Научная статья на тему 'Технология формирования нравственно-волевых качеств курсантов военного вуза'

Технология формирования нравственно-волевых качеств курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев А. В., Федосеева И. А.

Цель публикуемой статьи заключается в актуализации проблемы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, от которых зависит успешность их обучения, эффективность профессиональной деятельности. Проблема исследования. Несмотря на значимость формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, этот вопрос не находит должного отражения в научных трудах. В настоящее время не выработано единой технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, их характеристика представлена поверхностно и не дает общего представления об особенностях этих качеств у курсантов. Методологию исследования составляют работы по изучению проблематики формирования нравственно-волевых качеств курсантов (М.В. Алещенко, Ф.Н. Алипханов, И.Ф. Амельчаков, С.А. Баланов, Б.Ю. Васильев, В.В. Воробьёв, Т.Н. Воронина, А.С. Лукьянов и др.). Основные результаты: в статье предложено авторское определение нравственно-волевых качеств курсанта, представлен перечень этих качеств, присущих курсантам младших и старших курсов, предложено определение технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, дано определение методики, методов и форм их формирования, представлена их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования нравственно-волевых качеств курсантов военного вуза»

Технология формирования нравственно-волевых качеств курсантов военного вуза

Николаев Алексей Валерьевич,

аспирант, факультет технологии и предпринимательства, Новосибирский Государственный педагогический университет, [email protected]

Федосеева Ирина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский Государственный педагогический университет

Цель публикуемой статьи заключается в актуализации проблемы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, от которых зависит успешность их обучения, эффективность профессиональной деятельности.

Проблема исследования. Несмотря на значимость формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, этот вопрос не находит должного отражения в научных трудах. В настоящее время не выработано единой технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, их характеристика представлена поверхностно и не дает общего представления об особенностях этих качеств у курсантов.

Методологию исследования составляют работы по изучению проблематики формирования нравственно-волевых качеств курсантов (М.В. Алещенко, Ф.Н. Алипханов, И.Ф. Амельчаков, С.А. Баланов, Б.Ю. Васильев, В.В. Воробьёв, Т.Н. Воронина, А.С. Лукьянов и др.).

Основные результаты: в статье предложено авторское определение нравственно-волевых качеств курсанта, представлен перечень этих качеств, присущих курсантам младших и старших курсов, предложено определение технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, дано определение методики, методов и форм их формирования, представлена их характеристика.

Ключевые слова: технология формирование нравственно-волевых качеств, средства и методы, воспитание и обучение.

о

Е

£

в) ^

0

(Ч *

01 г

Постановка задачи. Постоянное усложнение задач, которые стоят перед военнослужащими в условиях сложившейся политической и экономической ситуации в нашей стране, предъявляет высокие требования не только к уровню их теоретической и физической подготовки, здоровью, но и к личностным и индивидуальным качествам, важнейшими из которых выступают нравственно-волевые качества. От уровня их сформированно-сти зависит успешность обучения курсантов, результативность и эффективность выполняемой ими работы, психологический климат в коллективах, способность разрешения специфичных проблем, обусловленных профессиональной и учебной деятельностью курсантов.

В военных вузах созданы все необходимые условия для воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов, накоплен богатый опыт по их развитию и совершенствованию, однако, в практике их формирования, имеющиеся возможности используются не полностью. Преподаватели и командиры недооценивают значимость целенаправленной и планомерной работы по формированию у курсантов нравственно-волевых качеств. Причиной этого, на наш взгляд, выступает недостаточная теоретическая и, в большей степени, методическая разработка данного вопроса. Отсутствие согласованных представлений о технология формирования нравственно-волевых качеств у курсантов привело к тому, что сегодня практически любые рекомендации стали называться технологиями.

Цель статьи заключается в исследовании технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обосновать необходимость формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, дать их определение, представить классификацию.

- раскрыть сущность технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов.

- определить методы и приемы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов.

