Педагогические науки
УДК 37.01:001.8 (077)
Барсукова Надежда Константиновна Nadezhda Barsukova
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ КАК КОМПОНЕНТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И КОНЕЦ МИРА
STAGES OF STUDENTS VIEWS DEVELOPMENT AS A COMPONENT OF OUTLOOK ON THE ORIGIN AND THE END OF THE WORLD
Статья посвящена актуальной проблеме развития взглядов студентов как компонента мировоззрения на возникновение и конец мира на основе научных и религиозных картин мира, последние из которых изучаются с позиции науки о религии. Прописаны этапы такой работы со студентами, среди которых — рассмотрение базовых терминов, раскрывающих понятие «мировоззрение», знакомство с наукой о религии, изучение основных структурных элементов научных и религиозных космогонических и эсхатологических картин мира, оценка эффективности экспериментальной работы. Предложена совокупность методологических принципов, на основе которых реализуются эти этапы в ходе педагогического эксперимента
Ключевые слова: мировоззрение, научная картина мира, религиозная картина мира, возникновение мира, конец мира, наука о религии
The article is devoted to an urgent problem of students' views development as a component of outlook on the origin and the end of the world based on scientific and religious pictures of the world, the last of which are studied from the position of science on religion. The stages of such a work with students, among which lies a consideration of base terms, revealing the concept «outlook», acquaintance with religion science, study of the basic structural elements, scientific and religious cosmogonical and eschatological pictures of the world are registered, the efficiency of experimental work is estimated. The set of methodological principles is offered, on the basis of which these stages are realized during the pedagogical experiment
Key words: outlook, scientific picture of the world, religious picture of the world, origin of the world, end of the world, religion science
Актуальность исследования проблемы развития взглядов как основополагающего компонента мировоззрения на возникновение и конец мира связана с возрастающим пониманием в современном обществе того, что полнота осмысления личностью ряда основополагающих мировоззренческих вопросов, к которым, несомненно, относятся и вопросы космогонии и эсхатологии, определяется не только научными, но и религиозными представлениями.
Проблема нашего исследования состоит в определении совокупности этапов развития мировоззрения студентов на основе научных и религиозных космогонических и эсхатологических картин мира, последние из которых рассматриваются с научных, религиоведческих позиций, и прохождении этих этапов при организации непосредственной мировоззренческой работы с обучающимися.
В результате пилотажного исследования мы пришли к выводу о том, что развитие взглядов студентов как определяющего компонента их мировоззрения на возникновение и конец мира на основе космогонических и эсхатологических картин мира должно происходить в несколько этапов:
1) ознакомление с базовыми мировоззренческими понятиями;
2) изучение основных структурных элементов научных космогонических и эсхатологических картин мира;
3) ознакомление с основными религиоведческими терминами;
4) изучение основных структурных элементов религиозных космогонических и эсхатологических картин мира с научных и религиоведческих позиций;
5) оценка эффективности проведенной экспериментальной работы.
На первом этапе мировоззренческой работы со студентами им необходимо дать начальные базовые мировоззренческие понятия: «космогония», «эсхатология», «мировоззрение», «мир», «научное мировоззрение», «научная картина мира», «религиозная картина мира».
Космогония (греч. косцоуоу(а, от греч. коацо^ — мир, Вселенная и уоу^ — рождение) — учение о происхождении или сотворении мира, Вселенной [1].
Эсхатология (греч. вс%ато<; — последний, конечный и ^оуо^ — слово, учение) — учение о конечности мира и человека, о том или ином характере «исхода» мировой истории, наличного бытия [2; С. 814].
Далее перейдем к объяснению термина «мировоззрение». Обратившись к ряду работ по изучению этого феномена различными авторами [3; 4; 5; 6; 7; 8 и др.] и обобщив результаты их исследований, мы составили следующее понимание этого понятия.
Прежде всего, следует сказать о том, что существуют различные типы мировоззрения, каждый из которых построен на том или ином философском и методологическом основании. Это может быть естественнонаучное мировоззрение, различные типы социально-политического мировоз-
зрения ( буржуазное, коммунистическое и др.), философское мировоззрение (не только монистические — материалистическое и идеалистическое, но и другие — синтетическое ( дуалистическое) , плюралистическое, фаталистическое, детерминистское и т.д.), мировоззрение повседневного опыта (житейское), эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение, научное и паранаучное мировоззрение, религиозное мировоззрение, атеистическое мировоззрение, профессиональное мировоззрение и т.д.
