- экспериментальная группа № 1 - прогнозирование по физическим качествам,
- экспериментальная группа № 2 - прогнозирование на основе оценки психологических качеств (учитывались данные у единоборцев, получивших баллы выше среднего - выше 5,6 балла).
Для оценки эффективности прогнозирования спортсменов использовались критерии, предложенные А.С. Сосниным: количество спортсменов, выполнивших нормы 1-3-го разряда, число перспективных борцов, отсев из секции, количество травм.
Как свидетельствуют данные, определенной точностью отличаются как прогнозы результативности единоборцев, выполненные на основании интегральной оценки выраженности физических спортивно важных качеств, так и психологических. Единоборцы, прошедшие психологическое прогнозирование, существенно опережали спортсменов не проходивших прогнозирование. Число единоборцев экспериментальных групп, выполнивших нормативы спортивных разрядов в 2,4 раза превышают число спортсменов из контрольной группы. Среди них гораздо выше процент перспективных спортсменов и меньше процент лиц, покинувших секцию. Число успешных спортсменов экспериментальных групп — 18 (из 23, достоверно по критерию знаков), а контрольной группы - 14 (из 22).
Результаты сравнительного исследования эффективности прогнозирования результативности спортивной деятельности единоборцев по физическим и психологическим критериям, показали, что психологическое прогнозирование является эффективным средством. Точными критериями, а поэтому и ценными при прогнозировании, являются как психологические, так и физические критерии. Данные психологического прогнозирования могут в достаточно большой степени точности предсказать результативность спортсмена - единоборца в будущем.
Н.А. Зиновьев
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РАЗЛИЧНЫМ АСПЕКТАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Проблема здорового образа жизни современной молодежи является одной из ключевых на данном этапе развития российского общества. Это определяет ее высокую актуальность в рамках различных научных дисциплин как естественной (медицина), так и гуманитарной (валеологии, педагогики, психологии)
направленности.
В процессе изучения понятия «здорового образа жизни» были выделены следующие его критерии: соблюдение режима, отдых для восстановления сил, «правильное» питание, физическая активность, отказ от пагубных для здоровья зависимостей, соблюдение гигиены, принципов обеспечения безопасности собственного здоровья, а также применение саморегуляции психического состояния.
В целях изучения отношения студентов к здоровому образу жизни была разработана анкета шкального типа, в которой были предложены 27 аспектов здорового образа жизни (конкретизирующие и являющиеся содержательным наполнением выделенных его критериев). Студентам предлагалось оценить свое отношение к каждому аспекту в рамках континуума (отрицательное -положительное) по 10-балльной шкале. В исследовании приняли участие 52 студента обоего пола Национального минерально-сырьевого университета «Горный».
Значения большинства показателей, как частных, так и интегральных, является «пограничным» между «положительным» и «нейтральным». Итоговый показатель отношения студентов к здоровому образу жизни составляет 7,62 баллов.
Наиболее высоко студенты оценили такие аспекты здорового образа жизни, как «соблюдение гигиены» (9,4 балла) и «отказ от вредных зависимостей» (8,36 баллов).
Далее следуют «соблюдение принципов обеспечения безопасности здоровья» (7,49 баллов), «применение саморегуляции» (7,47 баллов) и «физическая активность» (6,78 баллов).
Наименее позитивное отношение студентов обнаружено у таких критериев здорового образа жизни, как «наличие полноценного отдыха» (6,48 баллов), «правильное питание» (6,5 баллов) и «соблюдение режима» (6,43 балла).
Далее рассмотрим отношение студентов к различным аспектам каждого из критериев здорового образа жизни.
Из различных параметров соблюдения режима наиболее позитивно студенты оценивают «соблюдение режима труда» (7,07 балла) и «соблюдение режима питания» (6,87 балла). Отношение к соблюдению «режима сна» (5,93 балла) и «режима дня» (5,87) является более чем нейтральным.
Из средств восстановления сил наиболее высоко студенты оценивают наличие «свободного времен для отдыха» (7,6 баллов). отношение студентов к возможности «полноценного сна» является крайне нейтральным (5,53 баллов), что объясняется, вероятно, молодостью и отсутствием проблем в данной сфере.
Из предложенных аспектов «правильного питания» студенты наиболее
227
высоко оценили соблюдение «питьевого режима» (не менее 2-х литров воды в сутки») - 7,27 баллов, чем принципов собственно «правильного питания» (умеренность, разнообразие, отказ от вредных продуктов) - 5,77 баллов.
Среди различных параметров физической активности наиболее позитивно студенты относятся к «отказу от пассивного времяпровождения» (7,67 баллов), «занятиям спортом, фитнесом, танцами» (7,27 баллов) и «занятия ходьбой» (6,87 баллов). Наименьшая привлекательность обнаружена у таких аспектов, как «физическая работа по дому» (6,07 баллов) и «занятия физическими упражнениями дома» (6,0 баллов).
Из различных видов аддиктивного (зависимого) поведения наиболее положительно студенты оценивают «отказ от курения» и «отказ от наркотиков» (по 9,2 балла), а также «отказ от телевизионной зависимости» (8,6 баллов) и «отказ от алкоголя» (8,13 баллов). Менее важным они считают отказ от «чрезмерного употребления кофе» (7,6 баллов) и интернет-зависимости (7,4 баллов).
Из принципов соблюдения гигиены наиболее значимым оказалась «личная гигиена» (9,67 баллов), менее значима - «гигиена жилья» (9,13 баллов).
Из принципов обеспечения безопасности собственного здоровья студенты наиболее высоко оценивают «частый контакт с природой» (8,93 балла), «соблюдение безопасности секса» (7,93 балла), а также «обращение к врачам по мере надобности» (7,53 балла). Менее существенным они считают закаливание (6,87 баллов) и «отказ от самолечения» (6,2 балла).
Таким образом, результаты исследования показывают, что, в целом, для студентов характерно положительно-нейтральное отношение к здоровому образу жизни и различным его составляющим. Однако необходимо изучать, насколько твердо они придерживаются принципов здорового образа жизни в своей реальной жизни.
Зуйкова Е.Г., Бондарчук И.Л.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Тема данной работы возникла не случайно. К сожалению,в школе занятиям физкультурой не уделяется должного внимания, итог не утешителен: приходя в вузы вчерашние школьники не подготовлены к физическим нагрузкам в университете.