Научная статья на тему 'Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку'

Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ / GOOGLE-ФОРМЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева В.А.

В статье представлен опыт использования технологии веб-квеста на старшей ступени обучения на уроках английского языка. Помимо указания на привычные эффекты веб-квеста, такие как мотивирующие и развивающие, особый акцент сделан на его возможность быть средством достижения планируемых образовательных результатов обучающихся. В методическом плане данная технология может помочь педагогу совершенствовать организационные навыки управления образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку»

УДК 371.39:811.111 Беляева В. А.

Веб-квест как средство достижения образовательных результатов по английскому языку

Аннотация: В статье представлен опыт использования технологии веб-квеста на старшей ступени обучения на уроках английского языка. Помимо указания на привычные эффекты веб-квеста, такие как мотивирующие и развивающие, особый акцент сделан на его возможность быть средством достижения планируемых образовательных результатов обучающихся. В методическом плане данная технология может помочь педагогу совершенствовать организационные навыки управления образовательным процессом.

Ключевые слова: образовательный веб-квест, Google-формы, универсальные учебные действия (УУД), балльная система оценивания, педагогический мониторинг.

Веб-квест - эффективная и универсальная технология, применимая к любому школьному предмету, что делает ее популярной в педагогической среде. Несмотря на то, что образовательный веб-квест не прошел пока теоретического обоснования, чаще всего в отечественной педагогике под данным термином понимается проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Актуальность интеграции веб-квеста в процесс изучения иностранного языка объясняется тремя его основными составляющими, которые делают языковое обучение продуктивным. К ним относят проблемность, аутентичность и интерактивность.

Основные исследования и публикации методистов и учителей-практиков связаны с развивающим и мотивирующим эффектом веб-квеста: в целях развития способных детей [1], либо универсальных учебных действий [4], либо ключевых компетенций через проектную деятельность [5]. Ряд авторов веб-квестов на английском языке концентрируют свое внимание на организационных моментах, в частности, на оценивании, и предлагают разные варианты критериев оценки веб-квестов [2, 3]. Вместе с тем, несмотря на многообразие публикаций веб-

квестов в сети Интернет, остаются проблемой вопросы разумного соотношения содержания и формы представления материала, лексических и грамматических опор в виде дополнительного вокабуляра, языковых навыков и речевых умений.

Цель данной публикации - выявить эффективность веб-квеста как средства достижения планируемых образовательных результатов обучающихся при изучении отдельной темы.

Веб-квест "How to communicate in the Age of IT? - Elementary, Watson!" разработан для обучающихся 11-го класса на платформе Google [б]. Он является проблемным творческим заданием, завершающим изучение темы "Наука и современные коммуникации" и проверяющим сформированность речевого умения старшеклассников в говорении на языке в нетрадиционной форме. Предполагалось, что выбор аутентичных языковых материалов для подготовки высказывания из ресурсов Интернета, взаимопомощь одноклассников в группе, творческий подход к представлению результатов будут способствовать мотивации обучающихся к языку и повышению качества монологического высказывания. Таким образом, была определена цель веб-квеста - рассказать о достижениях современной науки в области

коммуникаций между людьми в творческой форме.

Для достижения цели обучающимся предстояло решить следующие задачи:

• изучить интернет-ресурсы, познакомиться с новыми открытиями XXI века и узнать историю их появления;

• критически проанализировать достоинства и недостатки современных коммуникационных технологий и привести хорошие аргументы;

• представить в наглядном виде способы использования данного вида коммуникации в современной жизни;

• подготовить развернутое монологическое высказывание об открытии и выступить с ним перед группами.

