Научная статья на тему 'Технология формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации'

Технология формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODICAL READINESS OF STUDENT / MAJOR IN HISTORY / TECHNOLOGY TO FORM PEDAGOGICAL READINESS OF STUDENTS / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылеева Ю.В., Рассказов Ф.Д.

В статье раскрывается история изучения проблемы формирования методической готовности студентов, сущность методической готовности студентов исторического профиля. Авторами определены необходимые педагогические подходы, реализующие проектирование и организацию процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, содержание и методы данного процесса. Представлены критерии и показатели оценки методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Разработана и представлена технология процесса формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, раскрыто содержание 4-х блоков технологии, выявлены специфические принципы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF FORMING METHODICAL READINESS OF HISTORY STUDENTS TO TEACH IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article reveals the history of study of methodological problems of formation of readiness of students, the basics of methodical readiness of students who major in history. The authors identify the necessary pedagogical approaches that implement the design and organization of the process of formation of methodical readiness of students of the historical profile of the teaching in the educational organization, contents and methods of the process. The article presents the criteria and indicators for assessing the methodological readiness of the history students to teach in an educational organization. The authors have worked out a system of methods how to form pedagogical readiness of students to teach history in school. The paper shows the contents of 4-technology units, and identifies the specific of application of formulated principles.

Текст научной работы на тему «Технология формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации»

Библиографический список

1. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008; 1: 14.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Москва, 2004.

3. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. Москва, 2005.

4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Санкт-Петербург, 2005.

References

1. Davydova T.G., Vvoznaya V.M. Ispol'zovanie opornyh shem v rabote s det'mi. Spravochnik starshego vospitatelya doshkol'nogo uchrezhdeniya. 2008; 1: 14.

2. Gluhov V.P. Formirovanie svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s obschim rechevym nedorazvitiem. Moskva, 2004.

3. Dushkov B.A., Korolev A.V., Smirnov B.A. 'Enciklopedicheskijslovar': Psihologiya truda, upravleniya, inzhenernaya psihologiya i 'ergonomika. Moskva, 2005.

4. Bol'shova T.V. Uchimsya po skazke. Razvitie myshleniya doshkol'nikov s pomosch'yu mnemotehniki. Sankt-Peterburg, 2005

Статья поступила в редакцию 08.05.16

УДК 378.1: 94-057.87

Bryleeva Yu.V., assisting teacher, Department of Russian History, postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: ogorodnikovajv@mail.ru

Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

THE TECHNOLOGY OF FORMING METHODICAL READINESS OF HISTORY STUDENTS TO TEACH IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. The article reveals the history of study of methodological problems of formation of readiness of students, the basics of methodical readiness of students who major in history. The authors identify the necessary pedagogical approaches that implement the design and organization of the process of formation of methodical readiness of students of the historical profile of the teaching in the educational organization, contents and methods of the process. The article presents the criteria and indicators for assessing the methodological readiness of the history students to teach in an educational organization. The authors have worked out a system of methods how to form pedagogical readiness of students to teach history in school. The paper shows the contents of 4-technology units, and identifies the specific of application of formulated principles.

Key words: methodical readiness of student, major in history, technology to form pedagogical readiness of students.

Ю.В. Брылеева, ассистент каф. истории России Сургутского государственного университета, г. Сургут,

E-mail: ogorodnikovajv@mail.ru

Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф. Сургутского государственного университета, г. Сургут,

E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается история изучения проблемы формирования методической готовности студентов, сущность методической готовности студентов исторического профиля. Авторами определены необходимые педагогические подходы, реализующие проектирование и организацию процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, содержание и методы данного процесса. Представлены критерии и показатели оценки методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Разработана и представлена технология процесса формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, раскрыто содержание 4-х блоков технологии, выявлены специфические принципы реализации.

Ключевые слова: методическая готовность студента, исторический профиль, технология формирования методической готовности, педагогические подходы.

Исследование генезиса проблемы формирования методической готовности студентов как исторического профиля, так и в целом, позволило выделить 3 основных периода её развития: на первом этапе (20 - 40-е гг. XX в.) появляется интерес к вопросам становления профессиональной готовности личности, отмечается важность владения педагогической наукой для учителя, выделяется понятие «готовность» как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков; на втором этапе (середина XX в.) оформилась теория деятельности, рассматривающая научно-теоретические основы подготовки будущего учителя, термин «профессиональная готовность» определён с позиции структуры деятельности; на третьем этапе (конец XX века по настоящее время) термин «готовность» определён как овладение профессиональными функциями, приобретёнными на основе освоения знаний, умений, навыков; также на данном этапе появились работы, направленные на исследование формирования методической готовности студентов, будущих учителей различных профилей.

