Научная статья на тему 'Формирование технических действий начинающих самбистов'

Формирование технических действий начинающих самбистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1567
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЯ В ДВИЖЕНИИ / РАВНОВЕСИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ЮНЫЕ БОРЦЫ / БОРЬБА САМБО / MOVE ACTIONS / BALANCE / TECHNICAL ACTIONS / YOUNG WRESTLERS / SAMBO-WRESTLING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Гуралев Владимир Михайлович, Дворкин Владимир Михайлович

Вопросы подготовки борцов высокого класса достаточно подробно изучены в научной литературе. К сожалению, подготовке юных начинающих борцов уделено значительно меньше внимания. В статье авторы предлагают рассмотреть некоторые аспекты обучения техническим действиям начинающих самбистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Гуралев Владимир Михайлович, Дворкин Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF TECHNICAL ACTIONS OF BEGINNING WRESTLERS OF SAMBO-WRESTLING

The questions of training of high-class wrestlers are studied in scientific literature in detail. Unfortunately, training of young, beginning wrestlers is paid much less attention. In the given article, the authors suggest to consider some aspects of training technical actions of beginning wrestlers of sambo.

Текст научной работы на тему «Формирование технических действий начинающих самбистов»

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НАЧИНАЮШИХ САМБИСТОВ

Действия в движении, равновесие, технические действия, юные борцы, борьба самбо.

Вопросы подготовки борцов высокого класса достаточно подробно освещены в научной литературе. К сожалению, подготовке юных начинающих борцов уделено значительно меньше внимания.

Несмотря на то что многие авторы уделяют большое внимание управлению формированием спортивного мастерства спортсменов-борцов, имеется целый ряд нерешенных вопросов [Осипов, 2011, с. 174]. Практически все аспекты спортивной подготовки борцов самбо нуждаются в улучшении. Авторы статьи согласны с данным утверждением и предлагают рассмотреть вопросы, связанные с формированием технических действий начинающих борцов самбо. Наверное, лишь специалисты знают, что от прихода ребенка в спортивную секцию до первого выхода на борцовский ковер в самбо может пройти несколько лет. В правилах борьбы существуют жесткие возрастные ограничения, более того, некоторые приемы вообще запрещены к применению детям до 13 лет. Общепринятая практика набора у тренеров самбо в начальные группы — дети 10 лет. Следовательно, длительность тренировочных воздействий на ребенка составит около 3 лет. Согласитесь, что данный временной промежуток достаточно важен с позиции формирования базовых технических действий, двигательных способностей и морально-волевых качеств. Любые просчеты, особенно в технике выполнения приемов, негативно скажутся в дальнейшей спортивной деятельности. Все вышеизложенное формирует актуальность данной работы.

Как известно, основным мерилом тренировочной деятельности является спортивный результат [Завьялов, Миндиашвили, 1992, с. 13]. Если подготовка велась качественно и без сбоев, то и результат не заставит себя ждать. Следовательно, отсутствие значимых для спортсмена результатов является сигналом о необходимости внесения изменений в систему подготовки. Но если у молодежи и взрослых спортсменов плотный календарь соревнований, то у начинающих борцов самбо такой возможности проверить качество своей подготовки нет. Поэтому если на данном этапе подготовки были допущены какие-либо ошибки, заметить и исправить их достаточно сложно. Следовательно, в обучении технике борьбы роль тренера на начальном этапе трудно переоценить. По мнению Е.А. Дергача, успешная карьера юного атлета в профессиональном спорте напрямую будет зависеть от доверительно-слаженной работы системы «тренер — спортсмен» [Дергач, Рябинина, 2011, с. 1330]. К сожалению, по мнению Г.П. Пархомовича, в России с детьми работают тренеры зачастую без должного образования и необходимого опыта, только что закончившие карьеру спортсмены, специалисты из других видов спорта и т. д. [Пар-хомович, 1993, с. 10]. За редким исключением, с начинающими борцами работают тренеры, имеющие 10 и более лет тренерского стажа. Совсем иная ситуация, например, в Японии. Там с новичками занимаются самые опытные тренеры, прекрасно знающие все нюансы борьбы. У нас же тренеры вынуждены заменять недостаток личного опыта информацией из учебных и методических пособий.

