Научная статья на тему 'РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ'

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХОРЕОГРАФИЯ / ИСКУССТВО / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / РИСУНОК / ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Каримова Дарья Хайдаровна

На педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников для подготовки к новой ступени социального развития. Выравнивание стартовых возможностей во многом определяется уровнем физического и психического развития. Наиболее сензитивным периодом формирования данных параметров является дошкольный возраст, так как он признан педагогами-психологами этапом интенсивного физического и психического развития ребенка. В статье рассматривается вопрос развития танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи включает раскрытие актуальности, теоретических основ, представление результатов исследований на базе детского сада. Исследование организационно-педагогических условий в дошкольной образовательной организации представлено в следующих направлениях: изучение физического развития детей старшего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос педагогов на сформированность готовности к развитию танцевальной деятельности у детей дошкольного возраста и изучение сформированности представлений у родителей воспитанников. В заключении представлены результаты обследования развития танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Каримова Дарья Хайдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK MOVEMENTS AS A MEANS OF DEVELOPING DANCE ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE SEVENTH YEAR OF LIFE

At the pedagogical level, the relevance of the study is due to the need to align the starting capabilities of older preschoolers to prepare for a new stage of social development. Alignment of starting opportunities is largely determined by the level of physical and mental development. The most sensitive period of formation of these parameters is preschool age, as it is recognized by teachers-psychologists as a stage of intensive physical and mental development of the child. The article deals with the development of dance activity in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. The content of the article includes the disclosure of relevance, theoretical foundations, and presentation of research results based on kindergarten. A study of organizational-pedagogical conditions in the preschool educational organizations are represented in the following directions: studying of physical development of preschool children, the analysis of educational subject-spatial environment, a survey of teachers on the formation of readiness to develop dance activity in children of preschool age and the study of the formation of representations from parents of pupils. In conclusion, the results of a survey of the development of dance activity in older preschool children are presented.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ»

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others RUSSIAN FOLK MOVEMENTS AS A MEANS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V 7TK" 4 7 4 l/^i (TliON LS2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J М14 ' |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0027 lfcdese™https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 798950 SPIN: 7031-1335 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» КАРИМОВА Дарья Хайдаровна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:daria.karmova.98@bk.ru) Аннотация. На педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников для подготовки к новой ступени социального развития. Выравнивание стартовых возможностей во многом определяется уровнем физического и психического развития. Наиболее сензитивным периодом формирования данных параметров является дошкольный возраст, так как он признан педагогами-психологами этапом интенсивного физического и психического развития ребенка. В статье рассматривается вопрос развития танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи включает раскрытие актуальности, теоретических основ, представление результатов исследований на базе детского сада. Исследование организационно-педагогических условий в дошкольной образовательной организации представлено в следующих направлениях: изучение физического развития детей старшего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос педагогов на сформированность готовности к развитию танцевальной деятельности у детей дошкольного возраста и изучение сформированности представлений у родителей воспитанников. В заключении представлены результаты обследования развития танцевальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: деятельность, танцевальная деятельность, старший дошкольный возраст, возрастные особенности, творческая деятельность, развитие танцевальной деятельности, хореография, искусство, народный танец, танцевальная лексика, рисунок, движения.

RUSSIAN FOLK MOVEMENTS AS A MEANS OF DEVELOPING DANCE ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE SEVENTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education" KARIMOVA Daria Haidarovna, bachelor's degree

Irkutsk state University,

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail:daria.karimova.98@bk.ru) Abstract. At the pedagogical level, the relevance of the study is due to the need to align the starting capabilities of older preschoolers to prepare for a new stage of social development. Alignment of starting opportunities is largely determined by the level of physical and mental development. The most sensitive period of formation of these parameters is preschool age, as it is recognized by teachers-psychologists as a stage of intensive physical and mental development of the child. The article deals with the development of dance activity in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. The content of the article includes the disclosure of relevance, theoretical foundations, and presentation of research results based on kindergarten. A study of organizational-pedagogical conditions in the preschool educational organizations are represented in the following directions: studying of physical development of preschool children, the analysis of educational subject-spatial environment, a survey of teachers on the formation of readiness to develop dance activity in children of preschool age and the study of the formation of representations from parents of pupils. In conclusion, the results of a survey of the development of dance activity in older preschool children are presented.

