Научная статья на тему 'Модель формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов'

Модель формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / FORMATION MODEL / ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / TRAINING OF CADETS / ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY INSTITUTE / MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Борис Юрьевич

Рассматриваются материалы исследования по построению модели формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов. Показаны принципы и обоснованы блоки формирования морально-волевых качеств будущих офицеров в контексте изучения отдельных дисциплин военного вуза с учетом требований руководящих документов.The article discusses a study on the construction of a model of formation of moral-volitional qualities of cadets of military institution. Shows the principles and substantiated blocks the formation of moral-volitional qualities of future officers in the context of studying particular disciplines of the military institution with the requirements of the guidance documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Борис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов»

УДК 37.03

Б.Ю. Васильев,

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

Модель формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов

Формирование морально-волевых качеств личности - одна из важнейших задач при подготовке курсантов военных вузов. Это связано с тем, что курсанты обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, где систематически необходимо проявлять личностные качества, а также выражать стремление к нравственному, духовному и физическому развитию [7, с. 48].

Цель настоящей статьи - рассмотреть возможности военного вуза по построению модели формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов, реализация которой позволит определить как содержательно, так и процессуально механизм и инструментарий формирования морально-волевых качеств курсантов в образовательном процессе вуза, а также уровень сфор-мированности их морально-волевых качеств.

Отметим, что в основу формирования морально-волевых качеств курсантов положены следующие принципы:

- формирования нравственного императива [2, с. 25];

- прогнозирования, когда каждый участник образовательного процесса должен предвидеть результаты деятельности. Как правило, прогноз базируется на анализе данных, полученных в ходе диагностики обученности или подготовленности в процессе наблюдения;

- саморазвития, которое предполагает, что при проектирова-

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

нии образовательной деятельности должны создаваться гибкие, динамичные условия реализации образовательной модели;

- мотивационного обеспечения деятельности, что формирует положительное отношение к ней участников образовательного процесса;

- взаимодействия, которое подразумевает обязательный контакт между участниками образовательного процесса;

- практической направленности, что способствует усилению теории и практики, установлению межпредметных связей, целостно формирует профессиональные необходимые качества, мотивы будущей профессиональной деятельности.

Все эти принципы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют

друг друга, способствуют успешному формированию морально-волевых качеств личности в образовательном процессе вуза [4].

Кроме того, при описании модели формирования морально-волевых качеств курсантов мы учитывали и то обстоятельство, что образовательный процесс должен отличаться:

- созданием максимально благоприятных условий для проявления природных способностей;

- определением метода обучения не только содержанием образования, но и врожденными способностями обучающихся, своеобразием их субъектного опыта в восприятии, усвоении и использовании информации;

- признанием фундаментальным основанием воспитательно-

© Васильев Б.Ю., 2017

БОРИС ЮРЬЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ

доцент кафедры физической подготовки Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. Сфера научных интересов: формирование морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. Автор 3 публикаций

Рассматриваются материалы исследования по построению модели формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов. Показаны принципы и обоснованы блоки формирования морально-волевых качеств будущих офицеров в контексте изучения отдельных дисциплин военного вуза с учетом требований руководящих документов.

Ключевые слова: морально-волевые качества, модель формирования, подготовка курсантов, военный вуз.

The article discusses a study on the construction of a model of formation of moral-volitional qualities of cadets of military institution. Shows the principles and substantiated blocks the formation of moral-volitional qualities of future officers in the context of studying particular disciplines of the military institution with the requirements of the guidance documents. Key words: moral and volitional qualities, formation model, training of cadets, military institute.

го процесса формирование у курсантов общечеловеческих ценностей;

- установлением объема изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей (интересов, способностей, склонностей, запросов);

- направленностью на всестороннее развитие (физическое, нравственное, умственное) самоконтроль, самокоррекцию, самореализацию [2, с. 25].

Модель формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов включает следующие блоки: мотивационно-потреб-ностный; процессуально-содержательный; блок проектирования профессионального роста; рефлексивно-оценочный блок.

