• найдены единые проблемы, объекты изучения в содержании учебного материала каждой из них;
• есть возможность деления информации на логически завершенные дозы;
• содержание учебного материала каждой из них направленно на формирование обобщенных знаний, умений и навыков;
• результатом интеграции является принципиально новое содержание учебного пособия (С.Ю. Страшнюк [3]).
Кроме того, профессиональная направленность учебных пособий педагогических дисциплин в военных вузах должна состоять из следующих компонентов: овладение курсантами психолого-педагогическими знаниями, применительно к служебной деятельности; приобретение умений и навыков будущего специалиста, по самопознанию и самосовершенствованию; формирование у будущих офицеров обобщенных знаний и умений на основе использования комплексных межпредметных задач.
Библиографический список
При разработке современных учебных пособий по педагогическим дисциплинам для военных вузов мы опираемся на три основные группы принципов, выделенных в научной литературе, для отбора и структурирования учебной информации [4; 5]. Проведённый анализ позволил представить эти принципы и отразить специфику их проявления в табличной форме (табл. 1).
Представленный подход к разработке современных учебных пособий по педагогическим дисциплинам в военном вузе способствует упорядочению и актуализации содержания образования, четкому отбору знаний, объединению разнородных элементов разных наук, преобразованию смысловых понятий, формированию новой структуры учебного предмета, и позволяет интенсифицировать образовательный процесс, повысить качество усвоения учебной информации и сформировать комплексные умения будущего офицера.
1. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.
2. Меняев А.Ф. Преподавание и учение в техническом вузе: учебное пособие по курсу «Педагогические и психологические основы организации учебного процесса в высшей школе». Москва: МЭИ, 1993.
3. Страшнюк С.Ю. Интеграция на модульной основе гуманитарных дисциплин в техническом вузе для развития комплексных умений студентов (на примере курса «Психология и педагогика»). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2003.
4. Бабаскин В.С., Коржуев А.В., Самойленко П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика. Под редакцией А.В. Коржуева. Москва, 2000.
5. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: «Академия», 2001.
References
1. Krivyh S.V., Pavlova O.V., Tyulina O.A. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.
2. Menyaev A.F. Prepodavanie i uchenie v tehnicheskom vuze: uchebnoe posobie po kursu «Pedagogicheskie i psihologicheskie osnovy organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole». Moskva: M'EI, 1993.
3. Strashnyuk S.Yu. Integraciya na modul'noj osnove gumanitarnyh disciplin v tehnicheskom vuze dlya razvitiya kompleksnyh umenij studentov (na primere kursa «Psihologiya ipedagogika»). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2003.
4. Babaskin V.S., Korzhuev A.V., Samojlenko P.I. Fragmenty didaktiki vysshej shkoly: teoriya, metodologiya, praktika. Pod redakciej A.V. Korzhueva. Moskva, 2000.
5. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: «Akademiya», 2001.
Статья поступила в редакцию 20.05.15
УДК 378.147
Semina I.S., Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Gurova O.S., master student, Department of Pedagogy and Psychology, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF READINESS OF A TEACHER TO INNOVATIVE ACTIVITY. The article is devoted to the scientific substantiation of psychological and pedagogical bases of formation of readiness of the teacher education institutions to innovative activity in the conditions of modernization of education. The article considers the main trends in the training of teachers for innovative activity; the components of the innovative competence of the teacher; identify indicators of readiness of the teacher to innovative activity; the professional and personal qualities of the teacher are necessary for the implementation of innovative activities. The authors highlighted the peculiarities of the educational process in the conditions of innovative activity.
Key words: teaching activities, innovation, willingness to innovate, innovation competence of a teacher.
И.С. Семина, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
О.С. Гурова, магистрант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена научному обоснованию психолого-педагогических основ формирования готовности педагога образовательного учреждения к инновационной деятельности в условиях модернизации образования. В статье рассмотрены основные тенденции подготовки педагогов к инновационной деятельности; выделены компоненты инновационной компетентности педагога; определены показатели готовности педагога к инновационной деятельности; сформулированы профессиональные и личностные качества педагога, необходимые для реализации инновационной деятельности. Авторами выделены особенности учебно-воспитательного процесса в условиях инновационной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, готовность к инновационной деятельности, инновационная компетентность педагога.
Педагогические инновации, как и любые другие нововведения, порождают проблемы, связанные с необходимостью сочетания инновационных программ с государственными программами
воспитания и обучения, сосуществование различных педагогических концепций. Они требуют принципиально новых методических разработок, нового качества педагогического новаторства.
Инновации же создают новый тип образовательного процесса, меняющий отношение к образованию всех субъектов образования: родителей, учеников, учителей. По мнению П.Г. Щедровиц-кого, инновационный путь развития - это то, что определяет будущее. Образование сегодня понимается как производство инноваций [1].
Однако включение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учёта его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности. Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности [2].
Много проблем, стоящих перед педагогами, которые работают в инновационном режиме, связаны с низкой инновационной компетентностью. Инновационная компетентность педагога -система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми [3].
Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность об инновационных педагогических технологиях, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.
Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.
В инновационных преобразованиях особенно высоки требования к уровню теоретических знаний и практической подготовки учителя. Он должен уметь направлять учебно-воспитательный процесс на личность воспитанника, выстраивать свою профессиональность так, чтобы каждый ученик имел неограниченные возможности для самостоятельного и высокоэффективного развития. А это в принципиально других измерениях определяет проблематику и содержание профессиональной и личностной подготовки педагога, актуализирует необходимость создания педагогических систем, ориентированных на инновационную деятельность, и, соответственно, на поиск новых подходов к подготовке будущего педагога.
Педагогу во время инновационного учебно-воспитательного процесса необходимо уметь реализовывать [3]:
- педагогический гуманизм (уважение к личности воспитанников, достоинства, уверенность в своих способностях и возможностях);
- понимание воспитанников (стремление и умение чувствовать другого как себя, понимать их внутренний мир);
- сотрудничество (постепенное превращение воспитанников на создателей педагогического процесса);
- личностную позицию (творческое самовыражение, где педагог предстаёт перед воспитанниками не как лишённый индивидуальности функционер, а как личность, открытая в выражении своих чувств, эмоций).
В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам [2]:
1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребёнка как высшей
Библиографический список
социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными качествами.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.
3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития инициативы, творчества учащихся и учителей, их эффективного взаимодействия, участия общественности в управлении образованием.
Реализация этих принципов требует перехода от нормативной к инновационной, творческой деятельности, что предусматривает изменение характера образовательной системы, содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания. Целью образования при таких условиях есть свободное развитие индивидуальных способностей, мотивов, личностных ценностей разносторонней, творческой личности, тем самым в структуре профессионально направленной личности педагога готовность к инновационной деятельности является показателем его способности нетрадиционно решать актуальные для личностно-ориен-тированного образования проблемы.
Подготовленный к инновационной профессиональной деятельности педагог имеет такие профессиональные и личностные качества [3]:
- осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте актуальных педагогических проблем современной школы;
- умение по-новому формулировать образовательные цели, достигать и оптимально переосмысливать их во время обучения;
- способность выстраивать целостную образовательную программу, которая учитывала бы индивидуальный подход к детям, образовательные стандарты, новые педагогические ориентиры;
- соотнесение современной ему реальности с требованиями личностно-ориентированного образования,
- способность видеть индивидуальные способности детей и учить в соответствии с их особенностей;
- умение продуктивно, нестандартно организовать обучение и воспитание учащихся, используя инновационные технологии, тем самым стимулируя их развитие;
- способность видеть, адекватно оценивать, стимулировать открытие и формы культурного самовыражения воспитанников;
- умение анализировать изменения в образовательной деятельности, развития личностных качеств воспитанников;
- способность к творческому развитию, рефлексивной деятельности, осознание значимости, актуальности собственных инновационных поисков и открытий.
Готовность педагога к инновационной деятельности определяется по следующим показателям [4]:
1) осознание необходимости внедрения педагогических инноваций в собственной педагогической практике;
2) информированность о новейшие педагогические технологии, знания новаторских методик работы;
3) ориентация на создание собственных творческих задач, методик, настроенность на экспериментальную деятельность;
4) готовность к преодолению трудностей, связанных с содержанием и организацией инновационной деятельности;
5) владение практическими навыками освоения педагогических инноваций и разработки новых.
Эти показатели проявляют себя не изолированно, а в разнообразных сочетаниях и взаимосвязях. В частности, потребность в нововведениях активизирует интерес к новейшим знаниям в конкретной отрасли, а успешность собственной педагогической инновационной деятельности помогает преодолевать трудности, искать новые способы деятельности, отстаивать новаторские подходы во взаимодействии с теми, кто их не воспринимает. Своевременное, объективное выяснение уровня сложившейся готовности конкретного педагога к инновационной деятельности дает возможность спланировать работу по развитию его инновационного потенциала, который является важным компонентом структурных профессиональных качеств современного педагога.
1. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. Москва, 1993.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя. Москва, 1991.
3. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Москва, 1997.
4. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода: монография. Санкт-Петербург, 2014.
References
1. Schedrovickij P.G. Ocherkipo filosofii obrazovaniya. Moskva, 1993.
2. Angelovski K. Uchitelya i innovacii: kniga dlya uchitelya. Moskva, 1991.
3. Slastenin V.A. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva, 1997.
4. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo prepodavatelya vuza na osnove realizacii kompetentnostnogo podhoda: mono-grafiya. Sankt-Peterburg, 2014.
