Научная статья на тему 'Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности'

Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
633
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / YOUTHFUL / SOCIAL SUCCESSFULNESS / SPORTING ACTIVITY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деева Елена Викторовна

В статье рассматривается технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности. Анализируются возрастные особенности юношеского возраста, дано определение социальной успешности и спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Деева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING TECHNOLOGY OF SOCIAL SUCCESSFULNESS OF YOUTHS IN A SPORTING ACTIVITY

This paper describes the forming technology of social successfulness of youths in a sporting activity. This paper also analyzes the age peculiarities of the youthful period and gives the definition of social successfulness and sporting activity.

Текст научной работы на тему «Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности»

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЮНОШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. ДЕЕВА

В статье рассматривается технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности. Анализируются возрастные особенности юношеского возраста, дано определение социальной успешности и спортивной деятельности.

Ключевые слова: юношеский возраст, социальная успешность, спортивная деятельность, технология.

Система социального воспитания молодежи направлена на формирование самостоятельности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в жизни. Особенно остро проблема формирования успешности стоит в юношеском возрасте, так как направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась в современной социально-экономической ситуации на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само понятие «успешность». В недалеком прошлом «социальный успех» ассоциировался в сознании людей с принадлежностью к верхам общества, достижение человеком определенного общественного положения.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Это обусловлено тем, что социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастной конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Появление рыночных отношений привело к большим возможностям для проявления инициативности, социальной активности молодых людей. Данные изменения оказали влияние на то, что потребность в социальной успешности стала развиваться, осознаваться молодыми людьми.

Для формирования успешности в юношеском возрасте необходимо знать особенности данного периода, и соответственно выстраивать данный

процесс, опираясь на характеристики юношеского возраста.

Придерживаясь точки зрения исследователей (Г. С. Абрамовой, И. С. Кона, И. Ю. Кулагиной), занимающихся проблемами юношеского возраста, выделяем возрастные рамки этого периода - от 15 до 17 лет [1; 6; 7].

В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные и его эмоциональноличностные предпосылки. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний.

Основные особенности юношеского возраста -

это:

- формирование самосознания (представление о себе, самооценивание своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств);

- возрастает волевая регуляция;

- формируется мировоззрение (целостность системы взглядов, знаний, убеждений);

- стремление к самоутверждению своей независимости;

- личностное и профессиональное самоопределение;

- выстраивание жизненных планов.

По нашему мнению, достижение успеха в значимой деятельности очень важно для юношеского возраста. Юношам свойственна установка на утверждение себя в решении проблем и преодолении трудностей. В этот период нужны ре-

альные трудности, а не тепличные, искусственные беспроблемные условия жизни. Только через решение реальных противоречий и проблем можно приобрести жизненный, профессиональный социальный опыт. Если недостаток опыта, знаний и умений способствует формированию у личности «комплекса неудачника», то осознание возможностей, достаточных для разрешения жизненных и творческих проблем, дает мощный заряд положительных эмоций.

Ю. Ф. Курамшин, В. М. Поповский отмечают, что занятия спортом направленные на формирование успеха, положительно влияют на гармоничное развитие, устранение физических и психических недостатков юношей [8].

На современном этапе развития общества ориентация на достижение успеха выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной социально-педагогической системы.

А. С. Белкин различает успех по ожиданиям личности и выделяет 3 вида:

1. Предвосхищаемый - ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания может быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо.

2. Констатирующий - ребенок фиксирует достижения, радуется ему. Успех может быть ожидаемым, неожиданным, подготовленным и неподготовленным. Важно, что он устоялся, что он создал для ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущения своих возможностей, веры в завтрашний день.

3. Обобщающий - когда ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью [3].

Он разделяет успех на кратковременный, частый и длительный, сиюминутный, устойчивый, значительный, связанный со всей жизнью и деятельностью ребенка. Считает, что все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, ритм и стиль его деятельности, взаимоотношение с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности [3].

Социальный успех в сознании людей может быть связан с достижениями в значимой деятельности, завоеванием признания и одобрения со стороны общества, известности среди окружающих, с обретением определенного положения и репутации, престижа.

К характеристикам социального успеха в юношеском возрасте можно отнести следующие:

- стремление к достижению хороших результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения окружающих;

- стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих;

- стремление к получению общественного признания своих достижений, известности и внимания к своей личности, одобрения окружающих.

