УДК 378
О.Б. Буксикова, Е.И. Столбцова
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены основные принципы выявления одаренных детей и создания наиболее приемлемых условий для раскрытия их творческого потенциала в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: одаренность, образовательная среда, мотивация, социализация, дополнительное образование.
Основной чертой современного этапа развития российской системы образования является то, что наряду с задачами обучения, развития и воспитания ставится задача личностного развития и социализации ребенка. В образовательной среде социализация предполагает готовность и способность к выполнению различных социально значимых видов деятельности. Такими видами деятельности могут являться: игровая, учебная, коммуникативная, профессиональная, обеспечивающие социальную успешность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. В связи с этим, мотивация к освоению этих видов деятельности и проживание успеха или неуспеха в ходе их освоения, выступают в качестве факторов развития у детей в учреждениях дополнительного образования и их способности быть субъектами того или иного вида деятельности и социализации в целом [2, с. 12].
Образовательная среда общеобразовательной школы ориентирована, главным образом, на достижение образовательных стандартов и создает условия лишь на овладение учебной деятельностью и развитие академических способностей. В связи с этим, успешная социализация подрастающего поколения и раскрытие индивидуальности каждого ребенка, является прерогативой педагогической деятельности учреждений дополнительного образования.
В отличие от школьного образования, образовательная среда в учреждениях дополнительного образования имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание особых условий развития каждого ребенка и выявление одаренных детей [6, с. 91].
Принципиальное отличие обучения в учреждениях дополнительного образования от общего состоит в возможности трансформации передаваемых учебных знаний, умений и навыков из цели обучения в средство развития одаренных детей. Исследованием проблем обучения и творческого развития одаренных детей занимались В.П. Лебедева, В.И. Панов, Б.М. Теплов и др.
По их мнению, одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных, незаурядных результатов в различных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. [2, с. 17].
Одним из средств развития одаренной личности является хореографическое творчество. На наш взгляд, продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии, обусловлена полифункциональным характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для развития одаренных детей, познающих мир через краски, звуки, пластику в их синтетических формах.
Также необходимо подчеркнуть что одаренность, представляет собой сложное психическое образование, в котором неразрывно связаны, переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотива-ционные, психофизиологические и другие сферы психики. Проявления одаренности могут быть постоянными, но могут иметь и временный (переходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной сфере. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей. Соответственно, по типу предпочитаемой деятельности различают одаренность: интеллектуальную, академическую, художественную, психомоторную (спортивную), техническую, лидерскую (организаторскую) и др. При этом все исследователи согласны с Б.М. Тепловым (1985) в том, что, хотя одаренность теснейшим
© Буксикова О.Б., Столбцова Е.И., 2015.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.
образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с развитием отдельных способностей и тем более с психическими процессами [3].
Идентификация одаренности является проблемой, так как эффективность диагностирующих методик не дает полной картины уровня развития ребёнка и степени его одаренности. Психодиагностические методы направлены в основном на выявление отдельных способностей ребенка. В данных методиках не учитывается, что одаренность сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, волевые, мотивационные, эмоциональные, психофизиологические сферы психики, а также типологические особенности свойств нервной системы и темперамента.
Все эти знания необходимы педагогу с одной целью - повысить эффективность педагогической деятельности, помочь избежать ошибок в формировании личности добиться более интенсивного развития профессиональной танцевальной техники, что способствует адекватности личной самооценки и уверенности в себе.
Существуют различные классификации отличительных признаков одаренности, на которые необходимо ориентироваться при выявлении одаренных детей. Для детей с ранними проявлениями ярко выраженной одаренности наиболее характерны следующие психологические особенности: сильнейшая внутренняя мотивация, глубокая погруженность в интересующую деятельность, творческая интерпретация полученных знаний, склонность к задачам дивергентного типа - решение которых требует различных вариантов.
Отличительной чертой особо одаренных детей является то, что центром их жизнедеятельности и системно-порождающим началом их психического развития выступает опережающее интеллектуальное развитие такого ребенка. Это приводит к более раннему их развитию по сравнению с телесными, эмоциональными, личностными психическими новообразованиями, соответствующими возрастным нормам физиологического и социального их развития.
В отличие от детей «обычной нормы», формирование психических новообразований ярко одаренных детей происходит в контексте освоения ими и выполнения тех видов деятельности, которые находятся в диапазоне присущей им одаренности и, которые выполняют роль ведущей деятельности, обеспечивающей первоочередное формирование соответствующих психических новообразований. При этом может иметь место своеобразный сдвиг по времени в тех видах деятельности, которые будут выполнять ведущую роль для данного одаренного ребенка на данном возрастном этапе его развития.
Сколько же детей с такими признаками одаренности приходят в учреждения дополнительного образования? А если действительно в учреждение дополнительного образования приходит одаренный ребенок с диссинхронией, когда ребенок, который по интеллектуальному развитию опережает сверстников на 2-4 года, а по произвольной регуляции своего поведения может отставать от своего возраста. По каким побудительным мотивам одаренные дети приходят в учреждения дополнительного образования? Приводят родители, приходят заодно с друзьями, приходят просто так или приходят общаться, отдохнуть от проблем семьи и школы, приходят по свои интересам.
По нашим многолетним наблюдениям таких детей, которые приходят «по интересам» в младшем школьном возрасте всего 10-15%, чем старше дети, тем их больше, то есть в подростковом и юношеском возрасте составляет 40% и в нередко это дети со скрытой, потенциальной одаренностью. Так в чем же заключается проблема выявления одаренных детей в учреждениях дополнительного образования? Выявление одаренных детей не является прямой функцией учреждений дополнительного образования, потому что они должны создавать развивающую общеобразовательную среду, обеспечивающую возможность для проявления скрытых способностей и одаренности каждого ребенка. Учреждения дополнительного образования должны выявлять, а затем создавать условия для раскрытия творческого потенциала одаренных детей.
В.П. Лебедева, В.И. Панов в своей работе, раскрывающей принципы создания развивающей образовательной среды для детей с потенциальной одаренностью, акцентируют свое внимание на критериях одаренности. Они рассматривают одаренность как проявление творческой природы человека, которая может быть в психике конкретного ребенка как в явной, проявленной форме, так и в скрытой, потенциальной форме. Этому способствует наличие природных и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме природных задатков, склонностей и способностей. Поэтому, такие условия могут способствовать проявлению и развитию одаренности ребенка или, напротив, создавать внутренние и внешние барьеры для проявления и развития одаренности. Исследователи уделяют особое внимание на практической работе с одаренными детьми и на создании психолого-педагогических условий для проявления одаренности как системного качества психики.
Таким образом, мы приходим к выводу, что учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования должен строиться в парадигме развивающего образования, которое способствует раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы одаренных детей.
Список литература
1.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем [Текст] / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
2.Рабочая концепция одаренности [Текст] / под ред. В.Д. Шадрикова.- М.: Магистр, 1998. - 63 с.
3.Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.1 [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 357 с.
4.Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) [Текст] / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панов. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
5.Иванов П.П. [Электронный ресурс] код доступа http: // musicart.3dn.ru/publ/po_ instrumentam/saksofon/razvitie_tvorcheskoj_odarennosti_detej_na_urokakh_khoreografii/7-1-0-1 (дата посещения 05.10.2015).
БУКСИКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.
СТОЛБЦОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА - магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства факультета режиссуры, актерского искусства и хореографии, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.