Научная статья на тему 'Развитие выносливости начинающих борцов как необходимое условие повышения их технического мастерства'

Развитие выносливости начинающих борцов как необходимое условие повышения их технического мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2414
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / БОРЬБА САМБО / ДЗЮДО / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / TRAINING / ENDURANCE / SAMBO-WRESTLING / JUDO / TECHNICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Шубин Дмитрий Александрович, Раковецкий Александр Иванович

Помимо технической подготовки, учебно-тренировочный процесс в спортивных школах и секциях по борьбе самбо у начинающих самбистов строится в основном на развитии таких физических качеств, как быстрота и сила. Считается, что именно развитие данных физических качеств создаст борцу необходимое преимущество над соперниками. Авторы предлагают использовать в тренировочном процессе молодых борцов методики целенаправленного развития выносливости как основополагающего физического качества, необходимого для конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS IN ENDURANCE OF BEGINNING WRESTLERS AS KEY FACTOR FOR INCREASING F THEIR TECHNICAL SKILLS

Besides technical training, educational and training process at sports schools and sections for beginning sambo-wrestling is mainly based on the progress of such physical qualities as speed and power. It is considered that exactly the progress of the given physical qualities will create necessary advantage above contenders for a wrestler. The authors suggest using techniques of purposeful progress in endurance in the training process of young wrestlers as the fundamental physical quality necessary for competitive wrestling.

Текст научной работы на тему «Развитие выносливости начинающих борцов как необходимое условие повышения их технического мастерства»

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ НАЧИНАЮЩИХ BOPLLOB КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Тренировка, выносливость, борьба самбо, дзюдо, техническое мастерство.

Помимо технической подготовки, учебно-тренировочный процесс в спортивных школах и секциях по борьбе самбо у начинающих самбистов строится в основном на развитии таких физических качеств, как быстрота и сила. Считается, что именно развитие данных физических качеств создаст борцу необходимое преимущество над соперниками. Авторы предлагают использовать в тренировочном процессе молодых борцов методики целенаправленного развития выносливости как основополагающего физического качества, необходимого для конкурентной борьбы.

A.Yu. Osipov, D.A. Shubin, A.I. Rakovetskyi

Progress in endurance of beginning wrestlers as key factor

FOR INCREASING F THEIR TECHNICAL SKILLS

Training, endurance, sambo-wrestling, judo, technical skills.

Besides technical training, educational and training process at sports schools and sections for beginning sambo-wrestling is mainly based on the progress of such physical qualities as speed and power. It is considered that exactly the progress of the given physical qualities will create necessary advantage above contenders for a wrestler. The authors suggest using techniques of purposeful progress in endurance in the training process of young wrestlers as the fundamental physical quality necessary for competitive wrestling.

Сегодня в спорте высших достижений любая медаль завоевывается в жесткой, конкурентной борьбе. Так, например, в чемпионатах мира по дзюдо соревнуются спортсмены из 180 стран. Чтобы занять призовое место, дзюдоисту необходимо выйти на татами не менее 6—7 раз в течение одного дня. Только оптимально подготовленный спортсмен способен в данных условиях показать свою лучшую борьбу и завоевать медаль. Давно стал истиной тот факт, что мастерство спортсменов находится в тесной взаимосвязи с правилами соревнований. Заслуженные тренеры России Э.В. Агафонов и В.А. Хориков отмечают, что даже незначительные изменения в правилах соревнований оказывают существенное влияние на технику и тактику борьбы [Агафонов, Хориков, 1998, с. 280]. Д.Г. Миндиашвили и А.И. Завьялов утверждают, что изменения, вносимые в содержание правил соревнований, влекут за собой перестройку методики подготовки спортсменов [Миндиашвили, Завьялов, 1996, с. 20]. Так, например, согласно последним изменениям в правилах соревнований по борьбе самбо и дзюдо, борцу необходимо проводить попытку технического действия каждые 5 секунд поединка. Для того чтобы выполнить данное требование правил, борцу необходима отличная функциональная подготовка. К сожалению, следует отметить, что изменения методики подготовки характерны лишь для борцов высокого класса. Процесс подготовки юных начинающих атлетов в течение

длительного времени не содержит значимых изменений. Хотя, по мнению В.В. Королева, проблема начальной подготовки спортсменов, в том числе юных самбистов, является одной из наиболее актуальных. При этом научно обоснованная методика начальной подготовки в системе национальных единоборств является важнейшим условием повышения уровня технической подготовленности и результативности выступления юных спортсменов на соревнованиях [Королев, 2001, с. 5].

