Научная статья на тему 'Web-квест как активная форма внеурочной проектно-исследовательской деятельности по биологии'

Web-квест как активная форма внеурочной проектно-исследовательской деятельности по биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новокрещенных Т.Г., Остерман А.В.

Статья посвящена вопросам проектной деятельности в экологическом образовании школьников через образовательный веб-квест во внеурочной деятельности. На примере веб-квеста «Сохрани планету от мусора!» авторы приводят примеры творческих заданий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, приобретению практических навыков аналитического и творческого мышления в учебной работе, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. В статье приводится методика оценки проектных умений и их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Web-квест как активная форма внеурочной проектно-исследовательской деятельности по биологии»

УДК 371.39:57

Новокрещенных Т. Г., Остерман А. В.

Web-квест как активная форма внеурочной проектно-исследовательской деятельности по биологии

Аннотация: Статья посвящена вопросам проектной деятельности в экологическом образовании школьников через образовательный веб-квест во внеурочной деятельности. На примере веб-квеста «Сохрани планету от мусора!» авторы приводят примеры творческих заданий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, приобретению практических навыков аналитического и творческого мышления в учебной работе, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. В статье приводится методика оценки проектных умений и их анализ.

Ключевые слова: веб-квест, образовательная технология, экологическое образование, внеурочная деятельность, проект.

В концепции модернизации российского образования на современную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков. Педагоги используют для этой цели различные технологии обучения. Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет и распространения электронных образовательных ресурсов.

Как же сегодня мы можем использовать в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернета? К сожалению, чаще всего можно наблюдать, что школьники обычно свободно используют информационные технологии только в повседневной жизни: увлекаются компьютерными играми, переписываются с друзьями, общаются в скайпе, занимаются творчеством. Школьники живут в этом придуманном мире - сети Интернет. Такое восприятие информации можно назвать пассивным. С таким отношением интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни.

Современная учебная программа требует от обучающихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растет. Все активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющем находить, анализировать необходимую информацию для формирования высококачественных знаний. Это удается далеко не всем. Часто мы можем видеть, что обучающиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.

Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес обучающихся, создавать такие условия, когда каждый ученик включен в творческую деятельность, способствующую продуктивности обучения.

Соответственно задача педагога состоит в том, чтобы тот энтузиазм, с которым дети работают в сети Интернет в повседневной жизни, использовать для формирования

целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной практической деятельности и личной ответственности в принятии решений и инициативности. Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагающий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

Одной из современных технологий, позволяющих специальным образом организовать познавательную деятельность обучающихся в условиях непрерывно растущего количества информации и появления доступных обучающих интернет-ресурсов, является технология веб-квестов.

Анализ понятия «веб-квест» (Bernie Dodge, А. П. Авраменко, Е. И. Багузина, Я. С. Быховский, Г. А. Воробьев, О. В. Волкова, Ю. Б. Дроботенко, Л. Г. Жук, Г. С. Исакова, С. Ф. Катержина, Н. В. Кононец, Т. А. Кузнецова, С. В. Напалков, Е. В. Толмачева, Е. М. Шульгина, В. В. Шм'щт, А. В. Яковенко и др.) позволил сделать вывод, что все исследователи при определении его сущности выделяют следующие обязательные характеристики: 1) использование сети Интернет для поиска информации; 2) решение учебной задачи проблемного характера, что предполагает активную познавательную деятельность обучающихся.

По-существу, основой веб-квестов является проектная методика, которая ориентирована на самостоятельную деятельность школьников, - индивидуальную, парную, групповую, которая осуществляется за определенный интервал времени.

Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:

• веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;

• в Сети можно найти много интересных разработок веб-квестов;

• в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть полезны учителям, желающим

создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, методические советы;

• учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта в результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации и уделяют больше внимания выполнению задания;

• многие обучающиеся будут с удовольствием работать по технологии веб-квеста для повышения своей самооценки.

Несомненно то, что, выполняя веб-квест, обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании веб-квестов:

• для выполнения проекта ученики должны иметь доступ к сети Интернет;

• обучающиеся и учителя должны владеть определенным уровнем компьютерной грамотности;

• многие из веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

С целью ознакомления обучающихся с экологической информацией, связанной с раскрытием факторов, негативно влияющих на состояние здоровья людей, и возможными путями уменьшения их вредного воздействия, был разработан и апробирован веб-квест экологического содержания «Сохрани планету от мусора!» (рис. 1), который можно рекомендовать к проведению во время изучения элективного курса экологической направленности либо во время летнего школьного лагеря. Веб-квест был создан в программе WYSIWYG Web Builder. Адрес веб-квеста: www.ecology59.ru

Рис. 1. Главная страница веб-квеста

Веб-квест «Сохрани планету от мусора!» является межпредметным, так как предполагает использование знаний географии, биологии, медицины, экологии, литературы. Продолжительность веб-квеста - одна четверть. Веб-квест выполняется обучающимися в школе, в компьютерном классе и дома. Веб-квест ориентирован на детей подросткового возраста, 11-13 лет, 5-7-е классы.

