Научная статья на тему 'Использование технологии веб-квеста для достижения метапредметных результатов обучающихся на уроках математики в 6-м классе'

Использование технологии веб-квеста для достижения метапредметных результатов обучающихся на уроках математики в 6-м классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полыгалова Г. В.

В статье описана разработка и апробация образовательного веб-квеста на уроках математики в 6-м классе. Представлены результаты диагностики уровня развития универсальных учебных действий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии веб-квеста для достижения метапредметных результатов обучающихся на уроках математики в 6-м классе»

УДК 37.016:51 Полыгалова Г. В.

Использование технологии веб-квеста

для достижения метапредметных результатов обучающихся на уроках математики в 6-м классе

Аннотация: В статье описана разработка и апробация образовательного веб-квеста на уроках математики в 6-м классе. Представлены результаты диагностики уровня развития универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: веб-квест, универсальные учебные действия (УУД), системно-деятельност-ный подход.

В настоящее время все более актуальным в обучении является использование приемов и методов, которые формируют у обучающихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [1].

Процесс обучения должен быть направлен на выработку метапредметных умений, формирование «умения учиться». Знания приобретаются через деятельность, осознанно и активно. Основными глаголами обучения являются: понимать (умение ставить цель, прогнозировать конечный результат), добывать (знания), использовать (все свои умения), анализировать (сравнивать, рефлексировать, координировать), систематизировать (получать конечный продукт: рассказ, схему и т. п.). Это и есть алгоритм обучения ученика в деятельности.

Образовательный веб-квест - это дея-тельностная технология, направленная на формирование всех видов УУД. К личностным УУД, развиваемым в ходе проведения образовательного веб-квеста, относятся: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; самостоятельность в приобретении новых

знаний и практических умений [2]. Познавательные УУД: делать выводы; развитие информационной компетентности. Учащиеся должны освоить навыки нахождения информации в Интернете, анализировать (выделять главное, разделять на части, обобщать, доказывать, делать выводы, выстраивать логические схемы рассуждения), представлять информацию в разных формах (презентация, рисунок, текст, таблица, план, схема). Регулятивные УУД: уметь определять цель и задачи, формировать умения смыслового чтения. Коммуникативные УУД: умение работать в группах и представление продукта своей деятельности. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания [2]. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернетом. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели -создания общей работы. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Приведем пример использования образовательного веб-квеста по теме «Процент -наука или жизнь» на уроках математики в 6-м классе. К предметным результатам обучения относятся: понимание, знание

процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты.

Данный веб-квест - краткосрочный. Рассчитан на 4 академических часа во внеурочное время: три часа - выполнение заданий, 1 час - подведение итогов в виде выступления.

Сюжет предложенного квеста подобран необычно: группа ученых взялась, с практической точки зрения, ответить на вопрос: велика ли роль процента в повседневной жизни. Для этого они разделитесь на группы по 2-3 человека, каждая из которых будет изучать проценты с определенной позиции. Для этого предложено выбрать роли.

1. Историки - этой группе предстоит окунуться в историю возникновения термина «процент» и знака «%».

2. Социологи - им предстоит проанализировать структуру учеников своей параллели, изобразить информацию в виде диаграмм по следующим вопросам: какой процент всех учащихся занимает рассматриваемая параллель, какой % занимает каждый класс в параллели, сколько девочек и мальчиков в параллели в процентом соотношении, на сколько процентов отличается кол-во мальчиков от кол-ва девочек. А также привести пример любого интересного социологического исследования из жизни.

3. Банкиры изучают финансовые термины и заключают выгодные финансовые сделки. Для этого им нужно посетить три банка и определить, где более выгодные условия для оформления кредита и депозита.

4. Шопоголики - это люди, которые любят баловать себя покупками. Поскольку шопоголик любит много покупать, он должен делать это с выгодой. А именно применять знания о скидках. Этой группе нужно будет приобрести гардероб в трех магазинах. При этом нужно будет использовать скидки.

5. Любители покушать. Их задача накрыть праздничный стол. Нужно приобрести

закуски (колбаса, сыр, хлеб), фрукты, напитки и сладости. И конечно, сделать все выгодно. То есть купить продукты со скидкой. Для этого предлагается посетить два магазина.

Для исследования влияния использования технологии веб-квеста на уровень развития УУД обучающихся в конце 2016/17 учебного года был проведен мониторинг ме-тапредметных результатов обучающихся 5-го класса.

Оценивались в комплексе познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. На каждого ученика в электронном виде заведена индивидуальная карта оценивания, в которой выделены оцениваемые УУД и их критерии [3].

Критерии регулятивных УУД:

• умение определять и формулировать цель деятельности (увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях;

• умение составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях;

• умение соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем;

• умение самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом;

• умение оценивать результаты своей работы.

