Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы успешности спортивной деятельности'

Социально-психологические факторы успешности спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2301
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ-ТЕННИСИСТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УСПЕШНОСТЬ / SPORT ACTIVITY / SUCCESS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL FACTORS / TENNIS PLAYERS / SPORTING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каськова Диана Сергеевна

Данное исследование представляет интерес для психологической подготовки спортивных кадров. В статье рассматривается проблема влияния социально-психологических факторов на успешность спортивной деятельности. Представлены результаты исследования факторов успешности спортсменов-теннисистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каськова Диана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially psychological factors of sporting activities success

Given research, work is of interest for the psychological training of sport personnel. The problem of influence of social psychological factors on the sporting activities success has been analyzed in the article. The research results covering the factors of tennis players' success have been presented.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы успешности спортивной деятельности»

Ученые утверждают, что у мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. В процессе многолетних исследований, ученые пришли к выводу, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует. Все это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения: повысилась успеваемость; выросла работоспособность; повысилась дисциплина; улучшилось психологическое состояние учеников.

Сторонники раздельного обучения утверждают, что парадокс современной общеобразовательной школы состоит в том, что содержание учебных планов и учебных предметов имеет явно технократическую и естественнонаучную направленность, т.е. в основном «мужской» уклон. Осуществлять же эту стратегическую линию должны в большинстве своем учителя-женщины, предъявляющие требования (прилежание, усидчивость, дисциплинированность), которые ближе девочкам. Школьные требования нацелены на тщательность выполнения заданий, проработку деталей, в заданиях велика доля исполнительства и мало творчества. Все это ставит в более выгодное положение девочек и заставляет мальчиков искать самоутверждения за стенами школы.

2. Недостатки: потеря навыка общения с противоположным полом со всеми вытекающими отсюда последствиями и измышлениями противников раздельного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гендерная реконструкция политических систем / под ред. Степанова Н.М., Кириченко М.М., Колчина Е.В. - СПб. : ИСПГ-Алетея, 2003. - 991 с.

2. Джуринский, А.Н. Педагогика России. История и современность / А.Н. Джу-ринский. - М. : Канон+, 2011. - 320 с.

3. Джуринский, А.Н. Школа Франции : пора перемен / А.Н. Джуринский. - М. : Знание, 1998. - 115 с.

4. Ерофеева, Н. Мальчики и девочки... Как учить их вместе? // Воспитание школьников. - 2001. - № 8. - С. 47-49.

5. Каймаразов, Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане / Г.Ш. Кайма-разов. - Махачкала : Дагучпедгиз, 1989. - 159 с.

6. Каймаразов, Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана / Г.Ш. Каймаразов. - М. : Наука , 1971. - 475 с.

7. Козубский, Е.И. Из истории Дагестанского конного полка / Е.И. Козубский. -Порт-Петровск : Петровск, типография Михайлова, 1909. - 775 с.

8. Рыков, С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 17-22.

Контактная информация: Gadjiev82@mail.ru

УДК 796.01:159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диана Сергеевна Каськова, аспирант,

Курский государственный медицинский университет (КГМУ)

Аннотация

Данное исследование представляет интерес для психологической подготовки спортивных

кадров. В статье рассматривается проблема влияния социально-психологических факторов на успешность спортивной деятельности. Представлены результаты исследования факторов успешности спортсменов-теннисистов.

Ключевые слова: спортивная деятельность, спортсмены-теннисисты, социально-

психологические факторы, межличностные отношения, успешность.

SOCIALLY PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SPORTING ACTIVITIES SUCCESS

Diana Sergeevna Kasykova, the post-graduate student,

Kursk State Medical University

Annotation

Given research, work is of interest for the psychological training of sport personnel. The problem of influence of social - psychological factors on the sporting activities success has been analyzed in the article. The research results covering the factors of tennis players’ success have been presented.

Keywords: sport activity, success, interpersonal relationships, socially-psychological factors, tennis players, sporting activities.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная деятельность с полным основанием может рассматриваться как совместная деятельность, включающая в себя весь спектр социально-психологических феноменов общения, взаимовлияний, лидерства, стилей и методов руководства. Психологопедагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.

Успешность спортивной деятельности зависит не только от тактики и стратегии спортивного поведения, которую тренер вырабатывает совместно со спортсменом, но и от регулирующих психологических воздействий тренера на спортсмена. От работы тренера во многом зависит как поддержание положительного эмоционального контакта, так и предупреждение возникновения напряженности и конфликтов в межличностном общении со спортсменом. Неприятие спортсменами тренера как личности и как специалиста может привести к снижению спортивной результативности [2].

Успехи в любом виде деятельности, в том числе и спортивной, зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от особенностей психических процессов и состояний, в том числе особенностей программирования, планирования деятельности и оценки ее результатов, мотивационных процессов, особенностей эмоциональной сферы.

