Научная статья на тему 'Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии'

Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1285
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ МАГИСТРЫ ФИЛОЛОГИИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL LINGVODIDACTIC COMPETENCE / INTENDED MASTERS OF PHILOLOGY / CONTENT-DRIVEN CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL-AND-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копусь Ольга Антоновна

Статья посвящена вопросам подготовки будущих магистров филологии в условиях университетского образования. Определены содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии с учетом ведущих видов профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копусь Ольга Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content-driven characteristics of the professional lingvodidactic competence of the intended masters of philology

The article is devoted to the issues of the training intended for the future masters of Philology under conditions of the university education. The content-driven characteristics of the professional lingvodidactic competence of the intended masters of Philology with due account of the chief kinds of the professional-and-pedagogical activity are defined.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии»

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

Копусь Ольга Антоновна,

кандидат филологических наук, заведующая кафедрой украинской филологии и методики обучения профильным дисциплинам ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса о1да [email protected]

Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки будущих магистров филологии в условиях университетского образования. Определены содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии с учетом ведущих видов профессиональнопедагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональная лингводидактическая компетентность, будущие магистры филологии, содержательные характеристики, профессионально-педагогическая деятельность.

Реформирование системы образования в условиях культурного и духовного возрождения Украины, развитие информационного общества, стратегия повышения качества национального образования и реализация компетентностной парадигмы актуализируют процессы модернизации профессиональной подготовки магистров филологии как специалистов гуманитарной отрасли. Они имеют широкое функциональное поле деятельности, следовательно, и многоаспектные задачи в области дидактической и теоретической филологии, качественная реализация которых зависит от уровня подготовки будущих магистров филологии в высшем учебном заведении, от целенаправленного внедрения компетентностного подхода в образовании, предусматривающего результативную направленность учебно-воспитательного процесса, от формирования специалиста, способного к творчеству, созданию разнотипной научной продукции, самоанализу, работе в жестких конкурентных условиях.

Целью качественного обучения будущего магистра филологии в условиях вуза является формирование высококвалифицированного специалиста, который сможет реализовать профессиональную лингводидактическую компетентность в учебновоспитательном процессе, как общеобразовательных учебных заведений разных типов, так и педагогических и непедагогических вузов.

Под профессиональной лингводидактической компетентностью понимаем комплекс интегрированных профессиональных качеств личности, основанный на знаниях, умениях, навыках, опыте, сформированной позиции касательно собственной профессиональной деятельности, а также профессиональной деятельности других. Она является одной из подструктур личностных характеристик специалиста. Э. Ф. Зеер, проектируя модель выпускника высшей школы, выделяет следующие подструктуры личности: профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Объединение психофизиологических качеств с социальными, по мнению ученого, способствует образованию ключевых квалификаций: конкурентоспособности, профессиональной мобильности, производительности профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, влияет на профессиональный рост, повышение квалификации и развитие карьеры [1, с. 26].

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

Феномен профессиональной лингводидактической компетентности является понятием универсальным, а не узкоспециализированным, и выступает важным ориентиром в проектировании эффективных технологий обучения специалистов какой-либо конкретной отрасли для будущей профессиональной деятельности и в определении направлений будущей деятельности выпускника высшего учебного заведения.

Анализ специальной литературы (К. Э. Безукладников, Н. Ж. Дагбаева, М. Ф. Овчинникова, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, Б. И. Любимов, Н. М. Остапенко, Т. М. Сорокина, И. А. Стеценко, Г. А. Полякова, А. В. Хуторской, M. Byram and G. Zarat [2-11] и др.), содержания действующих учебных планов и программ магистратуры как составляющие профессиональной лингводидактической компетентности позволил определить следующие компетенции: языковая, речевая, коммуникативная, предметная, исследовательская, мотивационная, информационная, методологическая, логическая, ролевая, культурологическая, дискурсивная, социальная, процессуальная, проективная, социальная. Мы согласны с точкой зрения А. В. Хуторского, который считает целесообразным ввести в научный оборот понятие «образовательные компетенции как сложные обобщенные способы деятельности, которые усваивает студент во время учебы, и понятие «образовательная компетентность» как результат приобретения компетенции, а также «образовательные ключевые компетенции (компетентности)» [12, с. 3-10].

