между представителями одного пола (мужчинами или женщинами), но занимающимися и не занимающимися спортом. Следовательно, спорт может оказывать весьма значительное влияние на процесс гендерной социализации личности.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показало, что уровень гендерной дифференциации в спорте является сниженным по отношению к людям, не занимающимся данным видов деятельности. Это согласуется с данными некоторых авторов, которые утверждают, что в среде профессиональных российских спортсменов существенных гендерных различий не обнаружено [4]. Имеет смысл согласиться с тем, что в спорте более адаптивными оказываются маскулинные модели поведения, которые усваивают не только юноши, но и девушки, занимающиеся спортом [3, 5]. В связи с этим, специалистам необходимо направить свои усилия на разработку программ по нивелированию негативных аспектов маскулинизации личности женщины в спорте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Т.Ф. Современные представления о научных основах спортивной тренировки женщин / Т.Ф. Абрамова, Н.Н. Озолин // Сборник научных трудов ВНИ-ИФКа. - М., 1993. - С. 183-194.
2. Врублевский, Е.П. Современный женский спорт : проблемы и перспективы : монография / Е.П. Врублевский, В.В. Балахничев ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2007. - 145 с.
3. Горская, Г.Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности / Г. Б. Горская // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8.
- С. 47-49.
4. Родоманова, С.С. Социально-педагогические проблемы гендерных отношений в спорте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Родоманова С.С. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 25 с.
5. Пархоменко, Е.А. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пархоменко Е.А. ; Кубанский гос. ин-т физ. культуры. - Краснодар, 2002. - 22 с.
6. Haamer, S. Girls in sports. Aggressive and feminine / S. Haamer. - California, Los Angeles, 1979. - 120p.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:796.01 ТОЧНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ
Екатерина Виталиевна Зефирова, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,
механики и оптики (СПбГУ ИТМО)
Аннотация
В статье отражен способ научного прогнозирования по психологическим критериям. Проверяется точность психологического прогнозирования спортивной успешности единоборцев в сравнении с точностью прогнозирования по физическим критериям.
Ключевые слова: психологические свойства, критерии прогнозирования, целеустремленность, высокий уровень притязаний, концентрация внимания, пластичность, эмоциональная устойчивость, высокий темп реакций.
ACCURACY OF THE PSYCHOLOGICAL FORECASTING OF PERFORMANCE SUCCESS FOR SINGLE COMBAT SPORTSMEN Ekaterina Vitaliewna Zefirowa, the senior lecturer,
St.Petersburg State University of information Technologies, Mechanics and Optics
Annotation
The article shows a method of scientific prediction by using psychological criteria. The accuracy of psychological prediction of single combat sportsmen’s sporting success comparing with the accuracy of prediction that is based on the physical criteria is verified.
Keywords: psychological properties, criteria of forecasting, purposefulness, high level of claims, concentration of attention, plasticity, emotional stability, high rate of reactions.
В результате ранее проведенных исследований (Зефирова Е.В., 2008) был выявлен состав таких свойств личности, которые можно использовать в качестве психологических критериев для прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев и методики их исследования.
При психологическом прогнозировании результатов юных спортсменов-единоборцев в возрасте от 15 лет необходимо ориентироваться на состав следующих психологических спортивно важных качеств личности:
Спортивно важные качества Оптимальный уровень
Целеустремленность Высокий
Уровень притязаний Высокий
Концентрация внимания Высокий
Самостоятельность и инициативность Высокий
Доминантность Высокий
Пластичность Высокий
Сила торможения Высокий
Мотивация достижения успеха Высокий
Умение находить логические связи Высокий
Смелость и решительность Высокий
Ценность интересной работы Высокий
Эмоциональная устойчивость Высокий
Темп реакций Высокий
Ценность активной, деятельной жизни Высокий
Ценность материальной обеспеченности Высокий
Разрыв уровня притязаний и самооценки Низкий
Тревожность Средний
Направленность на себя Средний
Физическая агрессия Средний
Самооценка личности Средне-высокий
Примечания:
1). Жирным шрифтом выделены те психологические свойства, которые целесообразно
учитывать в первую очередь.
