Барсукова Надежда Константиновна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».
664003, г. Иркутск, К. Маркса ул., д. 1.
Тел.: (3952) 33-43-72. E-mail: [email protected]
Н.К. Барсукова
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ РАЗВИТИИ КОСМОГОНИЧЕСКОЙ И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ
Глобальные политические и социальные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели к переосмыслению феномена религии и потребовали изучения её роли, которую она стала играть во всех без исключения областях жизни современного российского общества.
В качестве одной из характерных особенностей настоящего времени является повышенный интерес к религии со стороны сферы образования. Это объясняется, в том числе, и осознанием того, что изучение религии даёт возможность личности приобщиться к важному сегменту мировой и отечественной культуры, способствует развитию ее толерантности в общении с представителями различных конфессий, а также в какой-то мере поможет ей в дальнейшем сделать свой осознанный религиозный или нерелигиозный выбор.
Кроме того, сегодня уже становится вполне очевидным, что полнота осмысления личностью ряда основополагающих мировоззренческих вопросов определяется не только научными, но и религиозными представлениями. К ним, прежде всего, относятся вопросы космогонии1 и эсхатологии2. Соответственно,
1 Космогония - (греч. KOCTЦOYOV^a, от греч. КОСТЦО^ - мир, Вселенная и YOVП -рождение) - учение о происхождении или сотворении мира, Вселенной [4].
2 Эсхатология - (греч. ЕОХИТО^ - последний, конечный и Л6YO^ - слово, учение) -религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различают индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т.е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует [7, с. 425-426].
космогонические и эсхатологические религиозные картины мира являются основой для развития взглядов обучающихся на возникновение и конец мира, которые будут изучаться ими с религиоведческих позиций.
Прежде, чем перейти к рассмотрению методологических принципов развития мировоззрения студентов, целесообразно определиться с трактовкой понятия «мировоззрение». На основе многочисленных определений этого термина, встречающихся в различных источниках, нам ближе следующая точка зрения [1].
Мировоззрение личности представляет собой стержневое, интегральное, глубоко личностное образование, складывающееся из совокупности различных типов мировоззрений (например, обыденно-практическое, профессиональнопрактическое, различные виды философского мировоззрения, научное мировоззрение, паранаучное, художественное, религиозное, атеистическое, мифологическое и т.д.). При этом следует отметить, что отдельные типы мировоззрения можно выделить лишь условно, поскольку чаще всего они не присутствуют в чистом виде, а сложным образом переплетены между собой.
Мировоззрению присуще так называемое мировоззренческое отношение «человек - мир», объектом которого выступает мир как единое, связное, стройное, гармоничное, упорядоченное целое.
В структуре мировоззрения обязательно просматриваются следующие составляющие:
а) знания (это еще не мировоззрение личности как таковое, а только его основа);
б) взгляды, убеждения, принципы, идеалы, ценностные ориентации и т.д. (это, собственно, компоненты мировоззрения)
в) поступки, действия (это проявления мировоззрения).
То есть мировоззрение - это ни что иное, как полученные личностью знания, «переплавленные» в ее взгляды, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации и т.д., являющиеся основой деятельности, поступков данной личности.
Особенностью мировоззренческих знаний является то, что они являются предельно обобщенными. Высшей степенью обобщения мировоззренческих знаний выступает картина мира, поскольку она дает представление о мире как целостном образовании, в отличие от обобщений меньшего порядка,
рассматривавших лишь фрагменты мира. Другими словами, можно сказать, что картина мира есть целостный и обобщенный образ мира, высшая форма систематизации знаний о мире, которая формирует особый содержательноцелостный взгляд на мир. Не бывает картины мира вообще, она представляет собой совокупность специальных картин, среди которых особое место занимают, в частности, и религиозные космогонические и эсхатологические картины мира.
Очевидно, что изучение личностью системы обобщенных знаний в виде той или иной картины мира является первым шагом на пути к развитию того или иного типа ее мировоззрения. Одним из условий успешности такой работы является выявление содержания обучения, которое является мировоззренческим, другим, не менее важным, является определение совокупности
методологических принципов и раскрытие возможности их практической реализации при ее организации.
