для всей иркутской науки и высшего образования. Не учитываются возможности экономистов, управленцев и юристов и для обучения будущих инженеров, способных мыслить и владеть навыками, необходимыми для разработки и внедрения нового.
Вывод статьи заключается в признании ключевой инновацией, обеспечивающей эффективность инновационного процесса, переход к экономическому управлению развитием транспортной инфраструктуры, где главной целью управления будет экономический эффект, формирующийся как у пользователей,
так и собственников транспортной системы. Все остальные перечисленные проблемы, тормозящие инновационный процесс, станут успешно решаться именно при переходе к управлению дорожным строительством и эксплуатаций как бизнесом, нацеленным в силу своей природы на экономический результат. Правовые и другие управленческие, научные и практические новации будут носить системный характер именно с силу признания транспортной инфраструктуры как бизнеса, нацеленного на получение прибыли.
Статья поступила 30.03.2015 г.
Библиографический список
1. Автомобильные дороги. 2013. № 1-12; 2014. № 1-11.
2. Алексеенко В.В., Балабанов В.Б. Асфальтобетоны на основе битумно-резиновых композитных вяжущих для дорожного строительства // Вестник ИрГТУ. 2011. № 12. С. 112-114.
3. Дороги. Инновации. 2012. № 22; 2014. № 34-37.
4. Зедгенизова А.Н., Антипин А.С, Хазураев П.В. Оценка корреляционной зависимости между корреспонденциями разных типов использования дорог // Вестник ИрГТУ. 2013. № 5. С. 111-116.
5. Костяев И.Ф., Меркулов А.С., Терехова О.Г. Политическая экономия как единство позитивной и нормативной экономических наук // Вестник ИрГТУ. 2013. № 5. С. 173-177.
6. Могильный К.В., Мамулат С.Л. О нормировании, техни-
ческом контроле и инновациях в производстве и применении битумных вяжущих // Дороги инновации в строительстве. 2014. № 35.
7. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» [Электронный ресурс]. иР1_: goverment.ru/docs (12.11.2014).
8. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации». М.: Собрание законодательства РФ, 2008. № 50. Ст. 5977.
УДК 37.01:001.8 (077)
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОСМОГОНИЧЕСКОГО И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Л
© Н.К. Барсукова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрен один из подходов к формированию космогонического и эсхатологического мировоззрения студентов. Предложен проект технологии развития совокупности взглядов студентов на возникновение и возможные исходы мира на основе не только научных, но и религиозных представлений (исключительно с религиоведческих позиций), базирующейся на понимании автором того, что при отсутствии одной из данных составляющих осмысление вопросов космогонии и эсхатологии является неполным. Ключевые слова: мировоззрение; космогония; эсхатология; формирование.
TECHNOLOGY TO FORM STUDENTS' COSMOGONIC AND ESCHATOLOGICAL WORLDVIEW N.K. Barsukova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers one of the approaches to form the cosmogonic and eschatological worldview of students. It proposes a project of the technology to develop the complex of students' views on the world origin and its possible exoduses based on both scientific and religious beliefs (theological approach only). Understanding of the fact that the absence of one of these components makes comprehension of cosmogonic and eschatological questions incomplete underlies the introduced project.
Keywords: worldview; cosmogony; eschatology; formation.
Задача формирования мировоззрения обучающихся была и остается одной из ключевых для отечественной системы образования. Известно, что в со-
ветский период под формированием мировоззрения подразумевалось, прежде всего, формирование научного мировоззрения, которое отождествлялось с
1 Барсукова Надежда Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, тел.: 89501118418, e-mail: [email protected]
Barsukova Nadezhda, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: 8950111В41В, e-mail: [email protected]
ISSN 1В14-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (99) 2015
205
марксистско-ленинским мировоззрением (диалектико-материалистическим, коммунистическим, интернациональным, научно-атеистическим и т.п.). Нынешний этап развития общества дает нам возможность рассматривать вопрос о научном мировоззрении, исключая идеологизированную его трактовку, а также изучать другие типы мировоззрения личности: экологическое (З.Х. Галькиева, А.А. Мелентьева, П.В. Полещук, М.С. Хасиханов, М.В. Челнокова, Л.Г. Чернышева и др.); гуманистическое (А.В. Баталова, Н.Н. Казначее-ва, Л.С. Миллер, Ф.Е. Соловьева); целостное (Т.В. Берченко, С.В. Носырев); профессиональное (Е.В. Дмитриева, И.Ю. Ибрагимова, Л.П. Реутова, В.О. Романова, С.Ю. Рыбин, Т.С. Туркина, Л.И. Фатеева); информационное (С.Н. Касьянов); музыкальное (П.Н. Комиссаров, Д.К. Кострикова); нравственное (Р.В. Магомедов); толерантное (А.Н. Ковальчук); антинаркотическое (С.М. Меркулова, А.М. Селедцов, И.М. Сутулина); антиэкстремистское (Н.Н. Нагорный); лингвистическое (Ю.И. Бокатина); этическое (Н.Г. Капустина); глобальное (Л.А. Корнилова); космическое (М.Ф. Соловьева); инженерное (А.М. Минаев, Л.Н. Тялина) и др. [10].