Исследовательская часть. Профессиональное воспитание и обучение курсанта в вузе позволяет формировать внутренние регуляторы его поведения и деятельности, которые определяют эффективность учебной, служебной и в дальнейшем профессиональной деятельности. В качестве таких регуляторов выступают сформированные

нравственно-волевые качества, под которыми следует понимать свойства личности, индивидуальные особенности сознания и деятельности курсанта, определяющие его нравственные личностные и социальные ценности и проявляющиеся в сознательном регулировании им своего поведения в конкретных ситуациях, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий в сочетании с нравственными установками.

К числу основных нравственно-волевых качеств, обеспечивающих успешность профессиональной и учебной деятельности курсантов, относятся: сознательность, дисциплинированность, организованность, целеустремленность, самообладание, выдержка, терпеливость, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, ответственность за результат, честность, уверенность в собственных силах, товарищество и взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач в сложных условиях, верность своему долгу.

Перечисленные нравственно-волевые качества в больше степени присущи курсантам старших курсов. Курсантам младших курсов присущи следующие качества: сознательность, дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, настойчивость, смелость, честность, товарищество и взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач.

Все эти качества взаимосвязаны, например, от уровня развития выносливости напрямую зависит уровень проявления у курсанта терпеливости, настойчивости, выдержки и самообладания.

Нравственно-волевые качества и нравственные установки курсанта выступают основой системы доминирующих ценностно-смысловых отношений курсанта к самому себе, сослуживцам, к профессиональной деятельности в целом, отражают уровень его профессионально-личностного становления. Устойчивые нравственно-волевые качества влияют на успешность профессиональной деятельности военнослужащих. Именно поэтому целенаправленная работа по формированию нравственно-волевых качеств курсантов должна стать одной из приоритетных задач в процессе их образования. Вместе с тем, фактически, формированию нравственно-волевых качеств курсантов, передаче им накопленного духовно-нравственного опыта, культуры, ценностей не уделяется должного внимания. Во многом причиной тому становится отсутствие единой технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов.

Единого подхода к определению технологии формирования нравственно-волевых качеств не существует. В современной теории и практике обучения и воспитания в целом происходит смешение понятий «методика» и «технология», что свидетельствует о необходимости разграничения данных понятий.

Термин «технология» произошел от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов под технологией понимается совокупность знаний

о способах и средствах проведения производственных процессов. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Под педагогической технологией современными учеными понимается компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно-обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на учащегося в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму [9, с. 352].

О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев под педагогической технологией понимают систему теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития учащихся [3, с. 7].

А.Г. Казакова под педагогической технологией понимает педагогический процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого [6, с. 12].

Г.К. Селевко под педагогической технологией понимает такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата [15, с. 124].

По мнению Н.Н. Михайловой, образовательную технологию нельзя отождествлять с алгоритмом, поскольку действия в ней не могут быть жестко детерминированы, они всегда субъектны, а потому

- вариативны. Технология является отражением основных закономерностей выполняемой педагогом деятельности [11, с. 86].

Анализ существующих подходов к определению технологии, позволяет дать следующее определение технологии формирования нравственно-волевых качеств у курсантов: «Технология формирования нравственно-волевых качеств у курсантов

- это организованный, целенаправленный, планомерный, последовательный процесс воспитания и развития внутренних регуляторов поведения и деятельности курсантов, включающий в себя совокупность теоретически обоснованных и системно используемых принципов и правил, а также соответствующих им форм, методов, приемов, средств эффективного воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов, определяющих эффективность их деятельности».

Организация учебно-воспитательного процесса не может быть одинаковой на всех этапах образования, поэтому было сформулировано важное педагогическое условие формирования нравственно-волевых качеств у курсантов - последовательность их формирования.

