Научная статья на тему 'Содержание ударной тренировки в подготовке борцов-самбистов 15-16 лет'

Содержание ударной тренировки в подготовке борцов-самбистов 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
472
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ГОДИЧНОГО МАКРОЦИКЛА / YOUNG ATHLETES / EDUCATIONAL TRAINING PROCESS / PREPARATORY PERIOD OF ANNUAL MACRO CYCLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Ефремов Анатолий Карпович, Маслова Ирина Николаевна

В статье рассматривается построение и содержание тренировочных нагрузок в ударной тренировке борцов-самбистов 15-16 лет. В подготовительном периоде годичного макроцикла у юных борцов-самбистов 15-16 лет рекомендуется использование ударных тренировок, в задачи которых входит расширение арсенала технических действий, отработка «своих» приемов в различных темпах и повышение уровня показателей физических и волевых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Ефремов Анатолий Карпович, Маслова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of intensified training in preparation of fighters-sambists aged 15-16 years old1The All-Russia Scientific Research Institute of Physical Training

The article deals with formation and content of the training loads during intensified training of the fighters-sambists aged 15-16 years old. Within the preparatory period of annual macro cycle of young fighters-sambists aged 15-16 years it is recommended to use the intensified trainings whith the aim of expansion of an arsenal of technical actions, working off the various rate techniques and increase of level of indicators of physical and strong-willed qualities.

Текст научной работы на тему «Содержание ударной тренировки в подготовке борцов-самбистов 15-16 лет»

значимыми являются: характер, стиль и эффективность взаимодействия в команде, эмоциональное состояние спортсменов, а также социально-психологические установки спортсмена по отношению к тренеру и тренировке, установка по отношению к поражению.

В группе успешных спортсменов значимо преобладают сотрудничающий характер и демократический стиль взаимодействия, высокая эффективность взаимодействия, что свидетельствует о высоком уровне ответственности, самостоятельности и самоорганизо-ванности. Позитивное эмоциональное состояние спортсменов в процессе совместной деятельности способствует эффективности взаимодействия как между спортсменами в команде, так и между спортсменами и тренером, что повышает эффективность тренировочного процесса. Лидером и исполнителем чаще выступает сам спортсмен, что также свидетельствует о самостоятельности спортсменов и сотрудничестве с тренером. Позитивная социально-психологическая установка по отношению к тренеру, тренировке и победе, а также негативная установка по отношению к поражению характеризуют процесс целеполагания и отражают организацию этапов реализации спортивной деятельности.

В группе неуспешных спортсменов преобладает соперничающий характер и либеральный стиль взаимодействия, что свидетельствует о недостаточности самостоятельности и самоорганизованности, и предполагает активную позицию тренера в организации этапов реализации спортивной деятельности. При этом соперничество во взаимодействии коллег по команде выступает в качестве одного из факторов, определяющих отрицательное эмоциональное состояние спортсменов. Лидером и исполнителем сам спортсмен выступает редко, чаще данные социальные роли чаще отводятся либо партнерам по команде, либо тренеру. Нейтральная установка на тренера, негативная установка на тренировку, а также позитивная установка на победу при низкой эффективности взаимодействия проявляются в неадекватной оценке этапов реализации спортивной деятельности и низком уровне принятия ответственности, что значительно снижает эффективность тренировочного процесса, и, как следствие, успешность спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, С.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / С.В. Дмитриев. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

Контактная информация: kaskdiana@yandex.ru

УДК 796/799

СОДЕРЖАНИЕ УДАРНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ-

САМБИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва,

Анатолий Карпович Ефремов, доцент,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается построение и содержание тренировочных нагрузок в ударной тренировке борцов-самбистов 15-16 лет. В подготовительном периоде годичного макроцикла у юных борцов-самбистов 15-16 лет рекомендуется использование ударных тренировок, в задачи которых входит расширение арсенала технических действий, отработка «своих» приемов в различных темпах и повышение уровня показателей физических и волевых качеств.

Ключевые слова: юные спортсмены, учебно-тренировочный процесс, подготовительный период годичного макроцикла.

CONTENT OF INTENSIFIED TRAINING IN PREPARATION OF FIGHTERS-SAMBISTS AGED 15-16 YEARS OLD

Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The All-Russia Scientific Research Institute of Physical Training, Moscow,

Anatoly Karpovich Efremov, the senior lecturer,

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

The article deals with formation and content of the training loads during intensified training of the fighters-sambists aged 15-16 years old. Within the preparatory period of annual macro cycle of young fighters-sambists aged 15-16 years it is recommended to use the intensified trainings whith the aim of expansion of an arsenal of technical actions, working off the various rate techniques and increase of level of indicators of physical and strong-willed qualities.

Keywords: young athletes, educational training process, preparatory period of annual macro cycle.

На вершине своего спортивного мастерства далеко не каждый самбист в совершенстве владеет всеми приемами борьбы в различных положениях и ситуациях [2]. Наиболее предпочтительно, если эти положения и ситуации будут вовремя отработаны, и подготовка к ним, соответственно, систематизирована.