Однако, несмотря на то, что имеющиеся на сегодняшний день наработки вносят значительный вклад в решение проблемы формирования мировоззрения обучающихся, тем ни менее можно констатировать, что многие аспекты рассматриваемого вопроса являются пока слабо или вовсе не изученными. К примеру, тема формирования космогонического и эсхатологического мировоззрения обучающихся на сегодняшний день остается практически не исследованной. Результаты проведенного нами опроса говорят сами за себя: несмотря на большой интерес, и обучающиеся, и педагоги имеют лишь отрывочные знания о происхождении и возможных исходах мира.
Таким образом, к необходимости исследований в направлении изучения проблемы формирования космогонического и эсхатологического мировоззрения обучающихся приводят ряд объективно существующих противоречий между:
а) внутренней потребностью каждой личности в осмыслении важнейших для нее космогонических и эсхатологических вопросов и отсутствием направленности на сегодняшний день системы образования в достаточной мере удовлетворить эту потребность;
б) наличием возможностей воспитательно-образовательного процесса в формировании космогонического и эсхатологического мировоззрения обучающихся и неразработанностью на сегодняшний день практических путей решения этой проблемы.
Цель представленного исследования состоит в разработке педагогической технологии формирования космогонического и эсхатологического мировоззрения студентов на основе совокупности не только научных, но и религиозных представлений (исключительно с религиоведческих позиций), базирующейся на понимании нами того, что при отсутствии одной из названных составляющих осмысление вопросов происхождения и возможных исходов мира является неполным.
Прежде всего сформулируем понятия «космогоническое мировоззрение» и «эсхатологическое мировоззрение», опираясь на следующие научные формулировки:
«Мировоззрение - это целостное представление, система обобщенных взглядов на объективный мир...» [8, с. 246-247].
«Космогония - (греч. кoaцoYOvía, от греч. коацо^ -мир, Вселенная и YOvп - рождение) учение о происхождении или сотворении мира, Вселенной» [4].
«Эсхатология - (греч. ¿ахато^ - последний, конечный и Л6Yоg - слово, учение) - учение о конечности мира и человека...» [13].
Таким образом, «космогоническое мировоззрение» понимается нами в широком смысле, как глубоко личностное образование, строящееся на основе предельно обобщенных космогонических знаний и представляющее собой, прежде всего, развивающуюся систему взглядов (научных и религиозных, в том числе и с религиоведческих позиций) на происхождение мира.
Соответственно, мы формулируем «эсхатологическое мировоззрение» в широком смысле, как глубоко личностное образование, строящееся на основе предельно обобщенных эсхатологических знаний и представляющее собой, прежде всего, развивающуюся систему взглядов (научных и религиозных, в том числе и с религиоведческих позиций) на исходы мира.