Формирование нравственно-волевых качеств у курсантов должно осуществляться поэтапно с учетом того, что между проявлениями качеств курсантов младших и старших курсов имеются серьезные различия. Поэтому предшествовать формированию этих качеств у курсантов должно исследова-

о о ш и m 5 m

О m э m й А

X £ m

О

х О m

0

01 и А ы о ш А X X m

0

(Ч *

01 г

ние уровня их общего развития с учетом индивидуальных различий у курсантов, выявление пробелов в них.

Рассмотрим формы, применение которых будет способствовать формированию у курсантов нравственно-волевых качеств.

На первом курсе обучения в военном учебном заведении формирование нравственно-волевых качеств у курсантов должно осуществляться посредством групповых и индивидуальных форм обучения в ходе учебных дисциплин: «Отечественная история», «Философия», «Психология и педагогика», «Правоведение» которые оказывают определяющее влияние на мировоззрение военных кадров. Большие возможности для развития нравственно-волевых качеств имеют занятия физической подготовкой, они способствуют выработке необходимых для службы психических качеств и свойств личности курсанта.

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» в военном вузе включает различные разделы: «Гимнастика и атлетическая подготовка», «Рукопашный бой», «Преодоление препятствий», «Ускоренное передвижение и легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные и подвижные игры», «Военно-прикладное плавание». Каждый раздел обеспечивает формирование необходимых нравственно-волевых качеств, для каждого из этих разделов есть место для проявления курсантом волевых усилий с нравственными компонентами. Например, раздел «Лыжная подготовка» ориентирован на формирование таких качеств, как целеустремленность, выдержка, самообладание, чувство товарищества, ответственность за результат. В разделе «Рукопашный бой» акцентируется формирование смелости, решительности, самообладания, инициативности, а также способности преодолевать страх, действовать в опасных и напряженных ситуациях, чувства ответственности сильного перед слабым.

Разнообразные физические и спортивные ситуации моделируют возможную боевую, служебную и повседневную обстановку. Так, например, сформированная привычка соблюдения требований безопасности и предупреждения травматизма при выполнении физических упражнений переносится в повседневную и служебную деятельность. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической подготовкой, борьба с нарастающим утомлением, возникающим чувством усталости, боли, страха, уверенность в себе при выполнении сложных упражнений, требующих проявления личностных качеств, способствуют формированию нравственно-волевых качеств у курсантов.

Развитию нравственно-волевых качеств у курсантов первого курса обучения будет способствовать несение службы в нарядах.

Существенное влияние на развитие нравственно-волевых качеств у курсантов второго курса обучения окажет их участие в общественной деятельности, особенно, если она носит творческий характер. Формированию нравственно-волевых качеств

у курсантов на втором курсе будет способствовать их участие в различных конференциях, включение курсантов в состав военно-научных обществах. В повседневной службе формирование нравственно-волевых качеств у курсантов осуществляется в выполнении уставного порядка, соблюдении распорядка дня.

Большие возможности для развития нравственно-волевых качеств имеют самостоятельная подготовка, самовоспитание курсантов младших курсов.

На третьем курсе большие возможности для развития нравственно-волевых качеств у курсантов имеет их участие в военно-полевых сборах, учениях, выполнение практических заданий.

На четвертом курсе обучения развитие нравственно-волевых качеств у курсантов будет обеспечено через их стажировку в войсках, выполнение учебно-боевых задач в составе подразделе-ний,участие в практических занятиях.

Методика формирования нравственно-волевых качеств личности у курсантов военного вуза это совокупность специальных методов и приемов.

Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей упорядоченная система действий преподавателя, целенаправленное применение которых позволяет организовывать определенным способом теоретическую и практическую деятельность курсанта, направленную на развитие его нравственно-волевых качеств. Иначе говоря, это способы достижения конкретной цели и решения поставленных задач.

Одними из наиболее эффективных методов формирования нравственно-волевых качеств у курсантов считаем следующие методы:

- убеждения;

- упражнения;

- постепенно повышающихся трудностей;

- стимулирования поведения и деятельности;

- наложения ответственности;

- педагогической поддержки;

- личного опыта;

- проблемного обучения;

- соревновательного;

- игрового;

- самовоспитания;

- контроля.

