Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии'

Технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1431
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PROFESSIONAL COMPETENCE / KNOWLEDGES / ABILITIES / SKILLS / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Сергей Викторович

Цель данной статьи заключается в обосновании педагогических условий совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии. Результаты обучения всегда и обязательно зависят от условий проведения, которые могут ускорять или замедлять продвижение к цели, дает разную возможность ее реализация. Условия могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, которые влияют на длительность и эффективность процесса. Поэтому важно не только знать, но и уметь создавать условия, которые обеспечивают готовность к превращающей деятельности. В работе детально рассмотрены педагогические условия, обоснованы структурно смысловые компоненты профессиональной компетентности. Осуществлен анализ дисциплины, на основе которой строится профессиональная подготовка. Определены этапы и методика диагностирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence’s forming technology of the future technology teachers

The purpose of this article is to justify the pedagogical terms for process perfection of competence forming of future teachers of technology. Teaching results always and necessarily depends of terms which can accelerate or slow process toward a purpose, its realization gives different possibility. Terms could modify the character of activity, determine the field of the phenomena which influence on duration and efficiency of process. It is therefore important not only to know but also able to create terms which provide readiness to converting activity. Pedagogical terms and justified structurally semantic components of professional competence are considered in detail. The stages and method of diagnosticating are defined.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии»

ТЕХНИКА, ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378

PROFESSIONAL COMPETENCE'S FORMING TECHNOLOGY OF THE FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS

Onishchenko Sergey Victorovich, assistant of department of technical disciplines, Berdyanskiy state pedagogical university, osvots@mail.ru

Abstract. The purpose of this article is to justify the pedagogical terms for process perfection of competence forming of future teachers of technology. Teaching results always and necessarily depends of terms which can accelerate or slow process toward a purpose, its realization gives different possibility. Terms could modify the character of activity, determine the field of the phenomena which influence on duration and efficiency of process. It is therefore important not only to know but also able to create terms which provide readiness to converting activity. Pedagogical terms and justified structurally semantic components of professional competence are considered in detail. The stages and method of diagnosticating are defined.

Keywords: professional competence, knowledges, abilities, skills, pedagogical

process.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Онищенко Сергей Викторович, ассистент кафедры технических дисциплин, Бердянский государственный педагогический университет, osvots@mail.ru

Аннотация. Цель данной статьи заключается в обосновании педагогических условий совершенствования процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии. Результаты обучения всегда и обязательно зависят от условий проведения, которые могут ускорять или замедлять продвижение к цели, дает разную возможность ее реализация. Условия могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, которые влияют на длительность и эффективность процесса. Поэтому важно не только знать, но и уметь создавать условия, которые обеспечивают готовность к превращающей деятельности. В работе детально рассмотрены педагогические условия, обоснованы структурно смысловые компоненты профессиональной компетентности. Осуществлен анализ дисциплины, на основе которой строится профессиональная подготовка. Определены этапы и методика диагностирования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, знания, умения, навыки, педагогический процесс.

Актуальность. Глобализация экономических, политических, культурных связей, всесторонняя информатизация всех областей жизни, использования различных педагогических технологий 44

обучения в ВУЗе и другие факторы уменьшают содержание профессиональной компетентности будущих учителей технологии. Одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки будущих учителей технологии есть формирование их профессиональной компетентности. Это предопределено, с одной стороны, тем, что сегодня современным школам необходим учитель, который владеет перспективными технологиями обучения, а из другой -тем, что студенты педагогического ВУЗа не имеют достаточно знаний и умений в использовании активных методов обучения и современные технологии на практике.

В психолого-педагогической литературе профессиональный аспект обучения отражен в трудах И. Зязюна, Н. Нычкало, С. Сысоева, О. Кульчицкой [2; 4]. В. Орлов, О. Пехота, О. Щербак и другие научные работники [1; 3] уделяют внимание концепции инновационного образования в профессиональной подготовке студентов.

