Раздел II
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
УДК 371.39 Худякова А. В.
Технологический подход к проектированию образовательного веб-квеста
Аннотация: В статье представлены результаты применения квест-технологии в условиях реализации ФГОС общего образования в центре инновационного опыта МАОУ «Юго-Камская средняя школа»; рассмотрен технологический подход к проектированию образовательного веб-квеста на основе технологической карты. Положительная динамика в развитии универсальных учебных действий обучающихся свидетельствует об эффективности применения технологии образовательных веб-квестов.
Ключевые слова: образовательная технология, образовательный веб-квест, ФГОС,универсальные учебные действия, технологическая карта образовательного веб-квеста, инновационная образовательная деятельность.
Инновационная деятельность образовательной организации представляет собой включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию современных образовательных технологий в практике обучения и воспитания. В условиях реализации новых образовательных стандартов актуальным является применение в образовательном процессе деятельностных технологий, способствующих не только достижению предметных результатов, но и развитию универсальных учебных действий: технология развития критического мышления, технология проектной деятельности, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии. К образовательным технологиям, соответствующим системно-деятельностному подходу, может быть отнесена квест-технология - «интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ» [1].
На базе МАОУ «Юго-Камская средняя школа» в рамках реализации инновационного проекта было проведено исследование, основной целью которого являлось изучение влияния технологии веб-квест на развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Вопрос влияния информационно-образовательной среды на формирование и развитие метапредметных результатов обучающихся является актуальным для образовательных организаций Пермского края. Зависимость образовательных результатов от влияния условий, в которых они формируются, представляет научный интерес, поскольку применение инновационных технологий в учебном процессе должно опираться на прочную базу, основанную на результатах теоретических и практических исследований.
В освоении технологии образовательных веб-квестов участвовало 19 педагогов образовательной организации. При проектировании образовательного веб-квеста был использован технологический
подход, заключающийся в разработке технологической карты образовательного квеста. С учетом структуры веб-квеста, предложенной ее основателями (Б. Додж, Т. Марч), а также вариантов технологической карты урока [2] и технологической карты веб-квеста [1], был подготовлен шаблон технологической карты, который использовался педагогами образовательной организации.
1. Название. Должно быть кратким, привлекательным и оригинальным.
2. Разработчик. Ф. И. О. разработчиков.
3. Информация о разработчике. Сведения о профессиональной деятельности и достижениях. Электронная почта.
4. Предметная область. Указывается учебный предмет или одно из направлений воспитательной деятельности как приоритетное - патриотическое, экологическое, эстетическое или др. Указывается тип квеста (моноквест, междисциплинарный или комплексный квест).
5. Возрастная категория обучающихся. Указывается возрастная категория обучающихся и их образовательные потребности, включая специфику здоровья.
6. Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты, на достижение которых направлен образовательный веб-квест.
7. Цели и задачи. При определении цели и задач ориентиром выступают планируемые результаты. Четко поставленная цель - такая цель, прочитав которую, можно понять, что вы собираетесь достичь. Цель должна быть конкретна, измеряема, достижима и на достаточном уровне сложности для данной категории обучающихся.
8. Образовательный «продукт». Образовательным «продуктом» может быть видеоролик, буклет, инфографика, mind-map, коллаж, Google-презентация, лента времени, скринкаст, интерактивная карта, публикация и т. д.
9. Продолжительность. Краткосрочный или долгосрочный веб-квест. Указывается количество дней (уроков, недель) для прохождения веб-квеста.
10. Сервис для создания веб-квеста. Указывается инструмент, с помощью которого создана страница образовательного веб-квеста, например https://sites.google.com/, https://wysiwygwebbuilder.ru/.
11. Краткое описание темы веб-квеста. Описание темы (легенда) представляет собой рассказ (реальный или вымышленный) о событиях или личностях, участвующих в веб-квесте.
12. Основное задание. Описание проблемной задачи, которую необходимо решить, сроки и условия выполнения.
13. Описание ролей. Список героев (групп) и их характеристики. Выбор ролей участников квеста прописывается правилами: жеребьевка, разделение по какому-либо признаку в зависимости от цели и содержания квеста.
14. Архитектура веб-квеста. Описание событий в игре (базовой схемы), например последовательность этапов, станций, заданий, необходимых для выполнения основного задания.
15. Необходимые материалы. Список ссылок на онлайн-ресурсы, необходимые для выполнения задания. Вспомогательные материалы (примеры, бланки, таблицы, инструкции), которые позволят эффективнее организовать работу над веб-квестом.
16. Баллы за веб-квест. Количество баллов, начисляемых за веб-квест. Перечень заданий и распределение процентного соотношения баллов.
17. Критерии оценивания. Описание критериев и параметров оценки выполнения квеста (бланки, таблицы продвижения, диаграммы оценок), определяемых учебными задачами, выполняемыми на каждом этапе. Рекомендуется использовать от 4 до 8 критериев, например: исследовательская
Пермский педагогический журнал (№ 9/ 2018)
и творческая работа; качество аргументации, оригинальность работы; умение работать в микрогруппе; устное выступление; мультимедийная презентация.