Метод убеждения направлен на сознание курсанта и преследуют цель создания у него убеждений и понятий, обусловливающих социально одобряемое поведение. Важным в формировании нравственно-волевых качеств у курсантов является создание положительного отношения курсантов к их формированию. Методы убеждения включают разъяснение, чтение, беседу, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Посредством этих методов курсантам рассказывается о важности формирования у них нравственно-волевых качеств, необходимых им при выполнении учебно-боевых задач. Высокое проявление нравственно-волевых качеств у курсантов становится возможным только при наличии у них положительного от-

ношения (эмоций) и стремления достичь максимального результата.

Методы нравственно-волевого просвещения на занятиях повысят уровень сознания и поведения курсантов, расширят круг их нравственных и волевых знаний и представлений, уточнят эти понятия, переведут их в нормы поведения.

При разъяснении, что собой представляет процесс формирования нравственно-волевых качеств, рекомендуется применять иллюстрации, факты, демонстрацию опытов.

Необходимо проводить с курсантами беседы с целью вызвать интерес к проблеме нравственности и воли, развития у них желания совершенствовать свои нравственно-волевые качества, получить элементарные сведения по вопросам самовоспитания.

Рекомендуется изготовить памятку для курсантов по самовоспитанию нравственно-волевых качеств, в которой должны быть изложены требования к курсанту, формы самовоспитания выдающихся личностей, отдельные выдержки из уставов, наставлений и инструкций, высказывания великих людей по этому вопросу. Эффективным приемом будет разработка формы дневника для самоконтроля.

Использование методов упражнения предполагает создание определенных условий, которые требуют проявления курсантом определенных нравственно-волевых качеств в ходе учебной деятельности. В ходе упражнений курсантам необходимо преодолеть те или иные препятствия, которые связаны с учебным процессом, повседневной службой, распорядком дня. Применение данного метода позволит оценить накопленный курсантом нравственно-волевой опыт в процессе конкретного вида деятельности.

Рекомендуется подбирать соответствующие упражнения в процессе учебы, тренировки, службы, чтобы обязательно соблюдалось требование их последовательного изменения и постепенного усложнения.

В качестве примера можно привести следующие физические упражнения:

- ходьбу по узкой опоре (бревно шириной 10 см и длиной 5 м) на высоте 30 см и 130 см в неопасных и опасных ситуациях. Данное упражнение должно быть выполнено курсантом при соблюдении следующих условий: передвижение на время в военной форме в противогазе, с автоматом в руках в положении «изготовка к бою». Каждый курсант должен максимально быстро, не теряя равновесия, преодолеть узкую опору - лицом вперед, спиной назад, левым и правым боком. Оценивается среднее время на опоре высотой 30 см, среднее время на опоре высотой 130 см, а также среднее время на опоре высотой 30 см в обмундировании с оружием и среднее время на опоре высотой 130 см в обмундировании с оружием.

- вис на перекладине. Данное упражнение должно быть выполнено курсантом при соблюдении следующих условий: вис на прямых руках на перекладине «до отказа». В ходе выполнения данного упражнения должно оцениваться появление у

курсанта желания прекратить упражнение, при котором курсанты подают условный сигнал, до полного отказа выполнять упражнение. Время должно фиксироваться по ручному хронометражу: до, после условного сигнала и общее время выполнения. Должно оцениваться среднее время виса до желания спрыгнуть, общее время виса на перекладине, среднее время виса до полного отказа (время терпеливости). За меру проявления нравственно-волевых качеств должно быть принято время от момента появления чувства усталости до отказа курсанта поддерживать усилие.

Такие упражнения носят прикладное значение и являются доступной формой для проверки сформированное™ нравственно-волевых качеств у курсантов.

