Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ВЛИЯНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буксикова О. Б., Войнова Г. П., Фильчакова Е. А.

В данной статье рассматриваются исторические истоки изучения музыкального искусства, особое внимание уделяется психологическому аспекту танцевальной музыки. Выявляется что, воздействие музыки на личность осуществляется исторически сложившимся единством двигательного темпо-ритма и музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 378

О.Б. Буксикова, Г.П. Войнова, Е.А. Фильчакова

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

В данной статье рассматриваются исторические истоки изучения музыкального искусства, особое внимание уделяется психологическому аспекту танцевальной музыки. Выявляется что, воздействие музыки на личность осуществляется исторически сложившимся единством двигательного темпо-ритма и музыкального произведения.

Ключевые слова: танцевальная музыка, психологический аспект, влияние, исторические истоки, психологическое состояние.

Философские исследования античных ученых распространяются на различные отрасли средневековой науки. Музыка, в частности и танцевальная, нашла свое глубокое отражение в древнегреческой мифологии и философии. В Древней Греции разрабатывались теории музыки, взаимосвязь искусства музыки и танца. Гераклит признал диалектическую природу музыки. Аристоксена больше волновал вопрос о том, как воспринимается музыка человеком. Такие философы как Аристотель и Платон изучали проблемы эстетики и музыкальной этики. Учение Пифагора признано основным в европейской теории музыки. Эта философская концепция была известна под названием «гармония сфер» [5].

В «законах» Платона можно найти размышления о дифференциации песнопений по жанрам. Аристотель писал: «Музыка имеет воспитательное значение потому, что она смягчает строгий элемент мужества, но она должна быть ограничена, поскольку кроме воспитательной музыки, есть еще музыка расслабляющая, которая размягчает и развращает. Музыка полезна и в другом отношении: она способствует благоустройству печальных состояний души, подобно трагедии, она заполняет наш отдых и досуг» [3].

Объяснение воспитательной роли танцевальной музыки содержится и в работах Аристоксена. По мнению этого философа, музыка способна оказывать свое моральное влияние благодаря тому, что она сама проникнута этой красотой и этим порядком. Если опьянение приводит в расстройство и тело, и ум,

© Буксикова О.Б., Войнова Г.П., Фильчакова Е.А., 2015.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 11 (50). Т. 3.

то музыка, «благодаря присущему ей порядку и симметрии», оказывает противоположное вину влияние и умиротворяет человека [3].

Музыка является звеном в сложной цепи методов морально-эстетического воспитания человека. И можно предположить, что ее эстетическая роль стоит далеко не на первом месте, а влияние на психику и нервную систему человека стоит во главе. Древнегреческие философы, изучая этот вопрос, оставили после себя богатое научное наследие.

Нашу жизнь постоянно окружают различные звуки. Музыка способна влиять как положительно, вдохновляя нас, так и способна уничтожить нас, разрушив нашу психику. Жизнерадостная и динамичная музыка оказывает воздействие на психологическое состояние человека и помогает ему сменить отрицательные эмоции на положительные. Спокойная, умиротворенная мелодия расслабит, успокоит и сконцентрирует на необходимом или подействует как снотворное. Загадка музыки кроется в ее способности воздействовать на психоэмоциональное состояние человека, она способна сделать его счастливее, раскованнее, пробудить творческий потенциал

Научно доказано, что классические произведения обладают чудодейственным эффектом. Зато совсем нежелательно, как утверждают медики, долго слушать группы таких направлений как «рэп», «хард-рок», «хеви-метал».

Народная танцевальная музыка также оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки. Некоторые специалисты убеждены, что не только жанр, ритм и тональность произведения имеют важное значение, но и то, на каком именно музыкальном инструменте была сыграна мелодия. Звучание отдельно взятого музыкального инструмента влияет на определённый орган человеческого организма.