В современных методических и научно-исследовательских работах детально обосновываются положения о ведущей роли общей физической и специальной подготовки в формировании скоростных возможностей, гибкости, силы и выносливости борцов [Осипов, 2008, с. 32]. Действительно, по мнению авторов, в большинстве секций самбо учебно-тренировочные занятия строятся на акцентированном развитии таких физических качеств, как быстрота и сила. Куда менее значительно исследованы вопросы, относящиеся к специализированным физическим качествам борцов с учетом влияния на совершенствование функции равновесия и вестибулярной устойчивости. Лишь немногие специальные исследования позволяют говорить о некоторых зависимостях, между уровнем развития функции равновесия и уровнем развития скоростно-силовых возможностей атлетов [Никитин, 2006, с. 11]. Новизна публикуемого исследования состоит в том, чтобы воплотить недостаток полной и точной информации по данному вопросу.

Большинство тренеров на начальном этапе обучения техническим действиям начинающих борцов самбо используют приемы классической школы самбо и дзюдо. В основном применяются броски через плечо и бедро как наиболее удобные для показа новичкам. При этом забывают, что качественное выполнение данных бросков требует не только хорошей технической, но и физической подготовленности. Те из ребят, кто более развит физически, будут иметь несомненное преимущество на начальном этапе. Более того, пытаясь выполнить бросок за наиболее короткое время, данные борцы будут использовать свое преимущество в силе. В результате техника выполнения приема отойдет на второй план. Подобную картину часто можно увидеть на тренировках молодых и начинающих спортсменов. Кто силен — тот и побеждает. Такой силовой стиль поощряют многие тренеры, и мало кто задумывается, а что произойдет, если самбист встретится на ковре с борцом, который будет превосходить его по физическим качествам. Недостаток «физики» нужно будет восполнить техникой. А где ее взять? В этом и состоит основной просчет в подготовке борцов на начальном этапе. Ведь если борцы, выполняя неправильно определенные технические действия или приемы в целом, прилагают достаточное физическое усилие, то приемы получаются. Следовательно, формируется способность выполнять технические действия за счет мышечных усилий, но эффективность таких действий очень низкая и пути ее повышения сильно ограниченны [Гуралев, 2012, с. 153]. Еще одна грубая ошибка многих тренеров состоит в том, что при изучении и отработке технических действий в стойке борцы стоят на месте, а не используют передвижения по ковру с целью выведения соперника из состояния устойчивого равновесия. А ведь каждый самбист, прежде чем приступить к изучению броска, должен научиться принимать правильную стойку, передвигаться по ковру, представлять себе, что такое благоприятные условия для проведения приема, и уметь создавать такие условия [Агафонов, Хориков, 1998, с. 84]. Те же авторы считают, что мастерство борца и выражается в умении создавать благоприятные ситуации для проведения броска. Борцу необходимо своими действиями заставить соперника потерять равновесие или вывести его из устойчивого положения. Все броски в борьбе самбо проводятся либо в развитие движений соперника, либо с использованием его сопротивления каким-либо активным действиям атакующего борца. Однако данные принципы обучения не работают, если борцы стоят неподвижно, не сопротивляясь или, наоборот, упершись в партнера, как часто и происходит на тренировках молодых начинающих борцов самбо. В этих условиях борцы не чувствуют силу и инерцию движений противника, поэтому выполняют броски за счет значительных мышечных усилий, что в корне неправильно. Поэтому в схватках

между молодыми борцами в избытке присутствуют проявления физической силы и морально-волевых качеств в ущерб техническому искусству выполнения приемов.

С целью повышения технического мастерства начинающих борцов самбо авторы провели педагогический эксперимент с двумя группами самбистов. Возраст борцов составлял 12—13 лет. Стаж занятий борьбой был около полугода. Объектом исследования послужил учебно-тренировочный процесс юных самбистов. Предметом исследования было формирование технических действий начинающих самбистов на основе обязательного использования подготовительных к броску действий (рывков, толчков и т. д.) в движении и упражнений на равновесие. Авторы предполагали, что формирование технических действий юных борцов самбо станет более успешным, если будет проанализировано состояние современного учебно-тренировочно-го процесса, а также будут выполнены и с помощью тестов проверены методические разработки формирования технических действий на основе целенаправленного использования подготовительных действий, выполняемых в движении, и упражнений на развитие функции равновесия. Авторы отмечают, что упражнения на развитие функции равновесия необходимы начинающим борцам, так как формируют способность к своевременным атакам и контратакам, а также к активной защите против приемов соперника [Осипов, 2012, с. 202].

