Научная статья на тему 'Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе'

Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1970
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / САЙТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Т.В., Ширинкина С.А.

В статье рассматривается опыт использования веб-квеста как одного из средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе. Материалы содержaт описание создания и апробирования обучающего веб-квеста с использованием конструктора для создания сайтов WIX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе»

УДК 371.39:5

Малкова Т. В., Ширинкина С. А.

Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе

Аннотация: В статье рассматривается опыт использования веб-квеста как одного из средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе. Материалы содержaт описание создания и апробирования обучающего веб-квеста с использованием конструктора для создания сайтов WIX.

Ключевые слова: веб-квест, деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, универсальные учебные действия (УУД), сайт.

Стандарты современного образования предусматривают системно-деятельностный подход в формировании УУД как действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, дальнейшую социализацию, самостоятельное усвоение новых знаний и умений.

Новые задачи и результаты образования нацеливают педагога на внедрение новых образовательных технологий, которые способствуют формированию УУД и обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода.

Одним из современных средств активизации познавательной деятельности является веб-квест. С помощью него информационно-коммуникационные технологии используются в целях повышения мотивации обучающихся, вовлеченных в учебный процесс. Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Разработал учебный веб-квест профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Додж (США) [4].

В информационном веке образовательная технология веб-квеста современна, важна и актуальна. С одной стороны: веб-квест - это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту

или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [4]. С другой стороны: веб-квест - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме [4]. С третьей стороны: веб-квест - это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернета [4].

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет) [3]. Веб-квест является одной из образовательных интернет-технологий и в современных условиях образования активизирует познавательную деятельность обучающихся. Работа над веб-квестом тесно связана с исследовательской деятельностью, поиском и обработкой информации, что способствует формированию навыков критического мышления.

Технология веб-квеста предполагает наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения, помогаетреализовывать элементы личностно-ориентированного обучения, позволяет учащимся раскрыть

свои индивидуальные способности и возможности. В рамках данной технологии на повышение мотивации к обучению влияют:

- игровые моменты (роли, которые дети выбирают; квазиреальная ситуация) дают пищу воображению, придают уверенность в успешном выполнении заданий;

- использование мультимедиа и визуализация материала, которые активизируют психические процессы (мышление, память, внимание), особенно это необходимо тогда, когда изучаемый объект является недоступным для наблюдения.

В связи с тем, что технология веб-квеста обладает рядом преимуществ, перечисленных выше, мы решили использовать ее для повышения познавательной активности обучающихся в начальной школе. Используя данную технологию, обучающиеся не получают готовых ответов, а самостоятельно решают поставленные перед ними задачи [2].

Работая над веб-квестом, обучающиеся:

- активно участвуют в групповой поисковой деятельности;

- развивают творческое мышление;

- получают навыки решения поставленных проблем;

- выбирают предложенные роли в соответствии со своими возможностями и интересами (индивидуальный подход);

- развивают мыслительные способности: анализ, обобщение, классификация и т. д.;

- получают новые знания, используя интерактивные средства обучения, сеть Интернет.

Наш веб-квест- это виртуальное путешествие в мир древних растений и животных с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы сети Интернет [б]. Он направлен на изучение материала по окружающему миру по теме «Древний мир растений и животных». Тип - кратковременный, обучающий, который может быть использован как на

уроках по окружающему миру (3-5 учебных часов), так и во внеурочной деятельности.

Тема работы с использованием веб-квеста в настоящее время широко освещена в различных статьях, но, вместе с тем, при планировании деятельности мы столкнулись с определенными проблемами. Большинство веб-квестов ориентированы на старшую возрастную категорию обучающихся и используются во внеурочной деятельности, предусматривают индивидуальную работу в сети Интернет. Обучающиеся начальной школы с технологией веб-квеста еще мало знакомы. Созданный нами веб-квест позволяет педагогу поэтапно включить детей в работу и в урочной деятельности. Такая работа позволяет педагогу:

- сориентировать детей в выборе роли, опираясь на интерес и индивидуальные возможности;

- корректировать работу обучающихся во время урока;

- направлять деятельность обучающихся в нужное русло;

- предотвратить возможные ошибки в выборе и размещении материала;

- развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи во время работы в группе;

- помочь представить результаты своей работы.

Название веб-квеста должно быть кратким, привлекательным и оригинальным. Поэтому наш квест мы назвали «Идем в музей (почти детективная история)».

Предметная область - окружающий мир с элементами краеведения.

Возрастная категория - это обучающиеся 3-4-х классов общеобразовательной школы.

Цель нашего образовательного веб-квес-та - познакомить обучающихся с особенностями растений и животных древнего мира.

