REFERENCES
1. Bortsova, A.N. (2004), "Implementation of the concept of the correctional developing training", Organizational, technological and methodical aspects of optimization of physical training of pupils and students: Materials of a scientific and practical conference, VA Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Volgograd, pp. 90-94.
2. Klopov, A.Yu., Klopova, E.A. and Marishchuk, V.L. (2008), Moral education of cadets of military schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation, VIFK, St. Petersburg.
3. Klopova, E.A., Loginov, O.N. and Marishchuk, V.L. (2009), "About educational work with foreign cadets in higher education institution", Current problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 2, pp. 132-135.
4. Korchemny, P.A. and Laptev, L.G. (1998), Military psychology and pedagogics, Voenizdat, Moscow.
5. Loginov O.N., Stolyar, K.E. and Stolyar, L.M. (2015), "Methodical approaches on correction of level of emotional and strong-willed readiness and resistance to stress during studies on physical culture", Materials of the international scientific and practical conference. Sport and tourism: Administration and development, Institute of development of sport and education, Warsaw, pp.165-171.
6. Kokorev, D.A., Vyprikov, D.V., Vezenitsyn, O.V. and Bodrov, I.M. (2016), "Technique of use of functional all-round (CrossFit) in the course of physical training of students", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 16-18.
7. Simina, T.E. (2015), "Training in swimming of students with use of innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 12 (130), pp. 193-197.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2017
УДК 796.052
ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Анатолий Анатольевич Лукин, старший преподаватель,
Евгений Владимирович Готовцев, кандидат педагогических наук, доцент,
Геннадий Петрович Галочкин, кандидат педагогических наук, профессор,
Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронеж
Аннотация
В статье отмечается большая роль в исходе соревнований тактической подготовки спортсменов, которая наукой еще недостаточно изучена и освещена в литературе. Авторами предложено в терминологию спортивной тренировки ввести понятие тактической грамотности, чтобы не отождествлять грамотность и мастерство спортсмена. Термин «грамотность» шире, чем мастерство, которое входит, как компонент, в понятие грамотности. Указаны средства и методы для расширения базы тактической грамотности, связь тактики и техники. Отмечено, что наибольший эффект при обучении тактической грамотности спортсмена дает метод заданий. Приведен апробированный комплекс заданий по обучению самбистов различным тактическим действиям, дающим положительные результаты в практической работе со спортсменами.
Ключевые слова: обучение, тактика, грамотность, тактическая грамотность, база тактической грамотности, метод заданий, комплекс заданий по обучению тактическим действиям.
TACTICAL LITERACY TRAINING AT ATHLETES
Anatoly Anatolyevich Lukin, the senior teacher, Evgeny Vladimirovich Gotovtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gennady Petrovich Galochkin, candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Technical University, Voronezh
Annotation
The article notes a large role in the outcome of the competition of the tactical training of athletes, which has not sufficiently investigated yet and highlighted in the literature. The authors suggest the
terminology of athletic training is to be introduced with the concept of tactical literacy not to identify the literacy and the skill of the athlete. The term "literacy" is broader than skills, which is included as a component in the concept of literacy. The article provided the tools and methods for expansion of the tactical literacy, communication of tactics and techniques. It is noted that the greatest effect when training to the tactical athlete literacy gives a method of tasks. It has given the approved complex of tasks for training of athletes of different tactical actions, showing the positive results in the practical work with athletes.
Keywords: training, tactics, skills, tactical awareness, tactical base of literacy, method, tasks, complex tasks for training tactical action.
ВВЕДЕНИЕ
Нет необходимости доказывать, какую роль в исходе соревнований играет обучен-ность тактической подготовки спортсменов и сборных команд в любом виде спорта. Чтобы стать спортсменом высокой квалификации необходимо в достаточной степени не только развить физические и волевые качества, владеть техникой, но и важно овладеть тактикой своего вида спорта.
Многолетняя работа со спортсменами сборных команд ВИСИ-ВГАСА-ВГАСУ-ВГТУ и Воронежской области привела нас к необходимости их постоянному обучению тактической грамотности и введению этого понятия в терминологию спортивной подготовки.