Анализ проблемы формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образова-

тельной организации в историческом развитии позволяет говорить о её актуальности и значимости для реализации успешной педагогической деятельности учителей, воспитания учащихся в образовательной организации, а также целей профессионального образования в целом.

Говоря о современном этапе исследования проблемы, можно выделить работы В.И. Вдовюк [1], Э.Ф. Насыровой [2], С.М. Косенка [3], Ф.Д. Рассказова [4] (научные основы процесса формирования и совершенствования профессиональных и личностных качеств), А.В. Барабанщикова [5], И.В. Иппо-литовой [6] (вопросы готовности и профессионально-педагогической деятельности начинающих педагогов), публикации В.П. Беспалько [7], В.А. Сластенина [8] (теоретические основы и специфику процесса формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности в современных условиях).

Большинство авторов рассматривают методическую готовность студента как активно-действенное субъектное состояние, позволяющее ему реализовать свою теоретическую и методиче-

скую подготовленность в процессе адаптации и самореализации в образовательном процессе.

Однако проблема формирования методической готовности студента исторического профиля слабо разработана и требует серьёзного исследования.

Методическая готовность студента исторического профиля в нашем понимании - это интегративное качество личности, предусматривающее овладение функциональной подготовкой в процессе усвоения исторического, педагогического, психологического знаний, приобретение соответствующих умений, формирование на их основе приёмов мыслительной деятельности как базы преподавания исторических дисциплин и накопление опыта преподавания.

В качестве методологических оснований для разработки технологии формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации были выбраны 3 подхода: компетентностно-аксиоло-гический, технологический и деятельностный.

Необходимость применения выбранных подходов для разработки и реализации технологии обусловлена следующими положениями:

- технологический подход предполагает целенаправленное, организованное проектирование образовательного пространства, направленного на достижение поставленных целей и результатов, в соответствии с образовательными задачами, поэтому для решения проблемы исследования целесообразно использование данного подхода;

- компетентностно-аксиологический подход обеспечивает внутреннюю настроенность на выполнение педагогических функций, ориентированность на активные и целесообразные действия в профессиональной деятельности, содействует развитию индивидуальности студента-практиканта;

- применение деятельностного подхода необходимо для организации выполнения совокупности действий, обеспечивающих успешное формирование методической готовности студентов исторического профиля в условиях прохождения педагогической практики.

Таким образом, технологический подход реализует проектирование и организацию процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики; компетентностно-акси-ологический подход определяет личностную подготовленность студента-практиканта; деятельностный подход позволяет определить особенности содержания деятельности, направленной на формирование методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики, обеспечивает взаимодействие знаний - общепедагогических, методических и специальных.

Учитывая положения технологического подхода (Т.А. Боровских [9], Е.В. Гнатышина [10], М.В. Кларин [11], В.М. Монахов [12], Г.К. Селевко [13] и др.), позволяющего рассмотреть педагогический процесс с точки зрения его технологизации, нами получены следующие результаты к разрешению проблемы формирования методической готовности студента исторического профиля:

- определение характеристик сформированности методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации;

- блоки технологии формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации;

- этапы формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации;

- оценка начальных, промежуточных и итоговых результатов, полученных в ходе формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации;

- анализ и корректировка результатов формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации.

Компетентностно-аксиологический подход (В.И. Байденко [14], А.В. Баранников [15], В.А. Болотов [16], А.Д. Давыдов [17], Э.Ф. Зеер [18], А.В. Кирьякова [19]) позволил выявить наполнение методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации (табл. 1).

Результатом деятельностного подхода (Н.В. Горбунова [20], О.Б. Епишева [21], А.З. Рахимова [22] и др.) явилось определение методов, направленных на формирование методической готовности студентов исторического профиля (табл. 2).

На основании результатов, полученных в ходе реализации подходов, нами разработана технология формирования методической готовности студента исторического профиля, включающая мотивационно-ценностный, организационно-содержательный, операционно-деятельностный и диагностико-корректирующий блоки, каждый из которых обеспечивает достижение общей цели исследования.