Кроме того, большое количество имеющихся в техническом арсенале борцов приемов по своей основной структуре сходны и дублируют решение индентичных технических задач [4,5].

В последних рекомендациях по планированию учебного материала по самбо [1,3] предлагается в подготовительном периоде годичного макроцикла использовать систему ударных тренировок, что приводит к образованию многочисленного перечня комбинаций, а не к аргументированной последовательности их изучения.

Проблемы построения и содержания тренировочных нагрузок юных борцов-самбистов, а также организации процесса подготовки, остаются до настоящего времени в тени. В то время как научные исследования, в основном, посвящены вопросам подготовки спортсменов высокого класса.

Целью исследования является обоснование содержания ударной тренировки в подготовительном периоде борцов-самбистов 15-16 лет на учебно-тренировочном этапе подготовки.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 9 месяцев при участии юных борцов-самбистов 15-16 лет в количестве 47 человек. Были изучены различные варианты построения и содержания ударной тренировки и их влияние на организм занимающихся.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Педагогические наблюдения соревновательной деятельности борцов-самбистов свидетельствуют о том, что основная масса спортсменов имеет ограниченный арсенал технико-тактических действий. По-видимому, это обстоятельство указывает на недостаточно обширный круг приемов борьбы, применяемых в тренировочном процессе.

Также это приводит к тому, что борцы, привыкая к однообразию выполнения упражнений, начинают проявлять пониженный интерес к тренировкам и соревнованиям. Следствием этого является, как правило, снижение показателей волевых и физических качеств и соревновательных результатов спортсменов.

Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо 2-3 раза в месяц проводить

ударные тренировки (занятия с повышенной степенью трудности, с большим числом заданий и решаемых задач, разнообразием упражнений, изменением их интенсивности, продолжительности, направления приложения усилий).

Дни ударных тренировок рекомендуется объявлять борцам. Перед ними ставится задача обязательного выполнения всех заданий, которые будут предъявлены. Это обстоятельство мобилизует спортсменов на более сложную и нестандартную работу, чем в обычной тренировке. Примерное содержание ударной тренировки для самбистов 15-16 лет, апробированное в течение 9-ти месяцев и показавшее свою эффективность, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Вариант примерного содержания ударной тренировки для самбистов 15-16 лет

Положение борца Содержание заданий Дозировка и методические указания

В стойке Поочередно проводить бросок через бедро в медленном темпе 2 мин.

В стойке Поочередно проводить бросок через бедро в более быстром темпе 1 мин.

Лежа Один борец дает захватить его на удержание сбоку. Задача верхнего - провести удержание, нижнего -уйти от удержания. Через 20 сек. борцы меняются местами. Тренер объявляет время через каждые 5 сек.

Лежа Один борец дает захватить свою руку на рычаг локтя между ногами. Задача верхнего - провести болевой прием, нижнего - не дать выпрямить свою руку. Через каждые 30 сек. борцы меняются местами. Тренер объявляет время через каждые 5 сек.

Лежа То же, но задача нижнего - уйти с болевого приема через мост или вращением. Через 30 сек. борцы меняются местами.

В стойке Поочередно проводить свой наиболее отработанный бросок в быстром темпе. 1 мин. Борцы дают друг другу захваты и не сопротивляются.

В стойке Борьба на руках в медленном темпе. 1 мин. За куртку захваты не делать. Можно проводить броски через бедро с захватом шеи.

В стойке Проводить свой наиболее отработанный бросок в быстром темпе с переходом сразу на болевой прием. Борцы дают любые захваты и через 30 сек. меняются местами.

В стойке Борьба на руках в быстром темпе. 1 мин. За куртку захваты не делать. Можно проводить броски через грудь (прогибом).

Лежа Один борец стоит на четвереньках и дает захватить себя обратным захватом за туловище на уровне пояса. Задача верхнего борца - оторвать партнера от ковра и провести бросок прогибом. Через 1 мин. борцы меняются местами.

Лежа Один борец стоит на четвереньках и сопротивляется, задача другого - перевернуть его на спину и провести удержание. Через 1 мин. борцы меняются местами.

В стойке Поочередно проводить свои наиболее отработанные броски в среднем темпе. 1 мин. Борцы дают друг другу захваты.

Лежа Один борец дает захватить его на удержание поперек. Задача верхнего - провести удержание, нижнего - уйти от удержания. Через 20 сек. борцы меняются местами.

Лежа Один борец лежит на животе и сопротивляется, задача другого - перевернуть его на спину и провести болевой прием. Через 30 сек. борцы меняются местами.

В стойке Один борец сопротивляется. Задача другого - проводить свои коронные броски и комбинации, завершая их сразу переходом на болевой прием. Через 1 мин. борцы меняются местами.

Положение борца Содержание заданий Дозировка и методические указания

В стойке Поочередно проводить свои наиболее отработанные броски в быстром темпе. 1 мин. Борцы дают друг другу захваты.

Лежа Один борец дает захватить его на удержание со стороны головы. Задача верхнего - провести удержание, нижнего - уйти от удержания. Через 20 сек. борцы меняются местами.