Мотивационно-потребност-ный блок выстроен на основе потребностей личности, мотивации и требований нормативных документов к подготовке курсантов военных вузов. Б.Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотиваци-онная сфера личности составляет фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. К.А. Абульханова-Славская в структуре мотивационной сферы личности выделяет следующие основные компоненты: ценности

деятельности, личностную мотивацию, смысловую деятельность. А.К. Маркова включает побуждения, идеалы и ценности, ориентации, надежды, потребности, мотивы, цели и интересы. В трудах Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной выделена система моти-вационных блоков, которые представляют скоординированность и цельность психологических обра-

зований как основной характеристики мотивационной сферы личности.

Процессуально-содержательный блок состоит из синтеза циклов образовательной программы вуза, учебных дисциплин и методов организации учебной деятельности. Ф.Ф. Фролова рассматривает этот блок как блок, обеспечивающий поэтапное обучение посредством освоения учебных модулей, включающих блоки теоретического материала, тренинговые упражнения/ игры, задания, содержание которых близко к профессиональной деятельности будущих специалистов [3, с.13].

Блок проектирования профессионального роста состоит из умений организовывать, проводить самостоятельную подготовку и проектировать будущую профессиональную деятельность. В педагогике различные аспекты проблемы профессионального развития личности и ее профессионального становления изучали В.А. Бодров, А.К. Марко-

Учителя

Таблица

Содержание блоков разработанной модели формирования морально-волевых качеств курсантов

МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ БЛОК

Личностная потребность Мотивация Государство

Потребность в интеллектуальном, физическом и психическом развитии Осознанная потребность для достижения личных целей Выступает как заказчик подготовки высококвалифицированных специалистов в целях укрепления обороноспособности страны

Процессуально-содержательный блок

Дисциплины вуза Содержание дисциплин Методы

История России Основные этапы исторического развития, сложившиеся отечественные воинские традиции Интерактивные активные формы: групповые дискуссии, лекции, семинары, контрольные работы

Взрывное дело Способы и особенности минирования, уничтожения взрывоопасных предметов Рефлексивный, когнитивный (познавательный) и деятельностный методы

Физическая подготовка Методы развития и совершенствования физических и морально-волевых качеств курсантов, навыки выполнения упражнений Деятельностный, соревновательный, рефлексивный методы и метод упражнения

Блок проектирования профессионального роста

Самостоятельная подготовка Проектирование деятельности

Проявлять волю, чтобы стремиться закреплять знания и качества, показывать ранее изученные навыки и умения Проявлять специальные знания и разрабатывать упражнения, приемы и действия военно- прикладного характера

Рефлексивно-оценочный блок

Умение понимать свою деятельность

Качество - устойчивое проявление морально-волевых качеств в требующих ситуациях Методика - способность правильно (объективно) оценивать свои действия и действия своих товарищей Назначение - обеспечить эффективное решение учебно-боевых задач

ва, О.П. Морозова, Е.С. Романова, В.А. Сластенин. В своем диссертационном исследовании И.Ф. Бережная рассматривает эффективность профессиональной подготовки будущего специалиста с учетом его индивидуальных способностей и потребностей, которые обеспечиваются педагогическим проектированием индивидуальных траекторий профессионального развития в образовательной среде. Его критериями могут быть критериаль-но-уровневые характеристики личности: мотивационная, знани-евая, деятельностно-результатив-ная, оценочно-рефлексивная [1].

Рефлексивно-оценочный блок ориентирован на умения самостоятельно оценивать свои действия и действия товарищей, проявлять настойчивость в достижении цели, правильно давать оценку своим действиям и работе своих

товарищей. Рефлексия формируется в процессе обучения и влияет на развитие потребности в са-мообразовании,позволяет понять свой личный опыт и опыт товарищей, подталкивает к получению максимально объективной оценки. И.В. Янченко включает в диагностический блок формирование рефлексивно-оценочного компонента, который выражается в оценке возможностей, способностей, компетенций, необходимых для успешной профессиональной карьеры и постановки на основе рефлексии достижимых целей в профессиональном образовании, планировании карьеры [5].

