ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:ankantsur@mail. ru
Сорокина Татьяна Витальевна
студентка гр. 742 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:vip. tvsorokina@mail. ru
WEBQUEST TECHNOLOGY IN THE ASPECT OF TEACHING ENGLISH AS ONE OF THE WAYS TO DEVEOP THE STUDENTS' INFORMATION COMPETENCY
Anna Kantsur, Ph.D
Associate Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail:[email protected]
Tatiana Sorokina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail:[email protected]
Аннотация: статья посвящена проблеме внедрения технологии веб-квест в процесс обучения иностранному языку. В работе осмысливаются преимущества и условия использования веб-квестов, приводятся результаты апробации данной технологии, а также обозначается влияние использования веб-квест технологии на развитие у обучающихся информационной компетентности и степень овладения изучаемым материалом.
Ключевые слова: веб-квест технология, информационная компетентность, цифровые аборигены, цифровые иммигранты.
Abstract: the article focuses on the problem of the implementation of webquest technology in the process of teaching a foreign language. The authors highlight the advantages and necessary conditions for using webquests and analyze the influence of web-quests on the students' level of acquiring the informational competency and the target language in accordance with the results of using webqests in practice.
Key words: webquest technology, informational competency, digital natives, digital immigrants.
Во все времена педагоги старались выработать эффективные методы и приёмы, помогающие успешно осуществлять педагогическую деятельность, основная цель которых состояла в том, чтобы ученик мог достигнуть наилучших успехов в обучении. Ситуация несколько изменилась за последние 60 лет в связи с широким внедрением технических средств в жизнь человека.
© Канцур А.Г., Сорокина Т.В., 2018
Американский социолог Марк Пренски в статье «Аборигены и иммигранты цифрового мира» затрагивает проблему современного образования, при котором школьников, с детства окруженных цифровой техникой и именуемых «цифровыми аборигенами», обучают «цифровые иммигранты», люди, которые обладают другим типом мышления и вполне могут обойтись без современных технических устройств [9]. Таким образом, среди педагогов возникает острая необходимость включать в уроки задания с использованием технических средств обучения с целью завладения вниманием обучающихся и созданием мотивации.
Одной из технологий обучения, появившейся в связи с введением технических средств обучения в систему обучения, является веб-квест технология. Впервые термин «веб-квест» был предложен летом 1995 года профессором образовательных технологий американского Университета Сан-Диего, Берни Доджем. Непосредственно концепция веб-квестов была разработана профессорами Б. Доджем [7] в сотрудничестве с Т. Марчем [8].
Образовательный веб-квест - интерактивная игровая форма организации учебной деятельности обучающихся, направленной на выполнение (поэтапное решение) проблемного задания с использованием информационных ресурсов интернета [6].
Веб-квесты можно классифицировать на краткосрочные (рассчитанные на 1-3 занятия) и долгосрочные (рассчитаны на более длительный срок -четверть, семестр или учебный год). Целью краткосрочных веб-квестов является приобретение знаний в совокупности с интеграцией, взаимодействием с другими участниками процесса, а что касается долгосрочных веб-квестов, здесь главной задачей является расширение сферы познаний уже изученного материала. После прохождения такого веб-квеста, обучающийся должен демонстрировать высокий уровень владения темой [3].
В структуре веб-квеста выделяют следующие основные части:
1. Вступление (Introduction)
2. Центральное задание (Task)
3. Описание процесса работы (Process)
4. Оценочная таблица (Evaluation)
5. Заключение (Conclusion)
6. Признание авторских прав (Crédits)
7. Информация для учителя (Teacher Page)
Рассматривая применение технологии веб-квеста на практике в аспекте обучения иностранному языку, необходимо сказать, что данный вид деятельности имеет целый ряд условий для его использования. Помимо соответствующего технического оснащения учебного заведения и доступа в Интернет, следует отметить, что использование веб-квестов в обучении языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами, а также навыков работы в группах.
Для наиболее успешного применения технологии веб-квест на уроке английского языка, необходимо, чтобы обучающиеся были знакомы с данной
формой работы. С целью определения интенсивности внедрения технологии веб-квест в процесс обучения иностранному языку на среднем этапе обучения, был проведён опрос обучающихся 6 класса различных образовательных учреждений г. Перми. Результаты показали, что в большинстве школ обучающимся предоставляется возможность работы с веб-квестом на уроках английского языка (см. рис. 1). Наиболее популярными формами организации веб-квеста оказались завершающие, итоговые уроки в конце модулей. По мнению обучающихся, такой вид организации учебной деятельности помогает им глубже понять материал и надолго его запомнить, а также применять изученные лексико-грамматические единицы в своей речи [2].
Изучаемая технология активно применяется в 0,5 % случаев. Около 5% опрошенных знакомы с технологией веб-квест благодаря итоговым занятиям по изучаемым темам. 85% опрошенных подчёркивают относительно регулярное проведение веб-квестов, связывая их с праздниками, остальная же часть обучающихся (9,5%) оказалась не знакома с данной технологией.