Keywords: activity, dance activity, senior preschool age, age characteristics, creative activity, development of dance activity, choreography, art, folk dance, dance vocabulary, drawing, movements.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению Е. В. Горшковой возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества...». Благодаря танцу у дошкольников результативно развиваются творческие способности. Это объясняется объединением трех признаков танца - музыки, движения и игры, каждый из которых способствует развитию у детей творчества и воображения [1].

В дошкольной педагогике существует проблема развития двигательных способностей детей. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей, свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют низкий уровень развития двигательных способностей, который отражается на танцевальной деятельности.

Анализируя ФГОС ДО пункт 2.6 « Физическое развитие включает при-обретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе свя-

занной с выполнением упражнений, направленных на развитие та-ких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового об-раза жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)». Данные аспекты стандарта могут быть успешно достигнуты с помощью реализации различных видов деятельности, в том числе и развития танцевальной деятельности у детей[2].

МЕТОДОЛОГИЯ

А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка - это развитие его деятель-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ...

ности, как внешней, так и внутренней»[3].

Н. А. Бернштейн пишет, что деятельность представляет собой поиск необходимой информации, процесс непрерывного управления и коррегирования своих действий, которые обеспечивают непрерывное взаимодействие организма и среды. Деятельность проявляется в ходе разрешения жизненных проблем, задач, конкретных ситуаций, в самостоятельности, относительной независимости субъекта от среды и т.п[4].

Рунова М.А. утверждает, что физическое становление дошкольников происходит довольно размеренно, без резких перемен. У физической активности появляется определенная цель, отвечает личному опыту и заинтересованности, движения приобретают разумный и регулируемый характер. Значительно возрастает скорость реакции, координация и быстрота движений, ловкость и эластичность. У детей появляется необходимость работать вместе, в высоком, едином темпе, что отвечает основным критериям танцевальной деятельности[5].

В.В. Мироненко отмечает, что сами движения - это «своеобразный способ передачи информации, способ общения, и, выполняя свой невербальный выход в речевое общение, они выступают как необходимый атрибут устной речи, служат его «настроечным механизмом», который придает разговору необходимую для данного акта общения модальность»[6].

М. А. Михайлова, рассматривает танец в широком понимании, как вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека. Танец, по существу, охватывает эволюцию всей культуры человеческого общества, все исторические типы танца. Его условно назовем «культурологический танец», и он успешно может быть привлечен в систему массового физического воспитания. Игровые танцы, т.е. проводимые непосредственно в интересах участников, относятся к первому (широкому) типу танца. В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию [7].

Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца [8].

Русский народный танец является выражением мыслей, чувств и обычаев народа, в нем находят отражение современные изменения взглядов общества, его трансформации, отношение к своим традициям и культуре. В связи с этим особенно важным сегодня видится передача исторического опыта подрастающему поколению, приобщение детей к культурным традициям своего народа. Наиболее целесообразным способом сохранения и передачи традиций является естественное, добровольное желание и интерес личности в приобретении этих знаний. Поэтому любительские хореографические коллективы, являясь естественной средой для творческого самовыражения, представляют собой идеальные условия для осуществления этого процесса [9].

Одной из центральных сфер духовной культуры любого народа является его народное самобытное танцевальное искусство, которое формируется на основе культурных и бытовых традиций. Народный танец - это искусство, близкое и доступное для самых широких народных масс. Народный танец богат и разнообразен. Из его кладовой можно черпать бесконечно и этот родник никогда не иссякнет. Отражая труд, быт, историю народа, народный танец является летописью народной жизни, высокохудожественным выражением его чувств и настроений [10]._

