Научная статья на тему 'Критерии отбора новичков в  спортивной борьбе'

Критерии отбора новичков в  спортивной борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3053
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ОТБОР / ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ / НАЧИНАЮЩИЕ БОРЦЫ / САМБО / ДЗЮДО / WRESTLING / SELECTION / OBJECTIVE CRITERIA / BEGINNING WRESTLERS / SAMBO / JUDO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич

Успешность отбора начинающих спортсменов в секции спортивной борьбы является, по мнению автора, одной из важных проблем в процессе подготовки борцов международного класса. В статье рассматриваются различные критерии спортивного отбора, используемые российскими и иностранными специалистами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION CRITERIA FOR BEGINNERS In WRESTLING

According to the author, the success in the selection of beginning sportsmen in the section of wrestling is one of the important problems during the process of the preparation of wrestlers of the international class. The article describes various criteria of the sports selection used by Russian and foreign experts

Текст научной работы на тему «Критерии отбора новичков в  спортивной борьбе»

КРИТЕРИИ ОТБОРА НОВИЧКОВ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

SELECTION CRITERIA FOR BEGINNERS IN WRESTLING

А.Ю. Осипов

Спортивная борьба, отбор, объективные критерии, начинающие борцы, самбо, дзюдо. Успешность отбора начинающих спортсменов в секции спортивной борьбы является, по мнению автора, одной из важных проблем в процессе подготовки борцов международного класса. В статье рассматриваются различные критерии спортивного отбора, используемые российскими и иностранными специалистами.

A.Yu. Qsipov

Wrestling, selection, objective criteria, beginning wrestlers, sambo, judo.

According to the author, the success in the selection of beginning sportsmen in the section of wrestling is one of the important problems during the process of the preparation of wrestlers of the international class. The article describes various criteria of the sports selection used by Russian and foreign experts.

На длительном пути процесса подготовки борцов международного класса первой станцией является отбор в секцию того или иного вида спортивной борьбы. Задачей спортивного отбора является своевременное и верное определение наличия у новичков способностей и возможностей, позволяющих качественно проявить себя в избранном виде единоборств. Однако большинство тренеров при отборе ведут поиск детей и подростков, превосходящих своих сверстников в физических и морально-волевых качествах [Пархомович, 1993, с. 10], не акцентируя внимание на способности к овладению техникой борьбы. К сожалению, в процессе отбора не удается избежать ошибок, так как любое субъективное решение не может быть абсолютно безошибочным. По статистическим данным Г.С. Туманяна, известно, что из 116 диссертаций, опубликованных с 1940 по 1985 год и исследующих различные аспекты спортивной борьбы, вопросам методики обучения и многолетней подготовки (в том числе и спортивного отбора) борцов посвящено всего лишь б работ [Туманян, 1984]. По мнению автора, данное количество является недостаточным, следовательно, поиск наиболее объективных критериев спортивного отбора начинающих борцов формирует актуальность данной работы.

Сегодня, по мнению Д.Г. Миндиашвили, необходимость достижения высоких спортивных результатов в различных видах спортивной борьбы диктует тренерам при отборе детей в спортивные секции руководствоваться уровнем развития важ-

ных для данного вида спорта качеств [Миндиашвили и др., 2007, с. 34]. Анализ литературы, посвященной отбору новичков, позволяет автору сделать вывод о том, что у разных специалистов существуют различные взгляды на степень значимости тех или иных качеств и критериев отбора. Например, Э.В. Агафонов и В.А. Хориков предлагают выделять следующие качества у молодых и начинающих борцов самбо и дзюдо: высокорослость, координационную одаренность, высокий уровень выносливости и наличие обостренного чувства чести и самолюбия [Агафонов, Хориков, 1998, с. 59]. Также предлагается учитывать принадлежность детей к спортивной семье и близость расположения места проживания ребенка от базы занятий. По мнению Г.П. Пархомовича, принципы отбора должны учитывать опыт родоначальников дзюдо - японцев. Японские тренеры рекомендуют обращать внимание при отборе детей для занятий дзюдо на здоровое тело, желание, моральные устои, психологическую устойчивость, характер, скорость мышления [Пархомович, 1993, с. 295]. В.М. Двор-кин утверждает, что отбор в группы начальной подготовки борцов должен строиться на базе специальных организационно-педагогических блоков, главным из которых будет блок физической подготовленности кандидатов [Дворкин, 2008, с. 6]. Д.А. Завьялов считает, что необходимо учитывать уровень развития координационных способностей и акробатической подготовки молодых людей [Завьялов, Заремба, 2012, с. 246].

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ. Физическая культура и спорт

Таким образом, можно легко увидеть полярность различных точек зрения на значимость критериев спортивного отбора начинающих борцов. Если у «восточных» специалистов преобладают духовные и нравственные критерии, то российские тренеры опираются в основном на показатели физического развития юных спортсменов и сопутствующие факторы. Целью исследования являлось выявление объективных и важных критериев спортивного отбора начинающих спортсменов в секции спортивной борьбы в одежде (самбо и дзюдо), а сравнительный анализ степени объективности данных критериев формирует, по мнению автора, научную новизну работы.