Проблема проводимого нами исследования состоит в определении системы основополагающих методологических принципов при развитии мировоззрения студентов, изучающих религиоведческие дисциплины, на основе космогонических и эсхатологических картин мира и раскрытии их практической реализации при непосредственном проведении мировоззренческой работы со студентами.
В основу развития мировоззрения студентов на основе космогонических и эсхатологических картин мира была положена следующая совокупность методологических принципов: дуальности,
адекватной систематизации мировоззренческого материала, строгой объективности, историзма, беспристрастности и безоценочности, толерантности, системности, личностно-деятельностного,
культурологического, аксиологического и герменевтического подходов [8, с. 4-5; 2, с. 26-30; 5, с. 37, 39; 6, с. 216-228].
Рассмотрим теперь, как конкретно данные принципы могут быть реализованы в процессе мировоззренческой работы со студентами.
Принцип дуальности (двойственности, раздвоенности). Реализация этого принципа выразится в том, что, прежде всего, следует подвести студентов к пониманию того, что в отличие от научных картин мира, каждая из которых выступает мировоззренческим выражением научного знания, описывающего
материальный мир, мир без Бога, главной отличительной чертой рассматриваемого мира в религиозных картинах является его «удвоение» -деление на мир «дольний» - зримый, земной, материальный и мир «горний» -незримый, неземной, нематериальный - (потусторонний, небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), который, имея самостоятельное существование, при этом связан с материальным миром особыми отношениями.
Следующим важнейшим методологическим принципом при работе со студентами по развитию их мировоззрения, является принцип адекватной систематизации мировоззренческого материала. Успешность организации проводимой мировоззренческой работы во многом будет зависеть от того, как на основе этого принципа выстроены этапы развития взглядов (как основополагающего компонента мировоззрения) студентов на возникновение и конец мира с религиоведческих позиций.
Однако, прежде чем перейти непосредственно к изучению религиозных космогонических и эсхатологических картин мира, следует сначала остановиться на основных понятиях теории религии вообще и основах тех религий, религиозные картины которых взяты для развития мировоззрения студентов. Осознавая, что временные рамки намеченной работы не позволят студентам изучить космогонические и эсхатологические картины мира всех существовавших и существующих религиозных верований (а их, по современным оценкам, насчитывается более пяти тысяч [3, с. 19; 9, с. 233], и каждая из них «рисует» картину возникновения мира и конца мира по-своему), можно ограничиться, например, только мировыми религиями.
Для более детального рассмотрения названных вопросов, следует, по нашему мнению, ввести промежуточный вводный этап к изучению упомянутых религиозных картин мира.
I. Вводный этап к изучению религиозных космогонических и эсхатологических картин мира включает в себя два пункта:
1.1. Изучение основ теории религии (здесь рассматриваются следующие вопросы: этимология термина «религия», дефиниции религии, классификации религий, структура религии, функции религии).
1.2. Изучение основ мировых религий по следующему примерному плану:
- название религии (какую смысловую нагрузку оно несет);
- время зарождения;
- место зарождения;
- основоположник данной религии (особенно остановиться на основных чертах его личности);
- объект (объекты) веры и поклонения;
- основной источник получения религиозных знаний (источник богопознания);
- культ (содержание, смысл, предмет, разновидности, субъекты, средства, способы, результат);
- формы религии, течения;
- численность последователей.
После вводного этапа можно переходить к следующим этапам, которые предусматривают изучение конкретных религиозных картин мира.
II. Этап изучения базовых положений космогонических картин мира мировых религий.
III. Этап изучения базовых положений эсхатологических картин мира мировых религий.
IV. Этап оценки результативности развития взглядов (как основополагающего компонента мировоззрения) студентов на возникновение и конец мира с религиоведческих позиций.
Реализация следующего принципа - принципа строгой объективности выразится в том, что рассматриваемые картины мира берутся такими, какими они являются на самом деле. То есть религиозные картины мира должны быть представлены студентам так, как их толкует соответствующее вероучение.
Построение мировоззренческой работы с учетом принципа историзма означает, что религиозные картины мира необходимо излагать в той последовательности, как они появились в религиозных учениях в истории религии.