Статья поступила в редакцию 18.05.15
УДК 37.015.3
Solodovnikova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Institute of social education (branch), Russian State Social
University (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
THE SUBJECTIVITY OF THE TEENAGER IN CREATIVITY. The article considers a problem of realization of subjectivity teenager with creativity. A teenager realizing a creative subject comprehends his attitude towards the world, knows the reality, defines values, motivation and needs in the achievements guides on creative search of original ideas and activate them in the creative process, and implements creative abilities through the creation and presentation of creative outputs, develops the ability to analyze himself as a subject of activity experience adequate assessment of their achievements and reflection. As a result of our research, it can be noted that in adolescents has significantly increased interest in the creative process, they became more independent and confident in making decisions and the most motivated to succeed.
Key words: subjectivity, teenager, creativity, subjective position, attitude.
И.В. Солодовникова, канд. пед. наук, ст. преп. Института социального образования (филиала) Российского
государственного социального университета, г. Саратов, E-mail: [email protected]
СУБЪЕКТНОСТЬ ПОДРОСТКА В ТВОРЧЕСТВЕ
В статье рассматривается проблема реализации субъектности подростка с помощью творчества. Подросток, осознавая себя субъектом творчества, осмысливает своё отношение к окружающему миру, познаёт реальную действительность, определяет ценностные приоритеты, мотивацию деятельности и потребности в достижениях, направляет на творческий поиск оригинальных идей и активацию их в процессе творчества, а также реализует творческие способности посредством создания и предъявления продуктов творчества, развивает умение анализировать себя как субъекта деятельности в приобретении опыта адекватной оценки своих достижений и рефлексии. В результате проведённого нами исследования, можно отметить, что у подростков значительно повысился интерес к процессу творчества, они стали более самостоятельными и уверенными в принятии решений и наиболее мотивированными на успех.
Ключевые слова: субъектность, подросток, творчество, субъектная позиция, отношение.
Сегодня усложняются системы отношений взаимодействия человека с миром. Еще научный мыслитель Л.С. Выготский, предвидя наше будущее, предрекал, изменяя природу, человек вместе с ней изменяется сам. Все это влияет на отношение человека к окружающему миру, в процессе определения роли и позиции субъекта в мире, смысла его существования, а также поиска эффективных средств взаимодействия с собой и с миром.
В подростковом возрасте человек впервые осознанно начинает ставить перед собой задачи саморазвития, становится одновременно субъектом и объектом собственного развития, активным автором собственного творчества и жизни. Происходит процесс развития самосознания и рефлексии, также Л.С. Выготский отмечал, «с формированием самосознания в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка» [1].
Так, у подростка происходит активное развитие критического мышления, формируется мировоззрение, и, задумываясь о вступлении в самостоятельную жизнь, он начинает анализировать, к чему он пригоден, а к чему нет, выделять особые склонности и способности; что приводит к пониманию самого себя и при этом к значительному развитию у него самосознания в виде определенных умозаключений над собственными переживаниями, уже появляется чувство самопонимания и понимания другого человека.
Его восприятие и представление мира зависят как от особенностей воспринимаемой реальности, так и от самой субъектности. Так Б.Ф. Ломов отмечал, что отражение мира осуществляется с той специфически индивидуально неповторимой позиции, которую субъект в этом мире занимает. И процессы «само» определяют не только его представления о самом себе, но и об окружающем мире. Потребность самопознания, самоактуализации, самоосуществления и др. возрастает вместе с расширением знаний о мире и о себе, с развитием субъектных возможностей и усложнением задач, стоящих перед подростком.
Для этого необходимо обнаружить свою самость, что означает не просто констатировать её фактическое наличие («Я есть такой-то и такой-то») и не просто волевым напором утвердить ее в мире людей и вещей («Я - сам!»), а прежде всего, открыть её идеальную, самоценную очевидно осмысленную необходимость бытия [2, с. 339].
Соответственно нацеленность на самосовершенствование себя как личности, индивида, субъекта деятельности, индивидуальности опирается также на самоуважение, самоизменение, саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самовыражение, самоотношение. Нужно быть ответственным за себя и свое развитие, полностью знать самого себя, уметь осознавать себя и свои поступки, стремиться к полной актуализации своего потенциала и т.д. (А. Маслоу). При этом подчёркивал учёный, социальные реформы, конституции, планы и законы будут работать, если люди познают самих себя и выберут разумный, здоровый способ существования. Так в нынешних условиях, важна степень ответственности отдельной личности за судьбу человечества. При этом само человечество, озабоченное собственным выживанием и развитием должно рассматривать каждого ребёнка как самостоятельную ценность, наделенную своими потребностями и интересами, создавать условия для его самореализации [3].
При всей глубине подходов к исследованию тех или иных процессов «само» и значимости их характеристик отсутствует четко ранжированная иерархизированная в своей системной представленности целостность самости человека. А также отсутствует реальное теоретическое объяснение принципа взаимообусловленности всех вышеназванных конструктов как условия их дифференциации и интеграции, их действенности и значимости в процессе развития человека в филогенезе и культурно-историческом движении (Е.Н. Волкова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.В. Брушлинский, В.И. Сло-бодчиков и др.)
Вообще, субъектность начинается с осознания себя как личности, индивида, индивидуальности, с развитием у челове-