Реализация мотивационно-ценностного блока направлена на формирование готовности к трудовой деятельности, учитывая индивидуальные способности и ценностные ориентации студентов. Содержание блока содержит реализацию условий для саморазвития личности, понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности, готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, сильной мотивации в достижении успеха. Выполняет следующие функции:

- мотивационная - у студентов-практикантов появляются социально-значимые мотивы в формировании методической готовности;

- ценностная - формирование ценностных отношений, мотивов, качеств личности, т.е. личностной подготовленности студента-практиканта.

Мотивационно-психологический блок реализуется через объяснительно-иллюстративный метод и метод обсуждения, которые направлены на организацию осознанного восприятия учащимися готовой информации разными средствами и приёмами, привлечение наглядной изобразительности, в устном изложении информации и предъявление документальных и художественных текстов.

Операционно-деятельностный блок определяет порядок проектирования процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля. Процесс формирования методической готовности студента-практиканта представляет последовательность этапов, направленных на достижение конечного результата, заключающегося в сформированности методической готовности студентов исторического профиля. Нами выделены три последовательных этапа процесса формирования методической готовности студентов-практикантов. Определены методы, средства и необходимые разделы программы обучения, способствующие реализации этапов:

Таблица 1

Наполнение методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации

Критерии Показатели

1. Когнитивный критерий, отражающий теоретическую сторону обученности студентов. 1) Объём усвоенных знаний. 2) Осмысленность усвоенных знаний. 3) Скорость выполнения контрольных заданий.

2. Деятельностный критерий, отражающий практическую сторону обученности студентов. 1) Умение приобретать знания самостоятельно. 2) Умение использовать приобретённые знания в процессе прохождения педагогической практики.

3. Мотивационный критерий, учитывающий мотивы обучения студентов в ходе образовательного процесса. 1) Осознание потребности к педагогической деятельности у студента в процессе прохождения практики. 2) Настойчивость в формировании профессиональных знаний, умений, качеств. 3) Интересы и склонности к педагогической деятельности студента.

Таблица 2

Методы и средства, направленные на формирование методической готовности студентов исторического профиля

Методическая готовность студентов исторического профиля Методы Средства

Социально-значимые мотивы и ценностные ориентации - объяснительно-иллюстрационный; -демонстративный; -работа с образовательной нормативной документацией; - активные и интерактивные формы обучения. - УМК на основе модульного структурирования содержания учебных дисциплин; - список рекомендуемых источников; - мультимедийный комплекс; -информационные ресурсы

Знания - проблемная лекция, семинарское занятие; - встречи-беседы с ведущими учителями-методистами образовательных организаций; - материалы семинарских и практических занятий, проработанные в комплексе с лекциями; - учебно-методические материалы - учебно-информационные карты; - электронные пособия; - нормативные акты

Умения - лабораторные и практические работы; - стендовые уроки; - УМК на основе модульного структурирования содержания учебных дисциплин;

Профессионально важные качества - реализация творческих задач; - мультимедийный комплекс; -информационные ресурсы

1. теоретическая и практическая подготовка;

2. педагогическая практика;

3. текущая, промежуточная и итоговая аттестация по профилю модуля (сдача документации по практике)

Этапы реализуются с помощью методов:

- объяснительно-иллюстративного

- демонстративного

- работы с образовательной нормативной документацией

- активных и интерактивных форм обучения

Таким образом, операционно-деятельностный блок обеспечивает организацию процесса формирования методической готовности студентов-практикантов.

По отношению к технологии операционно-деятельностный блок реализует следующие функции:

- теоретическая - приобретение и накопление знаний, необходимых для проявления методической готовности студентов-практикантов исторического профиля;

- развивающая - переход от одного этапа к другому;

- практическая - реализация технологии управления познавательной деятельностью учащихся.

Организационно-содержательный блок содержит два одноимённых аспекта, определяющих особенности организации процесса формирования методической готовности, наполнение его необходимыми условиями. Содержательный аспект включает в себя информационно-методическое обеспечение процесса формирования методической готовности в процессе прохожде-

ния педагогической практики. Содержательный аспект включает в себя программа «Формирование методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики», состоящая из трёх модулей: теоретического, практического, результативного.