Структура описываемого языкового веб-квеста не отличается от стандартного, но в содержательном плане имеет некоторую специфику. Прежде всего это касается аутентичных

ресурсов Интернета. Сама идея тщательного отбора информационных ресурсов педагогом, а не обучающимися является благом для последних, если учесть, что не все участники веб-квеста обладают хорошим уровнем владения языком. Более того, это альтернатива традиционному способу подготовки монолога современными школьниками - перевод русских предложений на английский без учета особенностей неродного языка. Далее следует сказать об интерактивности как характерной особенности языкового квеста. Как известно, общение на иностранном языке невозможно без взаимодействия с реальным или виртуальным «пользователем», поэтому в веб-квест включены интерактивные задания, размещенные на сайте Learningapps. org, и интерактивные рабочие листы, помогающие организовать индивидуальную языковую практику обучающихся в процессе прохождения ими веб-квеста (рисунок 1).

И нт ер акта вны й рабоч и й л и ст

Фамилия_ Имя_

Инструкция:

1. Скопируй на сеой компьютер рабочий лист и подпиши его.

2. Прочитай текст и выполни задания кнему.

3. Загрузи выполненную работу на Google Disk.

4. Скопируй ссыпку и отправь устелю. Mobile Phones

1. Read the article about mobile phones. Moiale Phones

2 Choose the right variant to complete the sentences.

1. Modern mobile technology is based on... (a two-way radio; t>. global positional device; a yuppies)

2. More people bought mobile phones in the 1990s because ... (a. traditional phone ddn't work anymore; b. they were bad at timekeeping; c. they became a lot cheaper)

3. The first mobile phone call took place between ,, (a. two scientists; b. two Scotsmen; c. two yuppies)

4. The first commercially available mobile phones looked like ... (a small pocket-sized objects; B. telephone masts: c. giant plastic bricks)

5. A text message saying"Gr8! Will call U 2nile' means ... (a. Great! I'll call you tonight; b. Good grief! Please call William tonight: c. I'll be 15 minutes late)

3. Write down a few words about your mobile phone {5-6 sentences): make,

colour, functions, memory card, how you got it, what you use it for, if you can do without it.

Рис. 1. Образец индивидуального интерактивного задания

Сам процесс прохождения веб-квеста составляет отдельный этап и включает самостоятельную работу старшеклассников в группах на достижение общего результата. В соответствии с выбранными ролями (Шерлок Холмс - историк, Шерлок Холмс - эксперт, Шерлок Холмс - художник) участники

В связи с тем, что веб-квест в нашем случае выступает как средство достижения образовательных результатов, возникает ряд организационных и технических требований, а именно:

• наличие у участников e-mail на сайте Google. Поскольку квест является интегрированным проблемным заданием, позволяющим проконтролировать не только предметные навыки, но и метапредметные, доступ к заданиям веб-квеста обучающиеся получают за 2 недели до начала итоговых (контрольных) уроков по теме;

• выполнение заданий во внеаудиторном режиме (придается значимость самостоятельной работе).

На последнем этапе рекомендуется посвятить одно аудиторное занятие предзащите итогового продукта или консультации с преподавателем. При выполнении веб-квеста обучающиеся в своих группах общаются между собой и с преподавателем в школе или посредством электронной почты.

Заключительный этап работы над веб-квестом - самый ответственный: обобщаются

одновременно выполняют задания. Через технологию «обучение в сотрудничестве» дети обучают друг друга умениям использовать ИКТ и совместно подводят итоги выполнения каждого задания, отражая их в соответствующей таблице на сайте веб-квеста (рисунок 2).

результаты работы группы, оформляются творческие «продукты» (в нашем случае ими были презентации), проводится итоговая рефлексия. Многообразие и простота Соод1е-форм позволяют сделать результаты веб-квеста «прозрачными». Так, к примеру, в представленном квесте используются разнообразные виды оценивания (стартовое, формирующее, итоговое), опросы (стартовый и рефлексивный).

Важным моментом при разработке веб-квеста является продуманная система критериев оценки, учитывающая как самостоятельную работу старшеклассников, так и в сотрудничестве:

• выполнение коммуникативной задачи высказывания;

• структурная организация высказывания;

• использование языковых навыков;

• применение мультимедийных (визуальных) средств при предъявлении высказывания;

• организация речевого поведения участников группы во время устной защиты.

Инструкция: По мере продвижения • веЬ-квесте руководитель группы отмечает словом: "вы norme но" указанный в. таблице этап.