Исследование проводилось на базе ГУДО «ТТТВСМ по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили» Агентства физкультуры и спорта Администрации Красноярского края в 2010 году. В педагогическом эксперименте участвовали 24 борца самбо первого года обучения (12 чел. — контрольная группа, 12 чел. — экспериментальная). Контрольная группа тренировалась по общепринятым методикам, экспериментальная — по разработанной авторами программе.

Методика формирования технических действий начинающих борцов самбо концептуально отличалась от существующих методических программ следующими аспектами: а) целенаправленное развитие чувства равновесия; б) использование подготовительных и сопутствующих броскам двигательных действий, выполняемых в движении. Основными методическими приемами были введение в процесс разучивания и обучения техническим действиям предварительных и сопутствующих двигательных действий и уменьшение времени на выполнение каждого технического действия.

Методические приемы, используемые авторами в целях формирования технических действий начинающих борцов, представлены в табл. 1.

Следует отметить, что все используемые подготовительные и сопутствующие действия в движении представляли различные двигательные действия, которые борцы должны были обязательно выполнить перед попыткой проведения приема самбо. Например, перед проведением броска через плечо атакующему борцу давалось задание резким рывком вывести противника из положения устойчивого равновесия. Подобные задания (толчки, раздергивания, тяга руками упирающегося противника и т. д.) должны, по мнению авторов, обязательно входить в тренировочный процесс по борьбе самбо и занимать не менее 30 минут от общего времени занятия.

Через год после начала эксперимента авторы провели серию контрольных тестов с целью оценки технического мастерства исследуемых спортсменов. Поскольку в практике научных исследований по борьбе часто применяют в качестве теста выполнение испытуемыми различных приемов, то авторы для тестирования выбрали бросок через спину как специфическое техническое действие для борьбы самбо. Броски выполняли самбисты и контрольной, и экспериментальной групп. Регис-

трировалось как общее время, затраченное на выполнение приемов, так и время выполнения каждого броска в отдельности. Основные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 1

Методические приемы формирования технической подготовленности начинающих борцов

Методические приемы Примеры выполнения

Увеличение темпа выполнения упражнений Выполнение большего количества приемов за меньшее время

Увеличение количества повторений и количества используемых упражнений Выполнение большего числа технических действий за меньшее время

Сокращение интервалов отдыха между выполнением упражнений, направленных на совершенствование функций вестибулярного анализатора (статическое и динамическое равновесие) После десятикратного вращения в парах взявшись за руки по сигналу быстро принять положение лежа и приступить к сгибанию и разгибанию рук

Повышение сложности упражнений Выполнение приемов из разных стоек с использованием различных захватов

Выполнение заданий тренера с выключением отдельных анализаторных систем Выполнение приемов борьбы с завязанными глазами

Включение предварительных или сопутствующих упражнений для повышения технического мастерства Фиксация статических положений после вращательных движений (на полу, гимнастическом бревне); жонглирование мячом или булавами в положении статического равновесия (например, в «ласточке») и т. д.

Введение противодействия Парные упражнения в равновесии, при которых каждому спортсмену дается задание сохранить устойчивость позы, несмотря на противодействие партнера (к примеру, «перетягивание»); простейшие игровые формы борьбы

Удержание своего тела в необычных или затрудненных условиях Отягощение — перенос партнера на разные расстояния, преодоление препятствий на пути движения

Приемы борьбы в различных комбинациях на фоне и в момент вестибулярных раздражений Выполнение технического действия после нескольких кувырков или перекатов

Маскировка истинного атакующего действия за чередой ложных Перед реальной попыткой выполнения приема обязательно провести несколько отвлекающих попыток, выполняемых в неполную силу

Выведение соперника из равновесия Обязательное использование рывков, толчков, раздергиваний в стороны и т. д. перед попыткой проведения приема

Изменение формы проведения тренировки для повышения эмоционального фона занятия Включение в процесс тренировок различных подвижных игр, эстафет

Таблица 2

Время выполнения бросков через спину в максимальном темпе борцами контрольной и экспериментальной групп

№ п/п Выполнение приема: по 10 бросков через спину на время Результаты групп (секунды) Достовер. различий

контрольная (п=12) экспериментальная (п=12)

Итоговые результаты перед началом эксперимента

1 Среднее время 57,5±0,3 58± 0,07 Нед остов.

2 1-й бросок 4,8±0,12 4,9±0,04 Нед остов.

3 Достовер. различий между 1-м и 10-м броском Р<0,001 Р<0,001

4 10-й бросок 5,8±0,13 5,9±0,05 Нед остов.