Изучение нормативно-правовой базы развития высшего образования, практической реализации концепции многоуровневого образования в Украине, а также опыта работы высших учебных заведений способствовали выяснению содержательных характеристик компетенций будущих магистров-филологов, которые рассматриваются в исследовании как многокомпонентные образования, формирование которых возможно при условии внедрения комплексных содержательных и организационных мероприятий, учета сущностных характеристик каждой из компетенций, функций, ведущих видов профессионально-педагогической деятельности, сущности личностных качеств магистрантов.

Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии целесообразно определять с учетом таких ведущих видов профессионально-педагогической деятельности, как преподавательская, научно-методическая, воспитательная, развивающая, культурно- просветительская, организационная.

Преподавательская профессионально-педагогическая деятельность заключается в ознакомлении магистрантов с учебным материалом о современном состоянии и исторических аспектах языковедческих дисциплин, их связях с мировой культурой, в выработке у будущих магистров-филологов умений и навыков культуры устной и письменной профессиональной речи, в развитии познавательных и творческих способностей и т. п.

Научно-методическая профессионально-педагогическая деятельность предполагает научные исследования в области языкознания, лингводидактики, целью которых является повышение профессиональной квалификации филолога-преподавателя и филолога-исследователя, обеспечение учебно-воспитательного процесса научно обоснованными средствами обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, средствами наглядности, компьютерными программами и т. д.). Результатом научно-методической работы магистра-филолога должны стать:

- умение выбирать направление исследования и самостоятельно формулировать актуальную тему, разработки которой представляли бы практический интерес;

«Vi О <Х»

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

- осведомленность о теоретических основах и научно-терминологическом аппарате лингвистики и литературоведения, теории и методики преподавания дисциплин филологического цикла;

- овладение навыками научно-исследовательской работы (обоснование актуальности темы исследования; формулирование цели, задач, объекта, предмета, гипотезы и предсказания практического результата исследования; умение подбирать необходимые методы исследования и пользоваться ими, вести самостоятельный библиографический поиск, работать с теоретической литературой по выбранной теме, анализировать, обобщать, оценивать практическую значимость имеющихся данных и на их основе делать самостоятельные выводы; умение разрабатывать на основе полученных теоретических данных практические учебные материалы и пособия; пользоваться различными методиками экспериментально-педагогических исследований и проводить апробацию в учебном процессе разработанных авторских моделей и собственных дидактических материалов;

- овладение умениями и навыками научного стиля литературно-письменного языка, умение грамотно излагать ход и результаты собственного исследования;

- умение в устной форме публично докладывать и защищать основные теоретические положения своего исследования.

Воспитательная профессионально-педагогическая деятельность заключается в целенаправленном руководстве процессом развития личности магистранта. Это социально организованная деятельность по формированию сознания и самосознания магистранта, его нравственной позиции. Главной задачей воспитательной деятельности является раскрытие индивидуальности каждого магистранта, несмотря на то, что высшее педагогическое учреждение и другие учебные заведения имеют неоднородный контингент магистрантов. Задача этого вида практической деятельности преподавателя состоит в том, чтобы посредством языка на лучших образцах самобытной литературы прививать патриотические чувства, формировать личностные качества (человечность, честность, справедливость и т. п.), развивать осознанное отношение к учебе, познавательную активность, творческие способности. Воспитательная работа пронизывает всю педагогическую деятельность: воспитание при проведении лекционных и практических, семинарских, индивидуальных занятий; развитие системы внеаудиторной деятельности; научно-исследовательская работа.

Развивающая профессионально-педагогическая деятельность - это целенаправленное развитие физических, познавательных, духовных, нравственных, эстетических, гражданских качеств личности путем использования ее потенциальных возможностей, достижения тесной взаимосвязи речевой, умственной и трудовой деятельности, развития воображения и словотворчества; стимулирование при помощи системы творческих работ по развитию речи интеллектуальных и эстетических чувств и т. п.

