Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦА'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА / ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИК / ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА / ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпунова А.Н.

Одним из результативных средств творческого развития дошкольников является танец. Технология обучения представляет собой системный метод создания, использования и установления процесса преподавания хореографии у дошкольников и усвоения знаний в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦА»

УДК 37.036.05

А.Н. Ляпунова

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦА

Одним из результативных средств творческого развития дошкольников является танец. Технология обучения представляет собой системный метод создания, использования и установления процесса преподавания хореографии у дошкольников и усвоения знаний в целом.

Ключевые слова: технология, технология обучения, инновационные технологии, система, танец, хореография, творческие способности, дошкольник, игра, педагогическая игра, игровые педагогические технологии, традиционный подход, инновационный подход, комплексный подход.

Технология обучения представляет собой системный метод создания, использования и установления процесса преподавания и усвоения знаний в целом, который учитывает технические и человеческие ресурсы и их взаимодействие. Технологию обучения рассматривают как совокупность методов и способов обработки, представлений, изменений учебной информации. Кроме того, технологию обучения представляют как науку о методах влияния преподавателя на учащихся в ходе обучения при использовании обязательных для этого средств [4].

Танец представляет собой один из возможных способов выражения настроения человека и возникающих под музыку чувств при помощи разнообразных движений тела, шагов, эмоций. Именно танец способен придавать уверенность в себе и делать человека счастливее. Учиться танцевать - это очень интересное занятие, а если в процесс обучения детей танцу включить игры и видеоматериал, оно становится ещё и увлекательным. Занятия танцами позволяют развить гибкость и подвижность тела, улучшить координацию движений, поддерживать физическую форму. Танец способствует раскрепощению человека и признанию самого себя. Танец неверно считать просто одним из видов искусства. Гармонично подобранный комплекс телодвижений в процессе занятия, направленный на развитие музыкальной, зрительной и танцевальной памяти, совершенствует пластику, вырабатывает чувство ритма и умение слаженно и синхронно работать в коллективе. В дошкольном возрасте ребёнок с лёгкостью разучивает новые движения. Они даются ему легко вследствие присущей в детском возрасте гибкости тела, подвижности суставов. Занятия хореографией в раннем возрасте уже способны дать заметные и быстрые результаты.

Заинтересованность учащихся к занятиям танцами и к материалу, изучаемому на уроке, возможно через использование развлечений, эмоциональных и занимательных моментов. Во время разучивания конкретного танца дети осмысливают характер музыкального произведения, осознают взаимосвязь движений и музыки, образного представления и посредством движений пытаются отразить своё видение музыкального образа, присущее каждому ребенку.

Ведущей деятельностью ребёнка является игра. При использовании игровых моментов на занятиях танцами, ребёнок начинает действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания побежать быстрее заданного темпа, наперегонки. Все это способствует совершенствованию самоконтроля, воспитывает волю. В связи со сказанным выше на первоначальном этапе обучения дошкольников танцевальному искусству наиболее эффективны игровые технологии. Игровая форма проведения занятий основана на применении игровых приемов и ситуаций. Они являются средством побуждения учащихся к учебной деятельности. Ведущая роль в игровой модели проведения танцевальных занятий отводится заключительному ретроспективному анализу, в ходе которого учащиеся вместе анализируют ход и результативность игры, соответствие игровой модели с реальностью, а также сам учебный процесс игрового взаимодействия. Группа методов и приёмов реализации педагогического процесса в форме педагогических игр относится к понятию «игровые педагогические технологии». В отличие от игр в общем, педагогическая игра имеет специфический признак - четко сформулированную цель обучения и отвечающий заданной цели педагогический результат. Как цель, так и результаты могут быть обоснованно выделены в явном виде и охарактеризованы направленностью познавательной деятельности в процессе обучения. В зависимости от восприятия самим педагогом функциональности игр и их классификации в каждом отдельном учебном процессе отводится соответствующая роль игровой технологии и определяется её ме-

© Ляпунова А.Н., 2016.

сто.