В число исследуемых критериев вошли: уровень физического развития (сила, быстрота, выносливость) новичков, уровень равновесия и координационных способностей, способность к быстрому овладению техническими приемами борьбы. Исследования проводились среди молодых людей, желающих посещать занятия по борьбе самбо в Академии спортивной борьбы им. Д.Г. Миндиашвили в течение 8 лет (с 2000 по 2008 г.). Общее число исследуемых составило 120 человек (п=120). Такие физические качества начинающих борцов, как быстрота и сила, оценивались по данным специальных тестов (количество подтягиваний на перекладине, сгибания-разгибания рук в упоре лежа, время преодоления 60-метро-вой дистанции) [Дворкин, 2008, с. 96]. Выносливость оценивалась в ходе выполнения специализированного теста (3 минуты непрерывного бега на месте) [Осипов, 2007, с. 47]. Уровень развития равновесия и координационных способностей оценивался по специально разработанному тесту с кувырками по периметру ковра [Осипов, 2008,

с. 16]. Успешность овладения приемами борьбы оценивалась качеством выполнения различных бросков на время [Осипов, 2011, с. 176].

Поскольку мерилом успешности тренировочной деятельности любого борца является спортивный результат [Миндиашвили, Завьялов, 1995, с. 4], то, по мнению автора, временной интервал улучшения спортивных результатов будет считаться объективным показателем успешности критериев спортивного отбора. По данным Г.П. Пархо-мовича, оптимальным временным промежутком для получения 1 спортивного разряда следует считать период с 12 до 15-16 лет. С 16 до 18 лет борцы должны выполнить норму кандидата в мастера спорта России, а в 18 лет стать мастером спорта России [Пархомович, 1993, с. 15].

Основные результаты исследований автора представлены в таблице 1. Полученные данные свидетельствуют, что временной интервал, с момента начала занятий борьбой и до выполнения борцами 1 юношеского разряда, примерно одинаков у всех спортсменов, принимавших участие в исследованиях, и составляет в среднем полтора года занятий. А затем борцы, продемонстрировавшие при отборе более высокую способность к овладению приемами борьбы, а также борцы, демонстрирующие высокий уровень развития равновесия и координации, начинают выполнять нормы кандидата в мастера спорта России и мастера спорта России за более короткое время. В среднем таким борцам требуется для выполнения норматива мастера спорта России около 4 лет занятий в секциях борьбы, а их сверстникам, не продемонстрировавшим при отборе подобных способностей, не менее 5 лет, что достоверно (Р<0,05) длительней (табл.).

Таблица

Временной интервал роста спортивных результатов у борцов, отобранных по различным критериям спортивного отбора в секции борьбы самбо

Спортивный результат Временной интервал выполнения (год)

Физические качества (сила, быстрота, выносливость) Уровень развития равновесия и координации Способность к овладению приемами борьбы

1 юн. разряд 1,6±4,0* 1,8±2,0* 1,5±3,0*

1 разряд 2,8±3,0* 2,4±2,0* 2,2±4,0*

КМС 4,2±4,0** 3,6±3,0** 3,6±4,0**

МС 4,8±6,0** 4,2±5,0** 4,0±5,0**

* - различия недостоверны, ** - Р<0,05.

Из результатов следует, что уровень физического превосходства некоторых молодых людей на начальном этапе отбора не может служить гарантией высоких спортивных результатов. Новички, проигрывающие при отборе своим сверстникам в развитии физических качеств, но демонстрирующие хороший уровень развития координации и равновесия, а также способность к быстрому овладению приемами борьбы, выполняют нормативы кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта России в среднем на год раньше, чем их физически более развитые на момент отбора сверстники.

Проведенные исследования позволяют автору сделать следующие выводы.

1. При отборе новичков для занятий в секциях спортивной борьбы тренерам необходимо учитывать следующие критерии: способность начинающих борцов к быстрому овладению техникой борьбы и уровень развития их координационных способностей. Исследования показывают, что именно эти особенности могут объективно влиять на динамику роста спортивных результатов молодых спортсменов.

2. Показатели физического развития юных борцов (уровень развития силы, быстроты, выносливости и т. д.), по мнению автора, не могут служить объективными критериями отбора в секцию борьбы, так как оптимальное построение тренировочного процесса у начинающих борцов позволяет нивелировать разницу в данных показателях за 1-2 года занятий.

4

Библиографический список

1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: учеб. пособие. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. 352 с.

2. Дворкин В.М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо: дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 154 с.

3. Завьялов Д.А., Заремба А.Н. Акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов самбо // Сибирский педагогический журнал Новосибирск, 2012. С. 246-252. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Система подготовки борцов международного класса: учеб пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 1995. 104 с. Миндиашвили Д.Г., Савчук А.Н., Дворкин В.М. Современные критерии отбора в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 34-35. Осипов А.Ю. Оценка состояния спортсменов на основе контроля ЭКГ // Теория и практика физической культуры. 2007. № 7. С. 46-48. Осипов А.Ю. Совершенствование технического мастерства борцов // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. 2011. № 3 (17), т.1: Психолого-педагогические науки. С. 174-176. Осипов А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 23 с.

9. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993. 302 с.

10. Туманян Г.С. Спортивная борьба. М.: ФиС, 1984,

1

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.