Культурно-просветительская профессионально-педагогическая деятельность предусматривает формирование во время преподавания языковедческих и литературоведческих дисциплин нравственных позиций, ценностных ориентиров, интересов и потребностей личности магистранта в познании и восприятии национального и поликультурного пространства (аксиологическая составляющая), развитие коммуникативной компетенции в условиях открытого информационного общения; усвоение особенностей становления украинской лингводидактики и обобщенного человеческого опыта, воплощенных в искусстве художественного слова, использовании их как составляющей собственного жизненного опыта (осознание своей национальной принадлежности развивает патриотические чувства, толерантность и интерес к тради-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

циям других народов, духовно обогащает, объединяет, развивает); обогащение знаний об украинской и мировой культуре через эмоционально-ценностное восприятие текстов в процессе их анализа; междисциплинарные параллели (украинский язык и литература); определение особенностей развития украинского литературного языка. Преподавание языковедческих и лингводидактических дисциплин, основной задачей которых является активизация внимания, мышления, памяти, познания, мировоззрения, нравственного и эстетического развития, ценностного подхода к бытию, самопознания и т.п.. Культурологический комментарий выполняет в ходе учебной деятельности вспомогательную роль, поэтому его задача - в сжатые сроки предоставить как можно больше информации, способствующей глубокому восприятию лингвистического текста и культурному развитию личности магистранта.

Организационная профессионально-педагогическая деятельность предусматривает организацию учебного процесса, владение приемами диалогизации форм обучения, умение активизировать мышление магистранта при помощи речевых средств, прогнозировать его вербальное выражение в речи.

Учитывая специфику нашего исследования, заключающуюся в формировании профессиональной лингводидактической компетентности магистрантов-филологов, считаем целесообразным полагаться на функции их будущей профессиональной деятельности.

Функции профессиональной деятельности (педагогическая составляющая) будущего магистра-филолога определены, с одной стороны, соответствующими образовательно-квалификационными характеристиками, а с другой - должностными инструкциями педагогического или научно-педагогического работника соответствующей квалификации.

В педагогическом процессе выпускник высшего учебного заведения, получивший диплом образовательно-квалификационного уровня магистра филологии, должен быть готов к осуществлению следующих функций: проецирования, развивающей, конструктивно-организаторской, мотивации и стимулирования, исследовательской, координационной, коммуникативной, контрольно-аналитической (диагностической), коррекционной, рефлексивной, здоровьесберегающей и др.

Функция проецирования заключается в способности планировать мероприятия для достижения ожидаемых результатов, определять цели (стратегические, тактические, оперативные), планировать деятельность субъектов педагогического процесса.

Развивающая - ведущая функция в деятельности педагога, которая, в отличие от развивающего вида педагогической деятельности, ориентирована на развитие и совершенствование профессиональных качеств магистра-филолога. Она предусматривает умение накапливать необходимые знания в области языкознания и лингводи-дактики, работать со специальной литературой и первоисточниками, изучать опыт коллег, познавать, усваивать средства воспитательного воздействия и т. д.; умение определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы, формулировать задачи исследования, подымать проблемные вопросы; умение пользоваться средствами речевой выразительности, точно, логично излагать материал и добиваться понимания, применять различные методы обучения, активизировать учащихся в процессе усвоения материала; развивает умение вызывать интерес, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, формировать языковую, речевую, коммуникативную, предметную, исследовательскую компетенции магистрантов.

гм yj nj

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

Реализация развивающей функции педагогической деятельности в современных условиях также связана с умением анализировать и оценивать важнейшие достижения национальной, европейской, мировой науки и культуры. Магистр-филолог должен досконально знать не только украинский язык, но и владеть иностранными языками, применять навыки речи и нормы соответствующей языковой культуры; применять методы самовоспитания, ориентированные на систему индивидуальных, национальных и общечеловеческих ценностей, для разработки и реализации стратегий и моделей поведения, учитывая многонациональность Украины, овладевать моделями толерантного поведения и стратегии конструктивной деятельности в условиях культурных, языковых, религиозных и других различий между народами.

Переход Украины к информационной модели организации общества требует от педагога развития способности к использованию информационно-коммуникационных технологий, умения ориентироваться в информационном пространстве, владеть и оперировать информацией, применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни, рационально использовать компьютерные средства при обработки информации, ее поиске, систематизации, хранении, использовании в учебном процессе и т. д.