2). Свойства перечислены в порядке убывания силы их влияния на спортивную результативность (за исключением последних 4-х, так как у них обнаружена нелинейная связь).
3). Баллы указаны в соответствии с нормативными уровнями методик, которые использовались в данном исследовании.
Для диагностики спортивно важных качеств будущих единоборцев, которые следует подвергать диагностики в первую очередь можно использовать следующий пакет методик для определения целеустремленности, уровня притязаний, концентрации внимания, пластичности, эмоциональной устойчивость и темпа реакций:
Спортивно важное качество личности Методика, автор Баллы
Целеустремленность Модифицированный вариант «Методики самооценки волевых качеств спортсменов» Н.Б. Стамбуловой 35-50
Уровень притязаний «Методика изучения самооценки личности» Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 75-100
Концентрация внимания «Методика измерения свойств интеллекта» Р. Амтхауэра 6-13
Пластичность «Методика изучения свойств темперамента» Э. Бренгельман -Л. Бренгельман 12-23
Эмоциональная устойчивость «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса - Ранге 150-199
Темп реакций Методика изучения свойств темперамента» Э. Бренгельман - Л. Бренгельман 14-22
В процессе многолетних занятий тем или иным видом спорта складывается динамическая структура психических явлений. Эта специализированная психическая структура и обеспечивает результативность деятельности спортсменов. (Н.Б. Стамбу-лова Н.Б., 2002). Психические явления этой специализированной динамической психологической структуры (качества психических функций - психологические свойства) отличаются определенной устойчивостью. Именно поэтому они могут использоваться в качестве критериев научного прогнозирования результатов спортивной деятельности. Она может выступать в качестве модели при спортивном прогнозировании.
Сказанное, говорит о том, что при разработке концепции психологопедагогического долгосрочного прогнозирования в отношении отдельного спортсмена, прежде всего, необходимо осуществить отбор психологических свойств спортсменов, которые могут выступить в качестве критериев такого прогнозирования. При отборе таких свойств необходимо учитывать: их связь с показателями успешности спортивной деятельности (это главное требование); их устойчивость; и их внутренние взаимосвязи.
На основании психологических спортивно важных качеств можно вычислить индекс индивидуальной прогностической спортивной успешности (ИИПСУ) для различных видов спорта.
Использование полученных результатов прогнозирования требует специальных исследований для проверки эффективности прогноза в процессе педагогической деятельности тренеров.
Однако в практической работе по прогнозированию результативности единоборцев состав свойств, которые могут выступать в качестве критериев прогноза, уже определен - целеустремленность, уровень притязаний, концентрация внимания, пластичность, эмоциональная устойчивость (в средних значениях) и быстрый темп реакций. Использовалась формула прогноза (ИИПСУ), которая предложена А.Н. Николаевым (2008). Она отличается определенной простотой:
х г
ИИПСУ = ----------,
п
где
К - значение выраженности того или иного психологического свойства (в стандартных баллах - в стенах);
г, - коэффициент корреляции между показателями психологического свойства и успешности деятельности;
п - число свойств, включенных в процесс прогнозирования (в данном случае такое число равно 6-ти).
Для оценки эффективности прогнозирования единоборцев на начальном этапе их обучения использовались критерии, предложенные А.С. Сосниным (1980): количе-
ство единоборцев, выполнивших нормы 3-го юношеского разряда; количество спортсменов, выполнивших нормы 2-го юношеского разряда; количество перспективных борцов (по оценке тренера); отсев из секции; количество травм, полученных во время тренировки и соревнований.
Значения всех показателей представляются в процентах.
В исследовании сравнивались между собой три группы испытуемых:
- контрольная группа, в которой прогнозирование не проводилось вообще;
- экспериментальная № 1, здесь предполагаемая результативность спортсменов осуществлялась по данным прогнозирования, выполненного традиционно, на основе оценки физических качеств (будет успешным спортсменом - неуспешным);
- экспериментальная № 2, здесь предполагаемая результативность спортсменов осуществлялась по данным прогнозирования, выполненного на основе оценки психологических качеств, по психологическим критериям, по приведенной выше формуле; в этой группе данные прогнозирования учитывались лишь в отношении единоборцев получивших баллы выше среднего - выше 5,6 балла.