На первоначальных этапах обучения хореографией игры разнохарактерны. Они выступают как свободная деятельность учащегося во время занятия - ради удовольствия от самого процесса деятельности, а также как процесс творчества - когда ребенок раскрывает себя как личность. Это позволяет избавиться учащимся от внешних и внутренних зажимов [2]. Как перспективный метод обучения - игра может быть использована с самых первых уроков хореографии. Она необходима для развития у детей чувства ритма, эмоционального раскрепощения, координации движений у детей и т.д. Игровой метод является залогом прочных знаний, приобретённых детьми с удовольствием. Значение игры не ограничивается её развлекательно-реактивными возможностями. Исключительная особенность игры состоит в том, что воспринимаясь детьми как развлечение, отдых, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Танцы-игры основаны на взаимоувязке и взаимодополнении музыки и движений. Они помогают формированию и коррекции осанки ребенка, координации его движений, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость шага. Динамика и темп музыкального произведения требуют при исполнении движений изменения их скорости и амплитуды согласно музыке, степени напряжения мышц. Танцы-игры становятся увлекательной формой обучения и одновременно увеселения детей всех возрастов. Они являются педагогическими приёмами достижения собранности и переключения внимания детей, внесения по ходу занятия разрядки, снятия утомления, создания приподнятого настроения и желания продолжать занятие. Цель игры в процессе занятия детей танцами в конченом итоге сводится к разучиванию и усвоению элементарных танцевальных движений, познаний, умений и навыков.

В процессе обучения танцам педагогу следует помнить, что большинству дошкольников присуще слабое развитие мышц, быстрая утомляемость от физических нагрузок. У детей дошкольного возраста слабо развиты координация движений, моторная и мышечная память. Невозможно не учитывать тот факт, что у большинства детей неразвиты волевые качества: настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Грамотный учет педагогом-хореографом возрастных психологических особенностей учащихся дошкольного возраста позволит отметить основополагающую направленность при разучивании танцев детьми: внимание, сенсорное восприятие, развитие ритмичности, координация простейших танцевальных движений, способность ориентироваться в пространстве.

Изучаемые в процессе занятий танцами, творческие способности в дошкольном возрасте, могут быть определены наличием ярко выраженных возможностей ребёнка к пластическому олицетворению художественных образов в сценических условиях.

В современной системе дошкольного образования в области хореографического искусства, целью которого является развитие творческих способностей, используются инновационные технологии обучения. Они способствуют наиболее эффективному развитию творческого потенциала каждого участника детского танцевального коллектива.

Первоочередными являются диагностические технологии, которые способны выявить потенциал творческих способностей ребёнка. Для их реализации используется просмотр двигательной активности ребёнка, пластической выразительности, музыкального слуха и чувства ритма, понимание и исполнение творческого задания.

Зачастую педагогами используются технологии сотворчества, при использовании которых основополагающим условием реализации становится воспитание у обучающихся чувства толерантности и сопереживания.

Основной формой реализации технологий формирования психофизического состояния становится техника медитации и релаксации.

Нашедшее распространение в современной хореографии технология раскрепощения и снятия зажимов включает различные комплексы упражнений и этюдов. Цель последних заключается в преодолении психологических и физических препятствий для свободного осуществления всевозможной деятельности на сценической площадке.

В настоящее время получила достаточно широкое распространение технология пластического развития, называемая стретчинг. Стретчинг заключается в синтезе хореографии и упражнений, направленных на развитие пластических характеристик.

Совокупность приемов, реализующих постепенный переход исполнителя от бытового восприятия танцевальных движений к их художественному осмыслению через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, относятся к технологии художественного восприятия и отношения/поэтизации. Технологии создания художественного образа подразумевают осмысленное понимание воображаемой реальности сценического действия, которому характерны ограничения изнутри, а не извне. Образ представляет собой целостное произведение, воспринимаемое через чувства. Целостность образа достигается через пространство, время, структуру, взаимоотношение частей единого художест-

венного произведения, его атмосферу.

