ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
УДК 37.036.05
А.Н. Ляпунова, О.Б. Буксикова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦАМИ
Развитие творческих способностей дошкольников напрямую зависит от умения педагога-хореографа создавать благоприятные условия на занятиях. При работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать физические, психологические и личностные особенности их развития. Также важно варьировать виды деятельности: от коллективной работы к индивидуальной, от игры к импровизации.
Ключевые слова: творческие способности, дошкольники, танец, воспитание, педагог-хореограф, педагогические условия, методика, коллектив, творческая индивидуальность, игра, импровизация.
На сегодняшний день государством уделяется достаточное внимание проблеме воспитания творческих, одаренных детей. На государственном уровне внедряется программа «Одаренные дети», основной целью которой является изучение природы и диагностика развития и воспитания одаренных детей. В программе особо подчеркивается, что творчество детей необходимо развивать, перейти от «лабораторных» исследований и констатации наличия или отсутствия способностей к развитию их на основе и с помощью специально организованных уроков творчества, к психологической подготовке творческого учителя [2, с. 73].
Существует острая необходимость творческой подготовки каждого ребенка, поэтому усилия практически каждого педагога должны быть направлены на воспитание полноценной творческой личности, способной к креативному подходу в решении насущных вопросов. Наибольший интерес в этом плане вызывает дошкольный возраст, поскольку именно в данном возрасте происходит «закладка» будущих навыков. Но, к сожалению, при этом мало учитываются психологические особенности ребенка, ведь именно в этом возрасте формируются память, внимание, творческое мышление, соответственно усилия педагога должны быть направлены на развитие, а не подавление этих качеств.
Занимаясь в творческом коллективе, ребенок, как правило, находится в подчиненном состоянии. Отведенного занятием времени хватает на физическую разминку и непосредственное разучивание хореографической композиции. Тогда как сегодня, напротив, требуется внедрение в систему занятий с дошкольниками различных игровых форм. Во-первых, потому, что данный возраст подразумевает использование игрового начала, способствующего лучшему усвоению информации, а, во-вторых, игровые формы занятий танцами развивают творческий потенциал каждого ребенка, расширяют познавательную активность.
В контексте занятий дошкольников танцами не существует каких-либо приемов или методик, подходящих под каждый индивидуальный творческий коллектив. Определенные педагогические приемы и методы, органично внедренные в структуру занятия танцами, способствуют раскрытию танцевальной выразительности всех участников коллектива. Достижение этих целей не может существовать без системного, комплексного подхода к процессу воспитания творческих способностей ребенка. На наш взгляд, для наиболее эффективного педагогического воздействия, целью которого является формирование творческих способностей, необходимо глубокое знание возрастных, психологических и физических особенностей личности дошкольника. Поэтому, в первую очередь, педагогу необходимо иметь определенный набор профессиональных и личностных качеств, которые будут способствовать созданию благоприятного, творческого климата в хореографическом коллективе. Педагог должен создавать в глазах воспитанников положительный образ, вызывающий желание подражать видимому примеру.
В то же время следует учитывать законы гармоничного развития личности, согласно которым: духовное развитие невозможно без развития телесного; семантика тела является ключом к бессознательному; при развитии двигательно-координационных способностей ребенка развивается его сознание; освоение техники движения; расширение границ сознания, снятие страха перед обществом, увеличение доверия к себе и окружающим [1, с. 52].
Особое значение имеет применение различных педагогических методик, техник, приемов - это способствует гармонизации процесса обучения. Кроме репродуктивных способов обучения, таких как
© Ляпунова А.Н., Буксикова О.Б., 2015.
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
ISSN 2223-4047
словесные, наглядные, практические, современным детям требуются и продуктивные методы - свободное творчество, импровизация, игровые методы. Чередование различных методик: от коллективной работы к индивидуальной, от игровой формы к импровизации - помогают достичь высоких результатов.
Важной частью работы педагога в детском танцевальном коллективе является оценка результатов деятельности. Здесь необходим объективный подход, который строится на оценивании личных достижений каждого ребенка, т.е. его личного прогресса, вне зависимости от достижений других детей. Необходима поощрительная система, в которой основной упор делается на проявление индивидуальности, самобытности, использовании нестандартных приемов, свободе самовыражения. Важно понимать, что творческая личность - это результат не столько природы, сколько долгой и кропотливой работы педагога-хореографа, его умения создавать благоприятную творческую атмосферу занятия, нацеленности на самовоспитание, предполагающего использование собственных усилий и труда. Только синтез всех факторов сможет способствовать гармоничному развитию личности и культивировании творческих способностей.
Педагог-хореограф должен уметь создать такие условия работы в коллективе, при которых каждый ребенок чувствовал бы себя частью общей системы. В этой системе он играет, несомненно, важную роль. Только при соблюдении таких условий утомительная и напряженная работа в хореографическом коллективе сможет развить у ребенка интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что специфика педагогической работы в детском хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно -исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога-хореографа направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.
Процесс развития творческих способностей воспитанников, будет более эффективным, если: созданы условия, способствующие развитию творческих способностей; развивающая работа с детьми строиться с учетом индивидуальных и психофизических особенностей детей.
Список литературы
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб., 2004. - 362 с.
2. Севастьянова О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры, 1996. - 153 с.
ЛЯПУНОВА АННА НИКОЛАЕВНА - кандидат технических наук, доцент, магистрант факультета «Режиссура, актерское мастерство и хореография», Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.
БУКСИКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - заслуженный работник культуры РФ, член Всемирного совета танца ЮНЕСКО, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.