Профессиональная компетентность педагога - это совокупность психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков, которые связанная с технологией обучения, опытом применения в вузовской практике новых методов и форм обучения [2].

Среди причин низкой профессиональной компетентности будущих учителей технологии нужно констатировать, отсутствие как самой технологии формирования профессиональной компетентности, так и системы формирования составляющей этой компетентности.

Актуальность статьи предопределена тем, что назрела потребность в разработке методики формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии.

Цель исследования. Раскрыть отдельные аспекты организации технологии формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии; определить и обосновать направления профессиональной подготовки студентов как будущих учителей технологии.

Методы исследований. Анализ теоретических источников по проблеме формирования профессиональной компетентности в процессе обучения, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии, в процессе обучения техническим дисциплинам, метод экспертного оценивания, педагогическое проектирование.

Организация исследования. Многие исследователи под педагогическими условиями понимают совокупность объективной

45

возможности, обстоятельств и мероприятий, которые сопровождают образовательный процесс. В. Андреев определяет дидактичные условия как «обстоятельства процесса обучения, которые является результатом целеустремленного отбора, конструирования и использования элементов содержания, методов (приемов), а также организационной формы обучения, для достижения определенной дидактической цели» [1].

В основу исследования была положенная гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в процессе обучения, может быть существенно повышена при создании следующих педагогических условий:

- обеспечения взаимосвязи всех трех направлений (теоретического, практического и личного) процесса формирования профессиональной компетентности у студентов;

- осуществления профессионально педагогической направленности содержания и методики преподавания технической дисциплины наглядной подготовки;

- организация мониторинга формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии на всех этапах обучения в ВУЗе;

- использование самостоятельной работы как средства повышения эффективности формирования профессиональных умений и навыков.

Результаты и обсуждение. Чем более успешная профессиональная деятельность студента ВУЗа, тем выше его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Это значит, что студент должен приобрести такие качества, которыми может быть конкурентоспособный на рынке труда. Чтобы такое случилось, необходимо систему профессиональных знаний по специальности использовать в профессиональной деятельности. В учебно-образовательном процессе в ВУЗе для студента самым главным является заключительный этап обучения, когда систематизация знаний переведена на студента [5].

Основу профессиональной компетентности студента как будущего учителя технологии, по нашему мнению, составляют: компетентность деятельности, общение и саморазвитие. Остановимся на компонентах профессиональной деятельности, которыми является: знание, умение, навыки, профессиональная позиция, индивидуально-психологические особенности, мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию.

В современной научно педагогической литературе уделяется большое внимание таким аспектам: использование технологии обучения с целью повышения эффективности профессиональной подготовки, формирования профессиональных умений, с помощью педагогической технологии.

Предлагается методическая рекомендация относительно проведения интерактивного обучения, модульного обучения, применения информационной технологии, в контексте профессионального образования, использования разной технологии, для развития профессионального потенциала студентов.

Но будущие учителя недостаточно владеют той технологией, которая непосредственно связанные со спецификой преподавания и деятельности как в сфере «человек-машина», так и «человек-человек».

В процессе преподавания профильной дисциплины технологию формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии условно можно разделить на несколько основных этапов: информационно-теоретический, практический, профессионально-практический, научно-исследовательский.

Поэтапное формирование профессиональной компетентности студентов педагогического ВУЗа предусматривает комплексный подход к аудиторной и самостоятельной работе.

Эффективность формирования профессиональной компетентности студентов зависит от мотивации к обучению, деятельности самих студентов, уровня теоретической подготовки, единства цели, содержания, форм и методов технологии обучения.

В адаптационный период обучения студентов, когда каждый студент-первокурсник имеет свой собственный стиль, темп обучения, важно в учебно-познавательной деятельности развивать мотивацию студентов, как к обучению, так и к избранной профессии. Студенты постепенно овладевают теоретической основой методики преподавания технических дисциплин, знакомятся с особенностями применения совокупности дидактической технологии в педагогическом ВУЗе.

