Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИИ / ТЕХНОЛОГИЯ РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА МИКРО- / МЕЗО И МАКРОУРОВНЯХ / SOCIAL COMPETENCE / SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PHYSICAL ACTIVITY / ORGANIZATIONAL-AND-PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / SOCIALLY FOCUSED SITUATIONS / ROLE INTERACTION TECHNOLOGY / PHYSICAL AND SPORT EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE MICRO- / MESOAND MACROLEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Eжов Сергей Геннадьевич

Рассмотрена проблема оптимизации социально-педагогического потенциала физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования социальной компетентности подростков. Выявлен комплекс организационно-педагогических условий эффективности реализации данного процесса. Определена система социально-ориентированных игровых ситуаций, рассмотрена значимость организации ситуации успеха в процессе занятий с подростками различными видами спорта, разработана технология ролевого взаимодействия, представлена физкультурно-спортивная воспитательная среда на микро-, мезо и макроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Teenagers' Social Competence Forming in the Course of Physical Training Activities

The article considers the problem of socio-pedagogical potential optimization of physical training activity in the course of teenagers' social competence forming. The organizational-and-pedagogical environmental complex of the effective realization of the above-mentioned process is revealed. The system of the socially focused game situations is defined; the importance of the success situation organization is considered in the course of teenagers going in for various sports; the role interaction technology is developed; physical and sport educational environment is presented on the micro-, mesoand macrolevels.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 74.05 ББК 369

Ежов Сергей Г еннадьевич

тренер-преподаватель г. Нижний Тагил Ezhov Sergey Gennadievich

Trainer-Lecturer Nizhni Tagil

Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of TeenagersDSocial Competence Forming in the Course of Physical Training Activities

Рассмотрена проблема оптимизации социально-педагогического

потенциала физкультурно-спортивной деятельности в процессе

формирования социальной компетентности подростков. Выявлен комплекс организационно-педагогических условий эффективности реализации данного процесса. Определена система социально-ориентированных игровых

ситуаций, рассмотрена значимость организации ситуации успеха в процессе занятий с подростками различными видами спорта, разработана технология ролевого взаимодействия, представлена физкультурно-спортивная

воспитательная среда на микро-, мезо и макроуровнях.

The article considers the problem of socio-pedagogical potential optimization of physical training activity in the course of teenagers □ social competence forming. The organizational-and-pedagogical environmental complex of the effective

realization of the above-mentioned process is revealed. The system of the socially focused game situations is defined; the importance of the success situation organization is considered in the course of teenagers going in for various sports; the role interaction technology is developed; physical and sport educational environment is presented on the micro-, meso- and macrolevels.

Ключевые слова: социальная компетентность, социально-

педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности, комплекс организационно-педагогических условий, социально-ориентированные

ситуациии, технология ролевого взаимодействия, физкультурно-спортивная воспитательная среда на микро-, мезо и макроуровнях.

Key words: social competence, socio-pedagogical potential of physical activity, organizational-and-pedagogical environmental complex, socially focused situations, role interaction technology, physical and sport educational environment on the micro-, meso- and macrolevels.

В настоящее время социальное становление подрастающего поколения проходит в сложных социально-экономических условиях, кризиса моральнонравственных устоев общества, роста криминогенности, недостаточного участия родителей в жизни детей, ограниченности позитивных сред

жизнедеятельности учащихся, позволяющих им самореализоваться в

социальной и личностно значимой деятельности. Воспитательный процесс зачастую строится так, что школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от реальных проблем социальной практики.

Особое значение решение данной проблемы приобретает в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что изменение социальной позиции учащегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе СИ -Общество □ Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в социально-ориентированной деятельности. В работе данного направления следует учесть, что главными противоречиями подросткового возраста являются естественное стремление к самопознанию и самореализации, и отсутствие опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций. В этих условиях индивид попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых ценностных ориентации, социальных установок, мотивов поведения, сформированное™ социальной компетентности, обеспечивающей ему полноценное функционирование в окружающем социальном пространстве.

Социальную компетентность мы рассматриваем как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности подростков к деятельности в современном социуме, основанной на интеграции знаний и опыта, а также □ ценностно-смысловых установках, которые приобретаются в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и конструктивную социально-значимую деятельность.

К сожалению, анализ теории и практики наглядно свидетельствует, что усилия традиционных институтов социализации подростков прежде всего, школы, семьи, средств массовой информации, оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества, не всегда способствуют формированию у

подростков четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. В этих условиях у учащихся слабо формируются умения быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой психологической лабильностью, стремиться к духовному обогащению личности.

Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.

В данном контексте следует обратить внимание на социальнопедагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности. Физическая культура и спорт □ особая субкультура, в которой формируется социальный опыт подрастающего поколения. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. В ее основе лежат идеалы силы и мужества, уважение к сопернику, дружбы и взаимопомощи. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы С] учит бороться с собственными слабостями, преодолевая и познавая себя.

Спорт также можно рассматривать как гуманную игровую модель социальных ситуаций развития реальной жизни. Физкультурно-спортивная деятельность как экстремальная игровая деятельность учит человека всегда оставаться в рамках общечеловеческих, гуманных ценностей. По отношению к реальной жизни гуманная игровая модель спорта служит как бы образцом проявления и проживания социальных норм и принципов. В спортивном коллективе создаются реальные возможности целенаправленного и упорного преодоления трудностей во имя социально значимой цели.

По нашему мнению, эффективность процесса формирования социальной компетентности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий, включающих в себя: выявление социально-педагогического

потенциала физкультурно-спортивной деятельности; разработку социально-

ориентированных ситуации; определение роли и возможности использования ситуации успеха; внедрение в воспитательный процесс технологии ролевого взаимодействия; проектирование структурно-функциональноИ модели оптимизации социально-педагогического потенциала физкультурно-спортивноИ деятельности; организацию физкультурно-спортивноИ

воспитательной среды на микро-, мезо- и макроуровнях, обеспечивающих становление у подростков ценностного отношения к социуму, подготовку личности к социальной деятельности в условиях современного пространства.

Остановимся на содержании выявленных организационнопедагогических условиИ. Первое условие связано с определением социальнопедагогического потенциала физкультурно-спортивноИ деятельности и выявлением возможностеИ его оптимизации в процессе формирования у подростков социальноИ компетентности.

Рассматривая сущностную характеристику понятия «потенциал □ как источник, возможность, средство, запас, то, что может быть приведено в деИствие, использовано для достижения определенноИ цели, решения какоИ-либо задачи [5], мы определяем следующие составляющие социальнопедагогического потенциала физкультурно-спортивноИ деятельности □ это многофункциональность и доступность занятиИ различными видами спорта; учет индивидуальных потребностеИ и возможностеИ подростков; социальная

направленность спортивных игр, отражение ценностных установок окружающего социума; соответствие специфике подростковоИ субкультуры, потребности подростков к самопознанию и саморазвитию в окружающем социуме; многообразие видов, форм и технологиИ физкультурно-спортивноИ работы, что дает возможность многоаспектно решать поставленные педагогические задачи. Реализация социальнопедагогического потенциала физкультурно-спортивноИ деятельности позволит подготовить подростков не только физически, к участию в спортивных соревнованиях, но и погрузить в систему ценностных ориентациИ, создать реальную основу для вхождения личности в социальное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки человека в социально-ориентированное деятельности.

Второе условие связано с проектированием структуры и содержания социально-ориентированных игровых ситуаций, обеспечивающих готовность подростка к освоению и принятию в процессе физкультурно-спортивной деятельности социальных функций и ролей субъектов современного социума на основе ценностно-смысловых установок.

Социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени. Эти способы поведения формируются через деятельностную активность личности. Расширение спектра социальных ролей, способствующих формированию социальной компетентности, связано с включением подростков в различные виды игровой спортивной деятельности. Рассматривая данный аспект мы базируемся на идеях Л. С. Выготского и Ж. Пиаже.

В работах Л. С. Выготского игра рассмотрена как пространство внутренней социализации □ личности, средство усвоения социальных установок [2]. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности подростков в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

С точки зрения духовных структур Ж. Пиаже классифицирует игры как три следующие друг за другом этапа: на первом их них ведущая роль принадлежит упражнению, на втором □ символу, на третьем □ правилу. Важно, что правилу, являющемуся плодом «общественной договоренности □ необходимо подчиниться, нарушение правил рассматривается как неправильное поведение. Он указывает, что игры с правилами □ это игровая деятельность, обладающая социализированной сущностью. Так же как символ заменяет простое физическое действие, как только включается мышление играющего, так и правило заменяет символ, подчиняя себе физические действия, как только выстроены определенные социальные связи [6].