О. А. Яшнова понимает успешность как социальное качество, поскольку успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы и ценности. Она считает, что успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний [13].

Опираясь на данный подход, мы определяем социальную успешность в юношеском возрасте как один из социальных параметров личности, своеобразный индикатор социального статуса человека, позволяющий эффективно функционировать в социуме, в референтной группе. Социальная успешность в юношеском возрасте может выступать показателем его социального воспитания. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний.

По мнению О. А. Яшновой, жизненный успех -это результат благополучного преодоления трудностей, разрешения проблемы. При достижении жизненного успеха особенно важно, на что и на кого человек рассчитывал, какими ресурсами располагает [13].

Необходимо отметить тот факт, что достижение социальной успешности в юношеском возрасте зависит от личности молодого человека как потенциально готовой к активной жизненной позиции, при условии привития ей чувства уверенности в собственных силах и ощущения свободы в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий. В юношеском возрасте необходимо осваивать стратегии жизненного успеха, которые включают «достиженческую» активность, рассчитанную на общественное признание.

Для нашего исследования интерес представляет достижение успешности юношей в спортивной деятельности, так как именно этот вид деятельности предоставляет условия для эффективного формирования мотива достижения.

Мы рассматриваем спортивную деятельность как одну из ведущих в юношеском возрасте, связанную с формированием успеха.

Л. П. Матвеев определяет спортивную деятельность как одну из сфер деятельности, где через активность развиваются биологические и социальные качества личности, а также формируется успех. Надо отметить, что способности личности к той или иной деятельности играют определяющую роль в достижениях человека. Однако до сих пор в проблеме способностей остается много спорных и дискуссионных моментов не только общетеоретического характера, но и применительно к специфике конкретной деятельности. Как показывает анализ многочисленных данных, это связано с тем, что в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека, определяющееся как социальными, так и врожденными биологическими факторами [10].

Исследователи (А. С. Белкин, Л. И. Лубыше-ва) отмечают, что человек наиболее успешен в той деятельности, к выполнению которой у него есть способности [3; 9].

Л. И. Лубышева рассматривает спортивную деятельность как мощный фактор социализации, проявления социальной активности. Через спортивную деятельность человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами. Именно в спорте может родится настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации. Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности [9].

Успешность в спортивной деятельности зависит не только от максимальной реализации имеющихся способностей, а также от волевых проявлений, мотивационных установок, знаний, умений и навыков.

Достижение успеха в спортивной деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а также способствует адаптации и социализации личности. Возникает желание стремиться дальше, ставить новые цели и также успешно достигать их.

Спортивная деятельность включает в себя широкую и разнообразную систему человеческих отношений, характер которых существенно влияет на эффективность деятельности спортсмена. Прежде всего, это отношения между педагогом и юношей.

Юноши, которые мотивированы на достижение успеха, отчетливо проявляют свои стремления, выбирают средства и предпочитают действия, на-

правленные на достижение поставленной цели. Они рассчитывают получить одобрение за свои усилия, а выполняемая ими работа вызывает у них положительные эмоции. Для них так же характерны, полная мобилизация своих ресурсов и сосредоточение внимания, стремление закрепить успех.

Технологию формирования социальной успешности юношей мы рассматриваем как вид социально-педагогической технологии, сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. Она может рассматриваться: как обоснование этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

Р. В. Овчарова считает, что социально-педагогическая технология - совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности [11].

Н. В. Гарашкина рассматривает социальнопедагогические как технологии социальной работы, в которых ведущим является педагогический компонент; в широком смысле - это система научных представлений об эффективной социальнопедагогической деятельности; в узком смысле -это форма организации эффективной социальнопедагогической деятельности, ее содержание, методы. Социально-педагогические технологии делятся на общие и частные. К общим относятся: диагностика; проектирование; профилактика; реабилитация; коррекция; социальная адаптация.

Эти технологии предполагают результативность деятельности, проявляющуюся в степени:

- положительного влияния на личность и среду;

- включенности в специально организованную социальную деятельность;

- активности клиентов социума;

- приобретения позитивного субъектного опыта.

Социальный педагог активизирует включение детей, молодежи и взрослых в процесс социального творчества, обеспечивает социальное проектирование и оказывает поддержку [5].

Социально-педагогическая технология - целенаправленная, наиболее оптимальная социаль-

но-педагогическая деятельность по реализации специалистом методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или группой в определенных условиях. Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего опыта решения определенных социально-педагогических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены прикладная (практическая) технология общего типа и прикладная (практическая) технология частного типа.

