ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА МОЛОДЫХ БОРЦОВ САМБО И ДЗЮДО
INCREASING LEVEL OF TECHNICAL SKILLS OF YOUNG WRESTLERS OF SAMBO AND JUDO
А.Ю. Осипов A.Yu. Osipov
Молодые борцы, самбо, дзюдо, технические действия, благоприятные условия.
В статье рассматриваются вопросы повышения уровня технического мастерства юношей 13-14 лет, занимающихся борьбой самбо и дзюдо, путем внесения изменений в учебно-тренировочный процесс освоения, разучивания и отработки приемов борьбы.
Young wrestlers, sambo, judo, technical actions, favorable conditions.
The article discusses the issues referred to the increase in the level of technical skills of 13-14-year-old youths involved in sambo and judo through changes in the educational-training process of development, learning and wrestling practical techniques.
Одним из путей повышения популярности борьбы самбо как спортивного вида является совершенствование учебно-тренировочного процесса за счет увеличения двигательной активности [Осипов, 2008, с. 3]. Поскольку базовые знания о технике борьбы, а также формирование правильной структуры выполнения приемов закладываются на начальном этапе обучения, то работы, посвященные формированию и повышению уровня технического мастерства молодых и начинающих борцов, будут являться актуальными.
Одной из проблем технической подготовки борцов на начальном этапе обучения является недостаточный качественный уровень выполнения приемов борьбы. Это происходит из-за большого количества разнообразных технических действий (приемов борьбы в стойке и в партере), изучаемых молодыми борцами за относительно короткий период времени. Как отмечает Г.П. Пархомович, в России тренеры находятся в сиюминутной зависимости от результатов своих учеников, поэтому стараются обучить их всем известным приемам борьбы как можно раньше и вытолкнуть ребят на соревновательный ковер в погоне за результатом. По мнению данного автора, качественное освоение техники борьбы в юношеском возрасте отходит на второй план [Пархомович, 1993, с. 10]. На первый план у боль-
шинства тренеров выходят общая физическая подготовка и развитие морально-волевых качеств молодых спортсменов. Подобная структура спортивной подготовки молодых борцов широко используется в большинстве секций по борьбе самбо и дзюдо. В данном случае подготовка проходит по схеме «от общей подготовки к специальной», где учебный процесс строится на фоне общей физической подготовки [Агафонов, Хориков, 1998, с. 65]. Те же авторы утверждают, что, кроме общепринятого варианта, существует и подготовка по схеме «от специальной подготовки к общей». Однако данная схема практически не применяется, так как требует жесткого и повседневного контроля над ходом учебно-тренировочного процесса. Поскольку известно, что на формирование технического мастерства борцов влияет методика обучения и тренировки [Миндиашвили, Завьялов, 1995, с. 39], то проведение учебнотренировочных занятий с увеличением времени, целенаправленно отводимого на техническую подготовку за счет снижения времени, отводимого на общую физическую подготовку, формирует научную новизну исследования.
Педагогический эксперимент проводился в академии по видам борьбы им. Д.Г. Миндиашвили в течение 2011-2012 гг. Цель эксперимента -выявить преимущество той или иной схемы под-
готовки молодых борцов на этапе формирования у них основных технических действий.
В эксперименте участвовали две группы (п=12) молодых борцов самбо и дзюдо 13-14 лет. Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике спортивной подготовки (с упором на развитие общих физических качеств). Экспериментальная группа тренировалась с учетом качества выполнения изученных технических действий (приемов борьбы в стойке). К эксперименту были привлечены тренеры-специалисты в области борьбы самбо и дзюдо, судьи по данным видам борьбы, которые оценивали качество выполнения разучиваемых приемов у борцов экспериментальной группы. Время разучивания технических действий у борцов экспериментальной группы было увеличено за счет сокращения времени, отводимого на развитие общих физических качеств. К примеру, если борцы контрольной группы два раза в неделю занимались в зале ОФП по 2 часа, то занятия ОФП у борцов экспериментальной группы длились 1 час, а оставшееся время отводилось на разучивание и отработку приемов борьбы. Следует отметить, что на тренировках, проходивших у самбистов экспериментальной группы, технические действия отрабатывались не втече-
ние определенного времени, а до качественного выполнения приема всеми борцами. Длительных пауз в изучении новых технических действий данная методика не вызывала, так как индивидуальные особенности некоторых молодых спортсменов позволяли им быстрей овладеть изучаемым приемом, что позволяло расходовать больше времени остальным борцам. Эксперимент длился один учебный год, с сентября по май. В начале и в конце учебного года были проведены контрольные тесты, представляющие собой выполнение основных приемов борьбы на оценку судей в течение определенного времени. Основные результаты эксперимента представлены в таблице.
Из данных таблицы можно увидеть, что в начале эксперимента число выполненных приемов и качество их выполнения несущественно различаются у самбистов обеих групп обучения. В конце эксперимента ситуация меняется в сторону преобладания у борцов экспериментальной группы как числа проведенных технических действий, так и средней качественной оценки за их выполнение. При этом необходимо отметить, что в течение первой минуты теста борцы обеих групп демонстрируют схожие результаты, а по истечении третьей минуты различия становятся достовер-
Таблица
Время выполнения приемов (бросков через спину, плечо, бедро) в максимальном темпе борцами контрольной и экспериментальной групп в течение 3 минут
№ Тестовые показатели Результаты групп Достовер. различий
контрольная (п=12) экспериментальная (п=12)
Начало эксперимента
1 Число выполненных приемов за 1 минуту 25±3 24±2 Недостов.
2 Качество (в баллах) выполненных приемов за 1 минуту 100±8 96±4 Недостов.
3 Число выполненных приемов за 3 минуты 63±4 62±2 Недостов.
4 Качество (в баллах) выполненных приемов за 3 минуты 248±10 246±6 Недостов.
Окончание эксперимента
1 Число выполненных приемов за 1 минуту 28±5 30±4 Недостов.
2 Качество выполненных приемов за 1 минуту 112±6 118±4 Недостов.
3 Число выполненных приемов за 3 минуты 78±6 95±5 Р<0,01
4 Качество (в баллах) выполненных приемов за 3 минуты 296±4 338±6 Р<0,01
ными. По мнению автора, на фоне усталости преимущество имеют борцы, более подготовленные технически, так как выполняют приемы не за счет собственной физической силы, а используя усилия соперника.
Выводы
1. На основании полученных экспериментальных данных необходимо изменить учебнотренировочный процесс у молодых борцов самбо и дзюдо в сторону увеличения времени отводимого на техническое совершенствование приемов борьбы, и уменьшения времени, отводимого на общую физическую подготовку, что подтверждается экспериментальными данными. Борцы экспериментальной группы показали достоверно (Р<0,01) лучшие результаты как по числу выполненных приемов, так и по качеству их выполнения, чем борцы контрольной группы.
2. Общее количество времени, отводимого на овладение и техническое совершенствование
приемов борьбы, должно быть достаточным для качественного овладения техническим действием (считается, что борец владеет техникой выполнения приема, если число успешных попыток его проведения превышает 80 %).
Библиографический список
1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: учеб. пособие. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. 352 с.
2. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Система подготовки борцов международного класса: учеб. пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. 104 с.
3. Осипов А.Ю. Формирование двигательных действий начинающих самбистов на основе развития статокинетической устойчивости и выносливости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 23 с.
4. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993. 302 с.