеста, тщательно анализируя планируемые результаты, рекомендуемые ссылки и его структуру.

В последние несколько лет в Юго-Камской средней школе в рамках программы Центра инновационного опыта, при поддержке ученых ПГГПУ, технология веб-квестов получила развитие и нашла применение в образовательной деятельности. Были спроектированы и проведены несколько образовательных веб-квестов с обучающимися основной школы. Для проведения урока английского языка в 7-м классе по теме «Экология» был разработан образовательный веб-квест «Форт Боярд».

При реализации веб-квеста планировалось достичь следующих метапредметных образовательных результатов обучающихся:

1. Познавательные универсальные учебные действия: умение отбирать источники

информации среди предложенных, добывать новые знания из различных источников различными способами, перерабатывать информацию из одной формы в другую, передавать содержание в сжатом виде.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформлять свои мысли в устной речи, договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Веб-квест «Форт Боярд» рассчитан на 3 академических часа работы в классе и самостоятельную подготовку дома, причем во внеурочное время обучающиеся работают в группах, общаясь как лично, так и при помощи социальных сетей, Google-документов с возможностью доступа по ссылке для редактирования. Сервисом для создания веб-квеста явилась платформа Google. Сайт кве-ста (рис. 1) состоит из следующих страниц:

1. Start - начальная страница, название, иллюстративный материал по теме.

2. Team - инструкция, как поделиться на команды, распределение ролей.

3. Legend - описание легенды квеста.

4. Game - задание для каждой роли, требования к результату.

5. Resources - список рекомендованных интернет-источников.

6. Results - ссылки на таблицу продвижения для самоконтроля.

ФОРТ БОЯРД

веб-квест для учеников 7 класса Рис. 1. Архитектура главной страницы веб-квеста «Форт Боярд»

7. Finish - ссылка на итоговый опрос для самоконтроля.

В начале работы обучающимся предлагалось пройти тест в Google-форме. Тест был призван актуализировать лексику обучающихся по теме «экология», оценить межкультурные знания по теме. Им предлагалось перечислить известные названия всемирных экологических организаций, найти и исключить из ряда слов то, что не относится к теме «экология», и т. д. Такая форма работы была направлена на ознакомление обучающихся с работой в Google-формах.

В ходе выполнения веб-квеста обучающиеся заполняли документ в Google-документах. Доступ к документу был совместный, по ссылке. Школьники делились на группы по 3 человека в соответствии с 3 ролями: историк, эксперт и художник. По легенде, они попали в замок Форт Боярд к старцу Фура, который крайне озабочен экологической обстановкой на планете, и если команда предложит наилучшее решение экологической проблемы, они получат золото замка Форт Боярд. Историк должен был кратко рассказать об истории возникновения выбранной экологической проблемы,

эксперт - предложить возможные решения проблемы, художник должен был нарисовать агитационный плакат на бумаге или в электронном виде при помощи любых доступных фоторедакторов по заданной теме. Образовательным продуктом должна была стать презентация - художник должен был показать и описать элементы на своем плакате, доказать, что плакат полностью отражает идею группы, историк и эксперт у доски должны были рассказать подготовленный текст с опорой на план.

Для оценки эффективности использования технологии веб-квеста были выбраны следующие параметры:

1. Скорость поиска русского соответствия иностранному термину при помощи Интернет-ресурсов.

2. Умение работать в команде.

3. Навык публичного выступления: краткость, логичность, отсутствие ошибок.

4. Навык публичного выступления: умение держать внимание публики.

Результаты измерения первого параметра, скорости поиска русского перевода иностранного термина, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Время, затраченное на поиск русского соответствия иностранному термину до и после проведения веб-квеста на английском языке, сек.

При измерении скорости поиска перевода иностранных слов по теме «Экология» до и после проведения веб-квеста были получены примерно одинаковые результаты. Несмотря на предположение об увеличении скорости поиска перевода, в среднем обучающиеся находили значение незнакомого слова за 30 секунд. Это можно объяснить тем фактом, что дети на момент начала квеста уже обладали навыком использования встроенных переводчиков в поисковых системах. Кроме того, некоторые использовали установленные на школьных компьютерах офлайн-словари и нашли перевод так же быстро, как и те, кто пользовался переводчиками в поисковых системах. Как можно видеть на диаграмме (рис. 2), лишь один обучающийся значительно улучшил результат, но в целом все остальные показали одинаково хорошую скорость поиска перевода.

Что касается работы в команде, обучающиеся показали слабые навыки учебного сотрудничества. Дети слишком много времени тратили на то, чтобы распределиться на команды, распределить роли. Некоторые из них агрессивно реагировали, если попадали в команду с тем, с кем не дружат. Те обучающиеся, кто быстрее включался в работу, имели склонность выполнить задания за всех, при этом другие члены группы оставались в стороне и чувствовали свою бесполезность.

Если говорить о публичном выступлении, здесь также не было высоких оценок, в основном обучающиеся зачитывали текст с листа или экрана телефона. Никто не сократил исходный текст, никто не подготовил план или карточки с ключевыми фразами. «Художники» затруднялись с описанием элементов своего плаката, с трудом отвечали на вопросы.