Прогнозирование производилось в сентябре. Его результаты оценивались в июне (по его адекватности). Результаты изучения эффективности использования психологических критериев прогнозирования результативности юных единоборцев по физическим характеристикам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность прогнозирования результативности новичков в секции едино-
борств по физическим критериям (в %; в скобках - количество спортсменов)
Успешность спортивной деятельности К Э 1 Ф Крит. X2 Р
Да Нет Да Нет
Нормы 3-го разряда 13,6 (3) 86,4 34,8 (8) 65,2 11,92 0,001
Нормы 2-го разряда 8,7 (2) 91,3 26,1 (6) 73,9 10,01 0,001
Число перспект. борцов 4,3 (1) 95,7 13,0 (3) 87,0 5,21 0,05
Отсев из секции 40,9 (9) 59,1 21,7 (5) 78,3 8,37 0,01
Количество травм 13,6 (3) 86,4 4,6 (1) 95,4 6,11 0,05
Примечания: К - контрольная группа, где прогнозирование вообще не осуществлялось. Э 1 Ф - экспериментальная группа № 1 (прогнозирование по физическим качествам).
Как следует из таблицы 1, прогнозирование результативности спортсменов-единоборцев по критериям физических качеств является довольно эффективным. По сравнению с контрольной группой, спортсмены, результативность которых прогнозировалась по физическим критериям, показали более хорошие результаты. Единоборцы, результативность которых прогнозировалась по физическим критериям, в большем проценте случаев выполнили нормы третьего юношеского разряда (в 2,3 раза). Среди них гораздо больше (в 2,7 раза) спортсменов, выполнивших нормы второго юношеского разряда. Среди единоборцев, которых тренеры оценивали, как перспективных в будущем спортсменов на основании оценки физических качеств, гораздо больше таких («перспективных»; которые в дальнейшем могут показать довольно высокие результаты) через год и оказалось (процент выше в 3 раза). Спортсмены, результативность которых прогнозировалась на основании выраженности у них физических характеристик, гораздо реже уходят из спортивной секции (на 14,3 %). Кроме того, у них в 3,2 раза меньше спортивных травм.
Для оценки эффективность психологического прогнозирования, спортсмены, которые вошли в экспериментальную группу (№ 2), сравнивались со спортсменами, которые не проходили никакого прогнозирования и единоборцами, результативность которых определялась на основании оценки физических характеристик.
Результаты сравнительного анализа показателей спортивной подготовленности единоборцев, прошедших психологическое прогнозирование свидетельствуют, что по всем показателям единоборцы экспериментальной группы очень существенно опережают спортсменов, совсем не проходивших никакого прогнозирования.
Таблица 2
Эффективность прогнозирования результативности единоборцев по психологи_________ческим критериям (в %; в скобках - количество спортсменов)_____________
Успешность спортивной деятельности К Э 2 П Крит. X2 Р
Да Нет Да Нет
Нормы 3-го разряда 13,6 (3) 86,4 52,2 (12) 47,8 32,65 0,001
Нормы 2-го и 1-го разряда 8,7 (2) 91,3 26,1 (4+2) 73,9 10,01 0,01
Число перспект. борцов 4,3 (1) 95,7 13,0 (3) 87,0 5,21 0,05
Отсев из секции 40,9 (9) 59,1 4,3 (1) 95,7 39,25 0,001
Количество травм 13,6 (3) 86,4 4,3 (1) 95,7 6,11 0,05
Примечания: К - контрольная группа, где прогнозирование вообще не осуществлялось. Э 2 П - экспериментальная группа № 2 (прогнозирование по психологическим свойствам).
Прошедшие психологическое прогнозирование результативности единоборцы и получившие высокие значения оценок прогноза значительно чаще выполняют нормы третьего (в 3,6 раза) и второго (в 2,7 раза) разрядов. По оценкам тренеров, среди них гораздо выше процент перспективных спортсменов (в 3,2 раза). Среди них существенно меньше процент лиц, покинувших секцию (в 8,4 раза). Также спортсмены, получившие высокие значения оценок прогноза по психологическим критериям, отличаются меньшим травматизмом (в 3,2 раза).
