Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Шастун Анастасия Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются и обосновываются современные методы хореографической подготовки и их влияние на физическое развитие и эмоциональное состояние личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Шастун Анастасия Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Карпенко Виктор Николаевич, Шастун Анастасия Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

E-mail:nikita-61 @mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются и обосновываются современные методы хореографической подготовки и их влияние на физическое • развитие и эмоциональное состояние личности ребенка.

Ключевые слова: хореографическая подготовка, физическое развитие, эмоциональное состояние, личность ребенка, творческие способности

В настоящее время, одним из популярных направлений в хореографии, является современный танец, который выступает как самостоятельная форма искусства, где, тело сливаясь с музыкой воедино, обрело свой собственный язык. Движения в танце стремительны, непредсказуемы, динамичны, наполнены своей жизнью. Именно поэтому современный танец так близок и интересен для молодого поколения.

Неотъемлемой частью пластической культуры для человека является танцевальное искусство. «Искусство - это значить творить. Это пробуждение творческого начала и творческих способностей человека, их закрепление. Образное отражение жизни - явлений природы, деятельности человека, событий и фактов, общественного сознания и т.д. Искусство - двигатель прогресса» [2, с.

7].

Для того, чтобы познакомить детей с культурой современного танца и развить в них интерес к этому, следует использовать ряд методов.

Основными методами совершенствования личности детей младшего школьного возраста средствами современной хореографии являются следующие.

1. Ориентация на возрастные особенности и интересы детей. В младшем школьном возрасте дети легче воспринимают обучение за счет игры.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

2. Предоставление детям общих знаний в хореографическом искусстве, этот метод несет теоретико-информационный характер и знакомит детей с краткой характеристикой современных танцевальных направлений .

3. Воспитание культуры движения средствами современного танца на основе базовых знаний классического и народного танца.

4. Формирование и сохранения правильной осанки ребенка, и также укрепление мышечного корсета в процессе занятий.

5. Воспитание эмоциональной культуры, а также предоставление ребенку эмоциональной разгрузки в процессе занятий танцами.

6. Развитие потребности в двигательной активности. На примере учителя ребенок сам стремится к танцевальному искусству.

В процессе занятий по ритмике и современному танцу дети выполняют ритмические упражнения, а также музыкальные задания, в процессе которых учатся анализировать танцевальную музыку.

Игра для ребенка - это источник радостных эмоций и спутник жизни для всех детей. Игры, есть и будут традиционным средством для педагогики.

Во время игры у детей поднимается настроение, появляется • заинтересованность к занятию. Играя во время занятий, легче всего проследить за дозировкой физических нагрузок и за правильностью исполнения движений. Проводя занятия в игровой форме, можно увидеть насколько это доставляет удовольствие детям, а также избавляет их от скучного изучения движений. Поэтому, на занятия к педагогу с творческим подходом, дети будут идти на занятия с большим удовольствием.

В процессе становления и развития личностных качеств ребенка постепенно накапливаются человеческие богатства. Педагоги, учителя и воспитатели дошкольных учреждений стремятся к воспитанию максимально гармоничной личности, ставя перед собой важную задачу - вырастить хорошего человека. Поэтому воспитатели и руководители кружков, ищут средства, с помощью которых можно развивать способности ребенка. Одним из этих эффективных средств является игра.

Необходимо учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта, является сложным социокультурным феноменом.

К сожалению отдельного предмета с таким названием нет, но педагоги, работающие с детьми и психологи, используют элементы игры на занятиях по развитию личности. В процессе этих занятий у детей развиваются воображение и фантазия. И это не удивительно, не обязательно быть специалистом, чтобы увидеть, как преображается ребенок во время игры. Насколько ему нравится участвовать в театрализованных играх, представляя себя тем или иным героем.

С помощью игровых этюдов у детей развивается пластика, мимика,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

воображение и память. От педагога требуется не только выбрать музыкальное сопровождение и придумать движения, но и понимать, кому под силу будет их повторить. Более пластичные и эмоциональные дети зачастую задействованы в главных ролях, дети, которые менее эмоциональные и со средними способностями, заняты в массовых сценах. Но проникаясь сюжетом, абсолютно все участники коллектива стараются вжиться в роль и как можно гармоничнее отобразить ее на сцене.

Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает в процессе игры. Ребенок может поплыть на корабле, слетать на Марс, стать волшебником, превратиться в пирата или в любое животное.

Что же касается «подвижной игры» - это отличное добавление к занятиям по ритмике и основам хореографии для дошкольников. Все известные педагоги, с древности до наших дней, отмечают, что движение - это одно из важнейших средств воспитания, а также жизненно необходимая потребность ребенка. Разнообразие движений способствует увеличению количества информации поступающей в мозг ребенка, тем самым повышая интенсивность интеллектуального развития. •

Игра и игрушка в жизни ребенка неотделимы друг от друга. Игрушка для ребенка полна смысла, он воспринимает ее как друга, наполняя его жизнь радостью. Поэтому использование игрушек в обучении детей танцу может быть весьма полезным инструментом для достижения педагогом поставленных задач. Для занятий по основам хореографии и ритмике потребуется игрушка не только красивая и интересная детям, но еще безопасная и достаточно удобная. Можно обусловить ряд требований к данному предмету. Игрушка для занятий должна быть такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, но при этом, она не должна быть слишком большой. Самые подходящие в танце игрушки - это куклы, мячи, зонтики, лошадки, обручи, скакалки. Они не только смогут украсить детские танцы, но и сделают более осмысленным заданное преподавателем движение, смогут помочь детям более точно воссоздать образ.

Выбор игр для занятий по хореографии зависит как от возраста играющих, так и от их физического развития. Занятия танцами оказывают познавательное влияние на детей младшего школьного возраста. В процессе изучения танцевальных элементов, ребенок учится отражать чувства и эмоции, которые обогащают его новыми знаниями и представлениями, расширяют кругозор.

Метод, который несет теоретико-информационный характер и знакомит детей с краткой характеристикой современных танцевальных направлений, в педагогической практике используется в виде тестов или бесед с детьми по пройденному материалу. Такого рода занятия научат детей быть более свободными не только на сцене, но и в выражении своих мыслей.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Следующим методом обучения современного танца детей младшего школьного возраста является - практический показ, т.е. показ учителем танцевальных движений. Этот метод очень важен в работе хореографа, он несет практический и наглядный характер. Когда преподаватель показывает движения, дети увлеченно и с удовольствием спешат повторить его движения, что в процессе только усиливает их эмоциональность. После того, как танцевальный этюд был полностью показан учителем, он разбивается на несколько составляющих, которые прорабатываются отдельно. Практический метод показа сочетается со словесным объяснением движений. После того, как все танцевальные движения освоены, руководитель прорабатывает танцевальную фразу с детьми полностью.

Основной целью урока по современной хореографии является постижения техники и языка движения. Урок состоит из разминки, тренажа современной хореографии и изучению танцевальных комбинаций. Разминка направлена на разогревание всех частей тела в отдельной последовательности. В процессе проведения урока следует добиваться выполнение гармоничности движений, эмоциональности и музыкальности. •

Для развития креативного подхода, преподавателю следует давать самостоятельное домашнее задание по постановке танцевального этюда под выбранную современную композицию, либо импровизировать на уроке. Такого рода задания помогают ребенку быстрее раскрепоститься и увереннее выполнять движения перед сверстниками, а значит и на сцене. После просмотра руководителем танцевальных комбинаций, корректно предлагается исправить недоработки. Часто ученики сами объясняют недостаток тех или иных движений в комбинации, что позволяет им занять активную позицию в поиске новых танцевальных сочетаний.

Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок формировался как личность, т.е. приобретал черты своего характера, имел свои взгляды, складывал свое мировоззрение.

Основными задачами программ по хореографии являются следующие.

1. Направленность на укрепление здоровья:

- способствование развитию опорно-двигательного аппарата;

- формирование правильной осанки;

- развитие и совершенствование сердечно-сосудистой и нервной систем организма, органов дыхания, кровообращения.

2. Развитие творческих способностей детей:

- развитие воображения и способности мыслить;

- способствование к расширению кругозора;

- умение раскрепощаться во время танца, приобретение уверенности в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

себе, воспитание эмоционального выражения;

- развитие творческой активности, инициативы, умения работать в коллективе.

