Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая модель развития лидерских качеств руководителей городских и районных органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки'

Психолого-педагогическая модель развития лидерских качеств руководителей городских и районных органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
732
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / КОУЧИНГ / MANAGER / LEADER / QUALITIES OF THE LEADER / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION / DEVELOPMENT MODEL / PROFESSIONAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING / COACHING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Людмила Евгеньевна

В статье изложены результаты исследования, направленного на изучение лидерства руководителей горрайорганов внутренних дел и разработку психолого-педагогической модели развития их лидерских качеств в процессе профессионально-психологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologic -pedagogical model of development of leader qualities among heads of law-enforcement agencies in the course of professional and psychological preparation

The article gives the results of the research directed on studying the leadership of heads of law-enforcement agencies and elaboration of psychology-pedagogical model of development of their leader qualities in the course of professional and psychological preparation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая модель развития лидерских качеств руководителей городских и районных органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки»

раженности физических спортивно важных качеств, так и психологических. Однако прогнозирование результативности единоборцев по физическим критериям менее эффективно, по сравнению с прогнозированием по психологическим критериям. Если эффективность, а, соответственно, и точность прогноза по физическим критериям составила 89%, то эффективность прогноза по психологическим критериям - 99%.

Таким образом, научное прогнозирование, осуществляемое на основе психологических критериев, имеет преимущество перед традиционным прогнозированием (по физическим критериям). Единоборцы, высокие результаты которых прогнозировались по психологическим критериям, в большей мере оправдали эти прогнозы: среди них достоверно выше процент выполнения нормативов спортивных разрядов и меньший процент прекративших заниматься единоборствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зефирова, Е.В. Совершенствование методики отбора самбистов / Е.В. Зефи-рова // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов. Вып. 12 / под ред. А.Н. Николаева ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - С. 99-103.

2. Николаев, А.Н. Конспект лекций : спортивная психология / А.Н. Николаев ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

- СПб. : [б.и.], 2008. - 33 с.

3. Серова, Л.К. Психологические основы отбора в игровых видах спорта : ав-тореф. ... дис. д-ра психол. наук / Серова Л.К. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1999. - 44 с.

4. Соснин, А.С. Методы совершенствования психологической подготовленности и специальной работоспособности у борцов самбо и карате : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Соснин А.С. ; Киевский гос. ун-т. - Киев, 1980. - 22 с.

5. Стамбулова, Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена / Н.Б. Стамбулова // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - С. 64-72.

Контактная информация: zef.e.w@mail.ru

УДК 159.9:34.01

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Людмила Евгеньевна Киселева, адъюнкт,

Академия управления МВД России (АУ МВД России), г. Москва

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, направленного на изучение лидерства руководителей горрайорганов внутренних дел и разработку психолого-педагогической модели развития их лидерских качеств в процессе профессионально-психологической подготовки.

Ключевые слова: руководитель, лидер, лидерские качества, профессиональнопсихологическая подготовка, модель развития, профессионально-психологический тренинг, коучинг.

PSYCHOLOGIC -PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF LEADER QUALITIES AMONG HEADS OF LAW-ENFORCEMENT AGENCIES IN THE COURSE OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Lyudmila Evgenevna Kiseleva, the adjunct,

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Moscow

Annotation

The article gives the results of the research directed on studying the leadership of heads of law-enforcement agencies and elaboration of psychology-pedagogical model of development of their leader qualities in the course of professional and psychological preparation.

Keywords: manager, leader, qualities of the leader, professional and psychological preparation, development model, professional-psychological training, coaching.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит реформирование системы МВД России, что свидетельствует о ее серьезном кризисе, влечет за собой глубокие перемены и создает ситуацию неопределенности. Поэтому именно сейчас, как никогда ранее, органам внутренних дел (ОВД) требуются руководители, способные взять на себя роль лидера в коллективе.

Ряд аспектов проблемы лидерства применительно к руководителям городских и районных органов внутренних дел (горрайорганов внутренних дел) остаются недостаточно разработанными, а также дискуссионными. Так, не определена структура лидерских качеств руководителя горрайоргана внутренних дел (ГРОВД), методы их диагностики и развития нуждаются в конкретизации. Также в ГРОВД при выдвижении на руководящие должности, зачислении в резерв для назначения на должности руководящего состава недостаточно учитываются лидерские качества кандидатов. Несмотря на активное исследование проблемы профессионально-психологической подготовки различных категорий сотрудников органов внутренних дел [2,6,10,11], в процессе профессионально-психологической подготовки руководящего состава ОВД программы направленные на развитие лидерства отсутствуют. Это определяет необходимость теоретического обоснования, и разработки системы мер по совершенствованию и развитию лидерских качеств руководителей ГРОВД.