Спортсмену для достижения успеха необходимо самостоятельно выстраивать программу деятельности, выдвигать реалистичные, детализированные цели, адекватно оценивать результаты и самостоятельно их корректировать, так как тренер в самые ответственные моменты находится за пределами игровой площадки, и ответственность за совершаемые действия лежит полностью на спортсмене. Теннис, как и ряд других индивидуальных видов спорта, отличает то, что спортсмены стартуют многократно. Во время турнира теннисисту приходится играть несколько одиночных встреч, кроме того, длительность игры не является фиксированной. Продолжительность одной встречи может быть различной, и определяется появлением преимущества в очках одного из спортсменов. В этом случае важным является умение теннисиста распределять силы на всем протяжение соревнования. Таким образом, каждый турнир, каждый сет можно рассматривать как отдельный старт, так как игрок не только анализирует предыдущую игровую ситуацию, но и эмоционально настраивается на предстоящий розыгрыш. При этом большую роль в успешности действий спортсмена играет мотивация. Мотивы, побуждающие спортсмена к высоким достижениям, могут быть очень сильными. Однако их сила должна соответствовать степени подготовленности спортсмена, его реальным возможностям. В противном случае чрезмерная мотивация приведет к напряженности, а, следовательно,

и к снижению результативности деятельности.

Целью эмпирического исследования выступает изучение социально-

психологических факторов успешности спортивной деятельности теннисистов.

Мы выдвинули гипотезу о том, что такие социально-психологические факторы, как характер, стиль и эффективность взаимодействия в группе, эмоциональное состояние спортсменов, ролевые установки по позициям «лидер-исполнитель», социальнопсихологические установки в системе «спортсмен-тренер», «спортсмен-тренировка», установка на результат в системе «победа-поражение», определяют успешность спортивной деятельности теннисистов.

В качестве методов исследования нами были применены: метод «Арка» (А.С. Чернышев); тест цветовых отношений Эткинда (ЦТО).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Нами были использованы методы описательной и сравнительной статистики: анализ средних тенденций (мода, медиана и среднее), анализ мер изменчивости (размах и стандартное отклонение), критерий различий для численно измеренных данных (Ц-критерий Манна-Уитни и 1-критерий Стьюдента) и критерий для анализа качественно представленных данных (2 Пирсона). Исследование проводилось на базе спортивных школ тенниса г. Курска, г. Адлера, г. Сочи в 2008-2010 г.г.

Всего в исследовании приняли участие 95 респондентов в возрасте от 11 до 15 лет. В результате анализа продуктов деятельности были определены следующие критерии деления спортсменов на группы успешных и неуспешных: 1) участие данной группы теннисистов в междугородних и международных соревнованиях; 2) фиксация достижений теннисистов в Ежегоднике Федерации тенниса России, где зафиксированы результаты, показанные российскими теннисистами на важнейших российских и международных турнирах. В соответствии с описанными критериями группу успешных спортсменов составили 48 человек; в группу неуспешных вошли 47 спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В качестве параметров для сравнения нами были выбраны следующие социальнопсихологические факторы успешности спортивной деятельности: характер, стиль и эффективность взаимодействия в команде, эмоциональное состояние спортсменов, ролевые установки по позициям «лидер-исполнитель», а также социально-психологические установки спортсмена по отношению к тренеру и тренировке, установка по отношению к победе и к поражению.

В результате моделирования ситуации совместной деятельности спортсменов с помощью методики «Арка» (А. С. Чернышева), нами получены следующие результаты.

В группе успешных спортсменов преобладает сотрудничающий характер взаимодействия, демократический стиль взаимодействия, положительное эмоциональное состояние. При этом несколько преобладают ролевые установки лидер - спортсмен и исполнитель - спортсмен по сравнению с группой неуспешных спортсменов. При анализе социально-психологических установок в группе успешных спортсменов преобладает позитивная установка на тренера, тренировку, позитивная установка на положительный результат деятельности (на победу) и негативная установка на отрицательный результат деятельности (на поражение).

У неуспешных спортсменов преобладает соперничающий характер взаимодействия, либеральный стиль взаимодействия, отрицательное эмоциональное состояние. При этом преобладают ролевые установки спортсмен-лидер и тренер-исполнитель. В системе социально-психологических установок в группе неуспешных спортсменов преобладают негативные установки на тренера и тренировку, а также позитивная установка на результат деятельности (на победу и на поражение).

В результате сравнения частот встречаемости социально-психологических факторов успешности спортивной деятельности в группах успешных и неуспешных спортсменов по критерию х2-Пирсона и 1-критерия Стьюдента нами были получены статистически значимые различия по следующим параметрам:

- по характеру взаимодействия (соперничество, сотрудничество и конфликт);

- по демократическому и либеральному стилю взаимодействия;

- по качеству эмоционального состояния (положительное и отрицательное).

