УДК 378:811
Ефремова Оксана Игоревна
Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматриваются педагогические условия подготовки студентов - будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности. Для успешной подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности необходимо создать и обеспечить такие педагогические условия, к которым отнесено: создание у студентов мотивации к овладению игровыми технологиями, осознание их ценности в эффективной педагогической деятельности и собственном профессиональном росте; интеграции и совершенствования содержания дисциплин профессиональной подготовки, как основы формирования у студентов знаний в области игровых технологий, а также обеспечение практико-ориентированного обучения как основы формирования у студентов навыков и опыта использования игровых технологий в профессиональной деятельности. Внедрение в учебный процесс ВУЗа выделенных педагогических условий позволит эффективно сформировать у будущих учителей иностранного языка игровую компетентность.
Ключевые слова: педагогические условия, подготовка будущих учителей, учитель иностранных языков, игра, игровые технологии, игровая компетентность, учебный процесс ВУЗа.
В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса (Н. Борытко, Р. Дорогих, И. Подласый), одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является определение, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
Анализ подходов (Ю. Бабанского, С. Гончаренко, В. Полонского) и собственные соображения позволили в нашем исследовании рассматривать педагогические условия как совокупность факторов, обстоятельств, которые намеренно создаются в учебном процессе и способствуют наиболее эффективной работе педагога и студентов, повышают результативность учебно-познавательной деятельности.
Л. Кондрашова, исследуя качество педагогических условий, признает, что «в процессе профессионального становления будущего учителя важно обеспечить такие условия, в которых он мог бы сталкиваться с разнообразием педагогических ситуаций, необходимостью поиска выхода из них, принятием оптимального решения» [10, с. 99].
Проблемой выделения условий, которые бы способствовали повышению эффективности формирования готовности к профессиональной деятельности, занимались многие ученые, в частности Т. Бочарникова, О. Гончарова, Э. Манжос и др.
В последние годы наметился научный интерес к определению педагогических условий повышения эффективности процесса профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Особое место отводится использованию активных методов обучения, среди которых, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено роли игровых технологий. Вместе с тем, игровые технологии позволяют учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, создать на заня-
тиях атмосферу сотрудничества, решать широкий спектр задач, возникающих в процессе обучения. Бесспорной является роль игровых технологий в свободном овладении учениками иностранного языка, что требует не только продуктивного применения учителем иностранного языка игровых технологий, но и сложившейся в процессе профессиональной подготовки игровой компетентности.
Опираясь на имеющиеся подходы ученых, практику формирования игровой компетентности будущих учителей иностранного языка, результаты анализа состояния формирования исследуемого нами феномена в существующем учебном процессе ВУЗа, результаты констатирующего эксперимента [7], а также собственный опыт, можно предположить, что для успешной подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности необходимо создать и обеспечить такие педагогические условия:
1) создание мотивации студентов к овладению игровыми технологиями, осознание их ценности в эффективной педагогической деятельности и собственном профессиональном росте;
2) интеграция и усовершенствование содержания дисциплин профессиональной подготовки, как основы формирования у студентов знаний в области игровых технологий;
3) обеспечение практико-ориентированного обучения как основы формирования у студентов навыков и опыта использования игровых технологий в профессиональной деятельности.
Раскроем сущность каждого из выделенных нами педагогических условий и обозначим пути их реализации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.
Прежде всего, эффективность учебного процесса зависит от формирования профессиональной мотивации и интересов. Иными словами, наличие
© Ефремова О.И., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
247
эффективно сформированного мотивационно-цен-ностного компонента в структуре профессиональной компетентности становится основой и необходимым требованием успешного овладения профессией и творческой самореализации молодого специалиста.
К сожалению, понимание сущности и особенностей педагогической деятельности будущими учителями иностранного языка, осознание ценностей этой профессии и важность применения игровых технологий для более эффективного овладения иностранным языком происходит только по окончании подготовки в ВУЗе. Поэтому, именно на начальном этапе обучения становится важным создание мотивации студентов к овладению игровыми технологиями, осознание их ценности в эффективной педагогической деятельности и собственном профессиональном росте.