Как указывает А.М. Столяренко, «экспериментами установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс профессионально-психологической подготовки, за 4-6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без этого, стихийно, постепенно, путем проб и ошибок... возникает у практика лишь через 8-10 лет» [8; С. 268].

На наш взгляд, наиболее оптимально развитие лидерских качеств руководителей ГРОВД осуществлять в процессе профессионально-психологической подготовки, поскольку речь идет не просто о психологической подготовке, а о таком виде подготовки, где учитывается специфика именно управленческой деятельности руководителей ГРОВД.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Целью нашего исследования являлась разработка и обоснование психологопедагогической модели развития лидерских качеств руководителей ГРОВД в процессе профессионально-психологической подготовки. Для достижения указанной цели в ходе исследования решались следующие задачи: выявлялось влияние лидерства руководителей на эффективность их управленческой деятельности; определялась структуру и особенности основных лидерских качеств руководителей; изучались условия и средства развития лидерских качеств руководителей.

МЕТОДИКА

Решение поставленных задач в исследовании осуществлялось с помощью следующего методического инструментария: анкетного опроса; метода «Фокус группы»; батареи психодиагностических методик: социометрической компьютерной программы «Мониторинг» [5; С. 325]; семантического дифференциала (в модификации Т.В. Бен-дас) [1; С. 381]; общей оценки психологического климата в коллективах (Л.Н. Лутош-кин) [7; С. 735]; Калифорнийского психологического опросника (адаптация Н.А Гра-фининой, Н.В.Тарабриной) [9; С. 42]; теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) [3]; опросника на эмоциональный интеллект (Д.В. Люсин). [4].

Эмпирическая база исследования представлена анкетированием руководителей ОВД (524 чел.) по различным субъектам РФ, тестированием руководителей ГРОВД (236 чел.), опросом по анкете СПК и программе «Мониторинг» сотрудников подразделений ГРОВД (1183 чел.) УВД по Восточному административному округу г. Москвы и УВД Орловской области, анкетным опросом и участием в фокус-группе сотрудников психологических подразделений ОВД (42 чел.) по различным субъектам РФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью изучения взаимосвязи лидерства руководителей и их профессиональной эффективности, на основании полученных данных по социометрической программе «Мониторинг», определялся лидерский статус руководителя ГРОВД. Затем с учетом показателей оценки оперативно-служебной деятельности подразделений и психологического климата в коллективах ГРОВД определялась эффективность управленческой деятельности руководителей ГРОВД. Проведенный анализ полученных данных с применением коэффициента связи Q - Юла позволил подтвердить гипотезу о том, что руководители - лидеры более эффективны в своей профессиональной деятельности, чем руководители - не лидеры (при р<0,05), что в частности выражается в удовлетворенности взаимоотношениями между коллегами, стилем руководства, в благоприятном психологическом климате в коллективе, а также в более высоких результатах оперативно-служебной деятельности коллектива.

С целью выявления личностных особенностей руководителей лидеров применялась батарея психодиагностических методик. Были определены корреляционные связи между показателями лидерского статуса руководителей и значениями шкал психодиагностических методик с применением коэффициента корреляции Пирсона. Также проводился анализ значимых различий значений шкал психодиагностических методик в контрастных группах руководителей с использованием 1-критерия Стьюдента.

По нашему мнению установить исчерпывающий перечень лидерских качеств руководителей ГРОВД не возможно и не целесообразно. В связи с этим, по результатам проведенного анализа были выделены блоки основных качеств как ориентиры для подготовки руководителей к лидерству: ценностно-мотивационный, нравственноэтический, рефлексивный, когнитивный, функционально-ролевой, профессиональнокоммуникативный, а также особенные лидерские качества руководителей ГРОВД: инициативность; принятие риска; интерес к управлению; готовность к переменам и к инновациям; жизнестойкость; гибкость мышления; видение будущего, перспектив развития; умение создать команду.

По результатам анкетного опроса руководителей ОВД (524 чел.) были получены сведения, в соответствии с которыми 67,4% респондентов считают, что работа по развитию лидерских качеств руководителя ОВД должна быть одним из направлений деятельности психолога, но при этом, 78,7% отмечают, что в реальной практике работа в этом направлении психологами не ведется.

По мнению руководителей на развитие их лидерских качеств в большинстве своем повлияло:

- приобретение опыта работы на руководящей должности с помощью проб и

ошибок (77,5%);

- наблюдение за поведением руководителя эффективно управляющим коллективом из собственного опыта (47,3%);

- чтение литературы по лидерству, эффективному управлению (45,9%).