Для роста профессионального мастерства будущих учителей важную роль играет практический этап. На практических и семинарских занятиях студенты закрепляют отдельные теоретические знания, обмениваются методическими навыками, учатся подбирать методы и технологию проведения занятий. Также проектируют модель учебно-воспитательных ситуаций, анализируют проведенные занятия теоретического и производственного обучения.

Вхождение студентов в профессию педагога в полной мере осуществляется во время педагогической практики. Поэтому профессионально-педагогический этап является главным звеном профессиональной подготовки студентов, когда они имеют возможность применить изученную в аудитории технологию обучения в естественных условиях. Субъективные профессиональные умения и навыки студентов соединяются с объективной педагогической реальностью. В этом случае профессиональная компетентность студента как будущего педагога зависит от высокого осознания профессиональной самоидентификации.

Педагогическая практика студентов IV курса за направлением подготовки «Технологическое образование» является составляющей целостного учебно-воспитательного процесса в высшей школе и направленная на формирование профессиональных умений и навыков будущего педагога. В процессе педагогической практики у студентов закрепляются и углубляются теоретические знания по педагогике, психологии и методики профессионального обучения, а также наблюдается непосредственная связь обучения с педагогической деятельностью, где осуществляется подготовка студентов к профессиональной деятельности путем самостоятельного решения педагогических заданий, определенных программой. Содержание практики определяется ее местом в учебном процессе и имеет такую цель: закрепление и практическое применение теоретических знаний по техническим дисциплинам; овладение профессиональными педагогическими умениями и навыками, знакомство с передовым педагогическим опытом преподавателей технических дисциплин; приобретение опыта организаторской и воспитательной работы со школьным коллективом.

Все требования объединяются в рабочей программе - основном учебно-методическом документе практики. Содержание программы отвечает названному Положению, приказам и решениям коллегии Министерства образования и науки Украины, относительно практики студентов, учебного плана специальности, и образовательно-квалификационной характеристике педагога уровня «бакалавр».

Целью практики является овладение студентами современной педагогической технологией относительно организации производственного обучения и воспитания студентов; формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых будущему учителю для его учебно-воспитательной деятельности. Студенты-практиканты выполняют функцию и учителя, и классного

руководителя, приобретают практические умения ведения урока, ведут педагогические наблюдения за учениками, а также дневник практики. Индивидуальный план работы студента предусматривает планирование им всех профессионально-педагогических заданий.

Подготовка специалиста за направлением «Технологическое образование» осуществляется по учебным планам и программой, которая обеспечивает современный уровень его квалификационной готовности. Они направлены на формирование личности, которая способна творчески, на профессиональном уровне решать образовательные и воспитательные задания в условиях формирования и развития украинской государственности.

Для того чтобы квалифицированно осуществлять управление познавательной деятельностью учеников, учитель технологии должен иметь глубокие знания по педагогике, психологии и методике преподавания технических дисциплин и производственного обучения.

Для выработки у специалистов исследовательских, инженерно-педагогических умений, а также с целью обобщения, систематизации, углубления знаний по техническим, специальным, психолого-педагогических дисциплинам, а также по методике преподавания урока технологии, учебным планом предусмотрена подготовка, написание и защита каждым выпускником, за образовательно-квалификационным уровнем «специалист», дипломной работы, связанной с усовершенствованием методики преподавания технических дисциплин и производственного обучения. При этом студент должен показать свое умение самостоятельно решать задание из педагогического проектирования.