Организационный аспект процесса формирования методической готовности включает:

- теоретическое обеспечение;

- методическое и информационное обеспечение.

В структуре разработанной технологии организационно-содержательный блок выполняет функции:

- организационную (обеспечивает организацию процесса профессиональной подготовки для достижения цели);

- информационную (обеспечивает передачу и обмен информацией, необходимой для формирования методической готовности студентов-практикантов в процессе прохождения педагогической практики);

- обучающую (реализует содержание программы обучения, направленной на формирование методической компетентности студентов исторического профиля в учебном, воспитательном и развивающем направлениях);

- практическую (обеспечивает выполнение совокупности действий, практических заданий для формирования методической готовности студентов-практикантов в процессе прохождения педагогической практики).

Таблица 3

Диагностика формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации

Этап диагностики Применение диагностики к технологии

Организационный Предмет - формирование методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Цель - определение сформированности методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Задачи диагностики: 1) определение контрольных и экспериментальных групп; 2) определение компонентов, критериев, показателей и уровней сформированности методической готовности студентов исторического профиля; 3) разработка уровневой шкалы для оценивания сформированно-сти методической готовности студентов исторического профиля.

Практический Проверка экспериментальным путём успешности реализации педагогических условий, направленных на формирование методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики

Анализ деятельности Сбор и анализ результатов выполненных заданий текущей, промежуточной и итоговой аттестации

Интерпретация результатов Сравнение результатов в контрольной и экспериментальных группах, оценка различий между группами. Распределение значений контрольной и экспериментальных групп по уровням сформированности. Оценка эффективности разработанной технологии.

Диагностико-корректирующий блок предполагает создание диагностических процедур, определение степени соответствия полученных результатов запланированным, их оценку и коррекцию. Основу данного блока составляет педагогическая диагностика (начальная, промежуточная, итоговая), которая определяет переход к тем или иным блокам технологии.

Выделено четыре этапа: организационный, практический, анализ деятельности, интерпретация результатов. Применение этих этапов для проведения диагностики технологии формирования методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики представлено в таблице 3.

Диагностико-корректирующий компонент выполняет в технологии следующие функции:

- диагностическую (определяет степень сформированности методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики);

- аналитическую (обеспечивает выявление трудностей в формировании методической готовности студентов исторического профиля);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- корректирующую (вносит своевременное устранение возникающих трудностей в формировании методической готовности у студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики);

Корректирующий аспект блока обеспечивает своевременное устранение недостатков формирования методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики.

Проведя анализ рассмотренных технологий, можно выделить особенности нашей технологии:

- разработана на основании совокупности подходов: технологического, компетентностно-аксиологического, деятельностно-го;

Библиографический список

- включает блоки: детерминантно-ориентирующий, процесс-нопроектирующий, организационно-содержательный, диагности-ко-корректирующий;

- обеспечивается целостность процесса формирования методической готовности;

- технология направлена на формирование методической готовности студентов, обучающихся по профилю «Историк, преподаватель истории», что имеет существенное значение в процессе подготовки работников образовательных учреждений.

На основании особенностей технологии выявлены её специфические принципы реализации:

- принцип интеграции процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля (представление целостности процесса);

- принцип социальной ответственности (ориентация на социальный заказ высококвалифицированных учителей средне-образовательных учреждений).

Схематично разработанная технология представлена на рисунке 1.

Таким образом, разработанная технология формирования методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики, спроектирована на основании технологического, компетентностно-аксиоло-гического, интегративно-деятельностного подходов, состоит из организационно-содержательного, мотивационно-психологиче-ского, операционно-деятельностного и диагностико-корректиру-ющего блоков.

Технология характеризуется общими принципами целенаправленности, научности, последовательности, управляемости, реализуется с учётом специфических принципов: интеграции процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля, социальной ответственности.

1. Вдовюк В.И., Фильков С.М. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах. Москва: МГИМО (У) МИД России, 2004.

2. Насырова Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2008.

3. Рассказов Ф.Д., Косенок С.М. Современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. Сургут, 2012.

4. Рассказов Ф.Д. Профессиональный потенциал педагога как педагогическая категория. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; Выпуск 1: 132 - 140.

5. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов. Советская педагогика. 1981; 1: 71-77.

