Научная статья на тему 'Обучение танцам детей дошкольного возраста'

Обучение танцам детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ / ХОРЕОГРАФИЯ / РУКОВОДСТВО ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ / ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС / РОЛЬ ТАНЦА В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ДОЗИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТАНЦАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стикина Ю.В.

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы методики обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные проблемы, встающие перед педагогами при подготовке к хореографическим занятиям. Выделены основные требования к организации занятий танцами дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение танцам детей дошкольного возраста»

Список литературы:

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В. Громыко. - Мн.: Технопринт, 2000. - 376 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с. - (Стандарты второго поколения).

ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Стикина Ю.В.*

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы методики обучения детей дошкольного возраста. Проанализированы основные проблемы, встающие перед педагогами при подготовке к хореографическим занятиям. Выделены основные требования к организации занятий танцами дошкольников.

Ключевые слова: обучение танцам, хореография, руководство танцевальной деятельностью детей, партерный экзерсис, роль танца в развитии дошкольников, дозирование нагрузки, принципы обучения танцам.

Дети дошкольного возраста составляют большую часть детей и подростков, занимающихся танцами. Почти каждая девочка и более половины мальчиков хотя бы однажды побывали в танцевальном классе. В настоящее время у родителей и детей существует возможность выбора: танцевальные занятия предлагают учреждения культуры, детские центры различной направленности, детские дошкольные учреждения, спортивные центры. К сожалению, не всегда с детьми занимаются специалисты, часто занятия ведут люди, не знающие психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, методических основ обучения танцу.

Танец - это многовековое искусство, к которому дети приобщаются практически с рождения. Дети с раннего возраста хорошо чувствуют ритм, легко передают своё понимание музыки посредством движения. Но без грамотного

* Старший преподаватель кафедры Начального, дошкольного и специального образования.

руководства танцевальной деятельностью детей танец не сможет выполнить те функции развития, которые заложены в хореографическом искусстве.

Хореография - искусство синтетическое. Занятия хореографией способны развивать физические и моральные качества детей, способствуют становлению чувства ритма, формирует красивые манеры. Занятия танцами укрепляют детский организм. В процессе танцевальных движений в организме детей происходят значительные физиологические изменения, в первую очередь за счёт улучшения дыхания и кровообращения. Часто педагоги уделяют большее внимание непосредственно постановочной работе, в то время как укрепляющую и оздоровительную функцию несут в первую очередь подготовительные и разогревочные упражнения, а также партерный экзерсис. Партерный экзерсис - это комплекс тренировочных упражнений, выполняемых лёжа или сидя на полу, способствующий развитию силы мышц и правильной координации движений. Упражнения на полу позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу нескольких целей: повысить подвижность суставов, увеличить эластичность связок, нарастить силу мышц, исправить некоторые недостатки в развитии опорно-двигательного аппарата. Упражнения партерного экзерсиса позволяют исправлять недостатки осанки, например, асимметрию лопаток или увеличение поясничного прогиба. Партерный экзерсис хорошо подходит для организации занятий с дошкольниками, так как лёжа или сидя ребёнку легче скоординировать движения своего тела, включить в работу все необходимые группы мышц. Многочисленные упражнения партерного экзерсиса условно делятся на несколько групп: упражнения для осанки, упражнения для стопы, упражнения для гибкости и силы тела, упражнения для координации движений. Многообразие упражнений позволяет легко их варьировать, что не вызывает у детей скуку при выполнении движений, а игровой и подражательный характер движений позволяет соединять их в увлекательные танцевальные истории.

Педагоги и физиологи считают наилучшим возрастом для начала занятий танцами возраст 4-5 лет [2, с. 14]. Это связано в первую очередь с достижением достаточного уровня развития всех систем организма ребёнка. Детям этого возраста легко даются ходьба, бег и прыжки, но они часто испытывают трудности в выполнении сложно координированных движений и движений, связанных с дифференциацией мышечных усилий и работой мелких мышц кистей рук. Поэтому особенно полезно включать в занятия упражнения различного темпа и амплитуды, а также упражнения для кистей рук. Некоторые дети испытывают особые сложности в ориентации в пространстве танцевального зала. Упражнения, позволяющие свободно ориентироваться в пространстве, позволяют детям легче ориентироваться в пространстве листа бумаги при подготовке к школьному обучению.