Очень интересны в данном контексте наблюдения Г.П. Пархомовича. Он пишет, что с самого начала обучения процесс подготовки построен на выполнении приемов за счет применения физической силы, а основными техническими действиями для занимающихся являются броски с захватом пояса, корпуса и ног, поднимания соперника, т. е. приемы из вольной, классической или других видов борьбы [Пархомович, 1993, с. 9]. По его мнению, при данной методике обучения процесс овладения техникой насыщен серьезными ошибками, исправлять которые борцу предстоит за счет мышечной силы. По сути дела, весь процесс подготовки борца, начиная с детского возраста, сводится к достижению физического и морально-во-левого превосходства над соперником, что, по мнению автора, в корне неправильно [Пархомович, 1993, с. 10]. Можно добавить, что у юных спортсменов формируется способность выполнять технические действия за счет мышечных усилий, но эффективность подобных действий будет низкой и пути ее повышения будут ограничены [Гуралев, 2012, с. 153].

В.М. Дворкин в своих исследованиях утверждает, что методика отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо должна содержать ряд организационнопедагогических блоков, первым из которых будет блок физической подготовленности кандидатов. Исходный уровень физической подготовленности будущих борцов должен будет определяться по таким упражнениям, как подтягивания, отжимания, челночный бег, прыжки в длину и высоту с места, наклоны туловища из положения стоя [Дворкин, 2008, с. 6]. Исходя из предложенного данным автором выбора контрольных упражнений, можно сделать вывод, что приоритетными физическими качествами при отборе в секции самбо и дзюдо для тренера будут быстрота и сила. Однако развитию такого физического качества, как выносливость, авторы исследовательских работ и учебных пособий по самбо и дзюдо не уделяют должного внимания. Считается, что выносливость — это качество хоть и необходимое борцу для достижения высоких спортивных результатов, но трудно тренируемое, во многом обусловленное наследственностью [Агафонов, Хориков, 1998, с. 60]. Хотя А.А. Харлампиев утверждал, что все физические качества человека находятся в тесной взаимосвязи. Ловкость требует быстроты движений, быстрота — значительной силы. Без выносливости нельзя достичь хорошего развития всех этих качеств [Харлампиев, 1995, с. 7]. В своих более ранних исследованиях один из авторов данной статьи утверждал, что в связи с изменениями в правилах соревнований (как по самбо, так и по дзюдо) в сторону активной, атакующей борьбы наиболее приоритетным физическим качеством должна стать выносливость борца [Осипов, 2011, с. 75]. Отличная функциональная подготовка будет необходимым условием для достижения высоких спортивных результатов.

К сожалению, согласно проведенным автором исследованиям, молодые борцы самбо не могут похвастать высоким уровнем выносливости и функциональной готовности к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Исследования показали, что у молодых и начинающих борцов-самбистов количество неудовлетворительных оценок реакции организма на нагрузку составляет 52 %. Такого количества «брака» нет более ни в одном из видов спорта, исследованных автором

[Осипов, 2007, с. 47]. Поэтому внимание авторов статьи в дальнейшей работе было сосредоточено на целенаправленном развитии выносливости начинающих самбистов и создании условий для повышения технического мастерства без нарушения здоровья [Осипов, 2008, с. 15].

Исследования проводились на базе ГУДО «ШВСМ по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили» Агентства физкультуры и спорта Администрации Красноярского края в 2011 году. В эксперименте принимали участие 32 борца самбо первого года обучения (16 чел. — контрольная группа, 16 чел. — экспериментальная). Контрольная группа тренировалась по общепринятым методикам, экспериментальная — по методике, предложенной автором статьи.