Сравнительный анализ степени спортивной подготовленности единоборцев, прошедших прогнозирование и получивших высокие оценки по физическим и психологическим критериям показывает, что психологическое прогнозирование показывает, несколько более высокую степень прогностичности спортивной результативности.
По сравнению с единоборцами, прошедшими прогноз результатов по физическим характеристикам, единоборцы, высоко прогнозируемые по психологическим критериям, показали более высокий уровень спортивной подготовки, судя по количеству спортсменов, выполнивших нормы третьего разряда (в 1,6 раза). Кроме того, участники экспериментальной группы № 2 (результаты прогнозировались по свойствам личности) очень редко покидают спортивные секции (по сути, выбыл один человек, то есть, реже в 5 раз).
Учитывая то обстоятельство, что вопрос о выборе критериев прогнозирования результативности единоборцев является принципиально важным, желательно не ограничиваться расчетом достоверности различий спортивной успешности между тремя группами испытуемых лишь по непараметрическим показателям. Есть возможность обратиться к параметрическим показателям спортивной успешности (таблица 3). Данные, отражающие различия у трех групп испытуемых отражены в таблице 3.
Таблица 3
Эффективность прогнозирования соревновательной успешности единоборцев
по физическим и психологическим критериям, (п = 22 и 23)
Статистические критерии Экспериментальные группы
К (п = 22) Э 1 Ф (п = 23) Э 2 П (п = 23)
Х 2,91 3,52 3,92
8 0,34 0,15 0,12
V (в %) 11,7 4,3 3,1
1 (К / Э 1 Ф) 1,60; р < 0,11
1 (К / Э 2 П) 2,78; р < 0,01
1 (Э 1 Ф / Э 2 П) 2,08; р < 0,05
Примечания: К - контрольная группа, где научно-практическое прогнозирование вообще не осуществлялось. Э 1 Ф - экспериментальная группа № 1 (прогнозирование по физическим качествам). Э 2 П - экспериментальная группа № 2 (прогнозирование по психологическим качествам).
Как следует из таблицы 3, определенной точностью отличаются как прогнозы результативности единоборцев, выполненные на основании интегральной оценки вы-
раженности физических спортивно важных качеств, так и психологических. Однако прогнозирование результативности единоборцев по физическим критериям менее эффективно, по сравнению с прогнозированием по психологическим критериям. Если эффективность, а, соответственно, и точность прогноза по физическим критериям составила 89%, то эффективность прогноза по психологическим критериям - 99%.
Таким образом, научное прогнозирование, осуществляемое на основе психологических критериев, имеет преимущество перед традиционным прогнозированием (по физическим критериям). Единоборцы, высокие результаты которых прогнозировались по психологическим критериям, в большей мере оправдали эти прогнозы: среди них достоверно выше процент выполнения нормативов спортивных разрядов и меньший процент прекративших заниматься единоборствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зефирова, Е.В. Совершенствование методики отбора самбистов / Е.В. Зефи-рова // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов. Вып. 12 / под ред. А.Н. Николаева ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - С. 99-103.
2. Николаев, А.Н. Конспект лекций : спортивная психология / А.Н. Николаев ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
- СПб. : [б.и.], 2008. - 33 с.
3. Серова, Л.К. Психологические основы отбора в игровых видах спорта : ав-тореф. ... дис. д-ра психол. наук / Серова Л.К. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1999. - 44 с.
4. Соснин, А.С. Методы совершенствования психологической подготовленности и специальной работоспособности у борцов самбо и карате : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Соснин А.С. ; Киевский гос. ун-т. - Киев, 1980. - 22 с.
5. Стамбулова, Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена / Н.Б. Стамбулова // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - С. 64-72.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:34.01
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Людмила Евгеньевна Киселева, адъюнкт,
Академия управления МВД России (АУ МВД России), г. Москва
Аннотация
В статье изложены результаты исследования, направленного на изучение лидерства руководителей горрайорганов внутренних дел и разработку психолого-педагогической модели развития их лидерских качеств в процессе профессионально-психологической подготовки.
Ключевые слова: руководитель, лидер, лидерские качества, профессиональнопсихологическая подготовка, модель развития, профессионально-психологический тренинг, коучинг.