Сегодня очень распространены студии современного танца в разных направлениях: модерн, хип-хоп, джаз и другие. Достаточно хорошо развивается детская хореография. Классический танец как и прежде остаётся 24 главной дисциплиной в хореографических училищах школах искусств и сохраняет свое лидерство в профессиональном творчестве [6, 11]. Гораздо меньшей популярностью пользуются ансамбли народного танца, а ведь именно в них детям дается возможность ознакомиться с традициями своего народа, изучить те танцы, которые исполняли их предки, услышать народную музыку. Несомненно, в коллективах народного танца воспитывается уважение к своей истории и национальной культуре [12].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью констатирующего этапа исследования стало выявление организационно-педагогических условий и особенностей развития танцевальной деятельности детей 7-го года жизни. Исследование проводилось на базе МБДОУ г. Иркутска, в нем приняли участие 10 педагогов, 20 родителей и 20 детей контрольной и экспериментальной группы.

В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: подобрать диагностический инструментарий для изучения танцевальной деятельности детей шестого года жизни, изучить компоненты развития танцевальной деятельности детей шестого года жизни, охарактеризовать уровень развития танцевальной деятельности детей шестого года жизни, проанализировать готовность педагогов в области развития танцевальной деятельности детей шестого года жизни, выявить отношение родителей к развитию танцевальной деятельности детей дошкольного возраста.

Для диагностики нами использовались такие методы как анкетирование педагогов и родителей, анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и методики диагностики танцевальной деятельности детей седьмого года жизни.

Первый блок исследования был связан с анализом организационно-педагогических условий развития танцевальной деятельности детей седьмого года жизни в дошкольной организации. Оценку условий мы начали с изучения уровня готовности педагогов к развитию танцевальной деятельности. С помощью анкетирования мы выявили, что у 50% педагогов контрольной и 60% педагогов экспериментальной группы выявлен критический уровень сформированности готовности к развитию танцевальной деятельности детей. Педагоги характеризуются: отсутствием теоретических знаний в области развития танцевальной деятельности дошкольников; неумением учитывать уровень развития танцевальной деятельности при планировании образовательной работы с детьми; низким уровнем владения технологиями развития танцевальной деятельности; отсутствием рефлексии своей профессиональной деятельности. Например, Т. И. на вопрос о возрасте, с которого можно начинать развитие танцевальной деятельности, ответила «Наиболее эффективно проводить такую работу со старшего дошкольного возраста».

У 30% педагогов контрольной и 20% педагогов экспериментальной группы педагогов - базовый уровень развития танцевальной деятельности. Они характеризуются: недостаточным уровнем теоретических знаний в области развития танцевальной деятельности дошкольников; умением использовать в образовательной работе некоторых средств развития танцевальной деятельности детей; недостаточным уровнем владения технологиями развития танцевальной деятельности; отсутствием систематического рефлексивного анализа своей деятельности. Например, В. Т. на вопрос о том, в какой части занятия проводятся музыкально-ритмические игры, педагог ответила «Сразу после разминки, чтобы детям было интересно».

У 20% педагогов контрольной и экспериментальной

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others RUSSIAN FOLK MOVEMENTS AS A MEANS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

группы - повышенный уровень сформированности готовности педагогов к развитию танцевальной деятельности детей. Педагоги характеризуются: знанием теории в области развития танцевальной деятельности дошкольников; умением планировать образовательную работу с детьми с учётом их уровня развития танцевальной деятельности; владением технологиями развития танцевальной деятельности; способностью анализировать собственную педагогическую деятельность. Педагоги данного уровня организуют работу по развитию танцевальной деятельности детей в непосредственно-образовательной деятельности. Систематически проводят рефлексию и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых направлений в работе по развитию танцевальной деятельности детей. Например, С. А. на вопрос о способах проведения растяжки, ответила «Наиболее целесообразно с детьми дошкольного возраста проводить растяжку в партере».

Одним из условий развития танцевальной деятельности детей старшего дошкольного возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды. Для проведения экспертизы нами был выбран музыкальный зал.

Музыкальный зал оценивался на предмет оснащенности оборудованием для занятия хореографией детей старшего дошкольного возраста, а именно наличие: зеркал, хореографических станков, гимнастические коврики, музыкального оборудования (музыкальный центр, ноутбук, фортепьяно).