Мировоззрение личности складывается из совокупности различных типов мировоззрений, причем каждый из них можно выделить лишь условно, поскольку чаще всего они не присутствуют в чистом виде, а сложным образом переплетены между собой.
В структуре любого типа мировоззрения присутствуют следующие составляющие:
а) знания (это основа, на которой создается собственно система мировоззрения личности);
б) взгляды, убеждения, принципы, ценностные ориентации и т.д. ( это структурные элементы мировоззрения);
в) поступки, действия (это проявления мировоззрения).
То есть мировоззрение — это ни что иное, как полученные личностью знания, которые «переплавились» в ее взгляды, убеждения, принципы, ценностные ориентации и т.д. и являются теперь основой деятельности, поступков данной личности.
Мировоззрению присуще так называемое мировоззренческое отношение «человек — мир», в котором мир мыслится как единое, связное, стройное, гармоничное, упорядоченное целое. Особенностью мировоззренческих знаний является то, что они являются предельно обобщенными, с помощью которых человек может осознать целостность и системность рассматриваемого мира.
Научное мировоззрение строится на базе определенной совокупности научных
знаний, которую составляют обобщенные философские, фундаментально-научные и общенаучные знания о мире. Высшей степенью обобщения научных мировоззренческих знаний выступает научная картина мира, которая дает представление о мире как целостном образовании, в отличие от обобщений меньшего порядка, рассматривавших лишь фрагменты мира. Другими словами, картина мира есть целостный и обобщенный образ мира, высшая степень систематизации знаний о мире, которая формирует особый содержательно-целостный взгляд на мир.
Научная картина мира представляет собой совокупность специальных картин, среди которых, например, выделяют [9; С. 21] общую научную картину мира, отражающую всеобщие и частные закономерности бытия мира и его областей; фундаментально-научные картины мира, отражающие общие и частные закономерности бытия мира и его областей; частнонаучные картины мира и частнонаучные картины реальности, отражающие наиболее важные закономерности в отдельных областях познания всеобщего и общего в мире; конкретно-научные картины реальности, отражающие важные закономерности некоторых конкретных наук. Особое место в структуре научной картины мира занимают, в частности, научные космогонические и эсхатологические картины мира.
Что касается религиозной картины мира, то в отношении нее, прежде всего, следует сказать, что каждая религиозная картина определена и ограничена канонами и догматами той религии, в рамках которой она осмысливается. Религиозная картина мира, как и научная картина мира, является обобщенным образом мира как единого целого. Однако в отличие от научной картины мира, выступающей мировоззренческим выражением научного знания, описывающего материальный мир, мир без Бога, центральным элементом религиозной картины является представление о высшей сверхъестественной реальности. Главной отличительной чертой рассматриваемого мира в религиозной картине мира является
его «удвоение» — деление на мир «дольний» — зримый, земной, материальный и «горний» — незримый, неземной, нематериальный, потусторонний, небесный, сверхъестественный, сверхчувственный.
Религиозная картина мира дает не просто наглядный образ мира, но формирует четкую иерархию и значимость каждого из объектов. Основанием бытия выступает трансцендентальное абсолютное бытие, а все элементы мира выводятся из этого бытия. Особую роль в религиозной картине занимает человек не только как природное, но и как духовное существо. Религиозная картина выполняет аксиологическую функцию, объясняя место, значимость и смысл жизни человека и гарантируя высшие, абсолютные религиозно-нравственные ценности [10]. Важнейшее место в структуре религиозной картины занимают космогоническая и эсхатологическая картины мира.
Кроме того, если научная картина постоянно находится в развитии и в каждый исторический период ограничена уровнем достигнутого знания, то религиозная картина дает в принципе законченное, догматическое описание мира.
После изучения базовых мировоззренческих терминов следует перейти ко второму этапу развития мировоззрения студентов. Здесь при изучении научных космогонических и эсхатологических картин мира необходимо остановиться на том, что они создавались постепенно, эволюционируя в процессе развития науки. Такое построение учебного материала позволит подвести студентов к пониманию относительного характера общепринятых взглядов на мир, поскольку овладение каждой научной картиной мира приводит к расширению и углублению личности общих знаний о мире и, как следствие, изменению её взглядов.
