Научная статья на тему 'МУЗЫКА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ'

МУЗЫКА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ХОРЕОГРАФИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ / КОММУНИКАЦИЯ / ИГРА / РИТМ / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / АБСТРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заякина М.А.

Статья раскрывает основные функции музыки на уроках хореографии. На основе понятия коммуникации анализируется роль музыки в учебном процессе. Даны отправные точки применения классической музыки в танцевальных упражнениях. Затронут вопрос помощи музыкальной логики будущим молодым педагогам в их самостоятельной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS A COMMUNICATIVE PROCESS AT THE LESSON OF CHOREOGRAPHY

The article reveals the main functions of music in choreography lessons. The role of music in the concept of communication.The starting points for applying classical music in certain dance exercises are given. The issue of the help of musical logic to future young teachers in their independent activity is touched upon.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ»

МРНТИ18.41.51

МУЗЫКА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ

М.А. Заякина1

'концертмейстер кафедры хореографии, 'Казахский государственный женский педагогический университет, Казахстан, г. Алматы, email: kyzgaldak_t@mail.ru

Статья раскрывает основные функции музыки на уроках хореографии. На основе понятия коммуникации анализируется роль музыки в учебном процессе. Даны отправные точки применения классической музыки в танцевальных упражнениях. Затронут вопрос помощи музыкальной логики будущим молодым педагогам в их самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: музыкальное сопровождение, хореография, музыкальные звуки, коммуникация, игра, ритм, классическая музыка, абстракция

Музыка как аккомпанемент к движениям танца, к пению вокалистов, к декламации чтеца должна способствовать абстрагированию в процессе познания. Она должна направлять танцоров, вокалистов, инструменталистов к поставленным ими целям. Тогда эффект прекрасного, возвышенного обязательно будет достигнут. А это значит, что действие рано или поздно захочется повторить, несмотря на его сложность.

Английский философ Джордж Беркли внес большой вклад в теорию познания, особенно в концепцию зрительных восприятий. Он считал, что музыку слышит все тело, что идеи пространства, внешнего мира и вещей, помещенные на расстоянии, не составляют предмета зрения, они столько же воспринимаются глазом, сколь и ухом [1]. Беркли отождествляет ощущение зрения, слуха, осязания. Учение об абстракции - теоретическая основа его «Трактата о принципах человеческого знания». Человеческому уму вполне по силам разделение некоторых качеств, скажем,абстрагирование от запаха вещи при сохранении ее зрительного образа.

Музыка - абстрагирование от психологической зависимости сделать все правильно в движении, иначе движение по большому счету не состоится. Идем по понятию Джорджа Беркли: чтобы научиться видеть, надо слушать,чтобы научиться слушать, надо видеть [1]. Музыка есть красота. Понятие прекрасного входит в эстетические категории. Музыка может изобразить всё, и прежде всего, душевные проявления. В музыке есть логика, помогающая связать целое из всех частей, из которых получается нужное движение. Аналогия между музыкой и языком уходит своими корнями в средневековье. Язык придает смысл действию, музыка помогает действию свершиться .

Любой урок - это коммуникативный процесс. Коммуникационный процесс - это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации. Педагог различными способами передает информацию ученикам. Самый идеальный вариант общения на уроке - деловое общение. В нем интересы дела превыше личных.Многолетний опыт работы в классе хореографии подсказывает, что для лучшего достижения делового общения нужен такое понятие, как менторинг. Формально ролевого обучения, когда ученики знают, что перед ними педагоги, не всегда достаточно для приема информации. Менторинг - это наставничество, мотивация лидерства. Очень важное значение в работе специалиста имеет рейтинг его профессии, а для профессии концертмейстера это означает быть помощником хореографа, подхватывать идеи как педагога, так и исполнителей.

В XXI специальной терминалогией современной музыкальной педагогики могут стать слова-блоги, Wikis, SeTOndLife, 3D виртуальный мир, когнитивное присутствие, социальное присутствие, эмоциональное присутствие, демонстрация присутствия, цифровое обучение [2]. К этому призывают современные музыкальные педагоги. Менторинг включает в себя эмоциональное, деловое, информационное лидерство. Все элементы лидерства присутствуют в музыке. Произведения великих музыкантов несут в себе мощный энергетический заряд, подпитывают творческое мышление, помогают найти нестандартные решения проблем. Классическая музыка сначала заставляет думать, а потом только вызывает эмоции.

