УСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ КОНТРАТАКУЮШИМ ДЕЙСТВИЯМ
В БОРЬБЕ САМБО
Борьба самбо, равновесие, контратака.
Борьба самбо разработана в Советском союзе и получила мировое распространение. Это российский национальный вид спорта. В настоящее время проводятся престижные официальные международные соревнования: чемпионаты и первенства Европы, Азии, мира. Повышение спортивного мастерства спортсменов по борьбе самбо является в настоящее время очень актуальным, так как одна из главных престижных задач государства — включение этого вида спорта в олимпийскую программу.
Анализ технических действий в соревновательных поединках как финальных, так и предварительных, проводимых по борьбе самбо на соревнованиях различного уровня, показывает, что лишь каждая четвертая контратака приносит успех. Легко посчитать, что в процентном соотношении этот параметр равен 25 %. В остальных 75 % случаев контратакующие действия или не проводились должным образом, или не имели успеха. А ведь известно, что легче всего провести успешное техническое действие, используя для этого усилия соперника, «поймать его на движении». Как говорил Дзигаро Кано, «сначала поддайся, потом победи». По мнению автора, это происходит из-за того, что во время поединка, когда один из спортсменов проводит прием, его визави все усилия сосредоточивает не на контратакующих действиях, а на пассивной защите. Сейчас, когда правила соревнований регулярно меняются в сторону более активной, атакующей борьбы, спортсмену, чтобы добиться победы, мало все время атаковать самому, ему нужно быть готовым к постоянным атакам соперника. В данных экстремальных условиях умение вовремя провести контратакующее действие является залогом победы [Осипов, 2011, с. 174].
К сожалению, в тренировочном процессе по борьбе самбо целенаправленное изучение и совершенствование контратакующих действий не являются приоритетными для подавляющего большинства тренеров и спортсменов. Анализ специальной учебно-методической литературы как по борьбе самбо, так и по борьбе дзюдо показывает, что контратакующим действиям спортсменов не уделяется должного внимания, хотя большинство специалистов и признают, что одним из главных качеств борца-самбиста является умение вовремя провести контратаку. Опрос, проведенный среди тренеров и спортсменов высокого класса, показал, что, по их мнению, для успешной борьбы необходима способность своевременно проводить против технических действий соперника свои контрприемы [Осипов, 2008, с. 48].
Целью эксперимента являлось повышение работоспособности спортсменов за счет целенаправленного развития способностей к равновесию как необходимый компонент обучения контратакующим действиям в борьбе самбо.
Контрприемы в борьбе самбо — это такие технические действия, которые самбист применяет в ответ на атаку или контратаку соперника с целью добиться определенного преимущества в соревновательном поединке. При умелом и грамотном
выполнении такие действия являются залогом успешного выступления на соревнованиях любого уровня. Однако из теории обучения технико-тактическим действиям по борьбе самбо мы знаем, что любое техническое действие: прием, защита, контрприем — будет успешно выполнено борцом на соревнованиях лишь в том случае, если число успешных выполнений данного действия в процессе тренировок превышает 50 % и занимает достаточно времени [Агафонов, Хориков, 1998, с. 244].
Поскольку в тренировочном процессе обучению и совершенствованию контратакующих действий не уделяется должного времени, то увидеть их в основном можно лишь в схватках с участием именитых, опытных борцов самбо. В этом случае такие технические действия борцы выполняют, используя богатый спортивный опыт выступлений на соревнованиях [Завьялов, Осипов, 2004, с. 424]. В схватках же между молодыми или начинающими борцами увидеть осмысленные контратакующие действия можно лишь случайно. Ведь ни у кого не вызовет сомнений тот факт, что борец использует в поединке лишь те приемы, которые изучены им на тренировках и хорошо отработаны. При этом не следует забывать, что добиться высокого спортивного результата можно только при сочетании филигранной техники с тактическим разнообразием, базирующемся на высокой физической и функциональной готовности атлета. Этот путь является на сегодня наиболее приемлемым и коротким из всех возможных [Миндиашвили, Завьялов, 1998, с. 4].
