Научная статья на тему 'Технология искусственного интеллекта как интеллектуализированное решение в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти'

Технология искусственного интеллекта как интеллектуализированное решение в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
технологии искусственного интеллекта / интеллектуализированное решение / федеральные органы исполнительной власти / ведомственное правотворчество / artificial intelligence technologies / intellectualized solution / federal executive authorities / departmental law-making

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Рассматривается опыт применения искусственного интеллекта как интеллектуализированного решения в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отмечается, что применение технологий искусственного интеллекта в нормативно-правовом проектировании положительно отражается на совершенствовании понятийного аппарата, в том числе и на корректировке нормативных положений особенной и (или) процедурной части проектируемого акта. Обращается внимание на то, что необходим единый порядок реализации инновационных решений в ведомственном правотворчестве. Вместе с тем имеются и технологические погрешности от внедрения инновационных решений в ведомственное правотворчество. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artificial intelligence technology as an intellectualized solution for the law-making activities of federal executive authorities

This article examines the experience of applying artificial Intelligence as an intellectualized solution for the law-making activities of federal executive authorities. It is noted that the application of artificial intelligence technologies in design of regulations and legislative acts has a positive impact on the improvement of the conceptual framework, including the adjustment of regulative provisions in the special and/or procedural part of the designed act. Attention is drawn to the need for a unified procedure for implementing innovative solutions in departmental legislation. At the same time, there are technological errors resulting from the implementation of innovative solutions in departmental law-making. Conclusions are presented regarding the researched issues.

Текст научной работы на тему «Технология искусственного интеллекта как интеллектуализированное решение в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти»

Закон и право. 2024. № 2. С. 15-18.

Law and legislation. 2024;(2):15-18.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-15-18 NIION: 1997-0063-2/24-063

EDN: https://elibrary.ru/XBMMWA MOSURED: 77/27-001-2024-2-263

Технология искусственного интеллекта как интеллектуализированное решение в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти

Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Москва, Россия, GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается опыт применения искусственного интеллекта как интеллектуализиро-ванного решения в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отмечается, что применение технологий искусственного интеллекта в нормативно-правовом проектировании положительно отражается на совершенствовании понятийного аппарата, в том числе и на корректировке нормативных положений особенной и (или) процедурной части проектируемого акта. Обращается внимание на то, что необходим единый порядок реализации инновационных решений в ведомственном правотворчестве. Вместе с тем имеются и технологические погрешности от внедрения инновационных решений в ведомственное правотворчество. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, интеллектуализированное решение, федеральные органы исполнительной власти, ведомственное правотворчество.

Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Технология искусственного интеллекта как интеллектуализированное решение в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти // Закон и право. 2024. № 2. С. 15—18. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-15-18 EDN: https://elibrary.ru/XBMMWA

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Artificial intelligence technology as an intellectualized solution for the law-making activities of federal executive authorities

Dmitry S. Gvozdetsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract. This article examines the experience of applying artificial intelligence as an intellectualized solution for the law-making activities of federal executive authorities. It is noted that the application of artificial intelligence technologies in design of regulations and legislative acts has a positive impact on the improvement of the conceptual framework, including the adjustment of regulative provisions in the special and/or procedural part of the designed act. Attention is drawn to the need for a unified procedure for implementing innovative solutions in departmental legislation. At the same time, there are technological errors resulting from the implementation of innovative solutions in departmental law-making. Conclusions are presented regarding the researched issues.

Keywords: artificial intelligence technologies, intellectualized solution, federal executive authorities, departmental law-making.

For citation: Gvozdetsky D.S. Artificial intelligence technology as an intellectualized solution for the lawmaking activities of federal executive authorities // Law and legislation. 2024; (2):15—18. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-15-18 EDN: https://elibrary.ru/XBMMWA

© Гвоздецкий Д.С. М., 2024. ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

На сегодняшний день порядок применения инновационных решений, включая -ж- -^технологии искусственного интеллекта в ведомственном правотворчестве, законодательством Российской Федерации не предусмотрен. В то же время согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» необходимо применение в органах государственной власти новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления. При этом вопросы применения технологий искусственного интеллекта как интеллекту-ализированного решения в ежедневной правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти прорабатываются на площадках ведущих научных исследовательских центров, а также органов государственной власти.

Обсуждаемые вопросы затрагивают проблемы пределов применения технологий искусственного интеллекта в правотворческом цикле и внедрения потенциальных элементов техно ло-гий искусственного интеллекта в ведомственное правотворчество, учитывающие стандарты подготовки проектов нормативных правовых актов, предусмотренные в том числе соответствующими методическими рекомендациями органов государственной власти.