По этому поводу уместно вспомнить утверждение В. Сластенина о том, что «в педагогические институты приходят абитуриенты, не имеющие устойчивой склонности к педагогической деятельности. Это является очень тревожным сигналом и делает очевидной необходимость научно обоснованной и планомерно организованной профессиональной ориентации студентов. Иногда сам факт поступления в педагогическое учебное заведение изменяет отношение к учительской профессии, вызывает у студентов готовность к самовоспитанию. Однако полагаться только на такое счастливое стечение обстоятельств нельзя. Полноценного учителя невозможно подготовить без специальной планомерной работы по выявлению и формированию у молодежи педагогического призвания и профессиональной направленности» [13, с. 90]. Именно поэтому важно сформировать мотивы и ценностное отношение к овладению профессией педагога и развитию всех видов компетентности для успешной реализации в профессиональной деятельности.
Следовательно, необходимо установить мотивы, определяющие поведение студентов в новой для них ситуации жизнедеятельности в ВУЗе; понять, ради чего совершаются определённые действия, выбираются способы поведения в обучении и в общении.
Среди аспектов, которые, с точки зрения И. Зимней, повышают уровень мотивации у будущих учителей иностранного языка, можно выделить:
1) постоянно поддерживаемый интерес учащихся к самому процессу овладения иностранным языком, его результативность;
2) определенные психомотивационные резервы, скрытые в самой организации учебного материала, для развития коммуникативных речевых умений и навыков иноязычного общения;
3) стимулы, связанные со сложившимися в учебной группе межличностными взаимоотно-
шениями, климатом общения, диалогом и сотрудничеством.
Все эти стимулы обеспечивают «мотивацион-ную поддержку» в обучении [8].
Общеизвестно, что игра является одним из лучших способов повышения мотивации к изучению иностранного языка. Во время игры активизируется сознательное и подсознательное овладение учебным предметом. Не остается без внимания и эмоциональная сфера студента, ведь влияние на нее ведет к повышению мотивации при изучении иностранного языка [15, с. 75].
Использование игры на начальном этапе обучения должно показать студентам насколько просто и легко можно приобретать новые знания, навыки и умения в области изучения иностранных языков. Уже на этом этапе студенты должны понять, что игровые технологии нацелены на то, чтобы научить учеников осознавать мотивы своего обучения, своего поведения в мире и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предусмотреть ее ближайшие результаты.
Следующим шагом на начальном этапе становится введение игры для получения студентами психолого-педагогических знаний и умений. Главная цель при этом - показать будущим учителям иностранного языка насколько игра делает более эффективным не только педагогическую деятельность, но и само обучение в иноязычной среде. Посредством игровых технологий как раз и выявляется ценность изучения иностранного языка. Как результат - рост у студентов мотивации к получению знаний по игровым технологиям с последующим их использованием в собственной педагогической деятельности.
Для стабилизации мотивационно-ценностно-го отношения студентов к игровым технологиям, развития личностных качеств особенно значимы задачи, которые ориентированы на сравнительный анализ и оценку позиций различных ученых-исследователей, на выявление собственного опыта студентов в определенной ситуации. В процессе семинарских, практических занятий, самостоятельной работы студентам целесообразно предложить учебные, учебно-методические, научно-популярные и научно-исследовательские тексты, отражающие разные позиции авторов по применению игровых технологий при обучении.
В этом контексте мы опираемся на мнение выдающегося педагога И. Подласого, который относит игру к типу нестандартных уроков, рекомендует практиковать такие уроки всем учителям. По его мнению, игра, необычная по замыслу, организации, методике поведения, более нравится ученикам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, и способствует повышению интереса учащихся к занятиям. Но «не
следует превращать ее в главную форму работы, так как введение игры в учебный процесс требует большего количества времени, в ней отсутствует серьезный познавательный труд и она показывает невысокие результаты» [11, с. 210].
Указанный инструментарий мы рассматриваем как средство обогащения когнитивного и деятель-ностного компонентов игровой компетентности студентов.
Считаем важно учитывать последовательность при включении в образовательный процесс игровых технологий: начиная с игровых ситуаций, игровых фрагментов, к постепенному переходу на ролевые, сюжетно-ролевые, деловые игры, а также микропреподавание.
Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые вызывают большую сложность для студентов. Следует согласиться с мнением А. Деркача [5], что наиболее актуально использование ролевых игр на практических занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность.
При изучении специальных дисциплин студентам нужно показать, что большинство языковых игр заставляет пользоваться знаниями иностранного языка вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. В то же время игры могут снизить волнения студентов, делая использование учебного иноязычного материала более естественным. И это повышает мотивацию обучения и овладения игровыми технологиями.