Термин «грамотность» имеет широкое понятие и используется во многих областях: литературная грамотность языка, политическая грамотность, техническая грамотность и др. [1, с. 245-246]. Этот термин считаем нужным применить и в области спорта, в связи с его прогрессирующим развитием во всем мире и возрастающей конкуренцией в видах. Введение этого термина не позволит отождествлять понятие грамотности спортсмена с его мастерством, что сегодня наблюдается на практике. Понятие грамотности шире, чем мастерство, которое входит в содержание спортивной грамотности, как ее составляющий компонент.
Считаем, что в области спорта под тактической грамотностью следует понимать степень овладения знаниями, умениями и навыками, которые получены спортсменом по тактике в конкретном виде спорта в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований и рационально им используются в соревнованиях и единоборствах разного уровня для достижения поставленной цели и нужных результатов [3, 4].
Ярким примером высокой степени владения знаниями, умениями и навыками тактической грамотности до сих пор является великий русский борец, профессионал, заслуженный мастер спорта Иван Поддубный, становившийся 40 раз непобедимым чемпионом мира по борьбе на поясах, классической и французской. Ни один борец мира не смог его победить. Он каждый раз, выходя бороться на ковер с сильнейшими борцами мира, оправдывал присвоенное ему мировое признание как «чемпион чемпионов», «русский богатырь» [1, с. 109]. Высокой степенью знаний, умений и навыков в спортивном и боевом разделах самбо владели непререкаемые авторитеты самбо, заслуженные мастера спорта и заслуженные тренеры СССР А.А.Харлампиев и Е.М.Чумаков, воспитавшие целую плеяду спортсменов и тренеров высокой квалификации. [3, с. 21-22].
Большая роль в воспитании тактической грамотности спортсменов, несомненно, пренадлежит тренеру, который должен правильно поставить процесс обучения тактике с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, всячески поощьрять его стремления к самостоятельному принятию решений для правильного выхода из возникающих сложных ситуаций в соревнованиях.
Цель исследования - установить понятие тактической грамотности и ее место в области спорта.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и сравнение понятий грамотности и мастерства спортсмена.
2. Установить средства и методы обучения тактической грамотности.
3. Определить базу тактической грамотности.
4. Разработать, апробировать и оценить комплекс заданий по обучению самбистов тактической грамотности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ литературы по спортивной борьбе показал, что не все ее специалисты одинаково определяют и оценивают понятия тактики, тактической грамотности и ее обучения.
Так, А.А. Харлампиев (1958) считает, что тактика борьбы самбо в основном является искусством применения техники данного вида спорта в конкретных условиях схватки, а также рационального планирования соревнования в целом и каждой схватки в отдельности.
При обучении тактической грамотности предлагает спортсменам давать больше различных практических заданий и меньше теоретических знаний, обосновывая это тем, что на одних знаниях не обучишь борца умению проводить приемы борьбы.
A.Н. Ленц (1964) указывает, что тактика борьбы - это наиболее целесообразное использование своих технических, физических и волевых возможностей в конкретно сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в соревнованиях. Тактическое мастерство борца неразрывно связано с его технической, физической и волевой подготовкой.
Совершенствование тактического мастерства в свою очередь вызывает освоение новых технических действий и элементов.
B.М. Андреев, Е.М. Чумаков (1967) отмечают, что основным методом тактической подготовки борцов, является метод заданий. Перечень заданий для занимающихся составляет тренер с учетом всех встречающихся разновидностей тактики ведения схватки (например, маскировать свои планы и действия, навязывать свою тактику противнику, внезапно атаковать, утомить противника и др.). Е.М. Чумаков (1976) считает, что тактика -это искусство и одновременно наука и представляет собой своеобразный сценарий предстоящих соревнований, схваток.
При обучении тактике есть посыл на обучение тактической грамотности (знаний, умений и навыков), а не только мастерства спортсмена, являющегося компонентом грамотности. Н.М. Галковский и А.З. Катулин (1968) отмечают, что тактика спортивной борьбы есть умелое использование технических, физических и волевых возможностей с учетом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации в схватке на соревнованиях. Техника является основным средством тактики и в значительной мере определяет тактику борца. При обучении тактике делают акцент на развитие тактического мастерства. А.П. Купцов (1978) в понятии тактики не отмечает посыла на обучение тактической грамотности, ее значения и места при обучении. Указывает зависимость тактики от мастерства борца, его квалификации (разряда), определяющего почерк и стиль борьбы.