18. Политика опозданий. Принципы или правила, которые используются для участников, отправивших работу с опозданием (задания не принимаются, принимаются с вычитанием и т. п.).
19. Правила этикета. Перечень правил для комфортного проведения веб-квеста (вежливость, толерантность при обсуждении, взаимопомощь и т. п.).
20. Рефлексия. Указывается, каким образом будет проведена итоговая рефлексия.
21. Другая информация. Дополнительная информация на усмотрение разработчика веб-квеста.
В результате инновационной работы учителями были спроектированы технологические карты 7 образовательных веб-квестов: «Процент - наука или жизнь?», «Спаси планету от мусора!», «Биодобавки - хорошо или плохо?», «Идем в музей (почти детективная история)», «Где обедал воробей?», «Modern communications? -Elemantary, Watson!», «Fort Boyard Quest». После проектирования технологических карт данные веб-квесты были разработаны и проведены с обучающимися во внеурочной деятельности. В прохождении веб-квестов приняли участие около 120 учеников 4-10-го классов.
Мониторинг уровня развития универсальных учебных действий проводился с использованием информационной системы мониторинга личностных и метапредметных результатов обучающихся https://uudm.ru/ [3]. Компонентами УУД, выбранными для изучения влияния технологии веб-квест, явились: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, смысловое чтение: поиск информации, понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации. Для удобства
оценки была разработана единая трехбалльная шкала. Критерии (уровни) развития УУД представлены ниже.
Умение выражать свои мысли:
0 - необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения;
1 - способен дать правильный ответ, но не может его обосновать;
2 - самостоятельно излагает свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Планирование учебного сотрудничества:
0 - не умеет работать в группе;
1 - работает в группе под руководством учителя, задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
2 - работает в группе, самостоятельно выстраивает продуктивное взаимодействие с одноклассниками.
Поиск информации:
0 - не отвечает на вопросы по тексту;
1 - находит в тексте информацию по вопросам, составленным учителем;
2 - самостоятельно находит в тексте требуемую информацию.
Понимание прочитанного:
0 - не решает учебно-познавательные задачи;
1 - решает учебно-познавательные задачи, требующие понимания текста, с помощью учителя;
2 - самостоятельно решает учебно-познавательные задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Преобразование и интерпретация информации:
0 - не способен преобразовывать и интерпретировать текст;
1 - преобразует и интерпретирует текст с помощью учителя;
2 - самостоятельно преобразует и интерпретирует текст.
После заполнения всеми учителями-предметниками диагностических электронных форм автоматически подсчитывались
итоговые баллы и уровень сформированно-сти УУД у каждого обучающегося: 90 - 100% - высокий уровень; 80 - 89% - уровень выше среднего; 64 - 79% - средний уровень; 51 - 63% - уровень ниже среднего; 0 - 50% - низкий уровень. Кроме того, каждый учитель проводил собственную диагностику уровня развития
УУД обучающихся до и после прохождения разработанного веб-квеста. Результаты исследований обсуждались в рамках августовского педсовета, а также интернет-форума Университетского округа ПГГПУ.
Динамика общего уровня развития ме-тапредметных результатов обучающихся на начальном и заключительном этапе исследования представлена на рис. 1.
Низкий уровень 5%
Уровень
ниже среднего 15%
Высокий уровень 15%
Средний уровень 35%
Уровень
выше среднего 30%
Низкий уровень
3%
Уровень
ниже среднего 8%
Высокий уровень 20%
Средний уровень 42%
Уровень
выше среднего 27%
Рис. 1. Динамика сформированности метапредметных результатов обучающихся на начальном (слева) и заключительном (справа) этапе исследования
По итогам апробации была доказана эффективность применения системы веб-квестов и количественно продемонстрировано формирование положительной учебной мотивации обучающихся, а также небольшой прирост всех компонентов УУД обучающихся, в первую очередь, коммуникативных УУД (умение выражать свои мысли и планирование учебного сотрудничества).
Эффективная работа над реализацией инновационного проекта привела к качественному улучшению не только метапредметных, но и предметных результатов обучающихся МАОУ «Юго-Камская средняя школа».
Таким образом, технологический подход к проектированию образовательных веб-квестов позволяет целенаправленно развивать и отслеживать формирование универсальных учебных действий обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока биологии) // Биология в школе. 2016. № 6. С. 31-40.
2. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. 2011. № 12.
3. Топольский В. В., Худякова А. В. Применение нейросетевых технологий для анализа метапредметных образовательных результатов обучения на уровне основного общего образования // Сборник статей по материалам Второй всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Пермского естественнонаучного форума «Математика и глобальные вызовы XXI века». Пермь, 2017. С. 156-160.