Итоговые результаты после окончания эксперимента

1 Среднее время 51,5±0,1 41,2± 0,05 Р<0,001

2 1-й бросок 4,3±0,11 4,0±0,02 Нед остов.

3 Достовер. различий между 1-м и 10-м бросками Р<0,001 Недостовер.

4 10-й бросок 5,3±0,12 4,3±0,05 Р<0,001

Исследования, выполненные авторами, позволили получить результаты, подтверждающие перспективность и необходимость включения специальных средств развития равновесия, а также подготовительных и сопутствующих выполнению приемов двигательных действий в систему технической подготовки начинающих борцов. Если перед началом эксперимента у самбистов контрольной и экспериментальной групп не было обнаружено достоверных различий во времени выполнения приемов борьбы, то в конце эксперимента разница во времени между группами оказалась достоверной. Среднее время бросков через спину контрольной группы составило 51,5±0,1с, а экспериментальной — 41,2± 0,05с, что достоверно быстрее (Р<0,001). Затраты времени на выполнение первого и последнего бросков в обеих группах тоже различаются. В экспериментальной группе разница между 1 и 10-м бросками недостоверна, а в контрольной достоверность составила (Р<0,001). Эти данные позволяют судить о более высоком качестве технической подготовленности у спортсменов экспериментальной группы.

Для оценки уровня равновесия использовалось прохождение спортсменами пятиметровой дистанции с закрытыми глазами. Оценивалось количество отклонений (ошибок) от прямой линии движения. Результаты данного теста представлены в табл. 3.

Таблица 3

Количество ошибок (отклонений) при движении по прямой линии с закрытыми глазами

Группа Количество отклонений при движении до и после эксперимента и значение различий

до различия после

Контрольная 12±4 недостоверно 10±3

Достоверность различий Различий нет Р<0,05

Экспер иментальн ая 12±5 Р<0,01 4±1

Оценка уровня динамического равновесия, тестируемого в условиях прохождения пятиметровой дистанции с закрытыми глазами, также позволяет отметить преимущество целенаправленного развития равновесия у борцов экспериментальной группы. Согласно исследованиям, в начале эксперимента обе группы не показали достоверных различий. В конце эксперимента в контрольной группе количество ошибок недостоверно уменьшилось с 12±4 до 10±3, а в экспериментальной — с 12±5 до 4±1, что достоверно меньше (Р<0,01). Высокая достоверность результатов подтверждает преимущество предлагаемой авторами методики.

Проведенные авторами исследования, позволяют сделать следующие выводы.

1. Учебно-тренировочный процесс по борьбе самбо у начинающих самбистов должен строиться на привлечении новых методик по развитию у спортсменов равновесия и сопутствующих броску двигательных действий, выполняемых в движении, которые показали высокую эффективность у борцов экспериментальной группы. По данным контрольных тестов, среднее время выполнения заданий в контрольной группе составило 51,5±0,1с, а в экспериментальной группе — 41,2± 0,05с, что достоверно быстрее.

2. Для получения оптимального тренировочного эффекта начинающими борцами необходимо, чтобы целенаправленные комплексы упражнений для развития равновесия и повышения качества двигательной деятельности были представлены на каждом тренировочном занятии в необходимом объеме (не менее получаса).

3. Целенаправленная тренировка функции равновесия оказывает положительное влияние на качество двигательной деятельности юных спортсменов. Число ошибок при движении по прямой линии у самбистов экспериментальной группы достоверно уменьшилось (Р<0,01) с 12±5 до 4±1, что дает им несомненное преимущество в передвижениях над борцами контрольной группы.

Библиографический список

1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: учеб. пособие. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. 352 с.

2. Гуралев В.М. К вопросу об обучении юных дзюдоистов // Оптимизация учебно-воспита-тельного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С. 150-154.

3. Дергач А.Е., Рябинина С.К. Основные причины завершения спортивной карьеры // Журнал СФУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 4, № 9. С. 1330 -1342.

4. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Биопедагогика или спортивная тренировка. Красноярск: Полис, 1992. 64 с.

5. Никитин С.Н. Управление двигательными действиями на точность в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3. С. 11.

6. Осипов А.Ю. Контратакующая борьба // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. / отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С. 200-204.

7. Осипов А.Ю. Совершенствование технического мастерства борцов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17). Т. 1: Психолого-педагогические науки. С. 174-176.

8. Осипов А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 104 с.

9. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.