Методика целенаправленного развития выносливости и повышения уровня функциональной готовности организма к нагрузкам начинающих борцов самбо концептуально отличалась от существующих методик следующими аспектами: а) целенаправленное развитие выносливости посредством контроля над уровнем нагрузки с использованием методики профессора А.И. Завьялова [Миндиашвили, Завьялов, 1995, с. 154]; б) использование большого числа разнообразных двигательных действий, выполняемых в движении по ковру. Основными методическими приемами являлись: введение в процесс разучивания и обучения приемам активных двигательных действий (перемещений по ковру и т. д.) и уменьшение временного интервала, затрачиваемого на выполнение каждого технического действия с целью повышения плотности занятия. Авторы старались свести к минимуму применение однообразных силовых упражнений статического характера с большим напряжением и задержкой дыхания и разнообразить тренировочное занятие. Для этого использовались специально подобранные комплексы упражнений интервального, повторного, переменно-прогрессирующего и игрового характера. Основной целью было увеличение общего числа двигательных действий начинающих борцов. Так, выполнение приемов происходило не в парах, а в тройках, что увеличивало число бросков, выполняемых за ту же единицу времени, сокращались интервалы отдыха путем смены деятельности (включение в программы тренировок различных игр, эстафет и т. д.), все задания тренера выполнялись в движении, борцы активно перемещались по площади ковра и т. д.

Методические приемы, используемые авторами в целях повышения уровня функциональной подготовки и технического мастерства начинающих борцов самбо, представлены в табл. 1.

По окончании эксперимента после года тренировок была проведена серия контрольных тестов с целью оценки уровня функциональной подготовленности и технического мастерства исследуемых спортсменов. Поскольку в практике научных исследований по борьбе часто применяют в качестве теста выполнение испытуемыми различных приемов, то авторы для тестирования выбрали бросок через плечо, выполняемый в течение одной минуты, как специфическое техническое действие для данного вида спорта. Прием выполняли самбисты, занимающиеся как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Регистрировалось общее число всех выполненных приемов за минуту и время выполнения каждого броска в отдельности. Основные результаты представлены в табл. 2.

Исследования, выполненные авторами, позволили получить результаты, подтверждающие перспективность и необходимость целенаправленного развития выносливости, а также целенаправленного увеличения общего числа двигательных действий во время тренировки у начинающих борцов самбо. Если перед началом эксперимента у самбистов контрольной и экспериментальной групп не было обнаружено достоверных различий во

времени выполнения приемов борьбы, то в конце эксперимента разница во времени между группами оказалась достоверной. Среднее число всех бросков через плечо контрольной группы составило 11±2, а экспериментальной — 16±2, что достоверно больше (Р<0,05). Затраты времени на выполнение первого и последнего бросков в обеих группах тоже различаются. В экспериментальной группе разница между 1-м и последним бросками недостоверна, а в контрольной достоверность составила (Р<0,001). Эти данные позволяют судить о более высоком уровне функциональной подготовленности и технического мастерства у борцов экспериментальной группы. Следует отметить, что контроль над уровнем нагрузки по методике А.И. Завьялова показал, что у борцов экспериментальной группы не выявлено переутомления и негативных реакций, в отличие от самбистов контрольной группы, у части которых были выявлены негативные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Полученные авторами результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Учебно-тренировочный процесс по борьбе самбо у начинающих самбистов должен строиться на привлечении новых методик, направленных одновременно на повышение уровня функциональной готовности к тренировочным и соревновательным нагрузкам и на рост их технического мастерства. Предлагаемые методы показали высокую эффективность у борцов экспериментальной группы. По данным контрольных тестов, среднее число выполненных приемов в контрольной группе составило 11±2 бросков, а в экспериментальной группе — 16±2 бросков, что достоверно (Р<0,05) лучше.