группа Опрос выбор роли и распределение заданий в группе работа с и нтернет -ресурса м и самостоя тельная работа с дополнителен ы ын материалами (интерактивный рабочий лист, упражнение "Найти пары"). составление устного развернутого высказывания по томе рх-Ь «песта подготовив наглядности к выступлению (востер, презентация* коллаж и т.д.)

группа 1 выполнено выполнено выполнено выполнено выпепмм»

грулм 2 выполнено ^ ™ * Т VJ't' W4J 1PF* выпал«»» ■ыполиено иыполм*« аыпслнеи-»

грутв 3 выполнено выполнено выполнено выпашено выполнено 8ЫЛОЯН#НО

Рис. 2. Лист продвижения участников веб-квеста

При оценке итогового «продукта» применялась балльная система оценивания, которая затем переводилась по специальной шкале в оценочную.

Несмотря на кратковременный характер образовательного веб-квеста, задачей педагога является мониторинг эффективности

Как видно из таблицы, обучающиеся класса имеют «прирост» в уровне развития УУД, в том числе в коммуникативных, которые являются в данном квесте преобладающими.

На наш взгляд, ценность представленного языкового веб-квеста заключается в том, что он обеспечивает достижение следующих результатов:

• формирование мотивации к регулярной и систематической работе с научной, научно-популярной литературой (в том числе опубликованной в сети Интернет);

• формирование критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями, приводить содержательные аргументы в защиту позиций «за» или «против», умения делать выводы;

• развитие коммуникативных умений, навыка публичного выступления;

• совершенствование навыка работы в компьютерных программах (Microsoft Word, Paint, Power Point и т. д.);

используемых педагогических приемов и методов. Одним из требований нового ФГОС является развитие универсальных учебных действий (УУД). Поэтому при использовании веб-квеста на начальном и заключительном этапах был проведен мониторинг уровня развития УУД (таблица 1).

• формирование ответственности за результаты работы в группе, уважительного и толерантного отношения к мнению одноклассников;

• развитие регулятивных УУД обучающихся (планировать свою самостоятельную деятельность, ставить цели и задачи, выбирать способы действий, оценивать достижение результата).

В заключение хотелось бы отметить, что веб-квест как развивающая информационная технология предлагает большое количество возможностей как для обучающихся, так и для учителя в плане развития индивидуального стиля обучения и организации образовательного процесса. Перспективы последующих исследований по теме веб-квестов могут быть связаны с более точным критериальным балльным оцениванием или с включением не одного, а нескольких видов иноязычной деятельности в структуру квеста.

Таблица 1

Уровень развития УУД обучающихся 11-го класса (13 человек)

УУД Начальный этап Заключительный этап

высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень

Познавательные 4 7 2 5 8 0

Регулятивные 4 5 4 5 8 0

Коммуникативные 5 5 3 7 6 0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Веб-квест как инновационная форма работы со способными одаренными детьми и детьми, имеющими образовательные потребности, на уроках английского языка. - URL: www.https://pedsovet. org/publikatsii/angliyskiy-yazyk/ (дата обращения: 06.02.2018).

2. Глебова И. В. Использование веб-квестов в деятельности учителей иностранных языков в условиях реализации ФГОС. Разработка веб-квестов. - URL: http://glebolesson.ucoz.ru/publ/ ispolzovanie_veb_kvestov/1-1-0-17 (дата обращения: 06.02.2018).

3. Десятова Л. В., Наумова А. М. Технология веб-квест (Webquest) в обучении английскому языку. English. 2014. № 7-8. C. 8.

4. Иванушкина А. Н. Использование технологии веб-квест как средство развития УУД учащихся. -URL: https://bodaybo.jimdo.com/web-quests/ (дата обращения: 06.02.2018).

5. Кытманова Е. А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2011. № 1. С. 108-116.

6. Образовательный веб-квест - URL: https://sites.google.com/site/sciencemo-derncommunications/home/ (дата обращения: 06.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.