Воспитание эстетического отношения к музыке, высокого вкуса неразрывно связано с формированием нравственного облика подрастающего поколения. «Занятия музыкой и хореографией имеют своей целью не столько обучение музыке и танцу, сколько воздействию через них на духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственность» [1]. Эту мысль замечательный композитор и педагог Д. Кабалевский постоянно подчеркивал в своих выступлениях и утверждал всей своей деятельностью. И почти в унисон звучат слова известного педагога В. Сухомлинского: «Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически украсить всю духовную жизнь человека» [2].

То же можно сказать о музыке на уроках хореографии. Общепризнанным считается музыкальное воспитание детей на духовных ценностях национальной музыкальной культуры. Высокохудожественные образцы, отображая народные эстетические традиции, обладают большой силой нравственно-эстетического воздействия и оставляют неизгладимый след в сознании учащихся. Вокально-танцевальная музыка - древнейший вид сопровождения танца, инструментально - танцевальная музыка - это последующий этап развитая музыки. Танца без музыки не существует, мелодии, танцевальный ритм или песня, обязательно являются основой для наложения танцевальных движений. Именно поэтому во всех хореографических учебных заведениях уроки проходят под аккомпанемент профессиональных концертмейстеров или в частных случаях под магнитофонную запись, что является непременным условием психологического комфорта личности.

В образовательном процессе музыкальное сопровождение на уроке хореографии играет важную роль. Ее влияние распространяется не только на сферу образовательную и познавательную, но и на психолого-эмоциональную сторону личности учащихся. Музыка на уроках хореографии помогает развить чувство ритма, гармонии, красоты, развивает музыкальную и двигательную память, способность логически мыслить и рождать музыкальные образы. Кроме того любовь к музыке повышает интерес к занятиям хореографией и прививает стойкость к трудоемким и систематическим нагрузкам, будь то повторение материала или разучивание нового, постановочная работа или репетиции. Возникает осознанный мотив деятельности.

Постоянно, соприкасаясь с музыкой на уроках хореографии, у учеников формируется иной тип мышления - музыкально -образный, в отличие от других детей. Формирование новой системы мышления происходит не сразу и по-разному проходит у разных людей. У детей преимущественно, быстрее, чем у взрослых. В основе всего лежат образы, рожденные музыкой. Поэтому очень важно чтобы педагог и концертмейстер привить музыкальную грамотность своим ученикам и развить их образное мышление.

Закономерности связи музыки и движения продиктованы исторически сложившейся сущностной структурой, возникшей в результате многовекового развития танцевального творчества. Эта связь прослеживается на нескольких уровнях: метроритме, форме, динамике и драматургии, жанре и форме произведения. Кроме того, множество выразительных средств в хореографии подчиняются музыке и на-

правлены на раскрытие не только танцевальной, но и музыкальной картины. Таким образом, значение музыки в образовательном процессе очевидна, но не менее значима она и в воспитании будущих хореографов.

Воспитательный процесс - целостная динамическая система, образующим фактором, которой является развитие личности ученика [4].

Музыка является тем фактором, который незаметно для самих учеников дисциплинирует их, настраивает на физический труд и готовит к эмоциональной самоотдаче. Воспитательное воздействие происходит через физическое телесное и психологическое возделывание личности, то есть на интеллектуальную, психомоторную, волевую и мотивационную сферу. Это воздействие осуществляется исторически сложившимися средствами ладогармонического единства музыкального произведения и двигательного темпоритма.

Список литературы

1.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - Советский композитор. М., 1977. - 254 с.

2.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина: пер. с укр./ В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М.: Мол. Гвардия, 1979. - 335 с.

3.Памфил Юркевич «История философии; Философия права; Философский дневник» - М.: Украинский мир, 1999. - 756 с.

4. [Электронный ресурс] код доступа http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00135536_0.html «Характеристика воспитательного процесса» (дата обращения 20.09.15).

5. [Электронный ресурс] код доступа http://cyclowiki.org/wiki. html «Циклопедия» (дата обращения 20.09.15).

БУКСИКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.

ВОЙНОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА - доктор искусствоведения, профессор, старший преподаватель кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.

ФИЛЬЧАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА- магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства факультета режиссуры, актерского искусства и хореографии, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.