В статье «Возможности учебных дисциплин в формировании морально-волевых качеств у курсантов военного вуза» мы рассматривали возможности отдельных дисциплин в формировании морально-волевых качеств личности.

В дисциплинах гуманитарного, социального и экономического циклов («История России», «Военная история», «Общевоинские уставы» и др.) к формируемым морально-волевым качествам курсантов относятся: патриотизм, верность Отечеству, воинский долг, честь, достоинство и др. В дисциплинах математического и естественнонаучного цикла («Взрывное дело», «Инженерные заграждения», «Переправы») формируются самообладание, решительность, выдержка, смелость, инициативность и др. Отдельный цикл «Физическая подготовка» открывает большие возможности для формирования морально-волевых качеств курсантов: их целеустремленности, смелости и решительности, дисциплинированности, терпеливости и других качеств.

Рассмотрим в таблице содержание каждого блока разработан-

ной модели формирования морально-волевых качеств курсантов с учетом квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения») [6].

Таким образом, модель формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов характеризуется: целостностью,так как рассмотренные блоки взаимосвязаны, взаимодополняемы и направлены на конечный результат; открытостью - в связи с возможностью реализации модели в системе профессиональной подготовки курсантов; практичностью как средством организации образовательного процесса, на-

правленной на достижение желаемого результата. Разработанная модель позволяет использовать возможности учебных дисциплин

Настоящие курсанты

военного вуза для формирования морально-волевых качеств курсантов в образовательном процессе вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 445 с.

2. Лежнева Н.В. Синергетика: принципы построения образовательной системы вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. .«Образование. Педагогические науки». 2009. Вып. 1 (134).

3. Фролова Ф.Ф. Формирование компетенции профессионального саморазвития у будущих социальных работников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2016. 24 с.

4. Цветкова Г.В. Принципы педагогического проектирования интегрированной модели образовательного пространства, обеспечивающей субъектную позицию обучающегося в образовании // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2017. Т. 2. С. 32-36. URL: http: // e-koncept.ru/2017/570008.htm (дата обращения: 20.03.2017).

Янченко И.В. Модель формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (2). С. 437-441.

Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, утвержденные начальником инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации от 17 декабря 2014 года (дополнение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения»).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: текст: с изменениями и дополнениями (2013 год). М.: Эксмо, 2013. 144 с.

LITERATURA

1. Berezhnajа I.F. Pedagogicheskoe proektirovanie individual'noo traektorii professional'nogo razvitija budusphego specialista: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2012. 445 s.

2. Lezhneva N.V. Sinergetika: principy postroenija obrazovatel'noj sistemy vuza // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». 2009. Vyp. 1 (134).

3. Frolova F.F. Formirovanie kompetencii professional'nogo samorazvitija u budushhih social'nyh rabotnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2016. 24 s.

4. Cvetkova G.V. Principy pedagogicheskogo proektirovanija integrirovannoj modeli obrazovatel'nogo prostranstva, obespechivayushhej sub''ektnuyu poziciyu obuchayushhegosja v obrazovanii // Koncept: nauch.-metod. yelektron. zhurn. 2017. T. 2. S. 32-36. URL: http: // e-koncept.

ru/2017/570008.htm (data obrashhenija: 20.03.2017).

5. JanchenkoI.V. Model' formirovanijakar'ernoj kompetentnosti studentov v professional'nom obrazovanii // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 10 (2). C. 437-441.

6. Kvalifikacionnye trebovanija k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov, utverzhdennye nachal'nikom inzhenernyh vojsk Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2014 goda (dopolnenie k federal'nomu gosudarstvennomu obrazovatel'nomu standartu vysshego obrazovanija po napravleniyu podgotovki (special'nosti) 190110 «Transportnye sredstva special'nogo naznachenija»).

7. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrja 2012 goda № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: tekst: s izmenenijami i dopolnenijami (2013 god). M.: Yeksmo, 2013. 144 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.