Прикладная (практическая) технология общего типа - это целенаправленная, заранее спроекти-руемая и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности специалиста по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. Технологии такого типа применимы при решении общих задач социальной педагогики в работе с конкретным объектом.

Прикладная (практическая) технология частного типа - это упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. В этом случае социально-педагогическая технология может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата [11].

Мы считает, что личность педагога, его культура, профессионализм, интуиция, тактичность -все это условия успешности применения любой технологии.

Технология формирования социальной успешности в юношеском возрасте представляет собой последовательность этапов, выполнение которых будет способствовать достижению конечной цели, т. е. успешности в спортивной деятельности.

1 Этап - «Анализ исходной ситуации». Он включает совместную аналитическую работу тренера и юношей по устранению причин неуспехов и по выявлению успехов в прошлом.

Частью стратегии тренера является разъяснительная работа. На основе индивидуальных бесед

и коллективной работы, он совместно с юношами определяет содержание категорий «успех».

На данном этапе происходит обсуждение возникающих проблем и предоставление юношам других возможностей для самоанализа:

- диагностика мотивации и уровня самооценки юноши с помощью разнообразных методик;

- разъяснительная работа тренера, побуждающая юношей к осознанию своих сильных личностных сторон.

Педагог, тренер направляет сознание и волю юноши на достижение успешности. Педагог должен выстраивать свою стратегию, которая основана на знании социально-педагогических приемов, способов и средств влияния на юношей.

2 Этап - «Постепенное улучшение ситуации» предполагает осознание юношами целей спортивной деятельности, планирование будущих успехов. Ориентировочные основы действий на втором этапе сводятся к совместному обсуждению и выработке правил достижения успеха.

3 Этап - «Создание ситуации успеха». Создание ситуаций, в которых юноши могут проявить себя и таким образом достигнуть успеха. Вовлечение юношей в такие ситуации должно происходить постепенно. Педагог, тренер при взаимодействии с юношами должен подсказывать им средства и способы самореализации, самоутверждения, которые способствуют успешности. На данном этапе необходимо включать юношей в разнообразные спортивные мероприятия, соревнования, в которых они могут себя проявить, опираясь на личностный потенциал юноши.

4 Этап - «Подведение итогов создания ситуации успеха в спортивной деятельности». Ориентировочными основами действий на четвертом этапе служат контроль успехов в спортивной деятельности и диагностика динамики самооценки личности в деятельности. Здесь происходит совместное планирование и проектирование дальнейших действий, которые приведут к достижению поставленной цели.

Обязательными условиями реализации технологии формирования социальной успешности юношей в спортивной деятельности являются: взаимопонимание между тренером и юношей; наличие ситуации выбора и успеха для каждого молодого человека, что проявляется в разнообразии путей решения проблемы и достижения поставленной спортивной цели; профессиональная готовность педагога, тренера, в том числе владение соответствующими социально-педагогическими методами.

Для достижения успеха в спортивной деятельности необходимо формировать у юношей

соответствующие мотивы, т. е. поведенческие реакции, направленные на получение высоких результатов, положительных оценок со стороны тренеров, педагогов, родителей.

Участие юношей в процессе спортивной деятельности способствует формированию социальной успешности. В спорте юноши развивают свои способности, приобретает опыт и навыки. Однако фактором развития личности становится не столько сама деятельность, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных достижений, оцениваемое молодым человеком как удача, маленькая победа над самим собой, является стимулом дальнейшего движения в этом направлении.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.; Екатеринбург, 2000.

2. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры, 2003. № 3. С. 19-22.

3. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.

5. Гарашкина Н. В. Технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компетентност-ный подход: монограф. Тамбов, 2004.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2003.

8. Курамшин Ю. Ф., Поповский В. М. Найдите свой талант. Л., 1987.

9. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11-13.

10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.

11. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2002.

12. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.

13. Яшнова О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: монограф. М., 2002.

* * *

FORMING TECHNOLOGY OF SOCIAL SUCCESSFULNESS OF YOUTHS IN A SPORTING ACTIVITY

Ye. V. Deyeva

This paper describes the forming technology of social successfulness of youths in a sporting activity. This paper also analyzes the age peculiarities of the youthful period and gives the definition of social successfulness and sporting activity.

Key words: youthful, social successfulness, sporting activity, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.