Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей'

Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1967
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ВЕБИНАР / ВЕБ-КВЕСТ-МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИИ / SKYPE / INTERNET / WEBINAR / WEB QUEST TECHNIQUE / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Амирова Евгения Алексеевна

Рассмотрены варианты использования интернета как обучающего вспомогательного средства при изучении языка. Предпринята попытка обосновать необходимость изучения английского языка студентами-нелингвистами. Приведены примеры Интернет-технологий и программ способствующие интенсификации изучения английского языка. Предложены варианты проведениeя вебинара и веб-квест-методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET RESOUR

Options of the use of the Internet as the training supportive application when studying language are considered. The author tries to prove the need of studying English by students of non-linguistic specialties. The examples of Internet technologies and programs promoting intensifications of studying of English are suggested. Options of holding a webinar and web quest technique are offered.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей»

© Амирова Е.А., 2013

УДК 811.111: 371. 3 ББК 81.432.1 - 9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Амирова Евгения Алексеевна

Аспирант кафедры профессиональной иноязычной коммуникации Волгоградского государственного университета jonica-88@mail.ru

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Рассмотрены варианты использования интернета как обучающего вспомогательного средства при изучении языка. Предпринята попытка обосновать необходимость изучения английского языка студентами-нелингвистами. Приведены примеры Интернет-технологий и программ способствующие интенсификации изучения английского языка. Предложены варианты проведениея вебина-ра и веб-квест-методики.

Ключевые слова: интернет, вебинар, Skype, веб-квест-методика, технологии.

Современное общество XXI века уже не приемлет отказа от использования компьютерных и интернет технологий в рабочем процессе и повседневных делах. Каждый день современного студента сопровождается в той или иной степени использованием новейших гаджетов, ноутбуков, в которых есть доступ к интернету, поскольку общество XXI века является информационным и высокотехнологичным .

В таком обществе сама информация выступает главным образом как продукт, который можно обменивать и продавать. Информация занимает место современной ценности. В связи с этим на рынке труда появились новые профессии, связанные со сбором, хранением, переработкой информации.

Примером такой профессия можно считать специалиста по связям с общественностью. Эта профессиональная деятельность связана с коммуникацией между людьми, организациями, учреждениями, установлением доброжелательных отношений на основе полной информированности и правдивости [3].

В данной области знание иностранного языка занимает важное место, так как сегодня российские граждане получили возможность учиться, работать, путешествовать, в связи с чем обучение английскому языку становится необходимым для получения полноценного образования в любой сфере деятельности [1].

На сегодняшний день существует множество методов обучения иностранному языку: коммуникативный, проблемный, проектный, интенсивный и др. В данной статье мы остановимся на исследовании роли Интернет-технологий, как наиболее эффективного средства обучения английскому языку. Интернет уверенно отвоевывает жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией. С помощью Интернета можно решать разнообразные дидактические задачи: формировать навыки и умения чтения, используя современные материалы из сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас, что формирует устойчивую мотивацию к изучению английс-

кого языка. Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразные информационные ресурсы: веб-страницы всех газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедию Бри-таника, а так же программы и технологии, позволяющие общаться с носителями языка.

Одной из таких компьютерных программ является Skype. Данная программа обеспечивает возможность изучения языка в комфортных для обеих сторон условиях, без лишних финансовых и временных затрат, а так же позволяет приобрести навык общения с носителями языка и с людьми разных стран.

Шагая в ногу со временем, каждый студент имеет возможность изучать язык, найдя друзей-носителей английского языка в интернет-сетях. Не смотря на популярность программ обмена студентами, необходимо помнить, что воспользоваться таким видом обучения можно при достаточном багаже знаний и опыте общения на иностранном языке. Сту-денты-нелингвисты редко обладают достаточными знаниями, чтобы погрузиться в англоязычную среду без затруднений. Интернет предоставляет им возможность проникнуть в мир англоговорящих стран, общаться и развиваться, не уезжая из привычной и комфортной для них обстановки. С помощью Интернета можно изучать язык как онлайн, так и с помощью различных видеоуроков и курсов, записанных заранее; общаясь со сверстниками или с опытными преподавателями, с иностранцами или с хорошо владеющими согражданами.

Среди наиболее популярных интернет-методик обучения иностранному языку остановимся на онлайн-семинарах или вебинарах. Вебинар, англ. webinar - разновидность вебконференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно ввести адрес сайта в окне браузера.

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опро-

сов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать по телефону с громкоговорителем. На рынке образовательных услуг также присутствуют технологии, в которых реализована поддержка VoIP-аудиотехнологий, обеспечивающих полноценную аудиосвязь через сеть. Вебинары могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.