6. Ипполитова Н.В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: монография. Шадринск: ШГПИ, 2010.

7. Беспалько В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся. Школьные технологии. 2006; 2: 138 - 150.

8. Сластенин В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. Москва: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

9. Боровских Т.А. Технологический подход к индивидуализации обучения. Наука и школа. 2010; 6: 82 - 4.

10. Гнатышина Е.В. Реализация технологического подхода в процессе формирования информационной культуры педагога профессионального обучения. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010; Выпуск 2: 7 - 11.

11. Кларин М. В. Технологические модели обучения. Школьные технологии. 2003; 6: 3 - 22.

12. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.

13. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Народное образование. 2004; 4: 138 - 143.

14. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

15. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. Москва: ГУ ВШЭ, 2002.

16. Болотов В.А., Сериков В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме. Педагогика. 2003; 10: 8 - 14.

17. Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования. Среднее профессиональное образование. 2006; 9: 67 - 70.

18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Воронеж: МОДЭК, 2003.

19. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании. Высшее образование в России. 2010: 124 - 128.

20. Горбунова Н.В. Деятельностный и технологический подходы в процессе обучения студентов дисциплине «Пакеты прикладных программ». Академический вестник. 2010; Выпуск 2: 130 - 136.

21. Епишева О.Б. Технология профессионально ориентированного обучения (на основе деятельностного подхода). Тюмень: ТюмГНГУ, 2009.

22. Рахимов А.З. Деятельностный подход к обучению как важнейший фактор творческого развития личности. Психодидактика высшего и среднего образования. 2014: 21 - 25.

References

1. Vdovyuk V.I., Fil'kov S.M. Osnovy pedagogiki vysshejshkoly vstrukturno-logicheskih shemah. Moskva: MGIMO (U) MID Rossii, 2004.

2. Nasyrova 'E.F. Modul'no-rejtingovaya i proektnaya tehnologii formirovaniya professional'noj kompetentnosti uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva. Shadrinsk: Shadrinskij Dom Pechati, 2008.

3. Rasskazov F.D., Kosenok S.M. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Surgut, 2012.

4. Rasskazov F.D. Professional'nyj potencial pedagoga kak pedagogicheskaya kategoriya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; Vypusk 1: 132 - 140.

5. Barabanschikov A.V. Problemy pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelej vuzov. Sovetskaya pedagogika. 1981; 1: 71-77.

6. Ippolitova N.V. Razvitie lichnostibuduschego pedagoga vkontekste professional'nojpodgotovki: monografiya. Shadrinsk: ShGPI, 2010.

7. Bespal'ko V.P. Instrumenty diagnostiki kachestva znanij uchaschihsya. Shkol'nye tehnologii. 2006; 2: 138 - 150.

8. Slastenin V.A. Lichnostno-orientirovannye tehnologiiprofessional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: MAGISTR-PRESS, 2000.

9. Borovskih T.A. Tehnologicheskij podhod k individualizacii obucheniya. Nauka i shkola. 2010; 6: 82 - 4.

10. Gnatyshina E.V. Realizaciya tehnologicheskogo podhoda v processe formirovaniya informacionnoj kul'tury pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2010; Vypusk 2: 7 - 11.

11. Klarin M. V. Tehnologicheskie modeli obucheniya. Shkol'nye tehnologii. 2003; 6: 3 - 22.

12. Monahov V.M. Metodologicheskie osnovaniya razrabotki tehnologij postroeniya sistem obrazovaniya s zadannymi svojstvami. Materialy Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Moskva: MGGU im. M.A. Sholohova, 2010.

13. Selevko G.K. Kompetentnosti i ih klassifikaciya. Narodnoe obrazovanie. 2004; 4: 138 - 143.

14. Bajdenko V.I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005.

15. Barannikov A.V. Soderzhanie obschego obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod. Moskva: GU VSh'E, 2002.

16. Bolotov V.A., Serikov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj paradigme. Pedagogika. 2003; 10: 8 - 14.

17. Davydov L.D. Kompetentnostnyj podhod v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2006; 9: 67 - 70.

18. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya. Voronezh: MOD'EK, 2003.

19. Kir'yakova A.V., Ol'hovaya T.A. Realizaciya aksiologicheskogo podhoda v universitetskom obrazovanii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2010: 124 - 128.