Организация процесса изучения религиозных картин мира на основе основополагающих религиоведческих принципов беспристрастности и безоценочности, подразумевает, что педагог, организующий процесс развития мировоззрения студентов, в своей работе, в том числе, руководствуется пониманием того, что:
а) религиозные картины мира не изучаются с позиции теологии (богословия), предполагающей апологетический подход и не преследуют цели выработки у обучающихся привилегированного отношения к какой-либо отдельной религии;
б) основной целью развития мировоззрения студентов с религиоведческих позиций является расширение их взглядов на мироустройство и никак не связано с приобщением обучаемых к религиозной вере, определенной конфессии.
Вышеназванные принципы тесно связаны с принципом толерантности (от лат. tolerantia - терпимость), в основу которого положено обязательное признание эгалитарности (равенства) рассматриваемых религий. Педагог в своей работе не
должен допускать высказываний по поводу того, что какая-то из религий или какая-то религиозная картина мира лучше или хуже других.
Принцип культурологического подхода не допускает смешения религиознокультурологического образования, каким в своей основе и является религиоведческое образование, с религиозно-катехизическим, направленным на целенаправленное приобщение обучающихся к определенной религиозной организации, овладение культовой практикой и т.д.
Построение процесса обучения с учетом принципа аксиологического подхода означает, что изложение религиоведческого материала следует производить с учетом мировоззренческого плюрализма и под углом зрения жизненных ориентаций и ценностных установок личности - цели и смысла жизни, смерти и бессмертия.
Соблюдение принципа герменевтического подхода есть ни что иное, как побуждение студентов к изучению первоисточников, поскольку, как учили древние, «человек, идущий к источнику, не должен пить из кувшина». То есть, студенты должны осознать, что ценность приобретаемого ими знания будет выше, если оно получено через толкование оригинального текста.
Организация мировоззренческой работы на основе принципа системности выразится в том, что:
а) во-первых, все знания, сообщаемые студентам, будут представлены им в определенной, педагогически обоснованной системе, которая понимается как систематичность, последовательность и логическая связь в изучении материала;
б) во-вторых, в том, что ни один из указанных принципов организации мировоззренческой работы нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, несмотря на их специфические особенности, поскольку они тесно связаны друг с другом, образуя целостную систему;
в) в-третьих, в осознании того, что данный тип мировоззрения на основе космогонических и эсхатологических картин мира представляет собой лишь составную часть в общей системе мировоззрения личности.
Принцип личностно-деятельностного подхода требует учета личностных особенностей каждого участника образовательных отношений. Содержание и методика изложения мировоззренческого материала не должны нарушать права участников образовательного процесса на свободу убеждений, совести,
вероисповедания и быть сообразованы с положениями, сформулированными в международных правовых документах, таких, как: «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» ООН от 16 декабря 1966 г., «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г., «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими положениями Конституции и Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и др.
Следует также указать на то, что занятия, на которых будут изучаться основные положения космогонических и эсхатологических картин мира мировых религий, должны проводиться светскими преподавателями и осуществляться без всякой связи и взаимодействия с религиозными организациями и независимо от религиозных организаций. При этом процесс развития мировоззрения студентов ни в коем случае не должен сопровождается совершением каких-либо религиозных обрядов (например, чтением молитв, медитацией и т.д.).
В заключение можно с уверенностью сказать, что изучение студентами религиозных космогонических и эсхатологических картин мира с религиоведческих позиций будет способствовать расширению их взглядов на мироустройство. В статье рассмотрена совокупность методологических принципов, на основе которых должна строиться такая работа, а также определены этапы её проведения в ходе запланированного педагогического эксперимента.
* * *
1. Барсукова Н.К. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007. 173 с. Машинопись.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учебник. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
3. История религии: / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др., под общей ред. И.Н. Яблокова: учебник: в 2 т. М.: Высшая школа, 2007. Т.1. 464 с.
4. Космогония [Электронный ресурс] // Википедия (Свободная энциклопедия): [сайт]. иКЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/Космогония (дата обращения 30.05.2012).
5. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. М.: Академический проект, 2007. 239 с.
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. 384 с.
7. Новейший словарь религиоведения / авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский, под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н /Д: Феникс, 2010. 444 с.
8. Религиоведение: учеб. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др., под ред. М.Я. Ленсу и др. Минск: Новое знание, 2008. 421 с.
9. Яблоков И.Н. Религиоведение: уч. пособие. М.: Гардарики, 2010. 319 с.