Некоторые специалисты по борьбе самбо полагают, что изучение и совершенствование контратакующих действий должно происходить на определенном этапе спортивной подготовки. Дескать, когда борец овладеет достаточным количеством приемов, наберется соревновательного опыта, тогда и стоит заниматься изучением контрприемов. По мнению автора, данную позицию можно сравнить с повторным обучением в школе. Спортсмен изучил определенные технические действия, опробовал их в соревновательных схватках и готов к изучению технически более сложных действий. Но вместо их изучения, ему предлагают вернуться назад к повторению старых приемов и отработке против данных технических действий контрприемов. Автор считает данную позицию ошибочной. И приемы, и защитные действия, и контрприемы должны изучаться одновременно.
В своих ранних работах автор отмечал, что решение специальных задач по целенаправленному развитию технических контратакующих действий применительно к борьбе самбо должно осуществляться на основе применения в тренировочном процессе наряду с общей и специальной физической подготовкой так называемых комплексов «упражнений в равновесии».
Для этого должны применяться разнообразные упражнения, в процессе выполнения которых занимающиеся удерживают свое тело в необычных или затрудненных условиях. Исполнение этих упражнений вызывает отчетливые и осознаваемые обучающимися ощущения перемещения общего центра тяжести тела в заданном пространстве и времени. Для этих целей применяются: а) упражнения, выполняемые на фоне вестибулярных раздражений. Сохранение равновесия при этих условиях зависит от силы раздражения вестибулярного анализатора и от его устойчивости; б) упражнения в равновесии, исполняемые в условиях внезапных переходов от динамических действий к различным статическим положениям; в) упражнения в равновесии, исполняемые на узкой и неустойчивой опоре при свободном и усложненном передвижениях. Столь же эффективны и упражнения с отягощением (вес партнера) с преодолением препятствий на пути движения, выполнение различных дополнительных заданий во время движения; выполнение упражнений в указанных выше условиях наряду с совершенствованием функции
Педагогика
равновесия способствует воспитанию и таких волевых качеств, как смелость, решительность, уверенность в себе; г) упражнения в равновесии, исполняемые в ряде случаев с закрытыми глазами и с различными изменениями положения головы. Можно полагать, что выключение одного или двух анализаторов значительно затрудняет выполнение любого, даже автоматического навыка, ухудшает условия сохранения равновесия тела, но при этом значительно повышает требования к функциональной деятельности других анализаторов.
По данным педагогического эксперимента, проведенного автором на борцах самбо первого года обучения, установлено, что в ряде случаев оптимальная продолжительность использования средств для совершенствования функции равновесия, наряду с хорошим развитием двигательных качеств юных борцов, составляет 30 минут. При этом также должны использоваться разнообразные средства, позволяющие рационально сочетать совершенствование равновесия тела с развитием основных двигательных качеств. В ходе эксперимента борцам было предложено выполнить прием самбо в различных моделируемых условиях, в том числе и контрприем против атаки соперника. Полученные данные свидетельствуют, что при выполнении контрприемов самбо скорость и качество контратакующих технических действий у борцов экспериментальной группы достоверно выше (Р<0,001), чем у самбистов контрольной группы. Основные результаты проведенных исследований были опубликованы автором в «Вестнике КГПУ им. В.П. Астафьева» [Осипов, 2011, с. 175].
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.
1. Экспериментальным путем выявлено, что целенаправленное применение комплексов «упражнений в равновесии» у начинающих самбистов в положительную сторону влияет на скорость и качество проведения контратакующих приемов борьбы вследствие хорошо развитого чувства равновесия.
2. Установлено, что реализация контратакующих действий у самбистов экспериментальной группы достоверно выше (Р<0,001), чем у самбистов контрольной группы, и обеспечивает борцам экспериментальной группы техническое превосходство над соперником.
3. Выявлено, что борцу самбо для успешной соревновательной деятельности необходима серьезная технико-тактическая подготовка по выполнению контратакующих действий. Начинать осваивать подобные действия нужно на начальном этапе подготовки одновременно с изучением основных приемов борьбы.
Библиографический список
1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: учеб. пособие. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. 352 с.
2. Завьялов А.И., Осипов А.Ю. Проблемы атакующей борьбы // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы II Региональной научн.-практ. (с межд. участ.) конф. 25—26 ноября 2004 г. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 423-424.
3. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Энциклопедия приемов вольной борьбы. Красноярск: Платина, 1998. 236 с.
4. Осипов А.Ю. Совершенствование технического мастерства борцов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17). Т.1: Психолого-педагогические науки. С. 174-176.
5. Осипов А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 104 с.