Инновационные решения, включая технологии искусственного интеллекта, в определенной степени оказывают положительное влияние на проработку проектов нормативных правовых актов еще на стадии их разработки федеральными органами исполнительной власти. При этом необходимо учитывать, что данные технологии на сегодняшний день представляют собой только алгоритмизированный механизм, направленный на проработку объемных задач в текущей правотворческой деятельности ведомств, позволяя в том числе эффективнее реализовывать средства повышения эффективности законодательных и иных актов.

Наряду с этим искусственный интеллект в правовом регулировании рассматривается как новый вызов для правовой системы и поэтому необходима не только законодательная база для практического использования и применения данных технологий, но и построение комплексной модели правового регулирования [4, с. 47, 50].

Ориентиры и векторы развития технологий искусственного интеллекта определяются в до-

кументах стратегического планирования [3, с. 9], которые развиваются вместе с правотворческой практикой, ориентированной прежде всего на повышение лаконичного изложения структур -ных единиц проектируемых актов, и, соответственно, совершенствование понятийного аппарата, в том числе корректировку нормативных положений особенной и (или) процедурной части проектируемых актов. Принимая во внимание указанное, необходим единый порядок реализации инновационных решений в ведомственном правотворчестве, в рамках которого целесообразно предусмотреть последовательность применения средств повышения эффективности законодательных и иных норм.

Одновременно с этим поэтапное внедрение искусственного интеллекта в ведомственное правотворчество влечет за собой внесение ряда изменений в некоторые акты, регламентирующие порядок подготовки соответствующего нормативного массива. Наряду с этим результаты данных технологий следует перепроверять.

Например, первый наилучший опыт реализации технологий искусственного интеллекта в некоторых ведомствах нашел свое отражение в применении модулей данных технологий в программных продуктах, используемых в том числе на начальном этапе нормативно-правового проектирования соответствующего проекта законодательного или иного проектируемого акта. Полученные результаты от применения модулей искусственного интеллекта перепроверялись и использовались на стадии доработки проектируемого акта.

Кроме того, ряд иных инновационных решений также нашли свое отражение в ведомственном правотворчестве, но с технологическими недоработками, влияющими в некоторой степени на процесс межведомственного согласования проектируемых актов, что обусловливает необходимость в дальнейшем апробировании полученных результатов и соответствующих корректировок в работе ряда цифровых инструментов (например, Конструктора цифровых регламентов). Вышеуказанное требует системного подхода в решении возникающих проблем с учетом позиций представителей органов государственной власти при активном участии научного сообщества, поскольку рациональное решение рассматриваемой проблемы видится именно в совместной проработке данного вопроса.

Со временем инновационные решения заменят рутинные процедуры, что непосредственным образом отразится на качестве прорабатываемых

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

текущих поручений на площадках федеральных органов исполнительной власти при условии соблюдения правил юридической техники, направленных на устранение затруднений в понимании объемных текстов и юридических конструкций, позволяя в доступной форме передавать идею разработчика для неограниченного круга лиц и минимизировать типовые правотворческие ошибки, влияющие в последующем на эффективность принимаемых (издаваемых) актов. Изложенное подтверждает необходимость в процессе разработки проектируемых актов участия заинтересованных органов государственной власти наряду с ответственными за их разработку ведомствами.

Анализируя правотворческую практику федеральных органов исполнительной власти, учитывая опыт других участников правотворческого процесса, а также позиций ученых-юристов по данной проблематике, можно сказать, что наработанная практика направлена прежде всего на повышение качества правового воздействия и преодоление ситуации, связанной с правовым нигилизмом [5, с. 5].

В целом проработанный акт, как правило, содержит точное и однозначное изложение понятийного аппарата (в зависимости от формы проектируемого акта), в том числе выраженные в доступном читаемом виде структурные единицы законодательного или иного проектируемого акта, соответствующего ожидаемым результатам. Наряду с этим пренебрежение юридической техникой чревато негативными последствиями для правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов [2, с. 22—25].

На основании изложенного ведомственное правотворчество под влиянием цифровых процессов, происходящих в государственном секторе, в допустимой степени подвергается качественным изменениям. В свою очередь, внедрение новых технологий становится все более интенсивным [6, с. 8], что обусловливает совершенствование механизма принятия и реализации государственных управленческих решений [7, с. 6].