Процесс взаимообусловленности и «интерференции» разнообразных видов творческой деятельности в целостную художественную концепцию называют технологией художественной мультипликации. Такие технологии направлены на развитие у дошкольников наряду с творческими, импровизационных способностей.

Традиционные методы подготовки включают: приёмы и рекомендации по изучению танцевальной техники и терминологии, по формированию и разучиванию танцевальных комбинаций, эстетическое развитие участников танцевального коллектива. Инновационные методы направлены на применение современных педагогических технологий развития лидерских способностей, педагогических сторон творческой деятельности, способов развития межличностного общения в коллективе, способов объединения в ходе рождения совместного творческого продукта танцевального коллектива, методов формирования художественной среды средствами хореографии.

Опыт работы в хореографических коллективах позволяет предложить автору комплексный подход, который основан на традиционном и инновационном подходах для развития творческих способностей личности на занятиях танцами с группой детей дошкольного возраста.

Комплексный подход включает:

- зрительный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

- академический компонент (разъяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей участников);

- реалистичный (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление повторением многократного количества раз, тренировка мышечной памяти на практических занятиях; использование видеосъемки для работы на следующем этапе);

- рефлективный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на мысленный повтор разученных комбинаций);

- творческий компонент (предполагает самореализацию личности в постановке танцевальной комбинации, посредством собственных предложений по эскизу танца).

Стремления педагога-хореографа должны быть направлены на использование в работе таких форм, методов, приёмов и педагогических технологий, которые бы полностью соответствовали возрасту, интересам и потребностям личности-участника хореографического коллектива [8].

По нашему мнению, технология обучения в сотрудничестве является основополагающей. Она подразумевает в рамках проведения занятий по хореографии индивидуально-групповую и командно -игровую деятельность. В рамках первой деятельности, участники коллектива делятся на группы по несколько человек для получения установленного задания, например, повторить самостоятельно разученные ранее танцевальные движения и комбинации. Такая работа является результативной для усвоения нового материала каждым участником танцевального коллектива. Индивидуальная работа в команде -это разновидность индивидуально-групповой работы [1].

Утверждение о том, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному, подтверждается оценкой психолого-педагогической литературы, а также практическим опытом музыкальных работников, психологов, врачей. В возрасте 5-6 лет и старше дети уже относительно хорошо владеют телодвижениями, их манипуляции под музыку более свободны, легки и определённы, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Дети в вышеуказанном возрасте имеют навыки яркого и ритмического движения, у них развито слуховое внимание, характерно возрасту проявляются индивидуальные особенности. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно познание разнообразных движений (шаг с высоким подъемом ноги, подскок, галоп, полуприседание и т.д.).

Творческая активность детей должна развиваться постепенно. Это достигается путём целенаправленного обучения, наращиванием музыкального опыта, оживлением чувств, воображения и стимулированием мышления [7].

Ответ детей на прослушанное музыкальное произведение - это, по сути, творческое отображение музыки в действительности. В дошкольном возрасте эмоции, которые вызваны музыкой, порождают двигательную активность. На данном этапе развития задача педагога сводится к тому, чтобы направить двигательную активность в нужное русло, подобрав для этого разнообразный и соответствующий возрасту музыкально-танцевальный материал. На всём протяжении занятия нужно следовать закону - двигаться так, как подсказывает музыка. Движения обусловлены вытекать из музыки, быть с нею согласованными, отра-

жать не только обобщающий характер, но и чёткие приёмы выразительности. Детское воображение развивается в сочетании живого слова, музыки и движения. Только в данном случае ребенок наиболее точно передает характер музыкального произведения, его телодвижения становятся раскованными и уверенными. Еще одной существенной и немаловажной характеристикой танца при обучении детей, как и предыдущих, является рисунок танца. Рисунок танцевальной композиции сам по себе не существует, он соответствует лексике, которая является кирпичиком построения хореографического произведения [6].