В данном случае мы, конечно, не можем сделать вывод о том, насколько повлиял веб-квест на формирование коммуникативных УУД, ведь многие из обучающихся встречались с такой формой презентации проекта

на английском языке впервые. Но можно с уверенностью сказать, что при многократном повторении такого типа работы в основной школе обучающиеся имеют все шансы научиться навыкам публичного выступления. Веб-квест стал лишь отправной точкой длительного наблюдения.

Кроме того, при проведении веб-квеста были выявлены следующие недоработки. При выполнении задания практически никто не воспользовался рекомендованными веб-ссылками. В основном все искали информацию при помощи инструментов веб-поиска. Кто-то искал по-русски, затем переводил во встроенном переводчике, кто-то искал по-английски на англоязычных сайтах. Так как обучающиеся презентовали информацию без сокращений, вероятно, текст они не переводили, а значит, информация не была интериоризирована.

Следует искать способы и варианты заданий, при которых информация может быть найдена исключительно на рекомендуемых сайтах. К примеру, в веб-квесте И. В. Ли-товкиной «Путешествие по Британии» обучающиеся должны составить маршрут по лондонскому метро [3]. Подобное задание можно выполнить исключительно на сайте лондонского метро.

С подобной проблемой сталкивался в своей работе один из основателей технологии веб-квестов Том Марч. Он задался вопросом, как исключить ситуацию, когда обучающиеся не осмысливают поставленные в задании проблемы, а просто собирают в тексте своего реферата информацию из разных источников. Для решения этой проблемы он предлагает несколько стратегий, в частности - проекцию опыта решения глобальных проблем на местную, локальную ситуацию. Например, в Интернете достаточно легко собрать информацию о том, какие меры были предприняты для спасения лесов Амазонки. Но ведь можно сформулировать задание иначе: используйте информацию

о тропических лесах Бразилии для того, чтобы выработать план действий по сохранению среды обитания в вашем регионе [2]. Таким образом, для выполнения задания обучающимся придется прочитать и осмыслить оригинальные тексты, проанализировать их и на их основе создать собственное устное высказывание.

Также следует упомянуть, что существует опасность потери контроля учителем над просматриваемым контентом. Обучающиеся склонны к бесконтрольному просмотру интернет-страниц, от рекламных сайтов, текст на которых написан копирайтерами и не представляет научной ценности, до развлекательных сайтов с «котиками». В проведенном квесте «Форт Боярд» учитель мог контролировать при помощи удаленного доступа компьютеры обучающихся, тем не менее большая часть отведенного на уроке времени была потеряна на то, чтобы обучающиеся сконцентрировали внимание на задании.

Помимо этого, выяснилось, что разработанный веб-квест «Форт Боярд» имеет слишком простую структуру. Задача убедить Старца Фура оказывается не актуальной для обучающихся. И сам веб-квест вследствие

этого представляется обычным выполнением задания с незначительным использованием ИКТ. А ведь изначально квест - это поэтапное решение задачи, головоломки. Нужно, чтобы мотивация выполнения задания диктовалась самим заданием, а не была навязана извне. Поэтому следующий сайт планируется создать в формате головоломки с поэтапным решением задачи. Возможно, следует выстроить квест таким образом, чтобы каждая команда получала один символ из шифра, и открыть шифр они могли бы, только получив все символы. Таким образом, обучающиеся будут более замотивированы проходить квест.

В заключение стоит отметить, что веб-квест является актуальным и эффективным инструментом развития познавательных универсальных учебных действий. Несомненна его польза и для развития умений работы в сети Интернет, работы с источниками на иностранном языке, работы с онлайн- и оф-лайн-двуязычными словарями, сервисами Google, графическими редакторами и т. д. Также, в длительной перспективе, образовательные веб-квесты могут помочь обучающимся приобрести навыки работы с текстом и навыки публичного выступления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Ганеева А. Р. Веб-квест в педагогике [Электронный ресурс] // журнал Novainfo, 2014. № 25-1. URL: http://novainfo.ru/article/2478 (дата обращения: 28.01.2018).

2. Горбунова О. Веб-квест: когда поиск приключений превращается в поиск знаний [Электронный ресурс]. Первое сентября, 2013. №5. - URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=201300509 (дата обращения: 29.01.2018).

3. Литовкина И. В. Использование веб-квестов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся [Электронный ресурс] - Всероссийский электронный журнал работников образования МЕПО - URL: http://me-po.ru/articles/151-ispolzovanie-veb-kvestov-na-urokah-angliiskogo-jazyka-dlja-formirovanija-poznavatelnyh-universal.html (дата обращения: 28.01.2018).

4. Наконечная Е. В. Использование веб-квестов на уроках английского языка как средство стимулирования учебной деятельности [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/shkola/ inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/05/19/ispolzovanie-veb-kvestov-na-urokakh (дата обращения: 28.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.