Тактический арсенал грамотности приобретается спортсменом постепенно в результате теоретических и практических занятий [3].
Большую пользу приносит разбор тактики конкретных противников, с которыми спортсмену предстоит встретиться на ближайших соревнованиях. На таких разборах с участием борцов и тренера намечаются средства и методы нейтрализации сильных сторон противника и пути и средства достижения победы над ним.
Основными средствами тактики для решения поставленных тактических задач являются высокая техника, физическая и волевая подготовка.
Любое тактическое действие необходимо спортсмену сознательно изучить, отработать и многократно повторять с разными партнерами, чтобы добиться прочности навыка и автоматизма его проведения в соревнованиях. Тактика тесно связана с техникой [3, 4]. Эта связь и обеспечивает повышение результативности участия спортсменов в соревнованиях [2].
В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина, Ф.В. Емельяненко отмечают, что чем лучше спортсмен-самбист владеет тактикой, тем у него больше возможностей применить свои
наработанные технические действия в поединке с любым соперником и при этом он добивается большего эффекта при меньшей затрате сил и энергии [5, с. 83].
Обучение тактической грамотности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях следует начинать с раннего возраста, сначала теоретическим методом, а затем практическим путем дачи заданий, постоянно уделяя ему большее внимание. Но, к сожалению, до настоящего времени многие аспекты тактической подготовки наших спортсменов еще наукой недостаточно разработаны и освещены в литературе, что сказывается на результатах обучения тактической грамотности и отставания даже некоторых наших ведущих спортсменов и сборных команд от современного уровня развития спорта (например, футболистов, теннисистов, пловцов, регбистов).
Повышение тактической грамотности должно проходить до тех пор, пока спортсмен действующий и участвует в соревнованиях.
На соревнованиях всегда возникает множество одних и тех же ситуаций, которые уже знакомы спортсменам по прошлому опыту участия в них. Каждая из возникших ситуаций требует принятия правильных тактических решений. Поэтому, накопление знаний и опыта принятия правильных тактических решений будет являться расширением базы тактической грамотности спортсмена и команды в целом. Эта база будет тем лучше, чем больше будет предварительная обученность тактическим действиям. Наибольший эффект в обучении спортсменов тактическим действиям дает метод заданий [3, с.165].
Ниже приводим, на примере самбистов, некоторые примерные задания из 97 разработанных нами по обучению различным тактическим действиям, а, следовательно, и увеличению арсенала тактической грамотности.
A. Задания на подготовку к броскам и их проведение.
Все самбисты разбиваются на пары, примерно в своих весовых категориях. Одному борцу дается задание провести определенный бросок, предварительно подготовив его проведение выведением противника из равновесия в нужном направлении. Через 10-12 минут это же задание выполняет другой борец.
1. Сбить на одну ногу и провести один из следующих бросков (переднюю подсечку, переднюю подножку, бросок с захватом руки на плечо, подхват).
2. Сбить на носки и провести один из бросков (захватом руки на плечо, под плечо, переднюю подсечку в колено, бросок через голову, подхват, «мельницу».
3. Сбить на пятку и провести один из бросков (боковую подсечку, зацеп стопой, броски с захватом пятки).
4. Сбить на пятки и провести один из бросков (зацеп изнутри, заднюю подножку, подсечку изнутри, отхват, бросок через голову, захватом двух ног).
5. Провести заведение и один из бросков (захватом руки на плечо, подсечку изнутри, «мельницу», переднюю подножку).
6. Провести поворот противника и один из бросков (заднюю подножку, бросок через грудь).
7. Вызвать отставление ноги противника и провести один из бросков (заднюю подножку, «мельницу», бросок рывком за пятку изнутри).
8. Осадить на одну ногу и провести один из бросков (заднюю подножку, отхват, заднюю подножку с захватом ноги снаружи).
9. Осадить на две ноги и провести один из бросков (захватом двух ног, «ножницы», зацеп стопой, зацеп изнутри).
Б. Задание на сгибание противника.
Противник стоит в прямой стойке. Борцу дается задание перевести его в положение согнутой стойки, т. е. сильно наклонить вперед.
Выполняется задание путем попыток захватить ноги противника или его пояс куртки спереди.