Конструктивно-организаторская функция заключается в организации педагогического процесса, обеспечении его эффективности. Эта функция объединяет ряд умений: планирование педагогического процесса, подбор материала, методов, приемов, средств содержательной учебной деятельности и т. д.; разработку методического обеспечения педагогического процесса, организацию аудиторной, внеаудиторной работы, развивающей среды и использование ее как средства воспитания личности и т. д. Магистр-филолог имеет дело с различными группами воспитанников, с коллегами, родителями, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия различного характера и с каждым участником педагогического процесса находить взаимопонимание. Он должен уметь принимать правильные решения относительно типа учебновоспитательного занятия или иной деятельности (учебной, научной, индивидуальной), времени и места его проведения. Правильная организация учебно-воспитательного процесса обеспечивает его высокий результат. Однако следует заметить, что реализация этой функции выходит за рамки содержания учебных программ по специальности. Современный филолог должен ориентироваться в проблемах общественнополитической жизни в Украине; применять процедуры и технологии защиты как собственных интересов, прав и свобод, так и других граждан, выполнять гражданские обязанности в рамках местной общины и государства в целом; применять способы и стратегии взаимодействия с органами государственной власти, использовать способы деятельности и модели поведения, соответствующие действующему законодательству Украины, удовлетворять собственные интересы и защищать права человека и гражданина; делать осознанный выбор и применять демократические технологии принятия индивидуальных и коллективных решений, учитывая интересы и потребности граждан, представителей определенного сообщества, общества и государства.

Функция мотивации и стимулирования предусматривает готовность применять средства, приемы, технологии мотивации и стимулирования субъектов педагогического процесса. Исследовательская - способность к организации и проведению исследований (теоретических, теоретико-экспериментальных, практических), поисковой работе, научному анализу и обобщению педагогического опыта.

Координационная функция заключается в объединении и согласовании содержания, направлении на магистрантов педагогических воздействий, осуществляемых

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

в условиях университетского образования. Эта функция предусматривает такие умения преподавателя, как: анализировать механизмы функционирования социальных институтов общества, придерживаться социальных норм и правил; продуктивно сотрудничать с различными социальными группами и партнерами в группе, выполнять различные роли и функции в коллективе; применять технологии разрешения конфликтов, достижения консенсуса работать в команде; применять эффективные стратегии общения в зависимости от ситуации, технологии говорения и слушания, деловой речи, устанавливать деловые контакты с коллегами, общественностью.

Коммуникативная функция задействует высокие моральные качества и черты характера педагога, проявляющиеся в умении быть в общении с магистрантами всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым. Магистр-филолог должен быть образцом правильности, точности, логичности, содержательности, эстетичности речи, должен уметь раскрывать красоту родного слова на примере языка художественных произведений.

Контрольно-аналитическая (диагностическая) функция заключается в способности организовывать и осуществлять контроль знаний, умений и навыков, определять критериальную основу оценивания. Диагностическая составляющая этой деятельности направлена на определение состояния воспитательного и педагогического процессов установления правильной стратегии и тактики образовательной работы. Она объединяет умение определять особенности физического и психического состояния и учитывать их в своей деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений, навыков, поведения магистрантов требованиям программы, способствовать эффективной подготовке будущего специалиста.

Коррекционная функция предусматривает постоянное отслеживание, диагностирование педагогом учебно-воспитательного процесса, оценивание промежуточных результатов. Педагогу во время работы приходится вносить коррективы (поправки) в свои действия и действия воспитанников. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат может быть непредсказуемым.

Рефлексивная функция заключается в способности к переосмыслению процессов, результатов, средств их достижения, определению путей повышения качества процессов и результатов.

Сущность здоровьесберегающей функции состоит в сохранении физического, социального, психического и духовного здоровья, применении навыков здорового образа жизни, гармонизации режима труда и отдыха; предотвращении профессионального стресса.

Такое широкое освещение и осознание функций будущего магистра-филолога дает ему возможность легко адаптироваться к новым требованиям, интегрироваться в самые разнообразные общественные процессы.

