Научная статья на тему 'Освоение технологии образовательных web-квестов как один из факторов профессионального роста педагогов Центра инновационного опыта'

Освоение технологии образовательных web-квестов как один из факторов профессионального роста педагогов Центра инновационного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ WEB-КВЕСТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракулова Л. В.

В статье анализируются результаты работы педагогов МАОУ «Юго-Камская средняя школа» над инновационным проектом «Использование ресурсов информационно-образовательной среды в формировании УУД во внеурочной деятельности». Сетевое взаимодействие школы с Университетским округом ПГГПУ позволило через проектирование общешкольной стратегии развития перейти на развитие и становление проектной культуры каждого педагога школы и обеспечило возможность коллективу школы осваивать новые образовательные технологии для достижения планируемых результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракулова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение технологии образовательных web-квестов как один из факторов профессионального роста педагогов Центра инновационного опыта»

УДК 371.39 Каракулова Л. В.

Освоение технологии образовательных web-квестов как один из факторов профессионального роста педагогов Центра инновационного опыта

Аннотация: В статье анализируются результаты работы педагогов МАОУ «Юго-Камская средняя школа» над инновационным проектом «Использованиересурсов информационно-образовательной среды в формировании УУД во внеурочной деятельности». Сетевое взаимодействие школы с Университетским округом ПГГПУ позволило через проектирование общешкольной стратегии развития перейти на развитие и становление проектной культуры каждого педагога школы и обеспечило возможность коллективу школы осваивать новые образовательные технологии для достижения планируемых результатов обучения.

Ключевые слова: Центр инновационного опыта, современные технологии, образовательные WEB-квесты, универсальные учебные действия, профессиональная компетентность.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Юго-Камская средняя школа» Пермского муниципального района в статусе краевого Центра инновационного опыта (ЦИО) работает с 2012 года. Целью работы ЦИО является создание условий для развития профессионального потенциала педагогов школы через проектирование собственной результативной образовательной деятельности, базирующейся на освоении новых педагогических технологий.

Наиболее значимыми в информационно-образовательной среде и образовательном процессе ЦИО МАОУ «Юго-Камская средняя школа» оказались образовательные web-квесты - «современная интернет-технология, основанная на проектном методе обучения и предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью учителя, с применением новых информационно-коммуникационных средств» [5]. Разрабатываются такие web-квесты для эффективного использования Интернета в образовательных целях на разных уровнях обучения, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности [2].

Комплексное использование технологии образовательных web-квестов формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся и компетентности, предусмотренные ФГОС общего образования: использование информационных технологий для решения образовательных задач для работы в команде, умение обосновывать свой выбор, определять наиболее рациональный вариант, навык публичных выступлений, развитие индивидуальных качеств личности школьника в учебном процессе, умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, самообучение и самоорганизация и т. д. при минимизированной роли педагога [1].

Для педагогов решение педагогических задач связано с освоением информационно-образовательной среды и получением результатов сформированности УУД, предусмотренных новыми стандартами, апробацией инновационных механизмов педагогического исследования, моделированием и проектированием собственного профессионального образовательного пространства, созданием цифровых и сетевых учебных ресурсов, повышением уровня ИКТ-компетентности.

Сотрудничество школы со специалистами и учеными ПГГПУ, а также сетевое взаимодействие всех ЦИО позволило качественно сопровождать системное освоение новой образовательной технологии. Именно научное сопровождение работы педагогических коллективов школ Университетского округа решает многие педагогические проблемы, возникающие при работе в инновационном режиме, и позволяет повышать уровень профессионального мастерства современного сельского учителя.