3. Направленность на улучшение психомоторных способностей:

- повышение выносливости, координации, силовых способностей;

- развитие мышечной силы и гибкости;

- способствование развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти и внимания;

- выявление грациозности танцевальных движений, развитие навыков пластичности и выразительности.

У каждого человека возникает потребность в том, чтобы определить приоритеты и найти смысл жизни. Это очень важная и жизненно необходимая потребность для совершенно каждого человека. В юные годы, эта необходимость особо остро ощущается.

Развитие личности ребенка определяется тем, чего ожидает от него семья и окружающие его люди, а также какие задачи стоят на жизненном пути и какие идеалы ему прививают. •

Одной из особенностей становления личности - развитие культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок. Система ценностей является очень важным качеством, определяющим личность. Таким образом, в образовательном процессе, цель воспитания формулируется как создание гуманистического субъекта через формирование и развитие духовных потребностей.

На протяжении жизни человек формирует свой образ, свое мировоззрение. Близкие люди, родители, воспитатели, школьные учителя, руководители кружков, непосредственно влияют на развитие психики ребенка. Но не только социальное окружение влияет на его развитие, также увлечения играют большую роль в формировании ценностей ребенка. Поэтому, нужно относиться с большим вниманием к тому, какие кружки, школы, клубы следует посещать детям на данном этапе жизни.

Занятия танцами, например, вызывает самые положительные ассоциации, в особенности занятия современной хореографией. Благодаря современным танцам дети становятся веселее, увереннее в своих силах, исчезают проблемы с собственной неполноценностью, ребенок понимает, что он разностороннее и лучше, чем сам о себе думал.

Существует огромное количество стилей и направлений современного танца. Самые распространенные и развивающиеся в России: контемпорари, хип-хоп, джаз-модерн, брейк-данс, клубные танцы и др. Все современные направления, которым отдает предпочтение молодое поколение- это джазовые

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

соединения, связанные с историко-бытовыми танцами. Это по большому счету все стрит-джаз. Этот стиль постоянно обновляется новыми танцевальными приемами и часто может быть смешен с другими стилями.

Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является музыка, обладающая большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения, как бы, перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

Музыкальное воспитание включает такие доступные виды музыкальной деятельности как: слушание музыки в исполнении взрослых, простейшее исполнительство - пение, ритмику, игру на детских музыкальных инструментах, • усвоение первых сведений о музыке и элементарной нотной грамоте, а также приобщение к творчеству в музыкальных играх, хороводах, песенных импровизациях.

Приобщая детей младшего школьного возраста к музыке через различные виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания.

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, -отмечал Д.Б. Кабалевский, - учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушаться и вдуматься в неё» [1, с. 5].

Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.

В репертуаре коллективов детской художественной самодеятельности танцы-игры, танцы с предметами (мячами, обручами, лентами и т.п.) занимают особое место. И чем органичней связан танец со знакомой всем детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителем.

Постановка таких танцев имеет большое учебно-воспитательное значение. В них совершенствуется манера исполнения, дети приобретают умение соразмерять и рассчитывать свои движения, быть внимательным к партнеру.

Однако, следует помнить, что танцы - игры в большей степени, чем любые другие танцевальные постановки, требуют особенно тщательной отработки. Здесь необходимы отточенность и отработанность всех танцевальных и игровых

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

движений. Даже незначительные ошибки отдельного исполнителя (особенно в танцах с предметом) могут повлечь за собой, потерю цельности впечатления у зрителей и растерянность коллектива исполнителей.

Прежде всего должны быть разучены все танцевальные движения (вначале самим руководителем коллектива, для того, чтобы он умел показать их учащимся). Лишь после этого, можно перейти к композиции данной постановки.

В большом коллективе лучше сразу обозначить два состава исполнителей, с каждым из которых необходимо работать с одинаковой тщательностью. Для сложных ролей, необходимо наряду с основным исполнителем подготовить дублера, так как в танцах-играх не удастся быстро научить другого исполнителя сложной роли.

Таким образом, дисциплинированность, слаженность, чувство взаимной ответственности - необходимые условия успешной работы над игровой танцевальной постановкой. Но тщательная, хорошо продуманная и систематическая работа с коллективом поможет создать яркое, радостное и впечатляющее представление.

Литература:

1. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

2. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.