С учетом изложенного можно отметить, что правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти направлена на развитие и совершенствование отраслевого законодательства в установленной сфере деятельности. При этом ведомственный правотворческий процесс достаточно длительный, что зачастую не позволяет спрогнозировать срок издания соответствующего акта, вызывая затруднения в осу-

ществлении правотворческой деятельности. В то же время инновационные решения направлены на оптимизацию прорабатываемого нормативного массива, сокращение времени на доработку и повторное согласование проектируемых актов, исключение дублирования положений подзаконных актов нормативным предписаниям законодательных актов.

Таким образом, внедрение инновационных решений, в том числе технологий искусственного интеллекта, в правотворчество приведет к его синхронизации и изменению применяемых подходов в процессе нормативно-правового проектирования.

Поэтапное внедрение цифровых технологий в правотворческий процесс следует осуществлять с учетом соблюдения действующих регламентных процедур, включая ограничения и запреты, предусмотренные законодательством, что непосредственным образом отражается на эффективности функционирования всей системы федеральных органов исполнительной власти, включая и иные органы государственной власти [1, с. 27-30].

На основании вышеизложенного возможно привести ряд выводов:

I. Технология искусственного интеллекта как интеллектуализированное решение, применяемое в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, еще на стадии разработки проектируемых актов направлено прежде всего на оптимизацию правотворческого цикла и минимизацию правотворческих ошибок, допускаемых экспертами в силу «человеческого фактора», что непосредственным образом отражается на качестве реализации текущих поручений Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, во исполнение которых осуществляется подготовка соответствующего нормативного массива.

II. Реализация идеи применения технологии искусственного интеллекта в ведомственном правотворчестве - это одно из прорывных направлений государственной политики, реализация которого требует разработки и принятия ряда законодательных и подзаконных актов, направленных на корректировку правотворческого процесса, в том числе реализуемого на площадках федеральных органов исполнительной власти. При этом, несмотря на положительную динамику реализации рассматриваемых технологий в правотворческом цикле, федеральные органы исполнительной власти приоритет отдают

LAW & LEGISLATION • 02-2024

традиционному формату правотворчества. Наряду с этим инновационные решения со временем найдут свое дальнейшее развитие и реализацию в процессе нормативно-правового проектирования законодательных и иных актов. Целесообразно также законодательно закрепить критерии допустимого использования технологий искусственного интеллекта в ведомственном правотворчестве.

Список источников

1. Гвоздецкий Д. С. Влияние цифровых технологий на процесс ведомственного правотворчества // Закон и право. 2023. № 11. С. 27—30.

2. Гвоздецкий Д.С., Боровик Е.В. Юридическая техника в ведомственном правотворчестве: практический аспект // Закон и право. 2023. № 2. С. 22—25.

3. Залоило М.В. Искусственный интеллект в праве: Науч.-практ. пособие / Под ред. Д. А. Па-шенцева. М.: Инфотропик Медиа, 2021.

4. Карцхия A.A. Искусственный интеллект как средство управления в условиях глобальных рисков // Мониторинг правоприменения. 2020. № 1 (34).

5. Придворов H.A., Трофимов В.В. Правообра-зование и правообразующие факторы в праве: Монография / Придворов Н.А., Трофимов В.В. М.: Норма: ИНФРА-М, 2023.

6. Хан Н. HR-аналитика. Практическое руководство по работе с персоналом на основе больших данных. М.: Альпина Диджитал, 2020.

7. Эффективность государственных управленческих решений в условиях цифровизации: Монография / Отв. ред. С.М. Зуберев. М.: Проспект, 2023.

References

1. Gvozdetsky D.S. The influence of digital technologies on the process of departmental lawmaking // Law and legislation. 2023. № 11. Pp. 27—30.

2. Gvozdetsky D.S., BorovikE. V. Legal technique in departmental lawmaking: a practical aspect / / Law and legislation. 2023. № 2. Pp. 22—25.

3. Zaloilo M. V. Artificial intelligence in law: a scientific and practical guide / Edited by Dr. Yurid. D.A. Pashentseva, M.: Infotropik Media, 2021.

4. Kartskhiya A.A. Artificial intelligence as a means of management in conditions of global risks // Monitoring of law enforcement. 2020. № 1 (34).

5. Pridvorov N.A., Trofimov V. V. Legal education and law-forming factors in law: Monograph. Moscow: Norma: INFRA-M, 2023.

6. Khan N. HR analytics. Practical guide to working with personnel based on big data. Moscow: Alpina Digital, 2020.

7. Effectiveness of public management decisions in the context of digitalization: Monograph / Ed. by S.M. Zuberev. Moscow: Prospekt, 2023.

Информация об авторе

Гвоздецкий Д. С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 16.12.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines

The article was submitted 16.12.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

1B

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.