B. Задание на выпрямление противника.
Противник стоит в согнутой стойке, сильно наклонив туловище вперед.
Другому борцу дается задание выпрямить противника путем попыток захватить его голову под свое плечо, пояса куртки на спине, ног (ноги) или осаживанием рывком вперед и вниз.
Г. Задания на изменение стойки противника.
1. Если противник стоит в одноименной стойке, то, чтобы его перевести в разноименную, нужно атаковать впереди стоящую ногу и добиться ее отставления назад.
2. Если противник стоит в разноименной стойке, то, чтобы его перевести в одноименную, нужно атаковать впереди стоящую ногу и добиться ее отставления назад.
Задача по отставлению противником впереди стоящей ноги назад выполняется путем проведения передней подсечки, подсечки изнутри или захвата ноги рукой (руками).
Д. Задание на разрыв сковывающих захватов.
Выполняется за счет освобождения от захватов рывком, выкручиванием и сбиванием.
Е. Задание на провоцирование передвижения противника по ковру, когда он стоит на месте.
Выполняется за счет рывков, толчков, выведений из равновесия, собственных передвижений вперед, назад, в стороны относительно противника.
Ж. Задания на привитие борцу навыков выработки тактики при изменении ситуации на ковре.
1. Провести схватки с переменой партнеров. Тренер распределяет борцов на тройки - пятерки и между ними по круговой системе проводятся вольные схватки продолжительностью 4-5 минут. Между сменами партнеров для передышки и восстановления сил дается борцам отдых от 30 с до 3 минут, в зависимости от их физической и функциональной подготовленности.
2. Провести схватки с завязанными глазами.
3. Провести схватки на коврах различной твердости, жесткости и упругости.
4. Провести схватки с борцами различного роста, веса и телосложения.
5. Провести схватки с борцами различного стиля борьбы («силовиками», «темпо-виками», «спуртовиками», «партеристами»).
6. Провести схватки с борцами своего веса на разных дистанциях (ближней, дальней, вплотную).
7. Провести схватки с нестандартными захватами.
З. Задания на преследование противника после бросков.
1. Провести бросок через бедро и немедленно преследовать противника проведением болевого приема на руку перегибанием локтя или удержания, используя кратковременный эффект воздействия ускорений на организм борца при падении.
2. Провести бросок с захватом двух ног и немедленно преследовать противника проведением болевого приема на ногу ущемлением ахиллова сухожилия.
3. Провести бросок через голову с упором стопой в живот и немедленно преследовать противника удержанием верхом.
И. Задание на выжидание удобных динамических ситуаций для проведения технических действий.
Одному борцу дается задание вести в стойке свою борьбу, другому - быть предельно внимательным к действиям противника и выжидать момента, когда в схватке появится удобная динамическая ситуация. Как только такая ситуация появится, то надо немедленно атаковать противника приемом, подходящим к возникшей динамической ситуации.
Удобными динамическими ситуациями для проведения технических действий могут быть напор или тяга противника, скрещивание ног, прыжки по ковру, перенос центра тяжести тела на одну из ног.
К. Задания на утомление противника.
1. Утомить противника воздействием ускорений. Периодическими рывками, толчками и повторами не давать противнику проводить активные действия в схватке, держа его в постоянном напряжении. Рывки и толчки лучше осуществлять сериями по 15-20 с.
2. Заставить противника, чтобы его мышцы стали больше работать в статическом режиме, используя сковывающие захваты, нагружение противника весом своего тела, борьбу в положении лежа.
Л. Задания на внезапность атаки.
Неожиданные атаки для противника часто заставляют его врасплох и не дают возможности провести эффективной защиты.
1. Начать атаку сразу после свистка арбитра.
2. Внезапно нырнуть под плечо противника, захватить его ноги, резко разогнуть спину, одновременно вынося влево или вправо от себя обе ноги противника, и бросить его на ковер.
3. Внезапно провести зацеп снаружи сзади одноименной ноги противника («кочерыжку»).
4. Внезапно провести «вертушку».
5. Внезапно провести «ножницы».
Проведение этих бросков описано и показано на рисунках в работе [4, с. 14-16].
М. Задания на проведение контрприемов от бросков.
Одному борцу дается задание провести определенный бросок, другому - контрприем от него.