Статистически значимые различия по показателям «лидер» и «исполнитель», получены не были, но мы отмечаем тенденцию к дискриминации групп успешных и не успешных спортсменов. В обеих группах спортсменов преобладает лидер-спортсмен. Однако в группе успешных спортсменов несколько преобладает исполнитель - спортсмен, чем в группе не успешных спортсменов.

При анализе социально-психологических установок у успешных и неуспешных спортсменов были выявлены статистически значимые различия по таким параметрам, как установка на тренера и на тренировку. При исследовании социально-психологической установки на положительный результат деятельности (победа) статистически значимых различий выявлено не было. При этом статистически значимые различия выявлены при анализе установок на отрицательный результат деятельности (на поражение) (Таблица 1).

Таблица 1

Статистически значимые различия по социально-психологическим факторам

успешности спортсменов-теннисистов

Социально-психологические факторы р-іеуеі Успешные Неуспешные

% %

Характер взаимодействия Соперничество 0,00 95 79

Сотрудничество 0,00 5 0

Конфликт 0,00 0 21

Стиль взаимодействия Демократический 0,08 65 0

Либеральный 0,78 25 71

Авторитарный 0,02 10 29

Эмоциональное состояние Положительное 0,03 80 57

Отрицательное 0,72 20 43

Ролевые установки Спортсмен-лидер 0,01 70 57

Тренер-лидер 0,00 30 43

Спортсмен-исполнитель 0,56 55 57

Тренер исполнитель 0,00 45 43

Социально- психологические установки Позитивная установка на победу 0,00 63 68

Негативная установка на победу 0,74 29 19

Позитивная установка на поражение 0,00 0 23

Негативная установка на поражение 0,81 62 43

Позитивная установка на тренера 0,00 73 43

Негативная установка на тренера 0,00 10 25

Позитивная установка на тренировку 0,00 77 37

Негативная установка на тренировку 0,76 13 17

В качестве показателя, характеризующего эффективность совместной деятельности, рассматривается показатель скорости сборки модели «Арка». При анализе скорости «сбора» инструментальной модели были получены статистически значимые различия по 1-критерию Стьюдента, на высоком уровне статистической значимости (иэмп=65; икр=906). При этом скорость сбора арки значимо выше (время, затраченное на сбор арки меньше) в группе успешных спортсменов.

ВЫВОДЫ

Среди социально-психологических факторов успешности спортсменов наиболее

значимыми являются: характер, стиль и эффективность взаимодействия в команде, эмоциональное состояние спортсменов, а также социально-психологические установки спортсмена по отношению к тренеру и тренировке, установка по отношению к поражению.

В группе успешных спортсменов значимо преобладают сотрудничающий характер и демократический стиль взаимодействия, высокая эффективность взаимодействия, что свидетельствует о высоком уровне ответственности, самостоятельности и самоорганизо-ванности. Позитивное эмоциональное состояние спортсменов в процессе совместной деятельности способствует эффективности взаимодействия как между спортсменами в команде, так и между спортсменами и тренером, что повышает эффективность тренировочного процесса. Лидером и исполнителем чаще выступает сам спортсмен, что также свидетельствует о самостоятельности спортсменов и сотрудничестве с тренером. Позитивная социально-психологическая установка по отношению к тренеру, тренировке и победе, а также негативная установка по отношению к поражению характеризуют процесс целеполагания и отражают организацию этапов реализации спортивной деятельности.

В группе неуспешных спортсменов преобладает соперничающий характер и либеральный стиль взаимодействия, что свидетельствует о недостаточности самостоятельности и самоорганизованности, и предполагает активную позицию тренера в организации этапов реализации спортивной деятельности. При этом соперничество во взаимодействии коллег по команде выступает в качестве одного из факторов, определяющих отрицательное эмоциональное состояние спортсменов. Лидером и исполнителем сам спортсмен выступает редко, чаще данные социальные роли чаще отводятся либо партнерам по команде, либо тренеру. Нейтральная установка на тренера, негативная установка на тренировку, а также позитивная установка на победу при низкой эффективности взаимодействия проявляются в неадекватной оценке этапов реализации спортивной деятельности и низком уровне принятия ответственности, что значительно снижает эффективность тренировочного процесса, и, как следствие, успешность спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, С.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / С.В. Дмитриев. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

Контактная информация: kaskdiana@yandex.ru

УДК 796/799

СОДЕРЖАНИЕ УДАРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ-

САМБИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва,

Анатолий Карпович Ефремов, доцент,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается построение и содержание тренировочных нагрузок в ударной тренировке борцов-самбистов 15-16 лет. В подготовительном периоде годичного макроцикла у юных борцов-самбистов 15-16 лет рекомендуется использование ударных тренировок, в задачи которых входит расширение арсенала технических действий, отработка «своих» приемов в различных темпах и повышение уровня показателей физических и волевых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.