УДК 796.011.1:615.015.6
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
Р.В. Титаренко - соискатель Педагогический институт Южного Федерального Университета С.Н. Литвиненко - доктор педагогических наук, профессор Ростовский институт физической культуры и спорта Российская таможенная академия Ростовский филиал
Ростов на-Дону
THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT USE IN PREVENTION OF TEENAGERS DRUG ADDICTION
R.V. Titarenko - applicant Pedagogical Institute of Southern Federal University S.N. Litvinenko - Doctor of Pedagogical Sciences, professor Rostov institute of physical culture and sport Russian customs academy Rostov branch
e-mail: rimma_titarenko@ mail.ru
Ключевые слова: концепция, мотивы физкультурно-спортивных занятий, спортивное удовольствие, профилактика наркомании.
Аннотация. В статье авторами рассматриваются вопросы выявления мотивов физкультурно-спортивной деятельности подростков трех видов учебных учреждений и их взаимосвязь с показателями наркомании. Определены виды и формы физкультурно-спортивной активности, наиболее эффективные в профилактике наркомании среди подростков. На основании результатов исследования обоснована педагогическая концепция использования физической культуры и спорта в профилактике наркотической зависимости подростков.
Key words: concept, motives of sports and sports activities, sports pleasure, drug addiction prevention.
Abstract. In the article authors consider questions of sports and sports activity motives identification of teenagers of three types of educational institutions and their interrelation with drug addiction indicators. The most effective types and forms of sports and sports activity in prevention of teenagers familiarizing to drugs are defined. On the basis of research results the pedagogical concept of physical culture and sport use in prevention of teenagers drug addiction is developed.
ВВЕДЕНИЕ
Разработка методологических и методических подходов к использованию средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании является актуальной научной проблемой, имеющей как практическую, так и теоретическую значимость.
Многие авторы использовали различные формы и виды физической культуры и спорта в целях профилактики злоупотребления наркотическими веществами [3, 5, 10],
однако, противоречивость взглядов специалистов, низкая эффективность предлагаемых программ определяют необходимость проведения дальнейшего исследования.
С нашей точки зрения, продуктивным является изучение мотивов физкультурно-спортивной деятельности подростков и их взаимосвязь с показателями наркомании. Особенно перспективным кажется выявление взаимосвязи показателей наркомании с мотивами удовольствия (достижение положительного эмоционального состояния во время и после физической активности) [7].
В исследованиях Т.М. Брук [4] показано, что врожденную предрасположенность к приему психоактивных веществ имеют люди, в организме которых эндогенные опиоидные пептиды синтезируются в недостаточном количестве, поэтому они стремятся восполнить имеющийся дефицит, принимая эйфоризирующие вещества.
Мотив удовольствия от физической активности важен тем, что опирается на физиологические механизмы метаболизма опиоидных пептидов, что является и физиологическим механизмом развития наркомании [4, 7].
Разница в том, что выделение бета-эндорфина при некоторых физических нагрузках является естественным биологическим процессом, употребление же наркотических веществ нарушает естественные процессы и приводит к неблагоприятным последствиям для организма.
Таким образом, целью исследования явилось изучение взаимосвязи мотивов физкультурно-спортивных занятий и наркомании среди подростков 15-16 лет, а также разработка педагогической концепции использования физической культуры и спорта в профилактике наркомании.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Базой исследования послужили пять муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ №73, 81, 112 г. Ростова-на-Дону и №4 с. Самарского и №12 г. Батайска Ростовской области, а также Ростовское областное училище олимпийского резерва ( РО УОР) и профессиональные лицеи (ПЛ) №3 и №10 г.Ростова-на-Дону. Исследование проводилось в рамках международного проекта "Health Behaviour in School-Aged Children" (HBSC) - "Здоровье и поведение детей школьного возраста". В исследовании приняли участие 333 человека в возрасте 15-17 лет: 119 школьников (59 мальчиков и 60 девочек) 10-11-х классов, а также 115 (86 мальчиков и 29 девочек) старшеклассников РО УОР и 99 учащихся ПЛ (53 юноши и 46 девушек), (группа 1, группа 2 и группа 3 соответственно).
Сбор информации осуществлялся анонимно путем распространения среди респондентов анкеты, которая включала 82 вопроса. Полученные данные обрабатывались с помощью прикладных программ, разработанных Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физической культуры.
С целью измерения спортивного удовольствия в качестве мотивов физкультурно-спортивной деятельности использовали 30-факторный тест R.M. Ryan, состоящий из 5-ти субшкал: удовольствие (мотив 1), компетенция (мотив 2), внешность (мотив 3), здоровье (мотив 4), общение (мотив 5) [7].