Примеры контрприемов от основного варианта броска изложены в работе [4, с. 17].
H. Задания на способы тактической подготовки проведения технических действий.
I. Подавить техникой (одним приемом, разнообразными).
2. Подавить тактикой (непрерывных атак, эпизодических).
3. Подавить физическим превосходством (силой, быстротой, выносливостью, ловкостью, гибкостью).
4. Подавить волевыми качествами (настойчивостью, смелостью, решительностью, выдержкой, инициативностью).
5. Применить маневрирование (по ковру, по отношению к противнику, стойкой, позой, захватами).
6. Применить маскировку (вызовом, угрозой, повторной атакой, двойным обманом, сковыванием, ложными рывками и толчками).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных научно-теоретических исследований установлено, что термин «грамотность» имеет широкое понятие и используется во многих областях: литературная грамотность языка, политическая грамотность, техническая грамотность и др.
Например, в настоящее время ставится задача по обучению всего населения компьютерной грамотности. Авторы статьи считают нужным применить этот термин и в области спорта, что должно нацелить тренеров и преподавателей вузов на повышение качества (степени) обучения тактической грамотности спортсменов, а не только на подготовку мастеров спорта и разрядников, что сегодня наблюдается на практике и приносит заметное отставание в тактической грамотности некоторых даже ведущих наших спортсменов и сборных команд от современного уровня развития спорта. Установлены методы и средства обучения тактической грамотности спортсменов, определена база тактической грамотности, разработан и апробирован комплекс заданий по обучению тактической грамотности самбистов, дающий положительные результаты на практике.
Самбисты университета - лидеры в развитии самбо в области. В секции самбо уже воспитано 43 Мастера спорта, 5 Мастеров спорта международного класса, 2 победителя
первенства Европы и 2 чемпиона Мира среди студентов [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 7 / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - С. 245-246.
2. ВИСИ - ВГАСУ: САМБО. ПЕРСОНАЛИИ : справочник - альбом спортсменов, достигших результатов выше областного уровня за 70 лет 1947-2017 / сост. Г.П. Галочкин, А. А. Лукин ; под общей ред. Г.П. Галочкина ; Воронежский гос. технич. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2017. - 43 с.
3. Галочкин, Г.П. Система подготовки самбистов в ВИСИ - ВГАСУ : монография / Г.П. Галочкин ; Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2010. - 408 с. - ISBN № 978-589040-289-9.
4. Обучение тактической грамотности студентов, занимающихся борьбой самбо : методические рекомендации / сост. Г.П. Галочкин ; Воронеж. гос. арх. строит. ун-т. - Воронеж : [б. и.], 2009. - 35 с.
5. Шестаков, В.Б. Самбо - наука побеждать. Теоретические и методические основы подготовки самбистов : учебное пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина, Ф.В. Емельяненко. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 224 с. - ISBN 978-5-373-04863-7.
REFERENCES
1. Ed. Prokhorov, A. M. (1972), Great Soviet encyclopedia, Soviet encyclopedia, Moscow, Vol. 7, pp. 245-246.
2. Galochkin G.P. and Lukin, A.A. (2017), VISI- VGASU: SAMBO. PERSONALITIES : guide -album-athletes achieved above the regional level for 70 years 1947-2017, VGTU, Voronezh.
3. Galochkin, G.P. (2010), System of preparation of sportsmen in VISI - VGASU : monograph, Voronezh, ISBN 978-5-89040-289-9.
4. Ed. Galochkin, G.P. (2999), Training tactical literacy of students engaged in struggle of Sambo-wrestling : guidelines, Voronezh.
5. Shestakov, V.B., Eregina, S.V. and Emelyanenko, F.V. (2012), Sambo - the science of winning. Theoretical and methodical bases of preparation of athletes : textbook, OLMA Media Group, Moscow, ISBN 978-5-373-04863-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2017
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, Московский архитектурный институт, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
Проблема силовой подготовки подрастающего поколения всегда представлялась, как одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике физического воспитания. В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция в снижении уровня развития качества силы у современных старшеклассников. Современные научные исследования по вопросам повышения эффективности педагогического процесса по предмету «Физическая культура», обосновывают положения о целесообразности включения в физическую подготовку старшеклассников нетрадиционных систем физического воспитания, включая, в том числе, и атлетическую гимнастику.