В первые годы после появления Интернета термином «веб-конференция» часто называли ветку форума или доски объявлений. Позже термин получил значение общения именно в режиме реального времени. В настоящее время вебинар используется в рамках системы дистанционного обучения [4]. Вебинары по английскому языку часто проводятся согласно определенной учебной программы. Курс занятий может включать в себя семинары, выполнение и проверку домашних заданий, передаваемых по e-mail, общение с преподавателем (задаются интересующие студентов вопросы по почте) и т. п. Студенты имеют возможность получить видео вебинара и повторно пройти урок самостоятельно, даже если они не имели возможность выйти в интернет в момент проведения занятия [6].

Сравнительно недавно появилась образовательная методика веб-квест-методика. «Образовательный web-квест» - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками web-квеста, как учебного задания, являются Bemie Dodge и Tom March [5]. Под web-квестом понимается совокупность страниц, объединенных системой гиперссылок; каждая страница - часть одного приключения. Ученик как бы путешествует по сайту, выполняя задания, а в конце оформляет результаты в виде своей странички-отчета.

Результаты выполнения web-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде документа, компь-

ютерной презентации, web-страницы и т. п. Данная методика отлично подходит для работы со школьниками, но благодаря развлекательному и познавательному характеру ее можно рекомендовать для обучения студентов [5].

Веб-квесты подразумевают несколько этапов проведения: начальный, ролевой, заключительный. Студенты могут выполнять задания как индивидуально, так и в группах. На начальном этапе они знакомятся с новой темой, основными понятиями, распределяются роли в команде. На ролевом этапе проходит индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели -создания сайта на английском языке. Это может быть сайт о странах изучаемого языка, людях-носителях языка или сайт относящийся к сфере деятельности студентов. Заключительный этап подразумевает подведение итогов. Для каждой группы, специальности данный этап может проводиться по-разному: обсуждение на языке, голосование, презентация как итог работы. На протяжении всей работы рекомендуется пользоваться только английским языкам, как при выполнении письменной работы, так и при ее обсуждении.

Таким образом, Интернет-технологии могут применяться при изучении и обучении взрослых и детей, обладающих различным уровнем владения иностранным языком, имеющих разную мотивацию и цели.

Приведенные варианты обучения позволяют за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. С помощью компьютера

и Интернет-ресурсов полученная информация не будет утеряна, а останется на носителях и сайтах, позволяя заново пройти изученный материал.

Перед каждым преподавателем стоит вопрос оптимизации процесса обучения, формирования у студентов устойчивого мотива к изучению предмета [2]. Именно интеграция Интернета в учебный процесс с сохранением традиционных средств обучения - наиболее оптимальный вариант. Но использование Интернета на занятиях не должно становиться самоцелью, поэтому каждый педагог должен четко осознать для чего, когда и в каком объеме ему нужно использовать Интернет. Только тогда можно будет говорить о целесообразности и эффективности использования Интернет-ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Ветров Ю., Глухов И. Информационные технологии в образовательном пространстве технического университета // Высшее образование в России. - №>3. - 2004. - С. 76.

2. Интернет-ресурсы при обучении английскому языку // Социальная сеть работников образования. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http: //nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/ library/internet-resursy-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku

3. Кочеткова, А. В., Скворцов, Я. Л. Теория и практика связей с общественностью: Учебник для вузов. 2-е изд. / А. В. Кочеткова. - М. : Высш. шк., 2010. - 210 с.

4. Онлайн-семинар // Википедия. - Электрон.

текстовые дан. - Режим доступа: http: //

ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн-семинар.

5. Образовательный web-квест как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // О детстве. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess /1885.html

6. Что такое вебинары // Icontact. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www. icontactonline. ru/webinar.html.

162

Е.А. Амирова. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку

THE USE OF INTERNET RESOURCE IN THE PROCESS OF THE TEACHING OF THE ENGLISH LANGUAGE TO STUDENTS OF NOT LINGUISTIC SPECIALTIES

Amirova Evgeniya Alekseevna

Postgraduate Student, Intercultural Professional Communication Department

Volgograd State University

jonica-88@mail.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Options of the use of the Internet as the training supportive application when studying language are considered. The author tries to prove the need of studying English by students of non-linguistic specialties. The examples of Internet technologies and programs promoting intensifications of studying of English are suggested. Options of holding a webinar and web quest technique are offered.

Key words: Internet, webinar, Skype, web quest technique, technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.