К критериям познавательных УУД отнесены следующие умения:

• умение самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных;

• умение добывать новые знания из различных источников различными способами;

• умение перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее

удобную форму; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

• умение перерабатывать информацию для получения нового результата; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

• умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Для оценки коммуникативных УУД выделены умения:

• умение доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;

• умение читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения;

• умение понимать возможность различных точек зрения на вопрос; учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение;

• умение договариваться с людьми, со-гласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Все критерии оценены по трехбалльной системе: 2 балла - учащиеся все делают самостоятельно; 1 балл - учащиеся делают с помощью учителя или предложенного алгоритма; 0 баллов - неспособность учащихся осуществлять предложенные действия.

В мониторинге уровня развития УУД обучающихся 5-го класса приняло участие пять учителей-предметников. Каждый учитель оценил обучающихся по предложенным критериям. Результаты заносились в таблицу МБЕхсе... Итоговая таблица заполнялась автоматически по результатам индивидуальных карт учащихся. Уровень сформиро-ванности УУД учащихся, в зависимости от набранных баллов, был разделен на высокий (от 26), средний (от 13 до 25) и низкий (от 1 до 12).

По результатам мониторинга была построена диаграмма (рис. 1), демонстрирую-

щее. 1. Результаты мониторинга уровня развития УУД обучающихся 5-го класса

(2016/17 учебный год)

щая уровень развития УУД обучающихся на начальном этапе.

Анализ диаграммы показывает, что в классе отсутствуют учащиеся с высоким уровнем развития УУД, средний уровень развития УУД наблюдался у 59% обучающихся класса, 41% обучающихся находились на низком уровне развития УУД. Познавательные УУД у обучающихся развиты довольно хорошо.

Коммуникативные УУД практически у каждого стоят на последнем месте. Интересно отметить, что у детей с низким уровнем познавательных и регулятивных УУД уровень коммуникативных УУД выше. С учетом этих данных для прохождения веб-квеста были сформированы группы обучающихся, в которые вошли ребята с разным уровнем развития УУД.

Работа над веб-квестам проводилась частично в классе, частично самостоятельно.

Работа в классе подтвердила результаты мониторинга: дети не могли работать друг с другом. Так как на предложенные задания было выделено ограниченное количество времени (3 часа), они вынуждены были распределить работу между собой, тем самым обучаясь общению для достижения поставленной цели.

Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях:

1. Работа с источниками информации.

2. Оформление результатов работы группы.

3. Защита результатов проекта.

Была использована трехбалльная система оценивания: 0 - плохо, 1 - хорошо, 2 - отлично. Максимальный балл - 18. Итог выполнения заданий ставился по всей учебной группе. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки работы над заданиями образовательного веб-квеста

Работа с источниками Оформление результатов Защита результатов

информации работы группы проекта

л а иствие теме нательные УУД) га информации нательные УУД) 1е выводов ятивные УУД) е в обсуждении /никативные УУД) чьность вычислений 1етный результат) е ы н в и т а к ^ X у ие омму но ш * 5 ^ Д)У У е ы X в и ет 1 з еи ¡Ё ^ ;ский подход ятивные УУД) ность изложения нательные УУД)

еа вн а I х Б 1 ид ве Е к рот) ум т ел та он г

О О иг ^ Ф см ао ар рг ое мз ао о т

и--- оп С--- X--- рп С--- орУ ык СП--- I- — рп 1_ »_( и

1-я группа 1 1 0 1 2 1 2 1 0 9

2-я группа 1 0 0 1 1 1 1 0 1 6

3-я группа 1 2 1 2 2 1 2 2 1 14

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся заинтересованы в выполнении подобных заданий. Кроме того, следует отметить, что современная методика преподавания и разработанные задания, направленные на формирование УУД, повлияли на повышение качества обучения по предмету. Также после прохождения

Таким образом, в процессе проведения формирующего педагогического эксперимента была доказана эффективность применения технологии образовательных веб-квестов. Количественные изменения в развитии УУД способствуют формированию положительной учебной мотивации. Веб-квест позволяет ученикам делать открытия, а не просто усваивать информацию.

веб-квеста и его защиты более отчетливо обозначились проблемы, над которыми следует работать в будущем.

По результатам повторной диагностики, которая прошла в октябре 2017 года (рис. 2) видно, что уровень универсальных учебных действий по классу незначительно вырос -на 6,5%.

Он прекрасно подходит для обучения в команде, пробуждает интерес, повышает уверенность в своих силах и самооценку учащихся. Это и способствует формированию коммуникативной компетенции, которая имеет очень низкий уровень у современных детей. По сути, шаги выполнения веб-квеста - это шаги ученика, решающего проектную задачу.

Рис. 2. Динамика уровня развития УУД обучающихся (2016/17учебный год, 2017/18 учебный год)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности // в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, 2015. - 204 с.

2. Главацких О. Н. Проектные задачи на уроках истории как средство формирования УУД учащихся. [Электронный ресурс]. URL: http://trig.zodorov.ru/proektnie-zadachi-na-urokah-istorii-kak-sredstvo-formirovaniya/index.html (дата обращения: 21.10.2017).

3. Издательский дом «Первое сентября», журнал «Управление школой», «Формы итоговой аттестации сформированности универсального учебного действия и необходимые оценочные средства», 2016 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.