Особое внимание в рамках нашего исследования при проектировании социально-ориентированных ситуаций было уделено рассмотрению ситуаций успеха. Анализ трудов А. С. Белкина, И.А. Ларионовой, Е.В. Коротаевой

позволил рассмотреть ситуацию как сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех как результат подобной ситуации [1; 3; 4]. «Ситуация □ это то, что способен организовать педагог, задача которого состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознания своих возможностей, поверить в себя» [1, с. 30].

При создании ситуации успеха в физкультурно-спортивной деятельности важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие подростков, резко изменить ритм и стиль его социальной деятельности, взаимоотношений с окружающими, обогатить его социальный опыт. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности подростка, формирования его социальной компетентности [4].

Таким образом, использование ситуации успеха в физкультурноспортивной деятельности подростков мы рассматриваем как целенаправленную организацию социально-педагогических условий, при которых создается возможность достичь значительных успехов, результатов в окружающем социуме как отдельно взятой личности, так и коллектива и команды в целом. В процессе исследования нами были определены следующие виды ситуаций успеха, которые целесообразно использовать для оптимизации социальнопедагогического потенциала физкультурно-спортивной деятельности:

- Стимулирующе-мотивационные, направленные на формирование у подростков в процессе занятий спортом положительного образа Я, на самопознание и саморазвитие своих физиологических, социальных, духовнонравственных качеств личности, на умение увидеть уникальность, неповторимость и значимость других в команде, на развитие эмпатии, формирование мотивации к участию в социально-ориентированной деятельности.

- Операционально-деятельностные, обеспечивающие формирование умения анализировать возникающую социальную ситуацию с позиций различных участников спортивной команды, придавать взаимодействию

конструктивный характер, находить пути гармонизации конфликтных состояний.

- Социально-рефлексивные, способствующие формированию у обучающихся социальной позиции, умения оценить себя и свою деятельность, осмысления подростками содержания и смысла своей физкультурноспортивной деятельности, ее целей и задач в контексте приобретения социального опыта и полноценного функционирования в окружающем пространстве.

Но важно заметить, что в педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что тренеру-педагогу достаточно несколько раз организовать ситуацию, при которой ученик испытывает успех, и желаемый результат достигнут. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное обеспечение личной успешности может формировать не активное, но привычное, и, возможно, индифферентное отношение к своим возможностям. Мало того, постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных жизненных ситуациях [3].

Эффективность использования ситуаций успеха в формировании социальной компетентности подростков во многом будет определяться и социально-ориентированной направленностью физкультурно-спортивной деятельности, что проявляться в проведении спортивных праздников, дней милосердия с благотворительными физкультурно-спортивными показательными выступлениями, в участии подростков в Чемпионатах по различным видам спорта среди воспитанников детских домов, школ-интернатов, кадетских корпусов, сирот и детей, лишенных опеки родителей, проведении Спартакиады для детей с ограниченными возможностями, организация товарищеских встреч, посвященных памятным датам, традиционных турниров к Дню Отечества, Дню Победы, Дню России.

В данном контексте эффективность процесса социального воспитания личности подростка в во многом зависит от выбора образовательных

технологий. Реализация технологии ролевого взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной работы с подростками выступает третьим организационно-педагогическим условием в контексте нашего исследования.

В ролевом взаимодействии воссоздается содержание будущей социальной деятельности подростков. Основу технологии ролевого

взаимодействия составляет создание социально-ориентированных ситуаций, дающих возможность каждому подростку «прожить» роли разных участников социального процесса и принять решение, максимально учитывая интересы всех взаимодействующих сторон. Умение рассматривать ситуацию с разных позиций способствует успешной деятельности подрастающего поколения в области социальной практики. В ходе ролевого взаимодействия каждый подростков принимает решения, целенаправленно приобретая опыт, оценивая себя и своих коллег в новом качестве, в определенной социальной ситуации. Подростки включаются в ролевое взаимодействие в ситуациях, имитирующих реальный процесс жизни современного общества. При этом они должны понять, насколько предложенные ситуации являются типичными для современного социума, рассмотреть множество возможных вариантов их решения, выбрать оптимальный, характерный для индивидуального стиля деятельности. Технология ролевого взаимодействия воплощает принцип последовательного моделирования в деятельности подростков целостного содержания и условий социальной жизни. Механизмом ее реализации выступает цепочка следующих действий:

• Первый этап, оценочно-деятельностный, □ включение подростков во взаимодействие с исполнением социальных ролей с целью формирования готовности и умения оценивать ситуацию с разных социальных позиций.