В целом, необходимо использовать разнообразные упражнения по направлению и воздействию в целях формирования морально-волевых качеств и преимущественного воздействия на отдельные стороны, причем не только физического, но и интеллектуального и психологического состояния курсантов.

Такой соревновательный метод как соперничество, поможет курсанту на практике развивать и закреплять поведенческие навыки. Примером использования соревновательного метода может стать выполнение упражнения, в ходе которого курсанты осуществляют передвижение. Данное упражнение должно начаться по команде «марш» и закончиться после пересечения ими отметки на опоре.

Существенное значение в формировании нравственно-волевых качеств у курсантов отводится последовательному усложнению условий для проявления данных качеств, систематическому побуждение курсантов к нравственно-волевому поведению и действиям в трудных для них условиях. Метод усложнения условий упражнения это метод постепенно повышающихся трудностей: в противогазе, в обмундировании, с оружием.

Методы моделирования ситуации позволят воссоздать и проиграть те или иные ситуации, требующие проявления у курсантов их нравственно-волевых качеств.

Решение данных задач может быть обеспечено посредством:

- создания и поддержания положительного эмоционального состояния у курсантов при выполнении действий;

- постановки промежуточных конкретных и доступных заданий на пути к достижению конечной цели;

- поощрения;

- стимулирования курсантов коллективом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создания соревновательной ситуации;

- прямого требования;

- создания установки на высокий результат нравственно-волевого действия мысленным преодолением препятствия;

- ослабления отрицательного влияния неудач;

- применения различных самостоятельных форм стимулирования: самовнушения, самопобуждения, самоприказа, самоодобрения, самопорицания.

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

(Ч *

01 г

Такие методы, как поощрение (наказание), требование и принуждение побуждают курсанта увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности.

Личный пример воспитателя, педагога, поступки и опыт других людей, личный опыт воспитуемо-го, исторические примеры, факты, документы, примеры и эпизоды из художественной и военной литературы, общественное мнение, также являются эффективными методами формирования нравственно-волевых качеств у курсантов. Использование данных методов направлено на развитие у них идейных мотивов к проявлению нравственно-волевых качеств, создание у них положительного отношения к формированию высоких нравственно-волевых качеств в процессе учебы и службы.

Хотя сама деятельность может побуждать к самовоспитанию нравственно-волевых качеств у курсантов, чтобы работа над собой стала глубоко осмысленной, планомерной и продуктивной, необходимо использовать специальные воспитательные способы воздействия, оказывать курсантам систематическую помощь со стороны командиров и преподавателей. В качестве такой помощи могут выступать:

- создание правильных представлений у курсантов о нравственности, воле, нравственно-волевых качествах и их роли в учебе и службе;

- организация условий для осознания курсантами необходимости формирования нужных нравственно-волевых качеств;

- оказание содействия в выборе идеала, разработка посильной для курсанта программы самовоспитания;

- рекомендация конкретных путей и средств для самовоспитания нравственно-волевых качеств у курсантов.

Методы самовоспитания курсантов - это методы их воспитательной работы над собой.

Методы наложения ответственности будут способствовать повышению ответственности курсанта за результаты своей деятельности.

Метод контроля это анализ результатов деятельности, педагогическое наблюдение, самоконтроль, позволяющие количественно и качественно измерить степень их проявления.

Таким образом, регулярные целенаправленные занятия с использованием различных методов и средств способствуют формированию не только военно-прикладных навыков и умений, физических качеств, но и морально-волевых качеств и свойств личности курсанта.

Результаты исследования. В статье предложено авторское определение нравственно-волевых качеств курсанта, представлен перечень этих качеств, присущих курсантам младших и старших курсов. В статье предложено также определение технологии формирования нравственно-волевых качеств курсанта, методики и методов их формирования, дана их характеристика.