Под формированием космогонического и эсхатологического мировоззрения студентов мы подразумеваем целостный интегративный процесс поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию, в первую очередь, их системы взглядов (научных и религиозных, исключительно с религиоведческих позиций) на происхождение и исходы мира. То есть формирование космогонического и эсхатологического мировоззрения студентов, по сути, сводится к двум этапам: формированию научной составляющей и формированию религиозной составляющей, последняя из которых будет производиться не с конфессиональных, апологетических, а исключительно с религиоведческих позиций. Это означает, что процесс развития религиозных взглядов студентов на происхождение и исходы мира должен разворачиваться при обязательном соблюдении комплекса следующих методологических принципов [2, с. 26-30; 5, с. 37, 39; 7, с. 216-228; 9, с. 4-5]:
- научности (мировоззренческая работа со студентами производится исходя из понимания того, что религиоведение представляет собой самостоятельную специфическую синтетическую область гуманитарного научного знания (религиоведение - есть наука о религии);
- историзма (космогонические и эсхатологические вопросы изучаются студентами в той последовательности, как они появились в истории религии; в нашей работе на первых порах мы ограничимся только мировыми религиями: буддизмом, христианством, исламом);
- строгой объективности (космогонические и эсхатологические «сценарии» должны рассматриваться
такими, какими их толкует соответствующее вероучение);
- беспристрастности и безоценочности (мировоззренческая работа со студентами исключает апологетический подход и не преследует цели выработки у них привилегированного отношения к какой-либо отдельной религии, а тем более приобщения их к религиозной вере или к определенной конфессии; осуществляется без всякой связи и взаимодействия с религиозными организациями на основе положений, сформулированных в международных правовых документах);
- толерантности (от лат. Ь1егапйа - терпимость), в основу которой положено обязательное признание эгалитарности (равенства) рассматриваемых религий;
- герменевтического подхода, реализация которого заключается в побуждении студентов к изучению первоисточников, в которых изложены космогонические и эсхатологические «сценарии»;
- культурологического подхода, не допускающего смешения религиозно-культурологического образования, в рамках которого происходит изучение космогонических и эсхатологических вопросов с религиозно-катехизическим, направленным на целенаправленное приобщение обучающихся к определенной религиозной организации, овладение культовой практикой и т.д.;
- личностно-деятельностного подхода (требующего учета личностных особенностей и соблюдения прав участников образовательных отношений на свободу убеждений, совести, вероисповедания);
- аксиологического подхода (на основе которого изучение тем космогонии и эсхатологии производится с учетом мировоззренческого плюрализма и под углом зрения жизненных ориентаций и ценностных установок каждой личности - цели и смысла ее жизни, смерти и бессмертия).
Нами разработана педагогическая технология формирования космогонического и эсхатологического мировоззрения студентов, в которой выделены:
I. Методологическая основа.
II. Содержательная часть, в которую входят: цели обучения (общие и конкретные) и собственно содержание учебного материала.
Ведущая цель-вектор - развитие системы взглядов студентов, как основополагающего компонента мировоззрения (научных и религиозных, исключительно с религиоведческих позиций) на происхождение и исходы мира. Этапные цели - цели последовательных этапов мировоззренческой работы со студентами.
Содержание учебного материала разделено на несколько разделов:
Первый, вводный раздел - базовые мировоззренческие понятия: «мировоззрение», «мир», «научная картина мира», «религиозная картина мира», «космогония», «эсхатология».
Второй раздел. Опираясь на идею мема [3], перечень научных космогонических гипотез представлен нами в виде научных космогонических мемокомплек-сов (НКМКсов): ПКМКс - планетный космогонический
мемокомплекс; ЗКМКс - звездный космогонический мемокомплекс; ГКМКс - галактический космогонический мемокомплекс.
Третий раздел. Перечень возможных (на сегодняшний день) исходов мира с научных позиций представлен нами в виде научных эсхатологических мемов (НЭМов), систематизированных по следующим разделам: 1. Природные естественные (не антропогенные) исходы. 2. Природные антропогенные исходы. 3. Духовные антропогенные исходы. 4. Другие исходы.
Поскольку, как показал опрос, большинство студентов не знакомо с религиоведческой темой, мы посчитали принципиально важным включить далее четвертый раздел, посвященный научному изучению религии, в который вошли следующие базовые вопросы:
1. Религиоведение (наука о религии) как область научного гуманитарного знания: а) изучение истории возникновения религиоведения (науки о религии) и основных этапов ее развития; б) объект и предмет религиоведения; в) структура религиоведческого знания.
2. Основы теории религии: а) этимология понятия «религия»; б) проблема формулировки религии; в) принципы-критерии построения классификаций религий; г) структурные элементы религии; д) совокупность функций религии.
3. Основы мировых религий (буддизм, христианство, ислам): а) символ; б) время зарождения; в) место зарождения; г) основоположник данной религии и основные черты его личности; д) аспекты идеи Бога в мировых религиях (сравнительный анализ); е) источники получения религиозных знаний; ж) культ; з) формы религии, течения; и) численность последователей и др.
Пятый раздел - разработанные нами религиозные космогонические мемокомплексы (РКМКсы), каждый из которых представляет собой набор взаимодополняющих друг друга мемов, отражающих «сценарии» возникновения мира в соответствии с космогонической картиной той или иной мировой религии: Б(к)КМКс -буддийский (канонический) космогонический мемо-комплекс; Х(п)КМКс - христианский (православный) космогонический мемокомплекс; И(т)КМКс - исламский (традиционный) космогонический мемокомплекс.
Шестой раздел - разработанные нами религиозные эсхатологические мемокомплексы (РЭМКсы), отражающие «сценарии» гибели мира в соответствии с эсхатологической картиной той или иной мировой религии: Б(к)ЭМКс - буддийский (канонический) эсхатологический мемокомплекс; Х(п)ЭМКс - христианский (православный) эсхатологический мемокомплекс; И(т)ЭМКс - исламский (традиционный) эсхатологический мемокомплекс.