Предписание упражнений на занятии может быть различным: а) для доведения до совершенства основополагающих движений (ходьба, бег, подскоки); б) для заблаговременного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам; в) для развития экспрессивности движений персонажей сюжетных игр; г) для композиционной завершенности музыкально--танцевальных движений у детей [3].

Способность не может возникнуть вне соответствующей определённой деятельности. Соучастие ребёнка в создании танца, его дальнейшем исполнении и созерцании должно быть ребенку по силам. Включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности является основой содержания обучения на первоначальном этапе. Существенной на первоначальном этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В дошкольном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом созерцает любую музыкально-хореографическую информацию.

Участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации имеет особенную роль в творческом развитии детей средствами танца. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность направлена на возникновение любви к танцу, потребности в беспрестанном приобщении к нему [5].

Таким образом, на основании вышесказанного основополагающим в обучении детей дошкольного возраста должно стать игровое начало, когда игра становится органичным компонентом урока. В процессе обучения танцу игра не должна стать для детей наградой или отдыхом после долгого труда. Как правило, наоборот, здесь труд оказывается смыслом игры. Он возникает во время игры и становится её продолжением. Реализуемые в процессе обучения и подобранные педагогом-хореографом гармонично танцы-игры способствуют воспитанию у детей трудолюбия, вызывают интерес к занятиям. Как отмечалось ранее, обучение хореографии предполагает систематическую физическую нагрузку. При этом сами по себе физические упражнения не интересны для ребёнка, а следовательно, воспитательного значения не имеют. Специфичность занятий хореографией заключается в том, что физическая нагрузка в рамках танцевальных занятий совмещается с умственным трудом, творчеством и эмоциональным самовыражением. Задача педагога-хореографа состоит в привитии у воспитанников стремления к творческому самовыражению, к овладению своими эмоциями, осознанию прекрасного.

Процесс обучения танцу является активным и творческим, он пробуждает в человеке его художественное начало. Через освоение танцевальной лексики, человек не пассивно постигает всё красивое, он справляется с определенными трудностями, выполняет солидную работу для того, чтобы эта красота стала для него ещё посильнее. Познав красоту через творческий процесс, человек сильнее чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Профессиональная специальная терминология является базовой в процессе обучения танцам. Для детей дошкольного возраста хореографические термины зачастую являются трудно запоминаемыми. Для доступного усваивания хореографической терминологии детьми и получения положительного эффекта от обучения педагогу следует использовать инновационные технологии, к которым относятся: игровые и видеотехнологии.

Правильный учет в процессе проведения занятий хореографией возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста основан на следующих составляющих: комплексное эстетическое воспитание, физиологическое развитие, координация движений, умение ориентироваться в пространстве, развитие ритмичности и музыкальности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в современном мире существует огромное количество технологий и методик развития творческих способностей у дошкольников как традиционных, так и инновационных, но подобные технологии не могут подходить под каждый конкретный случай.

Танец является одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников, поскольку дает возможность каждому ребенку развиваться и на психо-эмоциональном и физическом уровнях.

Библиографический список

1.Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей [Текст] / Л.Б. Ермо-лаева-Томина // Вопр. психологии. — 1977. - № 4. - С. 45-49.

2.Мейлах, Б.С. Новое в изучении художественного творчества [Текст] / Б.С. Мейлах, Е.И. Высочина. - М.: Знание, 1983. - 64 с.

3.Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству [Текст]: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.01. - М., 1994. - 225 с.

4.Моногарова, И.И. Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования [Текст]: автореф. ... дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / И.И. Моногарова. - СПб., 2006. - 19 с.

5.Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

6.Психология одарённости детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

7.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2002. - 720 с.

8.Фоменко, И.М. Импровизация как средство развития и воспитания творческих способностей у студентов института [Электронный ресурс] / И.М. Фоменко. — Режим доступа: http: // www.jeducation.ru/2_2003/72.html

ЛЯПУНОВА АННА НИКОЛАЕВНА - кандидат технических наук, доцент, магистрант факультета «Режиссура, актерское мастерство и хореография», Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.