За содержанием и формой дипломная работа дает основания делать вывод об уровне сформированности знаний, общие закономерности учебно-воспитательного процесса, состояние, проблемы, достижения профессиональной педагогики, методики преподавания технических дисциплин. Внимание студентов направлено на профессиональную деятельность по направлению «Технологическое образование»:

- на основе общих представлений о системе и условиях их функционирования с использованием сроков системного анализа уметь обнаружить особенности социальных, в том числе образовательных, систем;

- на основе знаний о цели образования и особенности проектирования учебного процесса, опираясь на общую теорию управления социальной системой с использованием разной модели управления, уметь выбирать и определять характер и стиль управления

49

деятельностью социальных, в том числе педагогических и школьных, коллективов в зависимости от их цели;

- опираясь на знание теории организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, уметь организовать вертикальные и горизонтальные отношения во взаимодействиях при обучении;

- используя методы активизации учебной деятельности и развитию творческих способностей субъектов учебного процесса, уметь находить и использовать организационную форму побуждения к творческой учебной и педагогической деятельности;

- на основе знаний о разных видах управления уметь выбирать и использовать разные стили, методы и приемы, которые обеспечивают достижение цели деятельности;

- на основе владения методикой разных видов общения уметь наладить коммуникативные процессы между школьниками и учителями, которые способствуют достижению цели управления;

- уметь организовывать и проводить учебно-воспитательную работу учеников;

- выбирать и реализовывать технологию управления учебной и профессионально-педагогической деятельностью;

- прогнозировать, анализировать результаты управления и проводить его коррекцию.

Исходя из выше изложенного, важно отметить, что актуальным элементом профессиональной компетентности студентов является обсуждение научно-исследовательской работы на научно-практической студенческой конференции, научных семинарах, олимпиаде, посвященной актуальной проблеме профессионального образования, вопросам использования инновационных форм, методов и приемов обучения.

Такой вид работы студентов должен быть постоянным компонентом каждого этапа формирования профессиональной компетентности.

В ходе нашего исследования мы изучали возможность профессиональной подготовки студентов - будущих учителей технологии в пределах таких дисциплин, как «Методика профессионального обучения», «Методика преподавания технических дисциплин», а так же во время педагогической и преддипломной практик студентов четвертого-пятого курсов.

Выполненное исследование убеждает, что важную роль играет курс дисциплины «Методика профессионального обучения»,

основными заданиями которого является формирование знаний, умений и навыков, у будущих учителей технологии:

- анализировать профессиональную деятельность специалиста с целью формирования содержания его образования;

- анализировать и диагностировать состояние учебного процесса в учебных заведениях;

- проектировать содержание учебного материала;

- разрабатывать дидактичную технологию;

- организовывать учебную деятельность школьников;

- углублять знание о передовой технологии;

- формировать у студентов умения и навыки использовать инновационные технологии в период практик, разрабатывать собственную методическую технологию на основе проработки традиционных технологий.

В процессе учебно-познавательной деятельности студентов необходимо дать преимущество не репродуктивно-информационным методам, а информационно-исследовательским, инновационным. Студентам первого курса предлагается вести картотеку использованной литературы профессионального направления, принимать участие в научно-методических конференциях, роботе МАН в ВУЗе.

Также вести портфолио с третьего курса до окончания ВУЗа, собирая в нем учебные, научно-методические достижение, модель занятий теоретического и производственного обучения, научная статья, результаты констатирующего и формирующего экспериментов и тому подобное.

Выводы:

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии является одним из главных направлений системы профессиональной подготовки педагога. Нужно подчеркнуть особое значение дисциплине «Методика профессионального образования» и роль интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке студентов.

Апробация интерактивных методов обучения, создания профессионального портфолио учителя технологии, применения учебной технологии студентами, в период педагогической и преддипломной практик свидетельствует об эффективности процесса формирования профессиональной компетентности студентов как будущих учителей технологии.

Считаем, что в последующем исследовании нуждаются психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов педагогических ВУЗов.

Библиографический указатель:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-ое изд. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика, 2003. № 10. С. 51-55.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

4. Нагаев В. М. Методика преподавания в высшей школе: учеб. пособ. / В. М. Нагаев. К.: Центр учебной литературы, 2007. 232 с.

5. Рябченко В. А. Некоторые концептуальные проблемы обучения и воспитания студентов в современных высших учебных заведениях Украины / В. А. Рябченко // Высшее образование Украины, 2005. № 3. С. 40-45.

Статья поступила в редакцию 26.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.