Планируемые результаты образовательного веб-квеста:

Предметные:

• знания о необходимости защиты окружающей среды;

• знания о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

• знания о взаимосвязи человека и окружающей среды.

Личностные:

• умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки по отношению к живой природе и отвечать за свой выбор;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи (познавательные УУД);

• умение работать с разными источниками экологической информации: находить экологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД);

• умение планировать свою деятельность (регулятивные УУД);

• умение излагать свое мнение, аргументируя, подтверждая фактами (коммуникативные УУД).

Целями образовательного веб-квеста в области экологии являются:

• создание условий для исследования обучающимися проблемы мусора в природе и на улицах городов и поселков;

• расширение знаний школьников об антропогенном факторе.

В области информационных технологий обучающиеся закрепляют умения поиска и обработки информации сети Интернет.

Задачи образовательного веб-квеста:

1. Исследовать причины возникновения экологических проблем, связанных с мусором.

2. Изучить влияние мусорных загрязнений на здоровье человека.

3. Познакомиться с тем, как решаются вопросы борьбы с мусором в других странах.

4. Предложить решения вторичного использования мусора в быту.

5. Привлечь внимание школьников и взрослых к проблеме загрязнения природы, а также поселков и городов мусором.

6. Выполнить мини-проекты в группах на тему «Все о мусоре».

В итоге веб-квест направлен на решение социально значимой проблемы - проблемы загрязнения мусором не только планеты в целом, но и своего поселка, своего двора.

Тема «Спаси планету от мусора!» предполагает изучение участниками веб-квеста следующих основных вопросов:

• история появления мусора и экологическая проблема в связи с его появлением;

• виды мусора и способы его утилизации;

• влияние мусорных отходов на здоровье человека;

• вторичное использование мусора в быту;

• «Что может сделать один?» - один... т. е. каждый человек для поддержания чистоты природы.

Работа с веб-квестом позволяет распределить деятельность обучающихся на определенные этапы.

1-й этап - ознакомительный. В ходе данного этапа обозначается проблема, ее актуальность и краткая характеристика. В структуре веб-квеста это главная страница и введение.

2-й этап - ролевой. Предполагает знакомство участников проекта и распределение ролей. Участник выбирает для себя определенную роль (биолог, медик, экотурист, журналист, гарболог), заполняет входную

анкету. Данные, которые заполнили участники, обрабатываются учителем.

В результате обучающиеся распределяются в группы по интересам:

• группа журналистов - обучающиеся коммуникабельные, владеют речью, могут излагать свои мысли в письменной форме, увлекаются фотографированием;

• группа экологов - обучающиеся, небезразличные к экологической обстановке в поселке, любят мастерить поделки своими руками;

• группа гарбологов - обучающиеся, которые склонны к исследовательским работам, любят проводить эксперименты;

• группа медиков - обучающиеся, которые мечтают связать свою жизнь с медициной, заботящиеся о своем здоровье и о здоровье своих близких;

• группа экотуристов - любители путешествовать не только по родному краю, но и по другим странам.

Главное задание веб-квеста предлагается в виде «Экологической сказки о Мусоре»: в некотором царстве-государстве жил-был Мусор, который хвастался тем, что его владения в городке все больше расширяются... Однажды добрый Волшебник захотел помочь жителям поселка победить Мусор, а для этого пригласил в помощники Чистоту, Аккуратность и Порядок. И далее каждой группе предлагается придумать окончание сказки, а для этого нужно всесторонне изучить и систематизировать всю имеющуюся информацию по своей теме и выполнить предложенный проект так, чтобы люди, живущие в городе, поняли, как и почему необходимо беречь окружающую среду.

Ученики приступают к сбору информации по заданным алгоритмам. Группы выполняют проектные задания, которые направлены на решение экологических проблем, связанных с накоплением мусора в природе, его утилизацией и переработкой.

Проектные «продукты» для каждой группы:

Группа журналистов - анкетирование местного населения о проблемах загрязнения мусором поселка, статья в местную газету «Юго-Камская сторона», фотоколлаж «И прекрасно. и ужасно!».

Группа экологов - выставка «Сделали сами - своими руками» (поделки из бросового материала).

Группа гарбологов - исследовательская работа «Что прячется в мусорном ведре?»

Группа медиков - санитарный бюллетень «Осторожно - мусор!».