Ролевые игры представляют собой более экономичный вариант игровых технологий; позволяют решить много профессионально-ориентированных задач. Наличие проблемы, различных интересов участников, исполняющих определенные роли, многообразное взаимодействие студентов в процессе решения задач - все это создает условия для стимулирования мотивационно-ценностного отношения к игровым технологиям. Включаясь в систему ролевых ситуаций, будущие учителя приобретают определенный опыт принятия решений с учетом возможностей и особенностей своих сокурсников, их оценок, убеждений, интересов.
Развивая игровую компетентность будущего учителя иностранного языка, важно постепенно переходить от ролевых к деловым играм. Технология деловых игр является наиболее сложной, разноплановой, она помогает развивать основные компоненты игровой компетентности студентов на более высоком уровне. Технология деловой игры связана с дальнейшим развитием субъектной позиции студента, с адресным стимулированием его активно-
сти, креативности по отношению, как к предметной, так и к социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности. «Использование деловой игры, как одной из наиболее действенных форм квазипрофессиональной деятельности, на занятиях по иностранному языку создает условия, необходимые для комплексного применения знаний предмета профессиональной деятельности, которые уже имеют студенты, а также способствует более полному овладению иностранным языком» [2, с. 111]. Как отмечает Н. Торунова, «введение деловой игры в вузовский педагогический процесс способствует формированию профессионального становления личности специалиста» [14, с. 78].
Обращаем внимание на то, что эффективность применения деловой игры на занятиях по иностранному языку зависит от нескольких факторов: психологических (наличие положительных отношений в учебной группе, действенность группы); личностных (направленность личности, психологическая готовность к участию в игре) и методических (подготовка учебно-методической документации, мастерство преподавателя), поскольку именно эти факторы способны влиять на результативность процесса обучения [6, с. 77].
Таким образом, введение игровых технологий в обучение будущих учителей иностранного языка на разных этапах их профессиональной подготовки будет способствовать развитию моти-вационно-ценностного, частично когнитивного и деятельностного компонентов. Однако важно, чтобы студенты сознательно и правильно применяли в своей педагогической деятельности те или иные игровые технологии. Это требует формирования когнитивного компонента игровой компетентности. Поэтому, в качестве второго педагогического условия, обеспечивающего эффективную подготовку учителей иностранного языка к использованию игровых технологий, мы предложили интеграцию и совершенствование содержания дисциплин профессиональной подготовки, как основы формирования у студентов знаний в области игровых технологий.
Считаем, что интеграция будет способствовать повышению системности и осознанности студентами психолого-педагогических, предметно-методических знаний по иностранному языку, формированию мотивационно-ценностного отношения к ним и становится важной характеристикой профессионального мышления учителя.
По нашему мнению, И. Козловская предоставляет наиболее емкое определение этого явления: «Интеграция - это процесс взаимодействия элементов (с необходимыми свойствами), который сопровождается установлением, усложнением и укреплением существующих связей между этими элементами на основе достаточного основания, в результате которого формируется целостный, си-
стемный синтегрированный объект с качественно новыми свойствами, в структуре которого хранятся индивидуальные свойства исходных элементов» [9, с. 24].
В процессе формирования игровой компетентности студентов в нашем исследовании интеграция связана с:
- выявлением и усилением межпредметных и междисциплинарных связей педагогических, психологических, методических дисциплин;
- созданием комплексного спецкурса, направленного на систематизацию теоретических знаний, связанных с социальной природой игры, подходами к ее типологии и спецификой различных игровых технологий.
Межпредметная интеграция способствует тому, что фрагментарные знания из разных отраслей наук складываются в систему, лучше усваиваются и надолго остаются в памяти ученика.
Привлечение межпредметной информации важно для наиболее точного описания психологических явлений и педагогических процессов, их иллюстрации, обогащения профессиональной памяти будущего учителя, более корректного осуществления студентами анализа, синтеза и оценки. В этом контексте считаем целесообразным использование основных видов игр с вариативными задачами.
Вариативность задач на семинарских, практических занятиях, а также во время самостоятельной работы приучает студентов действовать в ситуации неопределенности, учитывать свои собственные интересы, потребности, оценивать потенциальные возможности. Студент, который привык выбирать и отвечать за сделанный выбор, готов предоставить возможность выбора и своим ученикам. Использование игровых технологий связано с различными ситуациями выбора: выбор ролей, игровой процедуры, игрового материала, моделей игрового поведения и т. п. С одной стороны, применение игры предполагает готовность студентов осуществлять выбор, с другой стороны, подобная готовность постоянно развивается и корректируется в игре.