Решение профессиональных задач по проектированию собственной профессиональной деятельности и освоению информационно-образовательных ресурсов школы шло в группах от 25 до 60 представителей образовательных организаций. Поэтому научно-методические темы работы ЦИО МАОУ «Юго-Камская средняя школа», согласованные с научным руководителем Худяковой Анной Владимировной, доцентом кафедры прикладной информатики ПГГПУ, кандидатом педагогических наук, были достаточно инновационными: «Новые подходы и технологии проектирования учебно-научно-методической работы в условиях кадровой модернизации» (2015), «Разработка рабочей программы по предмету, работающей на УУД в соответствии с требованиями нового ФГОС» (2015), «ИКТ как средство формирования метапредметных результатов» (2016), «Роль информационной среды в организации учителем проектно-исследовательской деятельности» (2016). В 2017 году четыре обучающих, консультативных и проектных семинара были направлены на освоение только одной технологии - образовательных web-квестов: «Приемы формирования УУД при организации работы обучающихся в информационно-образовательной среде», «Инструменты и сервисы информационно-образовательной среды для организации мобильного обучения», «Технология создания образовательных web-квестов», «Презента-

ция опыта работы педагога-исследователя через научную статью».

Данные семинары были направлены на знакомство с новыми инструментами и сервисами информационно-образовательной среды современной школы и их эффективным использованием в образовательном процессе. Обучающие семинары позволили выбрать наиболее удобные информационные ресурсы для работы каждому педагогу, работающему в проектном режиме, познакомили с новыми технологиями мобильного обучения, с их преимуществами и учебными возможностями. В рамках проектных семинаров педагогами были определены платформы для создания образовательных web-квестов (Google и WIX).

Через проблематизацию использования квестов в образовательном процессе обсуждался вопрос создания системы оценки результатов учебной и внеурочной деятельности. При научной поддержке в ЦИО была разработана программа формирования УУД на трех ступенях обучения, представлена характеристика личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, возможность их формирования при использовании образовательных квестов в соответствии с возрастом обучающихся. Успешно проведена экспертиза содержания диагностической карты формирования УУД в контексте оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В этих условиях инновационные процессы школы были направлены на применение математической статистики в педагогических исследованиях, на знакомство с методами обработки результатов исследования сформированности УУД в классных коллективах, где применяются образовательные квесты. Данные мероприятия позволили представить систему работы Центра от знакомства педагогов с технологическими особенностями образовательных квестов до презентации результатов

их внедрения научному и педагогическому из 19 педагогов начальной школы и педа-

сообществу. гогов-предметников, которые разработали

В освоении технологии образовательных и апробировали 7 образовательных квестов

квестов ЦИО участвовала рабочая группа (таблица 1).

Таблица 1

Список разработанных и апробированных образовательных web-квестов педагогами ЦИО МАОУ «Юго-Камская средняя школа»

Название квеста Предмет, класс Дидактическая цель Ф. И. О. учителя

1. Процент - наука или жизнь? математика, 5-й класс Продемонстрировать практическое применение понятия «процент» в разных сферах жизни человека Полыгалова Галина Владимировна, учитель математики

2. Спаси планету от мусора! метапредмет (экология, биология), 7-9-й класс Расширить знания школьников об антропогенном факторе Новокрещенных Тамара Геннадьевна, учитель биологии, Остерман Анна Викторовна, учитель биологии

3. Биодобавки -хорошо или плохо? биология, 7-9-й класс Познакомить обучающихся с видами биодобавок и их влиянием на организм человека Давыдова Ирина Леонидовна, учитель химии, Гашева Любовь Ивановна, учитель биологии, Дубровских Инга Валентиновна, библиотекарь

4. Идем в музей (почти детективная история) окружающий мир, 2-й класс Познакомить обучающихся с особенностями растений и животных древнего мира Малкова Татьяна Владимировна, Ширинкина Светлана Александровна, Лебедева Юлия Владимировна, учителя начальных классов

5. Где обедал воробей? окружающий мир, 3-4-й класс Создать книгу «В мире животных» в виде презентации с использованием интернет-ресурсов Мальцева Наталья Михайловна, Чупина Елена Владимировна, Ермакова Татьяна Ивановна, учителя начальных классов

6. Modern communications? -EL-emantary, Watson! английский язык, 10-й класс Создать условия для развития умения представлять достижения современной науки в области коммуникации между людьми на основе информационных технологий Беляева Виктория Александровна, учитель английского языка

7. Fort Boyard Quest английский язык, 8-й класс Обсудить на иностранном языке и проанализировать экологические проблемы Елохина Екатерина Николаевна, учитель английского языка