20. Gorbunova N.V. Deyatel'nostnyj i tehnologicheskij podhody v processe obucheniya studentov discipline «Pakety prikladnyh programm». Akademicheskij vestnik. 2010; Vypusk 2: 130 - 136.

21. Episheva O.B. Tehnologiya professional'no orientirovannogo obucheniya (na osnove deyatel'nostnogo podhoda). Tyumen': TyumGNGU, 2009.

22. Rahimov A.Z. Deyatel'nostnyj podhod k obucheniyu kak vazhnejshij faktor tvorcheskogo razvitiya lichnosti. Psihodidaktika vysshego i srednego obrazovaniya. 2014: 21 - 25.

Статья поступила в редакцию 08.05.16

УДК 377

Borisova E.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian Gnesins Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: t202@mail.ru

Savinkov P.A., teacher, Russian Gnesins Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: petr@savinkov.com

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF PERFORMANCE OF WESTERN CHORAL MUSIC BY STUDENTS WHO MAJOR IN CHOIR SINGING AND COMPOSING AT MUSIC COLLEGES. The article discusses psychological and pedagogical features of choral music performance by choral students at music colleges. The authors focus on three aspects - performing technique, including components contributing to the Western manner of producing vocal sound, involving dynamics, articulation, timbre, different kinds of ensemble performance, ways of presenting music material; psychological, including visual thinking and linguocultural aspects, involving canonical texts, foreign terminology for tempo, etc. indication and performing music in the original language. This approach is considered by authors to be the one which leads to the required understanding of a music genre, style and language of a composition being performed.

Key words: Western music, manner of performing, expressiveness, imaginative thinking, deep understanding of music, secular/non-secular music, original language, dynamics, articulation.

Е.Н. Борисова, канд. пед. наук, доц. каф. языковой коммуникации, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки

имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: t202@mail.ru

П.А. Савинков, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование», ФГБОУ ВО «Российская академия музыки

имени Гнесиных», колледж имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: petr@savinkov.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ БУДУЩИМИ ДИРИЖЕРАМИ-ХОРОВИКАМИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ

В статье обсуждаются психолого-педагогические особенности исполнения западной музыки обучающимися хоровому дирижированию в музыкальных колледжах. Авторы исследования рассматривают данные особенности в рамках трёх блоков: технико-исполнительского, включающего технические компоненты, позволяющие применять западную манеру звукоиз-влечения; психологического, включающего опору на образное мышление; лингвокультурного, включающего использование канонических текстов, использование иноязычной музыкальной терминолексики для обозначения темпа и характера звука, исполнение музыки на языке оригинала, обеспечивающих правильное понимание музыкального жанра, стиля и языка исполняемого произведения.

Ключевые слова: западная музыка, манера исполнения, интонация, образное мышление, глубина восприятия, духовная и светская музыка, язык оригинала.

Выявление и передача специфики интерпретации хоровых произведений западных композиторов предполагает правильное понимание музыкального жанра, стиля, музыкального языка, что делает необходимым учёт определенных особенностей их исполнения. В рамках данного исследования с участием обучающихся хоровому дирижированию в музыкальных колледжах мы выделяем пять особенностей исполнения западной хоровой музыки (см. табл. 1).

1. Учёт технических компонентов, позволяющих применять западную манеру звукоизвлечения. Современная западная хоровая музыка охватывает широкий спектр технических задач. Зачастую в одной хоровой миниатюре можно встретить всё разнообразие технических составляющих: динамических оттенков, штрихов, тембров, различных видов ансамбля и способов изложения музыкального материала. Вследствие этого не многие хо-

ровые коллективы берутся за исполнение произведений подобного уровня. Часто руководители коллективов и их хормейстеры, «в погоне» за количественным результатом, перестают обращать внимание на решение технических вопросов в хоре с точки зрения качества. Такие проблемы, как фальшивая интонация, вялые штрихи, «пестрящие» различными тембральными красками голоса хористов, не добавляют слушателю приятных эмоций, даже если коллектив исполняет произведение «с душой». Добиться настоящего пианиссимо, при исполнении которого слушатель в зрительном зале «боится дышать», легкого и полетного стаккато, плотного и динамически ровного во всём звуковом диапазоне легато - задачи, которые хормейстеру необходимо решать на каждой репетиции.

Отдельного упоминания при исполнении западной музыки требует работа над тембром звука. Мы уже привыкли к тому,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.