Исходя из анализа РППС музыкального зала, можно сделать вывод о том, что принципы организации РППС реализуются не в полной мере. Педагогам необходимо обратить внимание на оснащенность помещения. Это будет способствовать развитию танцевальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Из данных, полученных в ходе анкетирования родителей, можно сделать вывод, что в контрольной и экспериментальной группе никто из родителей не обладает недостаточными и достаточными представлениями о развитии танцевальной деятельности дошкольников. Частичными представлениями обладают 20 человек (100%) контрольной и экспериментальной группы. Родители считают, что танцевальную деятельность необходимо развивать у детей, могут дать примерное определение танцевальным движениям, затрудняются ответить, с какого возраста необходимо развивать танцевальную деятельность. Большинство взрослых не знают, что такое танцевальная деятельность, с какого возраста его необходимо развивать у ребенка, с помощью чего можно развивать танцевальную деятельность и какие условия в семье следует создавать для развития танцевальной деятельности. Также все опрошенные считают, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать танцевальную деятельность, и многие родители хотели бы узнать больше о способах и средствах развития танцевальной деятельности ребенка. Например, А. И. на вопрос о способах развития танцевальной деятельности ответила «Для развития танцевальной деятельности необходимы особые условия, зеркала и станки, так же образованный педагог, в домашних условиях грамотное развитие невозможно».

С помощью комплекса диагностических методик мы выявили особенности развития танцевальной деятельности у старших дошкольников.

Первая диагностическая методика: Шинкарева Н. А., Каримова Д. Х. «Методика определения уровня танцевальных способностей», направленна на выявление уровня выразительности движений у детей старшего дошкольного возраста. К низкому уровню развития выразительности движений, было отнесено 50% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы. Дошкольники, отнесённые к данному уровню, не способны двигаться в соответствии с характером музыки, ее темпом, не реагируют на смену музыкального про-

изведения. Например, Маша В. при переходе на произведения с противоположным музыкальным характером, продолжала двигаться в прежнем темпе, который не соответствовал звучанию.

К среднему уровню развития выразительности движений мы отнесли 30% детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Эти дети теряются при смене музыкального произведения, им требуется время для адаптации, после чего подбирают движения согласно характеру и темпу музыки. Например, Коля Р. С легкостью исполнял движения под активную музыку, двигался в такт, но при смене произведения, остановился на несколько секунд, оглядел ребят вокруг, неуверенно продолжил танец, соответствующий музыке.

Высокий уровень развития выразительности движений был выявлен у 20% детей контрольной и экспериментальной группы. В группу с высоким уровнем вошли те дошкольники, которые быстро реагируют на изменения в музыке, подбирают движения согласно ее характеру, темпу. Например, Милана Н. без затруднений переключалась с одного музыкального произведения на другое, подбирая соответствующие движения.

Анализ результатов методики: Шинкарева Н. А., Каримова Д. Х. «Методика оценки способности к освоению танцевальных и плясовых движений», направленна на выявление способности освоения танцевальных и плясовых движений.

К низкому уровню способности к освоению танцевальных и плясовых движений отнесены 50% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы. Эти дошкольники не способны воспроизвести движение. Например, при групповом изучении движения, педагог заметила, что Миша С. не может его повторить. Был произведен повторный разбор движения, затем индивидуальный показ для ребенка, но при выполнении элемента под музыку, мальчик не смог его воспроизвести.

Средний уровень танцевальных и плясовых движений выявлен у 35% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы. К данному уровню отнесены дети, которые осваивают движение, выполняет его четко и уверенно, но при самостоятельном воспроизведении испытывают трудности. Например, при групповой работе Алина К. справлялась с предложенным движением, но когда педагог попросила детей станцевать без ее показа, девочка терялась, смотрела на других ребят.

К высокому уровню танцевальных и плясовых движений мы отнесли 15% детей контрольной и 20% детей экспериментальной группы. В группу вошли те дошкольники, которые успешно осваивают движение, способны воспроизвести его без помощи педагога. Например, Аня М. быстро освоила движение и уверенно исполняла его самостоятельно, под музыку, в танцевальной композиции.