При этом, влияние обучения на курсах повышения квалификации, участия в психологических программах, тренингах, семинарах по эффективному управлению, развитию лидерства, занятий в рамках профессионально-психологической подготовки отметили лишь менее 15% опрошенных.

Таким образом, роль психологического обеспечения в развитии лидерских качеств руководителей пока чрезвычайно мала. Развитие лидерских качеств руководителей ОВД происходит чаще всего стихийно, на основе собственных проб и ошибок, с помощью перенесения эталонов поведения более удачного, на его взгляд, примера руководства коллективом из собственного опыта, либо в результате самообучения (чтение специальной литературы).

При изучении практического опыта психологического обеспечения развития лидерских качеств руководителей ГРОВД в процессе анкетного опроса психологов ОВД (42 чел.), было выявлено, что наиболее оптимальными формами (по соотношению эффективности и применимости) развития лидерских качеств руководителей ГРОВД на местах является «саморазвитие, самообучение» и «индивидуальная психологическая помощь (консультирование, беседы, коучинг)». При этом, «активные формы обучения: тренинг, деловые игры, моделирование управленческих ситуаций» остается самой эффективной формой, но уступает двум предыдущим с точки зрения применимости на практике.

На основании теоретического анализа и полученных нами результатов разработана психолого-педагогическая модель развития лидерских качеств руководителя ГРОВД в процессе профессионально-психологической подготовки, которая включает в себя следующие компоненты:

1) Проблемно-целевой компонент: постановка проблемы. В органах внутренних дел существует необходимость развития лидерских качеств руководителей ГРОВД, так как при благоприятных для лидерства руководителей ГРОВД условиях организационной культуры органов внутренних дел, сочетание руководства и лидерства в практике управления распространено недостаточно, что отрицательно сказывается на эффективности управления служебными коллективами.

2) Предметно-содержательный компонент: определение желаемых результатов развития. Определены: структура лидерских качеств руководителя ГРОВД, состоящая из шести блоков; типы лидеров; выделены уровни общих и особенных лидерские качеств руководителя ГРОВД.

3) Организационно-процессуальный компонент: определение направлений и условий реализации развития лидерских качеств. Развитие лидерских качеств возможно как реализация целостного психолого-педагогического процесса в процессе профессионально-психологической подготовки и эффективно при создании организационнокультурных условий, способствующих развитию лидерских качеств руководителей: социокультурных, психологических и педагогических.

4) Инструментально-методический компонент: определение технологий как совокупности психолого-педагогических форм, методов, средств обучения и развития. Развитие и оценка лидерских качеств включает психодиагностические критерии оценки лидерства руководителей ГРОВД; психолого-педагогические технологии развития лидерских качеств; оценку эффективности развития.

Оценка лидерства руководителя обязательно должна выражаться в комплексной оценке:

- лидерского статуса в коллективе;

- индивидуальных лидерских качеств;

- особенностей поведения в рамках управленческой деятельности;

- особенностей отношений между сотрудниками коллектива.

На наш взгляд эффективным средством развития лидерских качеств руководителей ГРОВД являются комплексные программы, во-первых, интегрирующие групповые и индивидуальные психолого-педагогические технологии: профессиональнопсихологического тренинга и индивидуального управленческого коучинга в процессе психологического сопровождения деятельности руководителя ГРОВД, и, во-вторых, стимулирующие саморазвитие руководителя.

Реализация разработанной психолого-педагогической модели развития лидерских качеств руководителей ГРОВД в процессе профессионально-психологической подготовки должна осуществляться

- в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России: при прохождении управленческой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием;

- при прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки, учебных сборов и стажировки;

- в органах внутренних дел в ходе оперативно-служебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бендас, Т.В. Психология лидерства / Т.В. Бендас. - СПб. : Питер, 2009. -

448 с.

2. Костина, Л.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ДПС ГИБДД : монография / Л.Н. Костина ; Орловский юрид. ин-т МВД России. -Орел : [б.и.], 2003. - 230 с.

3. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

5. Петров, В.Е. Психологическая диагностика в органах внутренних дел : учебное пособие / В.Е. Петров. - М. : [б.и.], 2006. - 384 с.

6. Петров, В.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии) : монография / В.Е. Петров ; ВИПК МВД России. - Домодедово : [б.и.], 2009. - 254 с.

7. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности : учебное пособие / под общ. ред. В.А. Бодрова. - М. : ПЕР СЭ, 2003. -768 с.

8. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 639 с.

9. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел : методическое пособие. - М. : ГУК МВД России, 2003. - 211 с.

10. Смирнов, В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов / В.Н. Смирнов, Е.В. Петухов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 207 с.

11. Юринова, Ю.В. Профессиональная психологическая подготовка сотрудников ГИБДД к реализации властных полномочий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 89-94.

Контактная информация: luevki@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.