Нельзя не упомянуть о роли занятий танцами в развитии памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, танец и музыка способны совершен-

ствовать основные нервные процессы - возбуждение и торможение. Танец может быть средством расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения и возбуждения с одной стороны, и средством борьбы с гиподинамией, замкнутостью, стеснительностью с другой [3, с. 11].

Одинаковые движения, выполняемые группой людей в едином ритме, с первобытных времён оказывали на танцующих эмоциональное воздействие, вызывали чувства сплоченности, единого порыва. Кроме этих качеств, танец воспитывает в детях и многие другие, например, настойчивость и целеустремлённость.

На занятиях с дошкольниками важно правильно дозировать нагрузку с учётом индивидуальных особенностей детей: предупреждать случаи гипер-динамии и перевозбуждения, активизировать пассивных детей. К распространённым способам дозировки физической нагрузки относят длительность выполнения упражнений, подбор самих упражнений, количество повторений, темп и ритм движений.

При работе с дошкольниками важно не забывать, что танец - это в первую очередь вид искусства. Следует строить занятия так, чтобы была возможность рассказывать детям об истории развития танца в различные исторические эпохи, о жизни и творчестве известных танцовщиков прошлого и настоящего. Это не только развивает словарный запас детей, но и позволяет им лучше понимать и передавать национальные и исторические особенности выполняемых движений.

Особенно аккуратно педагогу следует относиться к выбору танцевальных номеров для разучивания детьми. В настоящее время и педагоги, и дети стремятся к современным, «взрослым» танцам. Часто это приводит к тому, что дети не понимают, что они исполняют. Именно поэтому для исполнения дошкольниками следует выбирать народные, характерные, бальные детские танцы, которые будут способствовать развитию художественно-музыкального вкуса у детей. Движения в танце должны определяться структурой музыкального произведения, давать детям возможность для творчества и импровизации. Создавая детский танец, педагог может идти двумя путями. В первом случае танец сохраняет «взрослые» движения за исключением самых технически сложных, упрощается рисунок танца, сокращается количество фигур, упрощается композиция. Во втором - педагог создаёт танец на основе движений, которые отвечают танцевальным навыкам дошкольников.

При подготовке к занятиям, педагог должен стремиться к тому, чтобы танцевальные движения были разнообразными, приобщающими к занятию всех детей. Дети должны уходить с занятия с чувством удовлетворения и желание продолжать занятия. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы обучения [2, с. 26-29]:

- Принцип доступности и индивидуализации, который предусматривает учёт возрастных особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

- Принцип систематичности, предполагающий непрерывность и регулярность занятий.

- Принцип наглядности, который предусматривает практический показ движений педагогом или наиболее подготовленными детьми.

- Принцип сознательности, предполагает обучения танцу на основе сознательного и заинтересованного отношения дошкольника к занятиям.

- Принцип повторяемости материала, который способствует выработке двигательных навыков.

Список литературы:

1. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 64 с.

2. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 272 с.

3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. -384 с.

РОЛЬ МЕТОДА ПОРТФОЛИО В СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Файдевич Е.В.*

Азовская школа-гимназия, г. Джанкой

В статье рассмотрены методические аспекты проектирования и использования «портфолио» и ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Предпринята попытка соотнести два данных понятия и выявить их взаимосвязь и влияние на повышение мотивации учения у младших школьников.

Ключевые слова портфолио учащегося, ситуация успеха.

В контексте реализации положений ФГОС в российских школах особое значение приобретает проблеме контроля, учета и оценки достижений учащихся в образовательном процессе, которые рассматриваются как основной критерий успешной деятельности, как ученика, так и педагога. Особую по-

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.