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью компьютерных программ Microsoft Office Excel 2007.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При сравнении мотивов удовольствия физкультурно-спортивных занятий было выявлено, что учащиеся училища олимпийского резерва оценили свое удовольствие достоверно выше, по сравнению с учащимися профессиональных лицеев и школьниками (табл. 1).
Таблица 1
Показатели мотивов физкультурно-спортивных занятий в разных группах (баллы)
Мотивы группа 1 группа 2 группа 3
Мотив 1 4,6 4,8 5,7
Мотив 2 4,5 4,8 5,8
р (мотив 1-2) р>0,05 р>0,05 р>0,05
Мотив 3 4,7 4,8 5,0
р ( мотив 1-3) р>0,05 р>0,05 р<0,05
Мотив 4 5,0 5,1 5,7
р (мотив 1-4) р<0,05 р>0,05 р>0,05
Мотив 5 4,2 4,7 5,1
р (мотив 1-5) р<0,05 р>0,05 р<0,05
В группе школьников ведущим мотивом является мотив «здоровье», который достоверно превышал мотив «удовольствие» (5,0 и 4,6 соответственно; р<0,05). При этом, показатель мотива «удовольствие» был достоверно выше мотива «общение» (4,6 и 4,2 соответственно; р<0,05).
В группе учащихся профессиональных лицеев не выявлены достоверные различия между мотивами.
В группе учащихся училища олимпийского резерва ведущими мотивами являлись «компетентность», «удовольствие» и «здоровье» (5,8; 5,7 и 5,7 соответственно). При этом, мотив «внешность» и мотив «общение» были достоверно ниже.
Показатели употребления наркотических веществ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Употребление наркотических веществ респондентами (%)
Варианты ответов группа 1 группа 2 группа 3
Вопрос: «Употреблял ли ты гашиш, марихуану в течение своей жизни?»
«Никогда» 90,6 80,1 94,8
«Да» 7,6 11,6 5,2
Таким образом, наблюдается парадоксальная ситуация - подростки 15-16 лет высоко оценивают здоровье, однако, значительный процент вовлечен в употребление наркотических веществ, включая даже систематически занимающихся спортом. Соответственно, профилактическая работа, основанная на ценностях здоровья, может являться не эффективной. Многими исследователями отмечен факт, что здоровье не является реальной ценностью для подростков [6, 10].
Взаимосвязь мотивов физкультурно-спортивных занятий и показателей употребления наркотиков учащимися представлены в таблице 3.
Данные таблицы 3 показывают достоверное превышение показателей «удовольствие» и «компетентность» у подростков, не употребляющих наркотических веществ.
Результаты проведенного исследования показывают, что мотив «удовольствие» выше, как в группе систематически занимающихся спортом подростков, так и в группе подростков, отрицательно ответивших на вопрос об употреблении наркотиков. Следовательно, удовольствие от определенных видов и форм физической активности может возмещать дефицит в организме эндорфинов и, таким образом, являться механизмом профилактики наркомании.
На основе проведенных нами экспериментальных исследований была разработана педагогическая концепция использования физической культуры и спорта в профилактике наркотической зависимости подростков.
Таблица 3
Показатели мотивов физкультурно-спортивных занятий по отношению к _употреблению наркотиков (баллы)_
Мотивы Ответы на вопрос: «Употреблял ли ты гашиш, марихуану в течение своей жизни?»
«Да» «Нет» Достовернос ть различий
Мотив 1 4,9 5,1 р<0,05
Мотив 2 4,8 5,1 р<0,001
Мотив 3 4,9 4,8 р>0,05
Мотив 4 5,3 5,3 р>0,05
Мотив 5 4,7 4,6 р>0,05
Педагогическая концепция использования физической культуры и спорта в профилактике наркотической зависимости подростков
Цель концепции - обосновать педагогические принципы, закономерности и условия использования средств и методов физической культуры и спорта в профилактике вовлечения подростков 15-16 лет в употребление наркотических веществ.
«Мишенью» профилактической работы являются подростки 15-16 лет, как группа риска возникновения наркотической зависимости, в связи с тем, что подростковый возраст является кризисным и переходным от детства к взрослению.
Подростковый период характеризуется значительными перестройками организма на ростовом, гормональном и нервно-регуляторном уровне, которые проявляются в изменениях внешнего облика и физиологических функций. Эти процессы приводят к формированию чувства тревоги, агрессивности, повышенной возбудимости, конфликтности. Также особенностями подросткового возраста являются зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости и рефлексия.