Бесспорно, магистр-филолог для успешного выполнения профессиональных задач должен обладать рядом специфических личностных качеств и комплексом профессиональных умений и навыков. В предлагаемых учеными моделях личности будущего специалиста (Е. Бондаревская, М. Данильченко, Т. Славина [13-15] и др.), выделяется ряд профессионально значимых качеств, имеющих непосредственное отношение и к будущему магистру-филологу: особая склонность к самоанализу, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, инициативность, открытость, коллективизм, национальное сознание, наблюдательность, настойчивость, критичность, воспитанность, внимательность, от-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

ветственность, организованность, патриотизм, принципиальность, самостоятельность, смелость, педагогическая эрудиция, тактичность, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность, мобильность, коммуникабельность, креативность и т. п.

На основе определенных профессионально значимых качеств будущего маги-стра-филолога и квалификационных требований к выпускнику магистратуры, которые согласовываются с целями, задачами и принципами образования, предусмотренными в законах Украины «Об образовании», «О высшем образовании», к профессиональной базовой характеристике магистра-филолога относим такие составляющие, как:

- филологическая образованность;

- умение сочетать глубокую теоретическую подготовку по дисциплинам языковедческого цикла для выработки практических умений и навыков оперативно и систематически пополнять накопленные знания;

- способность к оценке, интерпретации и синтезу информации, полученной из различных источников;

- развитое абстрактное и конкретное мышление, способность к творческой, научно-исследовательской деятельности;

- умение анализировать социальные явления и процессы,

- владение коммуникативными технологиями в будущей профессиональной деятельности;

- видение своего места и роли в общественной жизни страны;

- умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, способствовать позитивному разрешению конфликтов;

- способность к самообучению и профессиональному саморазвитию;

- умение общаться, включая устную и письменную коммуникацию на украинском языке и, как минимум, на одном из распространенных европейских языков;

- умение организовывать исследования, интерпретировать и использовать результаты исследований, опубликованных в профессиональной литературе;

- знания о происхождении украинского языка в его типологических взаимосвязях с другими языками, его истории и тенденций развития;

- владение должным объемом знаниями об украинском языке в диахронии и синхронии, о современном состоянии его развития в сочетании с общественной историей, а также историей культуры украинского народа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение учитывать процессы и тенденции социально-политической истории Украины, правовые основы и этические нормы в производственной и общественной, общественно-политической деятельности;

- умение пользоваться научной, справочной и методической литературой на родном и иностранных языках;

- владение методикой реферирования текстов;

- владение навыками компьютерной обработки данных;

- владение методами информационного поиска;

- владение статистическими методами обработки лингводидактической и филологической информации;

- умение работать с различными типами текстовых редакторов;

- овладение интерактивным типом обучения;

- приобретение навыков взаимодействия с другими людьми, умение работать в командах профессионалов разного профиля;

- умение организовывать свою деятельность, эффективно использовать время.

pu "7 pu

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

КОНТ TF.T1T

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

научно-методический электронный журнал 2oi2A2185.htm - Гос рГ^лГГс УУ-дддбБ -АРТ 12185 УДК 378.14 іббм 2304-120Х.

Профессиональная лингводидактическая компетентность будущих магистров-филологов характеризуется спецификой лингвистических и лингводидактических дисциплин, которыми четко выделены лингвистический, страноведческий, коммуникативный, психологический элементы, отличающие ее от других учебных дисциплин. Для эффективного формирования указанной компетентности предусматривается предоставление широкого спектра знаний по фундаментальным и специальным дисциплинам, возможность формирования навыков самообразования, самосовершенствования, самореализации, научно-исследовательской работы, развития творческих способностей, своевременной адаптации к сложным обстоятельствам будущей практической деятельности в рыночных условиях; усиление внимания к формированию научного мировоззрения, выработка умений осуществлять учебнопознавательную деятельность и использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности, овладевать языками и смежными специальностями в значительной мере формируют поведенческую культуру магистра-филолога.

Профессия магистра-филолога является творческой, требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, систематического обучения и предусматривает: углубление знаний по теории языка, лингводидактике; умения проводить научные исследования в области фонетики, лексикологии, фразеологии, морфемики, строения слова и словообразования, морфологии, синтаксиса, основ коммуникации и культуры профессиональной речи, изучение диалектов и социолектов, истории языка; редакторскую правку текстов; преподавание языковедческих дисциплин и линг-водидактики в высшем учебном заведении; составление словарей, справочников, разработку научно-технической и специальной терминологии и т. д.