В рамках сетевого взаимодействия педагогами ЦИО были разработаны и проведены модульные дистанционные образовательные курсы, которые прошли экспертизу со стороны научного руководителя - консультанта и размещены в системе дистанционного обучения ФППК ПГГПУ:

1. «Технология разработки образовательного веб-квеста для организации внеурочной деятельности обучающихся», 12 часов, http://fppkdo.ru/course/view. рИр?1Ь=405. Курс предназначен для актуализации использования квест-технологии в образовательном процессе современной школы и обеспечения использования в школьной среде информационно-образовательных ресурсов, в том числе ресурсов Интернета.

2. «Роль технологии образовательных квестов в профильном и профессиональном самоопределении школьников», 16 часов, http://fppkdo.ru/user/index.php?id=548. Курс позволяет раскрыть место квест -технологии в образовательном процессе основной школы и показать на примерах ее роль в профильном и профессиональном самоопределении обучающихся.

В разработке курсов ежегодно принимает участие до 8 педагогов, в проведении очной практической части - до 10 человек. В 2017 году на курсах прошло обучение 80 педагогов Пермского края.

Структура модульных курсов была разработана в соответствии с основными технологическими элементами образовательных квестов. Во-первых, предусматривалось знакомство обучающихся с понятием «образовательный квест» и «веб-квест», с методическими материалами по значению образовательных квестов как в урочное, так и во внеурочное время. Во-вторых, раскрывалось содержание технологических этапов создания веб-квестов. В-третьих, рассматривались требования к оформлению и презентации полученных результатов образовательного квеста по формированию УУД учеников.

Центр инновационного опыта позволяет реализовывать свой профессиональный потенциал коллективу школы через разнообразные формы образовательной деятельности, напрямую связанные с профессиональными стандартами. Главным результатом работы ЦИО является успешная реализация организационно-управленческих педагогических проектов, направленных на повышение мастерства учителя. В разработке и реализации данных инновационных проектов занято в среднем 25-30% педагогического коллектива МАОУ «Юго-Камская средняя школа», в режиме инновационной деятельности - до 60%. Проектная деятельность позволяет расширять среду профессионального общения, которая направлена на создание пространства профессиональной коммуникации и роста педагогического мастерства педагогов.

Как результат, за последние три года возросло число педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию: из вновь аттестованных - на 7 человек (23%). Стабильным остается результативное участие в краевом конкурсном движении (призеры от 5 человек в 2015 году до 18 - в 2016 году). 1/3 учителей ежегодно проходит повышение квалификации через посещение курсов, организованных для школ Университетского округа по актуальным вопросам методики преподавания учебных дисциплин в связи с введением ФГОС, и отработку с использованием мастер-классов технологии системно-деятельностного подхода.

Подводя итоги реализации инновационного проекта «Использование ресурсов информационно-образовательной среды в формировании УУД во внеурочной деятельности», можно сделать вывод, что многолетнее сотрудничество со школами Университетского округа и с учеными ПГГПУ дает возможность вести целенаправленную управленческую работу по индивидуальному сопровождению перспективных педагогов,

направленную на решение их индивидуальных запросов, на научно-методическое сопровождение и поддержку профессиональной проектно-исследовательской деятельности. Проектирование общешкольной стратегии развития в инновационном и экспериментальном режиме работы при поддержке ученых позволяет переходить на

развитие и становление проектной культуры каждого педагога школы и обеспечивает возможность коллективу осваивать через сетевое взаимодействие новые технологии и методики в обучении для обеспечения достаточно стабильных результатов реализации основной образовательной программы НОО и ООО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности // в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, 2015. - 204 с.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс]. URL: http://ito.bitpro. ru/1999 (дата обращения: 03.11.2017).

3. Медведева Я. С. «Применение Web-квест технологии как современной модели обучения» // Молодой ученый.2016.№ 17(121) .

4. Христова Н.А., Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения // Научные форумы. 2014. №2 (2) .

5. Щербина А. Н. Веб-квест как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2016. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://nip. esrae.ru/pdf/2016/4/100.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.