Подростки стремятся к неизвестному и рискованному поведению. По мнению Ю.Д. Башкиной [1], чувство риска - всегда интеграция двух переживаний: страха и удовольствия. У подростков чувство риска может проявляться в конструктивной или деструктивной деятельности. Конструктивная деятельность реализуется в занятиях спортом с повышенным риском, а деструктивная - в употреблении наркотиков.
В тоже время критический период развития подростков совпадает с сенситивным периодом развития. Подростки в этот период достаточно чувствительны к внешнему воздействию со стороны педагогов, тренеров и значимых для них людей, что необходимо учитывать при планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.
Механизм данной концепции может быть реализован при следующих условиях:
1) обеспечение знаниями о взаимосвязи опиоидной системы, удовольствия, наркотиков и физической активности;
2) подбор видов и форм, вызывающих спортивное удовольствие;
3) учёт индивидуально-типологических особенностей старших подростков;
4) пропаганда спортивного стиля жизни.
Важным этапом реализации программы профилактики наркомании является подбор видов физической активности, которые вызывают удовольствие и имеют антинаркотический потенциал (по данным показателей эндорфина): на первое место необходимо поставить экстремальные виды физической активности и спорта, связанные с угрозой жизни и здоровью (альпинизм, скалолазание, паркур, скейтбординг, роллер-спорт, горный туризм, трюки на велосипеде); затем - циклические виды спорта и двигательной активности, при которых выполняется длительная аэробная нагрузка не менее 50-60 минут (велосипедный спорт, гребля, лыжные гонки, плавание, бег и езда на велосипеде на длинные дистанции); третье место занимают игровые виды (волейбол, баскетбол), способствующие повышению настроению и активности, снижению тревожности и агрессивности у подростков.
Вопрос о влиянии анаэробной нагрузки на эндогенную опиоидную систему организма в настоящее время остается предметом исследований и дискуссий.
Формы физической активности, используемые при проведении антинаркотической профилактики с помощью физической культуры и спорта, могут быть следующими:
1. урочная - как основная форма проведения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях, в тематический план по предмету «Физическая культура» включена кроссовая подготовка и спортивные игры (волейбол, баскетбол и футбол), но в силу кратковременности одного урока, данная форма не позволяет достичь удовольствия от физической активности и осуществить антинаркотический потенциал физической культуры и спорта, экстремальные же виды физической активности программой не предусмотрены;
2. внеурочные - занятия в секциях, спортивных группах и командах в образовательном учреждении (волейбола, баскетбола, скалолазания, легкая атлетика);
3. внешкольные - посещение подростковых и спортивных клубов, секций в физ-культурно-спортивных клубах по месту жительства;
4. спортивно ориентированное физическое воспитание;
5. массовые соревнования - праздники, конкурсы, фестивали и слеты, соревнования дворовых команд;
6. самостоятельные - объединение подростков по интересам к определенному виду физической активности и спорту (паркур, роллер-спорт и трюки на велосипеде);
7. индивидуально-самостоятельные занятия - характеризуются тем, что подросток при отсутствии руководства и контроля со стороны педагога или тренера, может самостоятельно заниматься тем видом физической активности, который приносит ему удовольствие (скейтбординг, паркур, бег, катание и трюки на велосипеде, плавание).
Программа профилактики употребления наркотических веществ подростками должна основываться на таких принципах физического воспитания, как: доступность и индивидуализация; комплексность; сознательность и активность; наглядность и возрастная адекватность.
Важное значение в антинаркотической профилактике имеет выбор используемых средств физического воспитания. Основным средством являются физические упражнения. Наиболее эффективны в профилактике упражнения ациклического, циклического и смешанного характера, а также нестандартные ситуационные упражнения переменной интенсивности.
Естественные силы природы, как средство физического воспитания, также используются в целях предупреждения наркомании среди подростков. Они используются для создания условий, а также организации и проведения занятий, соревнований по разным видам физической активности и спорта. Например, водная среда необходима в таких видах физкультурно-спортивной активности, как гребля, плавание, каякинг, рафтинг, дайвинг; горная и скалистая местность активно используется для восхождения альпинистов, горных туристов, занятий каньонингом; воздушная - для занятий парашютным спортом, парапланеризмом и бейсджампингом.
Необходимо в профилактике зависимости от наркотиков использовать такие общепедагогические средства, как: наглядно-иллюстрированные; аудиовизуальные; информационные; материально-технические.