Анализ результатов методики: Шинкарева Н. А., Каримова Д. Х. «Пространственный рисунок», направлен на выявление уровня способности соблюдать пространственный рисунок, композицию танца.

К недостаточному уровню развития мы отнесли 45% детей контрольной и 50% детей экспериментальной группы. Дошкольники с недостаточным уровнем не соблюдают рисунок танца, двигаются по залу в произвольном порядке. Не ориентируются где середина зала. Например, Дима Р. покидал отведённое ему место в танцевальном рисунке еще до начала включения музыки, при просьбе педагога вернуться, ребенок испытывал трудности.

Средний уровень был выявлен у 50% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы. Показатель характеризуется тем, что дошкольникам требуется время, чтобы перейти на свое место, при этом рисунок сохраняется. Например, Лиза А. при выполнении танцевальных движений сдвигалась со своего места в заднюю часть зала, но при замечании педагога, находила свое место и возвращалась обратно.

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Высоким уровнем развития способности соблюдать пространственный рисунок, композицию танца обладают 5% детей контрольной и 10% детей экспериментальной группы. Дошкольники без затруднений соблюдают рисунок танца, не теряются при его смене. Например, Платон Г. Соблюдал рисунок на протяжении всего музыкального произведения. Ориентируется на танцевальной площадке в разных направлениях.

ВЫВОДЫ

Обобщив результаты диагностических методик, мы условно распределили детей седьмого года жизни по уровням развития танцевальной деятельности. Наименьшее количество детей находятся на высоком уровне развития танцевальной деятельности (15% детей контрольной и 20% детей экспериментальной группы). Дошкольники, отнесённые нами к данному уровню, способны двигаться согласно характеру музыки, соблюдать рисунок танца и разучивать новые танцевальные движения.

К среднему уровню мы отнесли 35% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы. Дошкольникам этого уровня требуется время для адаптации при смене музыкального произведения и рисунка, они испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении движения.

Большинство детей шестого года жизни были отнесены к низкому уровню развития танцевальной деятельности 50% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы. Дошкольники, находящиеся на данном уровне, не способны двигать согласно характеру музыки, реагировать на ее смену, испытывают большие трудности при разучивании движений и соблюдении рисунка.

Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы сделали вывод, что с детьми шестого года жизни необходимо проводить работу, направленную на развитие танцевальной деятельности. Что мы и будем выполнять на формирующем этапе исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горшкова Е. В. От жеста к танцу [Текст] /Е. В. Горшкова. -М.: Гном и Д., 2004. — С. 13-23.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Сфера, 2016. — 96 с.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Просвещение, 1981. — 150 с.

4. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М.: Наука, 1990. - 96 c.

5. Рунова М. А. Формирование оптимальной двигательной активности [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. — С. 19-24

6. Мироненко В. В. О структуре выразительных движений [Текст] /В.В. Мироненко //Вопросы психологии. - 1977. - №3. — С.134-137.

7. Михайлова М. А. Поем, играем и танцуем в детском саду [Текст] / М.А. Михайлова. — М.: Гном и Д., 2004. — С. 13-23.

8. Кустовская Е. А., Патрикеева Л. А., Фархутдинова Г. Р. Значение народной хореографии в формировании и развитии творческой личности ребенка //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 3(9). С. 126-128.

9. Калыгина А.А. Совершенствование процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 1.

10. Карпенко В.Н., Карпенко И.А. Терминология в народном танце //Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 1B. С. 642-651.

11. Введенский В.Н., Сурина О.С. Методика развития координационных способностей младших школьников средствами хип-хоп танца //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 236-239.

12. Жумажанов С.Е. Развитие творческих способностей детей в учреждениях культуры средствами народной хореографии [Текст] / С.Е. Жумажанов // Фундаментальная и прикладная наука, 2017. - № 2 (6). — С. 29- 30.

Статья поступила в редакцию 29.10.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.