Князь Одоевский говорил, что музыку сразу не поймешь, к ней надо привыкнуть.Окружающий нас мир состоит из звуков, цвета, света, запахов. Родившись, человек погружается в реальность,

наполненную разными ощущениями. Чтобы «родиться» в профессии, надо окунуться в мир, с ней связанный. Неотъемлемой частью мира танца является мир звуков. Звук - это энергия. Звук может воздействовать на человека как положительно, так и отрицательно. С помощью звука координируются дыхание, пульс, сердечный ритм, пищеварение. «Звук - это воздушные вибрации, передающие на наши чувства через ушную раковину и признающиеся таковыми только в наших нервных центрах». Человек живет, откликаясь на звуки, его тело, душа, звучит в ответ - резонирует. По мнению доктора медицинских наук Альфреда Томатиса, звук питает мозг, а вместе с ним и все тело [3]. Звуки, имеющие четко выраженную высоту, относят к музыкальным. Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты, человеческий голос и певчие птицы.

В хронологии развития искусств изобретение струнных инструментов и танец занимается одно временное пространство. С Х1Хвека танец проходит под аккомпанемент не только симфонического оркестра,но и фортепиано. История фортепиано начинается с изобретения монохорда (моно - одна, хорд - струна). Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд, прикрепленный верхним концом струны к абсолютному духу, а нижним к абсолютной материи.

Известный швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз считал, что музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на музыкальные мысли.Разные виды искусстве (музыка, живопись, танец, скульптура, кинематография) имеют свои выразительные средства. Выразительные средствами музыки являются мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, тембр, динамика, темп, нюансы, штрихи, форма.Ритм - одна из выразительных средств музыки. Ритм в музыке - одно из определяющих факторов стилистики и жанровой направленности. Ритм - это порядок движения. Мышечные восприятия ритмов окружающий среды заложены в человеке природой, но они требуют большего совершенствования, чем слуховые и зрительные [4]. Из ритма рождены и пластика, и музыка. Ритм - это организация времени.Многие танцы, особенно восточные, исполняются под ритмичные удары барабана. Еще один танцевальный инструмент- баян. Классическая музыка-кладезь для создания аккомпанемента к танцу.

Классическая музыка очень рамочная, так как написана по определенным музыкальным законам. Как и специальная музыка для балетов, она может быть вариантом музыкального сопровождения движения. Музыка должна побуждать к движению, помогать ему свершиться. Классическая музыка всегда стремится к устойчивости. Многолетний опыт работы в классе хореографии подсказывает, что лучше делать переложения из оперной, симфонической, вокальной музыки, из оперетт.

Музыка старинных мастеров И.С. Баха, Л. Бетховена, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, К.Черни по стилю пригодится танцевальным упражнениям.Также оформить урок хореографии поможет музыка композиторов - романтиков - Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Г. Венявского, А. Вьетана, Ш. Гуно, Д. Верди, И. Штрауса, А. Скрябина, С. Рахманинова, Д. Бортнянского и т.д.В эпоху Романтизма расцвела сонатная форма. Четыре мелодии разного характера только в первой части сонатного аллегро из сонатин великих композиторов в основном подойдут под более мелкие и быстрые движения. Если нужна чистая лирика, подходят сонатины М. Бортнянского - кладезь гениальности. Сухая классическая форма сонатного аллегро приобретает у М. Бортнянского внешнюю простоту благодаря очаровательным темам.

Студентов хореографического отделения надо специально приобщать к музыке, так как в процессе изучения танцевальных движений, танцев, хореографических комбинаций и этюдов информации для обучения вполне достаточно. Единичное обращение к музыкальному материалу не много оставляет в памяти, оно приучает к совместному творчеству, но не более того. Малая доля студентов без базы музыкального образования и знания музыкального материала запомнит мелодию с первого раза и составит о ней свое мнение. Понимание музыки по большому счету -долгий процесс. Музыка обладает огромным воспитательным потенциалом, пишут казахстанские исследователи Н.Г. Тагильцева и Л.И. Добровольская. Процесс понимания ускоряет «обязательная программа» концертмейстера. Один музыкальный материал должен существовать на уроке хотя бы полгода, чтобы музыка обрела какую - то значимость в процессе обучения. Не надо также забывать, что музыка аргюй не только красота, но и дисциплина. Дисциплина, рамки - это помощники воспитания.«Воспитание без слов посредством музыки» [5].

Темп, или скорость исполнения, зависит от характера и содержания музыкального произведения. В хореографии темп зависит от технических возможностей исполнителей. Желательно,

чтобы темп произведения и темп исполнения движений совпадали. На помощь, образно говоря, приходит теория относительности, когда можно сыграть чуть медленнее или чуть быстрее.

По мнению А.Эйнштейна, «музыка и исследовательская работа в области физики различная по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга. Наука раскрывает неизвестное в природе, а музыка - в человеческой душе, причем именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки» [6]. Поэтому, если мелодия очень красивая, и она нравится хореографу, можно поменять темп исполнения, все зависит от технических возможностей учащихся в классе.