Механизм реализации концепции предполагает использование специфических и общепедагогических методов. Наиболее эффективными в отношении профилактики употребления наркотиков являются такие специфические методы, как игровой и соревновательный, а общепедагогические - словесный, наглядный и практический методы.
Для игрового метода характерен фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности, который способствует формированию у подростков устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям. Также важным моментом для подростков является момент импровизации в игре, широкий выбор разных способов достижения цели, что способствует формированию самостоятельности, развитию инициативности и целеустремленности.
Соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований и как элемент организации занятия. Соревновательный метод способствует стимулированию интереса и активизации деятельности занимающихся подростков с установкой на победу или достижение высокого результата. Фактор соперничества, условия организации и проведения соревнований способствуют максимальному проявлению физических, эмоциональных и волевых усилий, получению удовольствия от физической активности и достигнутого результата подростками.
В содержание данной концепции профилактики наркомании среди подростков 1516 лет включены следующие положения:
1) теоретические знания о механизмах формирования спортивного удовольствия и его схожести с механизмом формирования наркозависимости;
2) виды и формы физической активности, вызывающие удовольствие путем естественной стимуляции опиоидной системы (наиболее эффективные виды спорта - экстремальные, циклические, а также игровые, предпочтительные формы проведения занятий -игровые и соревновательные);
3) пропаганда спортивного стиля жизни, «моды» на физическую активность - через победы и достижения российских спортсменов, путем проведения в регионах соревнований различного уровня, путем показа социально - спортивных и олимпийских видеороликов на телевидении, на транспорте, в местах обучения и отдыха подростков, активное использование социальных сетей и средств массовой информации, проведение мастер-классов по стилям экстремальных (паркур, роллер-спорт, воркаут, скалолазание и другие), циклических и игровых видов спорта.
Важное значение в осуществлении антинаркотической профилактики среди подростков имеют следующие технологии:
1) личностно ориентированное воспитание;
2) спортивно ориентированное воспитание;
3) средо ориентированное воспитание.
В основе личностно ориентированного воспитания находится становление целостного человека, гармонизация его духовно-телесного потенциала, развитие и саморазвитие личности подростка на основе выявления и поддержки его индивидуальности, становление его как субъекта жизни. Главным условием проявления личностных способностей старших подростков является создание личностно ориентированной учебной, познавательной или жизненной ситуации, в ходе которой формируется их субъектный опыт, отношение к наркотикам, осознание своих ценностей, интересов и мотивов деятельности [2].
Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида
физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития [8].
Большое значение имеет та среда, в которой находится подросток, среда, которая способствует его развитию и оказывает помощь в самоопределении.
В связи с этим, физкультурно-спортивная среда представляет собой особый интерес как среда, способствующая удовлетворению потребностей подростка в физической активности с учетом его интересов и возможностью выбора, позволяющая подростку «быть самим собой» и препятствующая приобщению подростков к наркотикам, формирующая физкультурно-спортивный стиль жизни.
Под физкультурно-спортивным стилем жизни понимают здоровьесозидающий, динамичный, интерактивный, эмоционально и эстетически привлекательный способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта, успешное становление которого возможно в физкультурно-спортивной среде [9].
Реализовывать антинаркотическую программу, а также различные мероприятия, разработанные на основе данной концепции, могут:
• органы исполнительной власти в сфере образования, физической культуры и спорта, молодежной политики и культуры;
• образовательные учреждения;
• общественные организации в сфере физической культуры и спорта;
• коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности.
Реализация данной концепции профилактики наркомании включает три этапа:
первый - побуждающий, второй - формирующий и третий - поддерживающий.
В ходе первого, побуждающего этапа осуществляется вовлечение подростков в физкультурно-спортивную деятельность путем проведения бесед, убеждений, ознакомления с особенностями и характеристиками экстремальных, циклических и игровых видов спорта, просмотра видеофильмов и рекламных роликов, посещения соревнований и спортивно-массовых мероприятий.
На втором, формирующем, этапе происходит формирование устойчивого интереса путем выявления мотива физкультурно-спортивной деятельности, осознания подростками пользы физической активности за счет получения удовольствия от занятий и выбора вида физической активности и спорта, а также путем участия в соревнованиях, физкультурно-спортивных мероприятиях и праздниках.
Третий, поддерживающий, этап включает поддержку стойко сформировавшегося интереса к физической активности и спорту на основе получения удовольствия от физической активности, участия подростков в соревнованиях различного уровня и их судействе, спортивно-массовых мероприятиях, награждения и поощрения участников.