Такие высокие требования к подготовке будущего магистра-филолога неслучайны, ведь, согласно законодательству Украины, он может работать в таких учреждениях, организациях и предприятиях, как: учебные заведения (общеобразовательные школы, дошкольные учебные заведения, высшие учебные заведения и т. п.); научно-исследовательские институты; редакции журналов и газет (должности редактора, журналиста); офисы (секретарь-референт); пресс-центры; издательства; библиотеки и т. п. К перспективам карьерного роста будущего магистра-филолога относим: приобретение смежных специализаций, в частности, журналиста, менеджера по связям с общественностью, культуролога, историка и т. п.; научноисследовательскую деятельность; предпринимательство (возможность открыть свое издательство, учебное заведение, заниматься фриланс-деятельностью и т. д.).

Таким образом, профессиональная лингводидактическая компетентность будущих магистров-филологов по своей структуре является многокомпонентным образованием, поэтому ее формирование возможно при условии внедрения комплексных содержательных и организационных мероприятий, учета сущностных характеристик каждой из компетенций, функций ведущих видов профессионально-педагогической деятельности, совокупности личностных качеств будущих магистров- филологов. Образовательно-квалификационная характеристика магистра-филолога должна разрабатываться с учетом обучения по отраслям подготовки. В образовательнопрофессиональную программу обучения магистра-филолога в обязательном порядке включаются языковедческие, литературоведческие, лингводидактические, педагогические, психологические дисциплины, практики (ассистентская и научноисследовательская), которые обеспечат его фундаментальную профессиональную подготовку для эффективной реализации будущей деятельности.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

научно-методический электронный журнал

Копусь О. А. Содержательные характеристики профессиональной лингводидактической компетентности будущих магистров филологии // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12185. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/

2012/12185.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -

ART 12185

УДК 37S.14 ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Семенюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: ком-петентностный подход. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. - 216 с.

2. Безукладников К. Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Пермь, 2009.

3. Дагбаева Н. Ж., Овчинникова М. Ф. Принципы формирования социолингвистической компетенции на начальном этапе языкового вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1 (8). - С. 103-105.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования //

Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. проф. В. А. Козырева и др. -

СПб.: Изд-во РГТГУ им. А. И. Герцена, 2005. - 392 с.

6. Любимов Б. И. Интеграционные связи в процессе развития профессионально-педагогической компетентности преподавателя // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. - С. 65-72.

7. Остапенко Н. М. Теорія і практика формування лінгвометодичних компетентностей у студентів філологічних факультетів ВНЗ. - Черкаси: видавець Чабаненко Ю., 2008 . - 330 с.

8. Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы. -Н. Новгород, 2002. - 168 с.

9. Стеценко И. А., Полякова Г. А. Компетентностная модель выпускника как основа формирования рефлексивной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Концепт. - 2012. - № 4 (апрель). - ART 1238. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1238.htm.

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 58-64.

11. Byram M. and Zarat G. Definitions, Objectives and Assessment of Sociocultural Competence // A Common European Framework for Language Teaching and Learning. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1994. - P. 19.

12. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

13. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 11-17.

14. Данильченко В. М. Модель индивидуально-творческой подготовки будущего учителя // Формирование личности учителя: сб. науч. тр. - М., 1995. - С. 101-108.

15. Славина Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2008.

Kopus Olga,

Candidate of Philological sciences, Faculty of Ukrainian Philology and Core Disciplines Teaching Methods, State institution «South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky», City of Odessa olga [email protected]

Content-driven characteristics of the professional lingvodidactic competence of the intended masters of philology

Abstract. The article is devoted to the issues of the training intended for the future masters of Philology under conditions of the university education. The content-driven characteristics of ISSN 2304-120Х the professional lingvodidactic competence of the intended masters of Philology with due account of the chief kinds of the professional-and-pedagogical activity are defined.

Keywords: professional lingvodidactic competence, intended masters of Philology, content-driven characteristics, professional-and-pedagogical activity. 9 772304 120128

ru Q rw

977230412012812

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12185.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.