Нравственно-волевые качества курсанта -свойства личности курсанта, индивидуальные особенности его сознания и деятельности, определя-

ющие его нравственные личностные и социальные ценности, проявляющиеся в сознательном регулировании им своего поведения в конкретных ситуациях, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий в сочетании с нравственными установками.

К числу таких качеств относятся: сознательность, дисциплинированность, организованность, целеустремленность, самообладание, выдержка, терпеливость, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, ответственность за результат, честность, уверенность в собственных силах, способность преодолевать страх и действовать в опасных и напряженных ситуациях, товарищество и взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач в сложных условиях, верность своему долгу. Нравственно-волевые качества, присущие курсантам младших курсов: сознательность, дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, настойчивость, смелость, честность, товарищество и взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач.

Реализация данных качеств осуществляется через технологию формирования нравственно-волевых качеств курсантов.

Литература

1. Васильев, Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. / Б.Ю. Васильев. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №1 (25).

- С. 77-83.

2. Васильев, Б.Ю. Возможности учебных дисциплин в формировании морально-волевых качеств у курсантов военного вуза. / Б.Ю. Васильев, Н.Г. Милованова. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 33-40.

3. Веденеева, О.А. Педагогические технологии в современном образовательном процессе: учебное пособие. / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев. - М.: Мир науки, 2016. - 284 с.

4. Ерошенков Н.В. Оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в ВУЗах МВД России. // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2015. - №4. - С. 42-46.

5. Исаев, И.Ф. Педагогические условия профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде ВУЗа МВД России. / И.Ф. Исаев, Н.В. Ерошенков. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013.

- №12 (128). - С. 214-218.

6. Казакова, А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. / А.Г. Казакова. -М.: 2000. - 377 с.

7. Круглеевский Н.В. Волевые качества и их воспитание у курсантов высших военно-морских училищ: дисс. канд. псих. наук. / Н. В. Круглеев-ский. - М., 1967. - 178 с.

8. Кузьмин, Н.Н. Условия формирования морально-волевых качеств курсантов образователь-

ных учреждений МВД России на занятиях физической культурой и спортом. / Н.Н. Кузьмин. // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. -№4. - С. 97-103.

9. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 480 с.

10. Матушкин, С.Е. Социальное и природное в нравственности. / С.Е. Матушкин. - Челябинск: Че-ляб. гос. ун-т, 2015. - 99 с.

11. Михайлова, Н.Н. Модульно-компетентностный подход к проектированию образовательных технологий в профессиональном образовании. / Н.Н. Михайлова. // Научные исследования в образовании. - 2008. - 240 с.

12. Петрова, Н.Г. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций личности как педагогическая проблема. // Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Н.Г. Петрова; под ред. И.В. Забродиной, В.Г. Швеммер, Н.П. Шитякова. -Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - с. 68-72.

13. Платонов, Д.А. Развитие волевых качеств в учебно-воспитательном процессе подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России. / Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев. // Вестник экономической безопасности. - 2016. - №4. - С. 330-332.

14. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности. / Л.И. Рувинский. - М.: Педагогика. -1981. - с. 52.

15. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн. 2005. - 288 с.

16. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская; отв. ред. Л. В. Байбородова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 192 с.

The technology of formation of moral-volitional qualities of

cadets of a military academy Nikolaev A.V., Fedoseeva I.A.

Novosibirsk State pedagogical University

The purpose of the published article is to actualize the problem of formation of moral and volitional qualities of cadets, on which depends the success of their training, the effectiveness of professional activity.

The problem of the study. Despite the importance of the formation of moral and volitional qualities of the cadets, this issue is not adequately reflected in scientific works. Currently, there is no single technology for the formation of moral and volitional qualities in cadets, their characteristics are presented superficially and does not give a General idea about the features of these qualities in cadets. The research methodology consists of the work on the study of the problems of formation of moral and volitional qualities of cadets (M. V. Aleshchenko, F. N. Alipkhanov, I. F. Amelchakov, S. A. Balanov, B. Yu. Vasiliev, V. V. Vorobiev, T. N. Voronina, A. S. Lukyanov, etc.).