• Второй этап, диагностически-коррекционный, □ выявление

предпочитаемого стиля взаимодействия, включение подростков во взаимодействие с исполнением динамических ролей (инициатор, критик, соглашатель, организатор, секретарь, бодрила; в дискуссии □ инициатор, спорщик, соглашатель, оригинал, организатор, молчун, деструктор) с целью коррекции стиля взаимодействия.

• Третий этап, продуктивно-деятельностный, □ включение во

взаимодействие с исполнением константных ролей (тренер, спортсмен, арбитр, член спортивного жюри, судейской коллегии, эксперт, организатор и т.д.) на новом качественном уровне с целью формирования умений организации конструктивного взаимодействия, нахождения путей решения социальных проблем в современных условиях.

Таким образом, реализация в процессе физкультурно-спортивной деятельности технологии ролевого взаимодействия позволит обеспечить включенность молодых людей в реальные социальные отношения и самореализацию личности в процессе социального взаимодействия, что выступает одним из приоритетных направлений в процессе формирования социальной компетентности подростков.

Межличностные социальные роли, связанные с межличностными отношениями и регулируемые на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, любимый и т.д.) требуют от педагогов грамотного управления их развитием на разных возрастных этапах.

Четвертое педагогическое условие связано с разработкой структурнофункциональной модели оптимизации социально-педагогического потенциала физкультурно-спортивной деятельности подростков. Структура модели заключается в совокупности и взаимообусловленности проблемнопостановочного, теоретико-методологического, организационно-

исполнительного и оценочно-результативного компонентов, направлена на построение индивидуальных траекторий ценнностно-смыслового развития личностных качеств, формирования у учащихся социального опыта, обеспечивает эффективность и перспективность их социальноориентированной физкультурно-спортивной деятельности подростков.

Содержательной особенностью данной модели является направленность ее на формирование социальной компетентности подростков, их ценностного самоопределения в окружающем социальном пространстве, формирование готовности к полноценному функционированию в социуме на основе ценностно-смысловых установок.

Организация физкультурно-спортивной воспитательной среды на микро-, мезо- и макроуровнях уровнях выступает заключительным в комплексе педагогических условий. На микроуровне подросток проживает социальные ценности своего микросоциума □ группы, семьи, класса. Мезоуровень связан с освоением различных форм социальной деятельности в условиях интеграции учебной и внеучебной работы, в различных видах дополнительного образования. Макроуровень обеспечивает постижение подростком общечеловеческих ценностей через осознание, приобретение и проявление в социальном пространстве индивидуальной ценностно-смысловой позиции. На данном уровне формируются способности приводить в соответствие с социокультурными установками и потребностями общества уровень своих социальных качеств, определять формы и методы ценностно-смыслового взаимодействия в условиях окружающего пространства.

Реализация рассмотренного комплекса организационно-педагогических условий формирования социальной компетентности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности позволит раскрыть учащимся ценности окружающего социума, заложить основы ценностно-смыслового отношения к социальной деятельности, активизировать развитие и обогащение социального опыта личности на основе общечеловеческих ценностных ориентаций.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Знание, 1997. □ 217 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. □ М.: АСТ, 2005. □ 672 с.

3. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. -Екатеринбург: УрГПУ, 1995. □ 19 с.

4. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик: автореф. дис.... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1996. □ 28 с.

5. Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. □ Минск: Книжный Дом, 2003. □ 927 с.

6. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. □ М.: Просвещение, 1969. □ 658 с.

Bibliography

1. Belkin, A.S. Situation of Success. How To Create It / A.S. Belkin. □ M.: Znanie, 1997. □

217 p.

2. Korotaeva, E.V. StudentsDCognitive Activity Developing. □ Yekaterinburg: UrSPU, 1995. D19 p.

3. Larionova, I.A. Success Situation in Training Activity as a Factor of Cooperative Relations Development in the Pupil-Teacher System: Synopsis of Diss. □ . Candidate of Ped. / I.A. Larionova. □ Yekaterinburg, 1996.D 28 p.

4. Piaget, J. Selected Psychological Works [Text] / J. Peaget. □ M.: Prosveshchenie, 1969. □

658 p.

5. The Newest Philosophical Dictionary [Text] / Comp. by A.A.Gritsanov. □ Minsk: Book House, 2003. □ 927 p.

6. Vygotski, L.S. Pedagogical Psychology [Text] / L.S. Vygotski. □ M.: AST, 2005. □

672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.