В стойке Один борец находится в низкой стойке и сопротивляется. Задача другого - проводить броски из этого положения, завершая их сразу переходом на болевой прием. Через 1 мин. борцы меняются местами.

Лежа Один борец лежит на спине и дает прочно зажать свою правую руку между ног. Задача верхнего -удержать партнера в таком положении, нижнего -уйти от удержания. Через 20 сек. борцы меняются местами. При удержании верхний борец упирается руками в ковер.

Лежа Один борец лежит на спине и дает прочно зажать свою левую руку между ног. Задача верхнего -удержать партнера в таком положении, нижнего -уйти от удержания. Через 20 сек. борцы меняются местами. При удержании верхний борец упирается руками в ковер.

Лежа Сгибание и разгибание рук в упоре лежа в быстром темпе. 15 раз.

В стойке Поочередно проводить свои наиболее отработанные броски в среднем темпе. По 10 бросков каждому. Борцы дают друг другу захваты и не сопротивляются.

В стойке Провести схватку с применением обвива: один борец дает обвить свою ногу с захватом одноименной руки и пояса сзади и только защищается. Задача другого - проводить броски из этого положения. Через 1 мин. борцы меняются местами. Во время схватки борцы от захвата не освобождаются.

В стойке Вольная схватка в стойке. 2 мин. после приземлений сразу вставать в стойку и продолжать борьбу.

Лежа Один борец дает захватить его на удержание верхом обвивом ног снаружи. Задача верхнего - провести удержание, нижнего - уйти от удержания. Через 10 сек. борцы меняются местами.

Лежа Один борец дает захватить его на обратное удержание сбоку. Задача верхнего - провести удержание, нижнего - уйти от удержания. Через 10 сек. борцы меняются местами.

Лежа Борцы захватывают правую голень своего партнера под плечо. Задача - провести за 15 сек. болевой прием на ногу ущемлением ахиллова сухожилия. 15 сек. Тренер объявляет время через каждые 5 сек.

Лежа Борцы захватывают левую голень своего партнера под плечо. Задача - провести за 15 сек. болевой прием на ногу ущемлением ахиллова сухожилия. 15 сек. Тренер объявляет время через каждые 5 сек.

В стойке Поочередно проводить свои наиболее отработанные броски в среднем темпе. 2 мин. борцы дают друг другу захваты и не сопротивляются.

В стойке Вольные схватки с переменой партнера (3 схватки по 4 мин.). Через каждые 4 мин. по сигналу тренера борцы отдыхают 1 мин., меняют партнеров и продолжают схватки.

В стойке Построиться в колонну по одному. Бег по кругу с переходом на ускоренный шаг и ходьбу. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания. 3 мин.

Лежа Сгибание и разгибание рук в упоре лежа в быстром темпе. 25 раз. Можно в 2-3 приема.

Приведенный вариант ударной тренировки содержит 33 задания, выполняя кото-

рые каждый борец должен решить 53 задачи. Основная часть обычной тренировки содержит значительно меньше заданий и задач, решаемых спортсменом, и проводится со значительно меньшей интенсивностью нагрузки.

В ударной тренировке все задания в стойке и в положении лежа следует выполнять одно за другим без длительных пауз между ними. Пауза для передышки определяется временем, в течение которого тренер ставит задачи борцам и дает методические указания. Это время составляет 10-15 сек. Все остальное время, фиксируемое тренером по секундомеру, борцы выполняют задания. Чистое время на выполнение 33 заданий в одной ударной тренировке составляет примерно 50 мин, а общая продолжительность всей тренировки с разминкой - 1 ч 25 мин.

При составлении вариантов ударных тренировок необходимо учитывать контингент занимающихся и, прежде всего, уровень их технической и физической подготовленности.

Заключение. В подготовительном периоде годичного макроцикла у юных борцов-самбистов 15-16 лет рекомендуется использование ударных тренировок, в задачи которых входит расширение арсенала технических действий, отработка «своих» приемов в различных темпах и повышение уровня показателей физических и волевых качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галочкин, Г.П. Борьба самбо : учебное пособие / Г.П. Галочкин, А.К. Ефремов. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. архитектурно-строит. ун-та, 2005. - 237 с.

2. Галочкин, Г.П. Техническая подготовка самбиста : учебное пособие / Г.П. Га-лочкин. - Воронеж : Изд-во Воронежской гос. архитектурно-строит. академии, 1993. -144 с.

3. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста : методические рекомендации / подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым ; Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. - М. : [б.и.], 1986. - 59 с.

4. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства / А. А. Новиков ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2003. - 208 с.

5. Чумаков, Е.М. Сто уроков самбо / Е.М. Чумаков. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. -

400 с.

Контактная информация: gra4ev_n@mail.ru УДК 796.075; 796:338.2; 796:658

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ

ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Владимир Николаевич Колоколов, соискатель,

Военный институт физической культуры филиал Военно-медицинской академии,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной и физической подготовки офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная и физическая подготовка, военный конфликт, офицеры материально-технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.