Группа экотуристов - электронная презентация «Топ-10 экологически чистых стран мира» (О решении проблем утилизации мусора в разных странах).

3-й этап - аналитический. На данном этапе каждая группа обобщает и систематизирует собранную информацию и оформляет ее.

4-й этап - итоговый. Проведение итоговой конференции, на которой каждая группа защищает свой проект и отвечает на вопросы одноклассников. Для оценки работ обучающихся могут применяться методы взаимооценки и самооценивания.

Один из важных вопросов, который встал перед нами в процессе работы по технологии веб-квеста, - это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Веб-квест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения основывается на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Комплексная оценка веб-квеста включает оценку исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста.

При проведении образовательного веб-квеста «Сохрани планету от мусора!»

была проведена оценка уровня развития проектных умений обучающихся. Данные умения оценивались по 12 критериям. Обучающиеся предварительно знакомились и учитывали критерии оценивания проектов, которые размещены на сайте веб-квеста.

Перед началом веб-квеста и после его окончания участники и учитель заполняли анкету (рис. 2), в которой необходимо было оценить умения работать методом проекта: 3 балла - умею; 2 балла - иногда получается; 1 балл - чаще не получается; 0 баллов - не умею. Обучающиеся заполняли графу «Самооценка», учитель - «Оценка преподавателя». Данные анкет заносились в Microsoft Excel и визуализировались с помощью диаграммы (рис. 3), позволяющей сравнить самооценку и оценку учителя.

Кроме того, Microsoft Excel позволяет построить диаграммы мониторинга проектных умений всех обучающихся класса. Суммарные результаты всех оцениваемых умений в классах, которые выполняли задания веб-квеста, представлены на диаграммах (рис. 4). Исходя из анализа проведенной диагностики, низкую оценку получили умения формулировать проблему, ставить цель и задачи, а также рефлексивные умения. Умение формулировать проблему не сформировано у 56% обучающихся, а умение ставить цель и задачи у 61% обучающихся сформировано на среднем уровне. У 92% обучающихся не сформировано умение находить «слабые» стороны в проделанной работе по проекту. Лучше всех сформировано умение по выбору вида конечного продукта проекта - 26%.

Дата Класс Фамилия

22.11.2017 Класс. 7а Фамилия Имя 1

JÉ п/п Проектные умения Самооценка Оценка преподавателя

1 Формулировать проблему 3 :

2 СтаЕпть цель 2 2

3 Ставить задачи 3 3

4 Выбирать методы и способы решения задач 2 0

5 Планировать работу 3 2

б Организовать работу группы 1 3

7 Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других: высказывать своё мнение я, доказывая, отстаивать его: принимать чужую точку зрения и др. л 3 2

S Выбирать вид конечного продукта проекта 1 I £

9 Выбирать форму презентации конечного продукта 2 у

10 В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект т I

11 В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны 1 ^ 3

12 Видеть, что мне лично дало выполнение проекта 2 1

Рис. 2. Анкета для выявления проектных умений

Рис. 3. Диаграмма оценки проектных умений по обучающемуся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Класс 7а

Класс 7б

3,07%

5,90%

□ Умею

■ Иногда получается

□ Чаще не получается

■ Не умею

Рис. 4. Диаграммы мониторинга проектных умений 7а и 7б классов

Обучающиеся успешно справились с заданиями. В итоговой рефлексии было отмечено, что:

• квест-технология выступает более интересной формой организации занятий, отличающейся от организации обучения в школе;

• информация, которую дети нашли самостоятельно, запомнится надолго;

• улучшились отношения между членами команды (работа на общий результат), хотя в процессе работы были и конфликтные ситуации;

• общение между учителем и учеником было более свободным, доверительным, не было страха в получении плохой оценки;

• проблема мусора на нашей планете касается и зависит от каждого человека, живущего на Земле.

Проведенный веб-квест убедил в том, что это современное дидактическое средство, которое содействует организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС на основе сочетания идей

проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде, информационно-коммуникационных технологий.

Несомненно, работа учащихся в формате веб-квеста по любому предмету на уроке и во внеурочной деятельности разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. Это наиболее эффективная деятельность обучающихся во внеурочное время в сети Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Павлова Ф. И. Повышение информационной компетентности педагогов. Веб-квест как эффективная форма внеклассной работы. - URL: https://drive.google.com/file/ d/0B06GRNBwNxseME9xZmNIQlBYUGc/edit (дата обращения: 20.02.2018).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL: http://минобрнауки. рф/документы/938 (дата обращения: 20.02.2018).

3. Веб-квест «Сохрани планету от мусора!». - URL: http://ecology59.ru (дата обращения: 20.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.