На основном этапе подготовки при изучении дисциплины «Методика преподавания иностранного языка» студенты рассматривают основные функции, которые выполняет игра на уроках иностранного языка, методические приемы использования игр в учебном процессе школьного образования. Однако объем часов, отведенных на ознакомление студентов с сущностью игровых технологий и особенностями их применения в процессе педагогической деятельности, весьма ограничен. Поэтому, для эффективной подготовки учителей иностранного языка к использованию игровых технологий и формирования когнитивного компонента игровой компетентности, считаем целесообразным создание комплексного спецкур-
са, направленного на систематизацию теоретических знаний о социальной природе игры, подходов к ее типологии и специфике различных игровых технологий, а также интеграцию знаний студентов о сущности игровых технологий, полученных в процессе изучения других дисциплин.
Введение спецкурса мы считаем целесообразным на 3 году обучения, ведь именно на основном этапе обучения у студентов уже сформировано определенным образом мотивационно-ценностное отношение и накоплены знания по использованию игровых технологий. Поэтому, по нашему мнению, специально разработанный спецкурс «Игровые технологии в профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка» поможет углубить и расширить знания по использованию игровых технологий при обучении иностранному языку.
Поскольку на этом этапе обучения продолжается обогащение когнитивного компонента игровой компетентности, с этой целью мы считаем необходимым использование в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка репродуктивных и частично-поисковых задач. Задачи необходимо формировать таким образом, чтобы интегрировать полученные на занятиях по психологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков знания, спроектированные на игровые технологии. Также считаем, что задачи, фактически направленные на формирование игровой компетентности должны содержать элементы сравнения, анализа, синтеза, систематизации, обобщения и это позволит студентами проявить собственную поисковую и творческую деятельность.
Однако проявление студентами этого творчества в использовании игровых технологий на основном этапе обучения достаточно ограничено. Студенты только приобретают первичные навыки и умения применения игровых технологий. Сложившаяся система знаний о сущности различных игровых технологий, особенностей их использования в обучении учащихся иностранному языку, становится только основой для формирования у будущих учителей иностранного языка соответствующих умений и навыков. Их развитие и получение первичного опыта применения игровых технологий в педагогической деятельности требует более широкой актуализации полученных знаний.
В соответствии с этим, третьим педагогическим условием является обеспечение практико-ориен-тированного обучения как основы формирования у студентов навыков и опыта использования игровых технологий в профессиональной деятельности.
Как мы уже отмечали, формирование навыков использования игровых технологий в профессиональной деятельности происходит во время организации учебно-познавательной деятельности сту-
дентов на семинарских и практических занятиях, при изучении ими спецкурса. Однако развитие навыков и приобретение первичного опыта использования игровых технологий, будущие учителя иностранного языка могут получить только в процессе педагогической практики.
Интересен опыт обеспечения развития педагогической компетентности студентов во время прохождения педагогической практики в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара, а именно использование учебных игр для решения проблем педагогического общения, системы индивидуальных и групповых консультаций в процессе педагогической практики [12, с. 148].
Как известно, студенты факультета иностранных языков высших учебных заведений должны проходить непрерывную педагогическую (производственную) практику. В процессе педагогической практики не только происходит проверка теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной работе, но и создаются возможности для обогащения творческого потенциала личности будущего учителя иностранных языков. Ведь качественного обучения и воспитания учащихся можно достичь только в том случае, если весь спектр своих профессиональных обязанностей выполнять творчески, систематически вести поиск эффективных форм и методов решения педагогических задач. Творческая активность как составной элемент структуры личности учителя, формируется на стадии профессионального обучения и особую роль в этом процессе занимает производственной практики в общеобразовательной школе.
Считаем, что для решения задач нашего исследования, именно на четвертом курсе студенты имеют возможность применения игровых технологий. Именно в этот период, на наш взгляд, возможно в наибольшей степени сформировать деятельност-ный компонент игровой компетентности благодаря развитию умений и навыков их использования в реальной образовательной ситуации, а также получение опыта самостоятельного применения игровых технологий в будущей педагогической деятельности.
На пятом курсе педагогическая практика предусматривает проведение будущими учителями иностранных языков исследований, необходимых для написания дипломной работы, учебной (проведение комплекса взаимосвязанных уроков по иностранному языку) и воспитательной работы (планирование на период педпрактики работы с классом, проведение внеклассных воспитательных мероприятий и т. д.). На этом завершающем этапе своего обучения студенты, уже, будучи в роли преподавателей, имеют возможность использовать разнообразные игровые технологии, не только обоснованно адаптируя их к особенностям
школьников, но и проектируя собственные авторские варианты учебных игр.
