определен (см. табл. 1). Ими являются целеустремленность, уровень притязаний, концентрация внимания, пластичность, эмоциональная устойчивость и быстрый темп реакций.
Зефирова Е.В.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ
Санкт-Петербургский научно исследовательский университет ИТМО,
zef.e.w@mail.ru
Долгосрочный прогноз успешности выступлений спортсменов направлен на их отбор и спортивную ориентацию, помогает в планировании и служит оптимизации учебно-тренировочного процесса, помогает осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в работе со спортсменами. При спортивном отборе именно на психологические и, особенно на устойчивые качества следует ориентироваться в первую очередь, так как они, определяя спортивную успешность, не развиваются в этой деятельности.
Если по морфологическим и физиологическим критериям система спортивного прогнозирования в различных видах спорта относительно отработана, то, по психологическим, практически даже не начиналась. По единоборствам отсутствуют даже психоспортограммы спортсменов.
Для определения критериев, особенностей и требований прогнозирования, нужно выявить комплекс необходимых для спортивной успешности психологических свойств, которые, как предполагалось, могут выступить критериями прогнозирования. Кроме того, необходимо определить особенности взаимосвязей этих свойств, чтобы они не противоречили друг другу. В данном случае, к числу психологических свойств для прогнозирования успешности и отбора будущих единоборцев необходимо включить:
- в первую очередь:целеустремленность, уровень притязаний, концентрацию внимания, пластичность, эмоциональную устойчивость, темп реакций;
- во вторую очередь - самостоятельность, мотивацию достижения успеха, смелость и ценностную ориентацию «интересная работа».
Задача нашего исследования: определить степень адекватности
психологического прогнозирования спортивной успешности начинающих единоборцев.
В исследовании сравнивались между собой три группы испытуемых:
- контрольная группа - прогнозирование не проводилось,
- экспериментальная группа № 1 - прогнозирование по физическим качествам,
- экспериментальная группа № 2 - прогнозирование на основе оценки психологических качеств (учитывались данные у единоборцев, получивших баллы выше среднего - выше 5,6 балла).
Для оценки эффективности прогнозирования спортсменов использовались критерии, предложенные А.С. Сосниным: количество спортсменов, выполнивших нормы 1-3-го разряда, число перспективных борцов, отсев из секции, количество травм.
Как свидетельствуют данные, определенной точностью отличаются как прогнозы результативности единоборцев, выполненные на основании интегральной оценки выраженности физических спортивно важных качеств, так и психологических. Единоборцы, прошедшие психологическое прогнозирование, существенно опережали спортсменов не проходивших прогнозирование. Число единоборцев экспериментальных групп, выполнивших нормативы спортивных разрядов в 2,4 раза превышают число спортсменов из контрольной группы. Среди них гораздо выше процент перспективных спортсменов и меньше процент лиц, покинувших секцию. Число успешных спортсменов экспериментальных групп — 18 (из 23, достоверно по критерию знаков), а контрольной группы - 14 (из 22).
Результаты сравнительного исследования эффективности прогнозирования результативности спортивной деятельности единоборцев по физическим и психологическим критериям, показали, что психологическое прогнозирование является эффективным средством. Точными критериями, а поэтому и ценными при прогнозировании, являются как психологические, так и физические критерии. Данные психологического прогнозирования могут в достаточно большой степени точности предсказать результативность спортсмена - единоборца в будущем.
Н.А. Зиновьев
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РАЗЛИЧНЫМ АСПЕКТАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Проблема здорового образа жизни современной молодежи является одной из ключевых на данном этапе развития российского общества. Это определяет ее высокую актуальность в рамках различных научных дисциплин как естественной (медицина), так и гуманитарной (валеологии, педагогики, психологии)