Седьмой раздел - космогонические и эсхатологические картины мира мировых религий, описанные в первоисточниках.
III. В процессуальной части педагогической технологии представлена последовательность мировоззренческой работы и прописаны основные методологические и дидактические принципы, на основе которых будет строиться процесс развития космогониче-
ISSN 1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (99) 2015
207
ских и эсхатологических взглядов студентов. Помимо названных выше, это принципы: дуальности, адекватной систематизации изучаемого материала, последовательности, системности, сознательности и активности, единства конкретного и абстрактного (наглядности), доступности, прочности.
IV. Результативно-оценочная часть представляет диагностический инструментарий для оценки эффективности мировоззренческой работы со студентами.
В качестве такого инструментария нами были выбраны:
- непараметрические методы математической статистики - критерий Вилкоксона-Манна-Уитни и критерий Вилкоксона [1], которые позволят оценить уровень мировоззренческих знаний испытуемых (основы их космогонических и эсхатологических взглядов);
- репертуарный метод исследования [6, 11, 12, 14], адаптированный для конкретной мировоззренческой ситуации, который позволит оценить развитие космогонических и эсхатологических взглядов студентов, как основного компонента их космогонического и эсхатологического мировоззрения.
Анализ успешности мировоззренческой работы можно будет выполнить по заполненным испытуемыми репертуарным матрицам (которые мы назвали -НКМКс-матрицы, НЭМ-матрица и РКМКс-матрицы, РЭМКс-матрицы). Расчеты мы проведем по следующим данным (на примере использования НЭМ-матрицы и РЭМКс-матриц):
а) количество конструктов, содержащихся в НЭМ-матрице N и каждой из трех РЭМКс-матрицах К1г;
б) количество сформулированных конструктов испытуемыми п;
в) количество сформулированных конструктов испытуемыми, правильно соотнесенных к НЭМам п3, и количество сформулированных конструктов испытуемыми, правильно соотнесенных к каждому РЭМКсу пг.
Полученная из каждой заполненной репертуарной матрицы информация будет оцениваться по следующим трем параметрам:
1) а3 = п / N3 аг = п / N - отношение количества конструктов, продемонстрированных испытуемыми к общему их количеству, содержащихся в репертуарных матрицах;
2) р3 = п3 / п - отношение количества конструктов, правильно соотнесенных к НЭМам к числу всех конструктов, сформулированных испытуемыми, и в = пг / п - отношение количества конструктов, правильно соотнесенных к РЭМКсам к числу всех конструктов, формулированных испытуемыми;
3) Y3 = п3 / N - отношение количества конструктов, правильно соотнесенных к НЭМам к общему числу конструктов, содержащихся в НЭМ-матрице и Yг = пг / N - отношение количества конструктов, правильно соотнесенных к РЭМКсам к общему числу конструктов, содержащихся в РЭМКс-матрицах.
Подобные расчеты мы проведем также и на основе заполненных испытуемыми НКМКс-матриц и РКМКс-матриц.
Положительным результатом мировоззренческой работы со студентами должно стать преобразование их конструктивной системы и развитие взглядов (научных и религиозных, исключительно с религиоведческих позиций) на возникновение и возможные исходы мира.
Статья поступила 9.02.2015 г.
Библиографический список
1. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учеб. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
3. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 318 с.
4. Космогония [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org (30.05.2012).
5. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: уч. пособие. М.: Академический проект, 2007. 239 с.
6. Кучер Е.Н. Динамика образа физического мира будущего учителя (на материале студентов физического факультета педвуза): дис. ... канд. психол. Наук. М., 2001. 204 с.
7. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. 384 с.
8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. 512 с.
9. Религиоведение: уч. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев / под ред. М.Я. Ленсу. Минск: Новое знание, 2008. 421 с.
10. Формирование мировоззрения [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru
11. Франселла, Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. Пер. с англ. Общ. ред. Ю.М. Забродина, В.И. Похиль-ко [Текст] / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М.: Прогресс, 1987. 236 с.
12. Чистова, М.В. Методические рекомендации для спецкурса «Исследовательская культура учителя физики» [Текст] / М.В. Чистова. - М.: «Альтекс», 2001. 24 с.
13. Эсхатология. URL: http://www.philosophydic.ru (дата обращения 04.01.2015)
14. Kelly, G. A theory of personality. The psуchologу of personal constructs [Текст] / G. Kelly. - N.Y.: Norton, 1963.