Результаты исследования можно представить в виде диаграммы:
Процент использования технологии веб-квест на уроках английского языка
■ регулярно используется (0,5%)
I используется в качестве итогового урока (5%)
используется несколько раз в
учебном году, в основном, в
связи с праздниками (85%) I данная технология не
используется (9,5%)
Рис. 1. Использование веб-квестов на уроках английского языка
Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о том, что технология веб-квест достаточно популярна для использования на занятиях по английскому языку. В основном, это краткосрочные веб-квесты, рассчитанные на один урок с целью закрепления знаний, либо применяющиеся в качестве тематических уроков несколько раз в год.
Рассматривая практическую сторону применения веб-квест технологии, необходимо сказать, что данная технология активно способствует развитию у обучающихся информационной компетентности [5]. Под термином «информационная компетентность» понимается способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных
информационных технологий [4]. Ниже приводится описание одного из занятий с целью рассмотрения направленности включенных заданий на формирование информационной компетентности обучающихся.
За основу для создания веб-квеста «In the Past» был взят УМК «Spotlight» для 6 класса и программа для создания сайтов Turbosite [1]. Предложенный веб-квест является итоговым для 7 модуля «Now & Then». Занятие включает в себя три общепринятых этапа - организационно-мотивационный, деятельностный и рефлексивный. Основная цель занятия - создание виртуального музея старинной игрушки с помощью навыков поиска и выделения необходимой информации из списка источников, а также презентация своего экспоната. Преобладающими являются групповая и фронтальная формы работы.
Во вступлении представляется сценарий, прочитав который обучающиеся узнают об ограблении музея и задаются целью помочь восстановит коллекцию. Первое задание является вводным - обучающиеся просматривают видео и отмечают, какие игрушки существовали два века назад. Данный вид деятельности направлен на создание условий для формирования навыков аудирования с пониманием основного содержания.
Далее группам обучающихся необходимо взять один из предложенных экспонатов, найти подходящее изображение, используя систему QR-кода, и информацию о нём, а затем заполнить слайд презентации согласно единой форме (см. рис. 2, 3). Из этого следует, что перед обучающимися стоит аналитическая задача в виде поиска и систематизации информации. Данная задача способствует формированию умений просмотрового чтения и чтения с целью извлечения запрашиваемой информации.
Рис. 2. Форма для заполнения Рис. 3. Готовый вариант слайда.
Во второй части работы группы обучающихся собирают презентацию воедино, а затем презентуют готовый продукт в качестве экскурсоводов; каждая группа представляет собственные слайды. Основной задачей на этом этапе является демонстрация понимания темы через представление материалов из разных источников в формате презентации. Данный вид деятельности способствует формированию информационной компетентности по причине непосредственного использования технических средств обучения в учебном процессе.
В речевой деятельности в главной роли выступает пересказ найденной информации об одной из игрушек с опорой на слайд, что подразумевает
134
развитие умений выбирать необходимую информацию и сокращать высказывание до нескольких предложений. Далее участникам представляются критерии для само- и взаимооценивания. В заключении даются ссылки на дополнительные источники для желающих глубже исследовать изучаемую тему.
Последний раздел предназначается для учителя, в нем дано краткое описание веб-квеста, информация о том, какой учебно-методический комплект был взят за основу и для обучающихся какого уровня он предназначен.
Таким образом, нужно отметить, что в основу веб-квеста может закладываться несколько заданий в разных комбинациях, направленных на развитие информационной компетентности. Анализ предложенного занятия показал наличие заданий на аудирование с пониманием основного содержания, на поисково-просмотровое чтение и чтение с извлечением запрашиваемой информации. Задания на говорение и письменная часть работы ставят перед обучающимися задачу сократить предложенную информацию до нескольких предложений, применяя при этом умение отделять важную информацию от второстепенной. Все вышеуказанные задания направлены непосредственно на развитие навыков поиска, отбора, структурирования, системного анализа и хранения информации, что в совокупности с использованием технических средств обучения, безусловно, способствует развитию информационной компетентности обучающихся. Результаты внедрения веб-квестов в образовательный процесс показали, что учащиеся, привлеченные к выполнению данного вида деятельности, быстрее овладевают изучаемым лексико-грамматическим материалом и проявляют больше интереса к обучению в целом.
Список литературы
1. Ваулина Ю.Е. Английский в фокусе (Spotlight) 6 класс. Рабочая программа по учебному курсу «Английский язык». М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. 52 c.
2. Канцур А.Г., Сорокина Т.В. Технология веб-квест как один из способов развития информационной компетентности обучающихся на уроках английского языка // Информационно-методический журнал «Тренер-Education». 2018. № 1. С. 110-114.
3. Луткова Г.П. Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся // Проблемы современной науки и образования. 2012. №4.
4. Мурзалинова А.Ж., Кольева Н.С. Формирование информационной компетентности школьника как характеристики конкурентоспособности личности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 96-113.
5. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.html (дата обращения: 16.01.2018).
6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2013. 220 с.
7. Dodge B. Some Thoughts About Web Quests [Электронный ресурс]. URL: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html (accessed 15 December 2017).
8. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozline.com/learning/webtypes.html (accessed 17 January 2018).
9. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 (2001). On the Horizon, Vol. 9. Issue: 5, pp. 1-6 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 (accessed 21 April 2018).