Вернемся к ритму. С помощью ритма можно быстрее понять жанр произведения, чтобы соединить музыку с движением.Для музыкального оформления группы танцующих идеально подходит моноритмическое движение - многократное повторение одинаковых длительностей. Оно создает иллюзию устойчивости движения. Ритм в музыке - один из определяющих фактов стилистики и жанровой направленности. По ритму можно узнать, к какому танцу подойдет музыка. Ритм не существует без размера и метра. Это тоже выразительные средствы музыки. Именно размер и метр -организаторы ритма.

Например, вальс - три доли с опорой на бас. Такой метр - равномерное чередование акцентов в музыке - «создание» постоянно ровного движение закручивания.Мазурка - три доли с пропеванием третьей - приостановка перед сильной долей - сразу «даёт» характер. Болеро - деление первой доли на мелкие длительности (расширение времени) и успокоение на остальных двух и т.д. До XIX века композиторы не ставили названий танцев в заглавие, т.к. новые слова, как и новая музыка, как правило, встречают протест у большинства. Из танцев в музыке до XIX века были привычные уже аллеманда, сарабанда, жига и куранта. Это не значит, что их мелодии нельзя использовать . Новое, как известно, это хорошо забытое старое.

В учебных целях можно рекомендовать студентам, обучающимся на музыкальном отделении, клавиры Доницетти и Россини. Вместо аккомпанемента в оперных клавирах иногда используется танцевальная музыка. Танец в аккомпанементе как ролевой показ главного героя. «Понимание музыки напрямую зависит от материала, которым владеет понимающий субъект, от его настроения и вкусов. Музыкальная логика у каждого композитора индивидуальна» [7]. Разнообразие музыкального материала способствует разнообразию учебных комбинаций.

Абстракция, или отвлечение - это теоретическое общение как результат абстрагирования. Абстрагирование - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результатом абстрагирования становится красота.

Абстрагирование посредством музыки помогает забыть о физическом несовершенстве тела, убирает внутренние комплексы при несоответствии данных для совершения движения.

Список литературы

1 Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания и другие сочинения. М.: Академический Проект, Мир, 2016.

2 Gregory S., Bannister-Tyrrell M. Digital learner presence and online teaching tools: higher cognitive requirements of online learners for effective learning. Research and Practice in Technology Enhanced Learning (2017) 12:18.

3 Музыкальный звук. Онлайн-ресурс. http://www.ksp-msk.ru/page_919.html (27.04.18)

4 Ефремова Н.И. Ритмика Далькроза вчера, сегодня, завтра. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. 1(33). С. 109-114

5 Тагильцева Н.Г., Добровольская Л.И. Народные казахские инструментально- исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана. Образование и наука. 2016; (7): 165-176

6 Свирская Л.М. Альберт Эйнштейн и музыка. Делфис. Культурно-просветительский журнал. 16(3/1998) Онлайн-ресурс. http://www.delphis.ru/journal/article/albert-einshtein-i-muzyka (27.04.18)

7 Пылаев М.Е. Вопросы музыкальной логики в работах Карла Дальхауза. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрсова. 2014. №3. С. 244 -247

МУЗЫКА ХОРЕГРАФИЯЛЬЩ САБАЦДАГЫ КОММУНИКАЦИЯЛЬЩ ПРОЦЕСС

РЕТ1НДЕ

М.А. Заякина1

'хореография кафедрасыньщ концертмейстер^ хКазац мемлекеттiк цыздар педагогикалыц университет^ Казацстан, Алматы ц., email: kyzgaldak_t@mail.ru

Ма;алада хореография саба;тарындагы музыканыц Heri3i функцияларын туралы баяндалган. Оку процесшде музыканыц рeлi коммуникация угымдар непзшде талданады, белгiлi бiр би жаттыгуларында классикалы; музыканы ;олдану нYктесi ;арастырылады, болаша; жас м¥Fалiмre ездершщ тэуелаз к;ызыметшде музыкалы; логиканы ;олдану тралы мэселе ;арастырылган.

Тушн свздер: музыкалыц суйемелдеу, хореография, музыкалыц дыбыстар, царым-цатынас, ойын, ыргац, классикалыцмузыка

MUSIC AS A COMMUNICATIVE PROCESS AT THE LESSON OF CHOREOGRAPHY

M. А. Zayakina1 'concertmaster of the choreography department, 'Kazakh State Women's Teacher Training University, Almaty, Kazakhstan, email: kyzgaldak_t@mail.ru

The article reveals the main functions of music in choreography lessons. The role of music in the concept of communication.The starting points for applying classical music in certain dance exercises are given. The issue of the help of musical logic to future young teachers in their independent activity is touched upon.

Key words: musical accompaniment, choreography, musical sounds, communication, play, rhythm, classical

music

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.