Используя игровые технологии в период педагогической практики, студенты не только занимают субъектную позицию, проецируя собственные технологии, но и рассматривают школьников как равноправных субъектов игровой деятельности, стимулируя их самостоятельность, активность, инициативу, критическое мышление, креативность, корректируя сценарий, содержание, правила, процедуру игровой деятельности. Именно во время этой практики можно разрабатывать и использовать ролевые и деловые игры, поскольку студенты-практиканты взаимодействуют преимущественно с учениками старших классов.
В соответствии с этим считаем целесообразным усовершенствовать содержание и задачи производственной педагогической практики будущих учителей иностранных языков на четвертом и пятом курсах.
Проведенный теоретический анализ научной литературы, изучение опыта формирования компетентности студентов филологических специальностей, собственные наработки позволили установить, что для эффективной профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий важно создание мотивационного основания, возникновения у студентов устойчивого интереса к получению психолого-педагогических и методических знаний по игровой деятельности и эффективной самореализации в педагогической деятельности. Все это требует на начальном этапе ознакомления студентов с сущностью игровых технологий за счет постепенного введения в обучение задач с элементами игровых ситуаций, игровых фрагментов с последующим переходом к применению при изучении иностранных языков ролевых, сюжетно-ро-левых, деловых игр, а также микропреподавание.
Незначительный уровень отражения в содержании профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков теоретических знаний о природе игровых технологий, особенности их использования при обучении учащихся иностранному языку требует интеграции и совершенствования содержания дисциплин профессиональной подготовки, а также разработки и реализации соответствующего спецкурса. Формирование умений и навыков применения игровых технологий, а также приобретение опыта их использования в педагогической деятельности связывается нами с разработкой соответствующей системы задач и совершенствования содержания производственной практики на старших курсах.
Теоретически обоснованные педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию игровых технологий в профессиональной деятельности являются взаи-
мосвязанными и взаимообусловленными, что вызывает необходимость их реализации в комплексе и требует экспериментальной проверки их эффективности в условиях высшего учебного заведения.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
2. Бочарникова Т.Ф. Формування професшно-педагопчно! спрямованосп майбутнього вчителя шоземних мов у фаховш шдготовш: дис. ... канд. пед. наук. - Харшв, 2013. - 232 с.
3. Гончаренко С.У. Методолопчш характеристики педагопчних дослщжень // Вюник Академп пед. наук Украши. - 1993. - № 1. - С. 11-23.
4. Гончарова О.А. Педагопчш умови формування готовносп майбутнього вчителя шоземно! мови до шновацшно! дiяльностi: дис. ... канд. пед. наук. - Ки!в, 2008. - 259 с.
5. Деркач А.А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.
6. Дорогих Р.В. Формування професшних яко-стей майбутшх учител1в у процес педагопчно! взаемоди: дис ... канд. пед. наук. - Харшв, 2011. -246 с.
7. Ефремова О.И. Формирование игровой компетентности будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки // Науч. журнал «Хабаршы-Известия» КазУМОиМЯ
им. Абылай хана. Серия «Педагогические науки». - 2013. - Вып. 3 (30). - С. 18-24.
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. -219 с.
9. Козловська I. Формування змюту освгги: теоретичш основи дидактично! штеграцп // Педагопка i психолопя проф. освгш. - 1999. -№ 4. - С. 73-79.
10. Кондрашова Л.В. Методика подготовки будущего учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися. - М.: Прометей, 1990. - 160 с.
11. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: в 2-х кн. - М.: ВЛАДОС, 2008. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2008. - 574 с.
12. Сердюкова О.Я. Формування педагопчно! компетентносп майбутшх iнженерiв-педагогiв у на-вчальному процеа вищого навчального закладу: дис. ... канд. пед. наук. - Луганськ, 2011. - 283 с.
13. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
14. Торунова Н.И., Кокташева Г.И. Деловая игра в профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя // Иностранные языки в школе. -2000. - № 6. - С. 77-83.
15. Ефремова О.1. Використання ^ових технологш з метою тдвищення мотиваци до вивчення шоземно! мови. - Луганськ, 2013. -Вип. № 3 (262). - С. 75-80.