Задачи:

- выделить особенности животных древнего мира через создание презентации, рисунка;

- выделить особенности растений древнего мира через создание таблиц и презентаций;

- познакомить с краеведческим материалом по теме (секрет Костяной горы);

- развить пользовательские умения работы с компьютером (графический редактор, текстовый редактор, редактор для создания и редактирования презентаций) и сетевыми сервисами;

- формировать метапредметные УУД (работа с текстом, с информацией, коммуникативные навыки, умение презентовать результаты работы).

Образовательным продуктом веб-квеста станет презентация «Животные древнего мира», фоторобот в графическом редакторе, объявление на основе работы с текстом, таблица «Растения древнего мира», тематическое облако слов и слайд-шоу «Секреты Костяной горы».

Структура веб-квеста:

1. Главная страница (знакомство с веб-квестом).

2. Введение(проблемная ситуация).

3. Роли (выбор ролей для групповой работы).

4. Задания (выполнение заданий для выбранной роли).

5. Реквизиты (ссылки на источники информации)

6. Оценка работы (стартовый и итоговый опрос).

7. Заключение - итог работы (награждение команд (открытие пазла с изображением героя и виртуальная экскурсия в музей).

Выполнив задания веб-квеста, обучающиеся лучше узнают об особенностях растений и животных древнего мира, попадут в один из уголков Пермского края, откроют в нем что-то новое, незнакомое им до этого. Работая в особых отделах и раскрывая запутанную историю, дети выполнят немало интересных заданий и творчески их оформят. Наградой за правильное выполнение

заданий будет виртуальная экскурсия. Проблемная задача, которую предстоит решить обучающимся, - это определить автора письма и особенности его среды обитания.

В созданном веб-квесте использованы различные задания в зависимости от выбранной роли:

Художники - на основе галереи образов составляют фоторобот в графическом редакторе. Данное задание направлено на формирование умений: описывать представителей животного мира разных сообществ; сравнивать представителей животного мира по условиям их обитания; работать с информацией; анализировать и выделять главное; работать в графическом редакторе Paint.

Экскурсоводы - создают образ животных древнего мира через составление презентации «Животные древнего мира». Задание работает на формирование умений: описывать представителей животного мира разных сообществ; сравнивать представителей животного мира по условиям их обитания; работать с информацией; анализировать и обобщать; работать в PowerPoint.

Историки - отбирают из предложенного текста антропометрические данные животного древнего мира (мамонта) для создания объявления об определении личности потерявшегося героя. Это задание формирует умения: описывать представителей животного мира разных сообществ; сравнивать представителей животного мира по условиям их обитания; работать с текстом (составление деловой бумаги - объявления).

Археологи - создают образ среды обитания героя, заполняют таблицу «Растения древнего мира» через просмотр видеороликов. Данное задание развивает умения: работать с информацией; описывать представителей растительного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного мира по условиям их обитания; работать с текстом и таблицей.

Краеведы (особо секретный отдел) -после ознакомления с краеведческими текстами и фотографиями составляют тематическое облако слов и слайд-шоу «Секреты Костяной горы» (рис. 2). Задание направлено на формирование умений: работать с информацией; анализировать, сравнивать, выделять главное; работать с текстом (выделение из текста ключевых слов).

При выполнении всех перечисленных выше заданий формируются и метапредмет-ные умения и навыки:

- развитие коммуникативной компетенции, в том числе способности к сотрудничеству;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение необходимой информации, обобщение и закрепление информации;

- расширение пользовательских возможностей работы с компьютером;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.

Перед прохождением веб-квеста каждый из детей участвует в стартовом тестировании с целью выявить первичные знания по теме «Мир древних растений и животных». После выполнения всех заданий дети проходят итоговую диагностику, которая показывает не только полученные знания по данной теме, но и коммуникативные умения (слаженность

работы в группе). Итоговый опрос требует развернутого ответа. После проведения веб-квеста учитель сравнивает результаты стартовой и итоговой диагностики.

Представление результатов работы групп проходит в виде устного выступления и показа итогов работы в группах (объявлений, презентаций о древних растениях и животных, портрета героя, тематического облака слов с фотографиями местных достопримечательностей). Каждая группа может получить за презентацию своей работы на итоговом занятии от 0 до 32 баллов по следующим критериям:

- исследовательская работа;

- творческая, мультимедийная работа;

- устное выступление;

- умение работать в группе.

Для оценки результатов работы группы разработаны критерии, заполняются детьми в группах - приложение 1.

Сводную ведомость результатов заполняет учитель - приложение 2.

На заключительных уроках в ходе коллективной работы обучающиеся получают доступ к коду (ключу) для того, чтобы собрать из пазлов на доске Smart фотографию героя (рис. 1).

В награду за успешно выполненные задания данного веб-квеста ученики получают доступ к виртуальной экскурсии по «Музею Пермских древностей».

Таблица 1

Результаты диагностики УУД (%)

Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Уровень 3-й кл. 4-й кл. 3-й кл. 4-й кл. 3-й кл. 4-й кл.

