ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
УДК 37.036.05
А.Н. Ляпунова, О.Б. Буксикова
ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование предоставляет современному дошкольнику широкий выбор направлений деятельности. Но наиболее эффективным средством творческого развития дошкольников является танец. Танец выступает как синтетический вид искусства способствующий творческому и физическому развитию.
Ключевые слова: дополнительное образование, система, танец, хореография, творческие способности, дошкольник, художественный образ, воспитание, воображение, музыка, движение.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) организацию дополнительного образования детей реализуют образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в ом числе по образовательным программам дошкольного образования [1].
Согласно ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) дополнительное образование детей направлено на формирование их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [1].
Среди множества форм дополнительного образования, способствующих творческому развитию подрастающего поколения, особое место занимает хореография. Занятия танцем способны дать не только эстетическое воспитание, они также способствуют развитию образного мышления, исполнительской техники на сцене. Хореография, как ни одна из существующих форм дополнительного образования, обладает огромным потенциалом для полноценного развития ребенка. Она позволяет осуществлять физическое совершенствование, что выражается в развитии у детей координации движений, ловкости, силы, выносливости, гибкости и пластичности тела.
Сегодня основные возможности хореографического искусства как средства развития творческих способностей дошкольников используются далеко не в полной мере. Тогда как хореография обладает изначально заложенным в ней набором предпочитаемых ценностей, при этом иерархия ценностей у каждой личности формируется своя. Искусство танца успешнее всего позволяет развить толерантность, способность к сотрудничеству, формирует умение принимать решения и дает возможность каждому ребенку научиться оценивать собственный потенциал и осознанно выбирать сферу их применения.
Существует множество форм и методик формирования и развития творческих способностей, связанных с различными подходами: как традиционными, так и инновационными. Но для дошкольного возраста, а тем более в условиях хореографического коллектива, где число участников в группе постоянно варьируется и педагог не всегда может уделить внимание каждому, требуются особые условия, раскрывающие индивидуальные творческие возможности каждого участника.
Танец по своей сути является источником эстетических впечатлений ребенка и обладает способностью формирования его художественного «Я», с помощью которого ребенок может выражать свои чувства и эмоции. Совокупность музыки и движений дают ребенку свободу творческого мышления и возможность импровизации, что в свою очередь положительно сказывается на развитии образного мышления и отдает ребенку взамен хорошие эмоции - удовольствие самовыражения, радость [3, 92].
Кроме того, специфика обучения хореографии связана с регулярной физической нагрузкой, но сама по себе физическая нагрузка не интересна для ребенка и не несет воспитательного назначения. Поэтому, физическая активность непременно должна быть сопряжена с творческим процессом, умственным трудом и эмоциональным выражением. Поскольку основная цель преподавателя - воспитание
© Ляпунова А.Н., Буксикова О.Б., 2015.
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
ISSN 2223-4047
в детях стремления к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
В процессе обучения детей танцу необходимо ставить акцент на занятия творческого содержания, в контексте которых ребенок сможет самостоятельно находить правильные движения. Необходимо придерживаться принципа индивидуального подхода, поскольку у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. Поэтому важно использовать в процессе занятий различные педагогические методики, чередуя самостоятельную работу, коллективную и индивидуальную формы деятельности.
Особая роль в занятиях танцами, целью которых ставится развитие творческих способностей, несомненно, отводится музыке. Музыка обладает свойством вызывать у детей двигательную реакцию, но, к сожалению, большинство детей или не умеют, или не могут ее выражать. Поэтому необходимо с момента начала занятий прививать детям любовь к музыке и стремление к самостоятельному творчеству. При таком подходе со временем умения и навыки, которые приобретают дети, начинают развиваться и обогащать их двигательную реакцию [2, 83].
Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано передающими их индивидуальное восприятие. Обучение танцам - это сложный и длительный процесс, в котором развитие творческих способностей возможно лишь при грамотном построении учебных занятий педагогом-хореографом.
Подводя итог, необходимо отметить, что основная особенность танца состоит в том, что он помогает выразить эмоциональный ряд или художественный образ в форме движений. Это полностью соответствует природе воображения ребенка, в котором воплощается двойственное воссоздание образов посредством собственного тела. При занятиях танцами творческие способности развиваются более эффективно, чем в других формах дополнительного образования, т.к. синкретичность хореографии подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.
Список литературы
¡.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
2.Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр «Школьная книга». - 2001. - 224 с.
3.Проблемы педагогического образования.-Сборник научн. статей., Вып. 12. / Под ред. В.А. Сластенина: М., Литера, 2003. - 167 с.
ЛЯПУНОВА АННА НИКОЛАЕВНА - кандидат технических наук, доцент, магистрант факультета «Режиссура, актерское мастерство и хореография», Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.
БУКСИКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - заслуженный работник культуры РФ, член Всемирного совета танца ЮНЕСКО, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.