Критериями результативности проводимой профилактической работы являются:
1) распространенность наркозависимости в подростковой среде;
2) показатели вовлеченности подростков в физкультурно-спортивную деятельность;
3) популярность экстремальных видов спорта и физической активности;
4) коррекция психо-эмоционального состояния (снижение агрессивности, тревожности и повышение настроения);
5) приобщение подростков к спортивному стилю жизни.
ВЫВОДЫ
Возмещению дефицита в организме эндорфинов может способствовать удовольствие от физической активности и, таким образом, являться механизмом профилактики наркомании.
Наиболее способствующими получению удовольствия от занятий являются экстремальные, циклические и игровые виды физкультурно-спортивной активности,
которые можно рекомендовать для профилактики злоупотребления наркотическими веществами в подростковой среде.
В результате проведенного исследования обоснована педагогическая концепция использования физической культуры и спорта в профилактике наркотической зависимости подростков, которая может быть использована для разработки и реализации программ, а также различных мероприятий антинаркотической направленности.
Литература
1. Башкина, Ю.Д. Личностный смысл чувства риска : на примере подростков с разным рискованным поведением: автореферат дис. ... кан. психол. наук / Ю.Д. Башкина. - СПб., 2007. - С. 17-18.
2. Бондаревская Е.В. Педагогика / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д,1999. - С. 230-235.
3. Брук, Т.М. Физкультурно-спортивные специализации как форма первичной профилактики потребления психоактивных веществ / Т.М. Брук // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 7. - С. 18-21.
4. Брук, Т.М. Реакция эндогенной опиоидной системы на физическую нагрузку у лиц различных спортивных специализаций/ Т.М. Брук // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 1. - С. 24-27.
5. Гнездилов, М.А. Профилактика асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе (на примере занятий баскетболом) : автореф. дис. ... кан. пед. наук / М.А. Гнездилов. - Красноярск, 2009. - С. 18.
6. Казин, Э.М. Психолого-педагогические условия профилактики употребления старшими подростками психоактивных веществ / Э.М. Казин // Валеология. - 2011. - № 3. - С. 40-46.
7. Литвиненко, С.Н. Исследование феномена спортивного удовольствия / С.Н. Литвиненко // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. - С. 62-64.
8. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М., 2006. - С. 37.
9. Манжелай, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультуро-спортивной среды: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.В. Манжелай. - Тюмень, 2005. - С. 36-38.
10. Саакян Е. Г. Профилактика наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... кан. пед. наук / Е.Г. Саакян. - Волгоград : ВГАФК, 2006, - С. 18-19.
Literature
1. Bashkina, Yu.D. Personal sense of risk feeling : on an example of teenagers with different risky behavior : Thesis of the PhD Dis. / Yu.D. Bashkina. - SPb., 2007. - P. 17-18.
2. Bondarevskaya, E.V. Pedagogy / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich. - Rostov on/D, 1999. - P. 230235.
3. Brook, T.M. Sports and sports specializations as form of psychoactive substances consumption primary prevention / T.M. Brook // Theory and practice of physical culture. - 2005. - No. 7. - P. 18-21.
4. Brook, T.M. Reaction of endogenny opioidny system to physical activity of various sports specializations persons / T.M. Brook // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No. 1. - P. 24-27.
5. Gnezdilov, M.A. Prevention of teenagers asociative behavior in the course of section occupations by physical training at school (on an example of occupations by basketball) : Thesis of the PhD Dis. / M.A. Gnezdilov. -Krasnoyarsk, 2009. - P. 18.
6. Kazin, E.M. Psichologo-pedagogical conditions of psychoactive substances use prevention by the senior teenagers of / E.M. Kazin // Valeology. - 2011. - № 3. - P. 40-46.
7. Litvinenko, S.N. Research of sports pleasure phenomenon / S.N. Litvinenko // Theory and practice of physical culture. - 2010. - No. 9. - P. 62-64.
8. Lubysheva, L.I. Sports culture at school / L.I. Lubysheva. - M., 2006. - P. 37.
9. Mangelai, I.V. Updating of the physical-sports environment pedagogical potential : Thesis of the PhD Dis. / I.V. Mangelai - Tyumen, 2005. - P. 36-38.
10. Saakian, E.G. Teenagers drug addiction prevention by means of physical culture and sport : Thesis of the PhD Dis. / E.G. Saakian. - Volgograd, 2006. - P. 18-19.
Статья поступила в редакцию 29.05.2012 г.