В отличие от научных картин, религиозные космогоническая и эсхатологическая картины мира в каждой религии являются неизменными и пересмотру не подлежат. Их изучение будет проходить на четвертом этапе мировоззренческой работы со студентами. Но прежде следует сориентировать
студентов на то, что эти картины мира будут изучаться ими с научных и религиоведческих позиций. Осознавая, что большинство обучающихся не знакомо с базовыми религиоведческими терминами, мы считаем необходимым ввести третий этап, который включает несколько пунктов:
1) первый — изучение истории возникновения науки о религии (религиоведения) и современные направления ее развития;
2) второй — изучение основ теории религии. Здесь мы предполагаем рассмотреть следующие вопросы:
а) этимология термина «религия»;
б) различные дефиниции религии;
в) принципы-критерии к построению классификаций религий;
г) структура религии;
д) функции религии.
Поскольку временные рамки намеченной мировоззренческой работы со студентами не позволят изложить космогонические и эсхатологические картины мира всех известных религиозных верований, мы предлагаем ограничиться, например, только мировыми или национальными религиями.
Следующий пункт третьего этапа мировоззренческой работы со студентами предполагает:
3) изучение их основ рассматриваемых религий по следующему примерному плану:
I. Название религии (пояснить, какую смысловую нагрузку оно несет).
II. Символ (если есть).
III. Время зарождения.
IV. Место зарождения.
V. Основоположник данной религии ( здесь мы рекомендуем изучить основные черты его личности).
VI. Объект (объекты) веры и поклонения.
VII. Основной источник получения религиозных знаний ( источник богопозна-ния).
VIII. Культ (содержание, смысл, предмет, разновидности, субъекты, средства, способы, результат).
IX. Формы религии, течения.
X. Численность последователей и др.
После изучения данных вопросов можно переходить к четвертому этапу, который предусматривает изучение конкретных космогонических и эсхатологических религиозных картин.
В заключение отметим, что изложение намеченных вопросов следует проводить на основе методологических принципов, которые были апробированы нами при проведении пилотажного исследования в рамках формирования мировоззрения студентов. Среди них принципы научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности, строгой объективности, историзма, принципов беспристрастности и безоценочности, толерантности, а также культурологического, аксиологического, герменевтического, лич-ностно-деятельностного подходов.
Результаты исследования будут полезны педагогам, так или иначе воздействующим на мировоззренческую сферу личности, например, в курсе предмета «Концепции современного естествознания» или в преподавании относительно новой для отечественного образования дисциплины — «Религиоведение».
Литература
1. Космогония. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: ru. wikipedia. ог^(дата обращения 30.05.2012).
2. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. 3-е изд.. испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 864 с.
3. Арцишевский Э.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие: научн. изд. Львов: ЛГУ, 1986. 200 с.
4. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. АН УССР. Ин-т философии / Отв. ред. В.П. Иванов. Киев: Наук. думка, 1991. 200 с.
5. Иванов В.П., Быстрицкий Е.К., Тарасенко Н.Ф., Козловский В.П. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования). Киев: Наук. думка, 1986. 296 с.
6. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: научн. изд. Н. Новгород: НГПУ, 1996. 184 с.
7. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования / Отв. ред. В.П. Иванов. Киев: Наук. думка, 1986. 294 с.
8. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования (концептуально-философский анализ). Казань: КГУ, 1989. 216 с.
9. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: научн. изд. Ч. 1. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. 250 с.
10. Цырендоржиева Д.Ш., Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура // Вестник ЧитГУ. Чита: ЧитГУ, 2011. № 12 (79). С. 28-31.
Коротко об авторе_
Барсукова Н.К., канд. пед. наук, докторант, каф. «Философия и методология науки», Иркутский государственный университет [email protected]
Научные интересы: научные и религиозные картины мира
_Briefly about the author
N. Barsukova, Candidate of Pedagogical Sciences, applicant for doctoral degree, Philosophy and Methodology of Science department, Irkutsk State University, Russian Federation
Scientific interests: scientific and religious pictures of the world