24 чел. 24 чел. 24 чел. 24 чел. 24 чел. 24 чел.

Высокий 3 4 15 25 9 15

Средний 57 56 40 48 13 37

Низкий 40 40 45 27 78 48

Итого 100 100 100 100 100 100

Для оценки результативности УУД мы воспользовались диагностикой, прописанной в журнале «Управление школой» издательского дома «Первое сентября» [6]. Были про-диагностированы 24 ученика одного класса, которые участвовали в апробации веб-квеста в 3-м классе (до проведения веб-квеста) и в 4-м классе (после проведения веб-квеста).

Результаты входной и итоговой диагностики позволяют констатировать:

- регулятивные УУД остались почти на прежнем уровне;

- познавательные УУД имеют высокую положительную динамику;

- коммуникативные УУД имеют высокую положительную динамику.

Проанализировав полученные результаты в ходе работы с использованием технологии веб-квеста, можно сделать следующие выводы:

- данная технология включает в себя элементы проектной и исследовательской

деятельности, что положительно влияет на мотивацию обучающихся, включенных в работу с веб-квестом;

- наблюдается положительная динамика при формировании УУД;

- отрабатываются различные виды работы с информацией и текстом; развивается речь, мышление, память, внимание;

- формируется умение представлять результаты своей работы;

- реализуется идея индивидуализации образовательного процесса;

- используются различные источники информации, которые формируют навыки критического мышления;

- повышается мотивация к процессу обучения (часть обучающихся решила углубить свои знания по данной теме, были сделаны доклады о древних растениях и животных - 4 человека, презентации - 3 человека, а также выполнена исследовательская работа «По следам динозавров»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Степаненко Т. Н. Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда [Электронный ресурс] // Педпортал. Библиотека материалов для работников школы. 2015. - URL: pedportal.net/ po-tipu-materiala/ (дата обращения: 13.04.2017).

2. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Открытый урок. Раздел: общепедагогические технологии. - URL: http:// festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения: 15.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс]. - URL: http://ito. bitpro.ru/1999 (дата обращения: 18.04 2017).

4. Кудаева Н. Б. Что такое образовательный веб-квест [Электронный ресурс]: Виртуальный университет социальной сети работников образования. Образовательная технология веб-квест. -2012. - URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-inostrannykh-yazykov/obrazovatelnaya-tehnologiya-veb-kvest/chto-takoe-obrazovatelnyy-veb (дата обращения: 18.04 2017).

5. Критерии оценивания веб-квеста 1 вариант. - URL: https://docs.google.com/document/ d/1Jpqlk8bgal14LFazY2V61_1n1T_lP9Xpt9tihWGcZnY/edit

6. upr@1september.ru

7. http://malkova484.wixsite.com/mysite

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценивания заданий

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа

Исследовательская работа 0 - 2б

Творческая, мультимедийная работа 0 - 2б

Устное выступление 0 - 2б

Умение работать в микрогруппе 0 - 2б

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сводная ведомость результатов

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа

Исследовательская работа

Творческая, мультимедийная работа

Устное выступление

Умение работать в микрогруппе

ИТОГО

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

( !, ¿--'ВЬГДОГ и'-счда^г-""!.- " Я Йгдп.!: ((' Pr.iirri.-J.- <_.,.. »

Идём в музей

(почти детективная история}

ВЗЕДЕМЕ РОЛ! МДМ(£1Я НОШУ «Ш-КА РАБОТЫ ЖЗОШЕ и^тайш'

| Эдактщ^!». рвйли* варила «евдйар«ии''

1П£*15п§гаая1! За,« шггвршт грэеет нкт °Ид5и а вып&гк*« НШ ймУ?/«ш1 №

^йвйтойстт. ¡ШШЙ ижябйгнш: .Ту<МШП| »ира г^аДйФё й «э** и ^талви- гаерь^в&гс. ерза. ©тшр^тв 8: ней чта-тг© н@вэв. не шда эгтеРй, Рйемя | «тдока; и рвФ^ымя ШфттО» (я^р*** 8Н ¡ШзЯвЯННЧ)! ничщ^цн^х

ээдаяий. тернкеи ж Наградой ла кршмлайо»

эадайл! %Й*Т рсрдададо зщвднркя

Шн ¡Мва'ИЫ'

> ©^»рёвМйапчинр еадявшга» 3- ёщюшш в&тр^а еб^до доя& .■адя яэяяда» грей?» -

ЙРКВД

.^шыдододаф иЭ/Читпв'лайаньч рет)

* -•!-• -■- ТГ^ ■Г-'Д Т^'У -п Г "14141 - Т-гИГ!-' •-■• НР-ГТт

Рис. 1. Главная страничка веб-квеста

Рис. 2. Роль - краеведы

Рис. 3. Фото героя из пазлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.