Таблица 1

Методические приемы повышения уровня функциональной готовности к нагрузкам и технического мастерства начинающих борцов самбо

Методические приемы Примеры выполнения

Увеличение количества повторений и количества используемых упражнений Выполнение большего числа технических действий за меньшее время. Быстрая смена выполняемых приемов

Сокращение интервалов отдыха между выполнением упражнений Выполнение приемов борьбы с двумя партнерами вместо одного

Постепенное повышение сложности выполнения технических действий Выполнение приемов из разных стоек, с использованием различных захватов, двигаясь в разные стороны

Выполнение определенных заданий тренера во время тренировочных схваток Выполнение только какого-либо указанного технического действия в течение определенного временного интервала (10—15 сек.)

Варьирование условий во время тренировочных схваток Выполнение различных заданий тренера во время схватки (только обороняйся, только атакуй и т. д.)

Выполнение всех заданий в движении Постоянные перемещения по площади ковра

Выполнение приемов борьбы в различных комбинациях Выполнение технического действия после нескольких отвлекающих атак

Постоянные попытки выведения соперника из равновесия Обязательное использование рывков, толчков, раздергиваний в стороны и т. д. как перед попыткой проведения приема, так и без реальной попытки

Изменение формы проведения тренировки для улучшенного восстановления и повышения эмоционального фона занятия Включение в процесс тренировок различных спортивных и подвижных игр, эстафет

Таблица 2

Результаты выполнения бросков через плечо в максимальном темпе в течение одной минуты борцами контрольной и экспериментальной групп

№ п/п Выполнение приема: бросок через плечо на время (1 мин.) Результаты группы (число всех бросков, секунды) Достовер. различий

Контрольная (п = 12) Экспериментальная (п = 12)

Итоговые результаты перед началом эксперимента

1 Среднее число выполненных приемов 10±2 бросков 10±1 бросков Недостов.

2 1-й бросок (время) 5,0±0,08 5,1±0,06 Недостов.

3 Достовер. различий между 1-ми последним броском Р<0,001 Р<0,001

4 Последний бросок (время) 5,9±0,12 6,0±0,04 Недостов.

Итоговые результаты после окончания эксперимента

1 Среднее число выполненных приемов 11±2 бросков 16±2 бросков Р<0,05

2 1-й бросок (время) 4,5±0,02 4,2±0,05 Недостов.

3 Достовер. различий между 1 и 10-м броском Р<0,001 Недостов.

4 Последний бросок (время) 5,5±0,09 4,4±0,03 Р<0,001

2. Для получения начинающими самбистами оптимального тренировочного эффекта без нарушения здоровья необходимо использовать в тренировочном процессе методики контроля над уровнем физической нагрузки (например, методику профессора А.И. Завьялова).

3. Целенаправленное увеличение общего числа двигательных действий оказывает положительное влияние как на качество технического мастерства юных спортсменов, так и на уровень их функциональной готовности к тренировочным нагрузкам. Так, время выполнения первого и последнего броска в экспериментальной группе не показало достоверных различий, а в контрольной разница была достоверной (Р<0,001). Это позволяет сделать вывод о более высоком уровне развития выносливости у борцов экспериментальной группы.

Библиографический список

1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: учеб. пособие. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. 352 с.

2. Гуралев В.М. К вопросу об обучении юных дзюдоистов // Оптимизация учебно-воспита-тельного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практич. конф. / отв. ред. Е.В. Панов. Красноярск, СибЮИ ФСКН России, 2012. С. 150-154.

3. Дворкин В.М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо: дис... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 154 с.

4. Королев В.В. Управление процессом спортивной подготовки юных самбистов: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 180 с.

5. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Система подготовки борцов международного класса. Красноярск: Изд-во КГТ1У, 1996. 104 с.

6. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1995. 213 с.

7. Осипов А.Ю. Оценка состояния спортсменов на основе контроля ЭКГ // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 46-48.

8. Осипов А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 23 с.

9. Осипов А.Ю. Повышение уровня функциональной готовности борцов самбо // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4 (18) С. 75-78.

10. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993. 302 с.

П.Харлампиев А.А. Система самбо. Боевое искусство. М.: Советский спорт, 1995. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.