Main results: the article proposes the author's definition of moral and volitional qualities of the cadet, presents a list of these qualities inherent in the cadets of Junior and senior courses, also proposed the definition of the technology of formation of moral and volitional qualities of the cadets, the definition of methods and methods of their formation, their characteristics Keywords: technology formation of moral and volitional qualities,

means and methods, education and training. References

1. Vasiliev, B.Yu. Methods of formation of moral and volitional qualities in cadets of military universities. / B.Yu. Vasiliev. // Professional education in Russia and abroad. - 2017. - №1 (25). - pp. 77-83.

2. Vasiliev, B.Yu. Possibilities of academic disciplines in the formation of moral and volitional qualities of the cadets of the military university. / B.Yu. Vasiliev, N.G. Milovanov // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. - 2016. - № 1. - p. 33-40.

3. Vedeneeva, O.A. Pedagogical technologies in the modern educational process: a manual. / OA Vedeneeva, L.I. Sawa, N.Ya. Saygushev. - M .: World of Science, 2016. - 284 p.

4. Eroshenkov N.V. Optimization of the process of professional and

moral training of cadets in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. // Problems of law enforcement. - 2015. - №4.

- pp. 42-46.

5. Isaev, I.F. Pedagogical conditions of professional and moral training of cadets in the educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. / I.F. Isaev, N.V. Eroshenkov. // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. - 2013. - №12 (128). - p. 214-218.

6. Kazakova, A.G. Modern pedagogical technologies in additional

professional education of teachers. / A.G. Kazakova. - M .: 2000. - 377 p.

7. Krugleevsky N.V. Volitional qualities and their education in cadets of higher naval schools: Diss. Cand. psycho. sciences. / N.V. Krugleevsky. - M., 1967. - 178 p.

8. Kuzmin, N.N. Conditions for the formation of moral and volitional

qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in physical education and sports. / N.N. Kuzmin. // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2013. - №4. - pp. 97-103.

9. Malenkova, L.I. Theory and methods of education: a textbook. /

L.I. Malenkov. - M .: Pedagogical Society of Russia, 2015. - 480 p.

10. Matushkin, S.E. Social and natural in morality. / S.E. Matushkin.

- Chelyabinsk: Chelyab. state Univ., 2015. - 99 p.

11. Mikhailova, N.N. Module-competence approach to the design of educational technologies in vocational education. / N.N. Mikhailov. // Scientific research in education. - 2008. - 240 p.

12. Petrova, N.G. Formation of spiritual and moral value orientations of the individual as a pedagogical problem. // Spiritual and moral education of children and young students: problems and prospects: materials of the interregion. scientific-practical conf. / N.G. Petrova; by ed. I.V. Zabrodina, V.G. Schwemer, N.P. Shityakova. - Chelyabinsk: publishing house Chelyab. state ped. University, 2013. - p. 68-72.

13. Platonov, D.A. The development of volitional qualities in the educational process of training students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. / YES. Platonov, V.L. Dementiev. // Bulletin of economic security. -2016. - №4. - p. 330-332.

14. Ruvinsky, L.I. Moral education of the individual. / L.I. Ruvinsky. -M .: Pedagogy. - 1981. - with. 52.

15. Selevko, G.K. Pedagogical technologies based on didactic and methodological improvement of OHR. / G.K. Selevko. - M .: Institute of Sc. tech. 2005. - 288 s.

16. Theory of training and education, pedagogical technologies: a textbook and a workshop for academic bachelor / L.V. Bayborodova, I.G. Kharisova, M.I. Rozhkov, A.P. Chernyavskaya; rep. ed. L.V. Bayborodova. - 3rd ed., Corr. and add. - M .: Publishing house Yurayt, 2018. - 192 p.

о о и n m 5 m

О

m э

m

й А

X £ m О

x

0

m О

01

n

А

w

о

и А

X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.